Уроки географии... Что такое платформа?

                Наиболее существенный признак современного урока географии - атмосфера сотрудничества, перемена в отношениях с учениками, вовлечение их в учение, в совместный труд учителя и учащихся. Именно поэтому я все свои усилия на уроках направляла на самостоятельную познавательную деятельность школьников, что побуждало учащихся к усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывало  творческие способности и вызывало яркое эмоциональное отношение к тем ценностям, которые были воплощены в изучаемой теме.
                Я уверена в том, что при творческом подходе к построению урока он не может быть стандартным - всегда одинаковым. Он должен охватывать множество различных форм деятельности и поэтому может быть организован в форме урока- путешествия, урока- диспута, урока – конференции и т.д.

                Много интересного отложилось в моей шкатулке памяти. Сегодня я хочу рассказать об уроке, на котором учащиеся 7 класса  сдавали зачёт по теме "Литосфера и рельеф Земли". Класс был "сложный", поэтому тему пришлось разделить на несколько составляющих...
                Понимая, что ученики не сразу готовы отвечать на вопросы и их надо "разогреть", я сначала провела небольшой экскурс-повтор в раздел "Платформа" - именно по этому разделу проводился зачёт. Мы все дружно вспомнили, что платформа — крупный устойчивый участок континентальной земной коры, характеризующийся относительно спокойным тектоническим режимом; что характерным признаком платформы является устойчивость, именно поэтому на платформах нет сейсмической активности; что так же наш материк расположен на платформе; что землетрясения происходят только на границах плит. Мы  несколько раз проговорили, что на территории России находятся две древние платформы: Восточно-Европейская (Русская) и Сибирская. Обе платформы, как обычно, имеют двухъярусное строение: кристаллический фундамент и осадочный чехол. Вспомнили, что на Земле насчитывается 11 крупных древних платформ, - только Евразия имеет в своём составе 6, между которыми находятся складчатые области разного возраста.

                В конечном итоге ученики настроились на сдачу зачёта. Всё шло по плану, все старались ответить на поставленные вопросы. Кто-то ошибался, и я их поправляла, кто-то подсматривал в записи тетради - я разрешала. Главное, что все работали с атласами, с картой у доски... И вот время пришло отвечать ученику, назовём его Александром, который игнорировал мой предмет и не только, весь урок хихикал, задирал рядом сидевших одноклассников, отпускал плоские шуточки и верными шагами шёл к двойке за годовой учебный процесс. Но я его присутствие на уроке игнорировать не могла, и поэтому ему был тоже задан вопрос: - Что такое платформа? До него на этот вопрос уже ответил практически весь класс! Александр выпучил глаза, как будто он впервые слышит это слово. Потом начал крутить своей головой по сторонам, ища поддержки и подсказки. Надо сказать, что он так "достал" своих одноклассников, что никто не хотел ему помочь. И тут, среди гробового молчания, раздался писклявый голос с последней парты: - Платформа - это устойчивая часть земной коры... "Неуч" вздрогнул, оглянулся назад и спросил: - О! Кто это такой умный у Вас?.. А на последней парте сидел мой сынишка - первоклассник, которого я забирала из школы после того, как он отучится с первой смены и мы вместе бежали на остановку, садились в автобус и ехали на другой конец города, где я вела уроки во вторую смену в своей школе. Сынок тихонечко сидел и писал в тетрадках цифры и буквы, ну и слушал, естественно, о чём говорится на уроке... Потом признался, что ему так надоело слушать про эту платформу и то, что плохой ученик не мог запомнить что это такое, что решился подсказать ему, тем самым облегчить своей мамочке работу. И что вы думаете? Даже после подсказки "Митрофанушка" не смог чётко повторить то, что услышал. А сынок ещё не раз бывал на моих уроках, что нас очень сближало, и Александр, когда ему нужно было отвечать, поворачивал свою голову к моему сыну и с грозным лицом шипел: - Ну? - ожидая подсказки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сын поступил и закончил педагогический ВУЗ(и не только). Бывает, что я иногда для поднятия настроения задаю ему вопрос: - Что такое платформа? На что он мне чётко отвечает, что это наиболее устойчивый участок земной коры... И мы дружно смеёмся, вспоминая тот самый урок!..


Рецензии
Татьяна, замечательная прозаическая миниатюра! Вы так всё интересно, увлекательно, с юмором рассказали, что, читая, тут же оживает перед глазами тот запоминающийся урок по географиии по теме: " Что такое платформа?"
Одно время тоже преподавала в школе географию, правда, стаж преподавания географии у меня небольшой.

С уважением и пожеланиями всего самого наилучшего!

Светлана Никитина 7   27.06.2024 12:41     Заявить о нарушении
Вот так вот и встречаешь на просторах Стихи.ру своих по духу
и по профессии людей!..
Спасибо, что почитали и откликнулись! Я, когда зашла в гости к Вам
на страничку, сразу поняла, что Вы с природой связаны неразрывно...

С теплом души,

Татьяна Гассан   27.06.2024 12:45   Заявить о нарушении