Слово в песне. Выпуск 7
91. Песня «Летний диско-бар». Автор стихов — Сергей Туманов, исполнительница — Каролина.
Вот начало песни:
«Летний диско-бар,
яркие огни горят его.
Музыкальный бал
танцевали мы легко...»
Опять какая-то неувязка в терминологии. Танцевать можно танец, а танцевать бал нельзя — танцевать можно только НА балу. Но по-другому «не лезет» в ритм — значит, можно поступиться смыслом.
92. Опять приходится говорить либо о словах-«затычках» либо, как речь пойдёт в нижеследующем примере, о частях слова - «затычках».
Песня «Воскресение». Автор стихов — Сергей Льясов, исполнитель - Жан Татлян.
Великолепная музыка Арно Бабаджаняна. Великолепное исполнение моего самого любимого певца. Но что мы слышим в последнем куплете?
«Сердце к сердцу тянется -
вот какой денёк!
Пусть всегда нам светится
счастья огонёк».
С тем, что огонёк может светиться, никто спорить не будет. Но в сочетании со словом «нам» это «светится» выглядит нелепо. Правильно: «нам светит», но тогда опять не лезет в ритм. Поэтому поэт без затычки «тся» не обошёлся.
93. Песня «Оттепель». Автор стихов — Константин Меладзе (он же — автор музыки), исполнительница — Паулина Андреева.
Фрагмент второго куплета:
«Я в тебя упаду белым камешком,
в глубину твоих глаз неземных».
Образность, конечно, похвальна, когда она в меру. Но здесь, по моему мнению, она зашкаливает. Упасть камешком в глубину глаз? Сразу вспоминается «Вождь краснокожих»: «Ты попал дяде булыжничком прямо в глазик. Сделал бо-бо».
Глаза пожалеть надо. Впрочем, Константин Меладзе — хороший композитор, а вот поэт ли он?
94. Песня «Пуэрто-Рико». Автора стихов мне найти не удалось, исполнитель — Влад Сташевский.
Фрагмент песни:
«А юбки твои, мелькая, призывно зовут: лови.
Ты дрогнула, уступая, и губы твои в крови.
ПРИПЕВ:
Розы твои мертвы, Пуэрто-Рико,
губы твои в крови, Пуэрто-Рико,
слёзы моей любви, Пуэрто-Рико,
я не вернусь, не жди, Пуэрто-Рико».
Т.е. из текста куплета явно следует, что речь идёт о женщине. Но... Вы когда-нибудь слышали такое женское имя: Пуэрто-Рико? Я — нет. Страну такую знаю, женское имя — нет. Но, если, всё-таки, текст припева обратить к стране, то получается ещё больший бред.
95. Песня «Таю». Автор стихов (он же — автор музыки) — Александр Шульгин, исполнительница — Валерия.
Песня начинается так:
«Подарю я тебе, себя подарю,
подарю, как самОй себе».
Забавная образность! Сразу хочется перефразировать волка из «Ну, погоди!»: «Лучший мой подарочек — это я». Ну и, если дальше дать волю фантазии... Как мужчина воспользуется «подарком» - понятно. Но вот что будет делать женщина, подарив себя самОй себе?
Хотя музыка прекрасная.
96. «Песенка о колесе». За давностью имя автора стихов мне найти не удалось, а исполнитель — Вадим Мулерман.
Здесь обращает на себя внимание припев:
«Жил такой чудак человек, мир его не помнит в лицо,
он в забытый век, в давний век, взял да изобрёл колесо.
Нас теперь поймай, догони, едем мы, сердца веселя,
и коляски едут с детьми, и в коляске едет Земля...»
Впечатлил образ Земли, едущей в коляске. А, впрочем, чего не сделаешь ради рифмы?!
97. Песня «Императрица». Автор стихов (он же — автор музыки) — Игорь Николаев, исполнительница — Ирина Аллегрова.
В песне есть такие слова:
«Только сердцу не прикажешь — сердце просит продолжения любви,
и вечерний экипаж её уносит на окраину Москвы».
Оставим рифму «любви — Москвы». Для попсы это нормально.
Интересно другое. Все императоры и императрицы «дислоцировались» в Петербурге. Что же это за скоростной экипаж, который может доставить императрицу из Петербурга на окраину Москвы, а потом ещё и обратно, чтобы успеть к утру вернуться? Версия может быть только одна — что императрица проводит в Москве свой очередной отпуск.
98. Когда-то Леонид Утёсов исполнял песню, в которой были такие слова:
«Еду-еду-еду я по свету
у прохожих на виду,
если я машиной не доеду,
значит, я пешком дойду».
Когда мой сын был маленьким, то как-то, услыхав эту песню, он воспроизвёл её по-своему:
«Еду-еду, значит, я пешком дойду».
Требовать логики от трёхлетнего ребёнка явно не стОит. Но как быть, когда эта самая логика отсутствует в текстах поэтов-песенников? И вот пример.
Песня «Что нам остаётся от любимых?» Автор стихов — Дмитрий Иванов, исполнитель — Валерий Ободзинский.
В одном из куплетов слышим:
«Остаются тысячи неспрошенных
«почему?», «зачем?» и «отчего»,
остаётся, в общем-то, хорошее,
хоть не остаётся ничего».
«Остаётся хорошее» - и тут же «не остаётся ничего». Явно логика хромает.
99. Песня «Охотница Диана». Автор стихов — Лариса Рубальская, исполнитель — Валерий Леонтьев.
Фрагмент второго куплета:
«Взгляд Дианы опасней капкана,
он стреляет верней, чем ружье.
Ты не знаешь, богиня Диана,
что поранила сердце мое,
что твои оголтелые стрелы
у меня застревают в груди...»
«Оголтелый» (из википедии) - Буйный, несдержанный, потерявший всякое чувство меры. Буйные, несдержанные стрелы? Ну-ну...
100. И завершить песенно-критический разбор мне хочется примером из песенной классики.
«Широка страна моя родная» («Песня о Родине»). Автор стихов — Василий Лебедев-Кумач, исполнители — разные.
Вот фрагмент текста:
«Наши нивы глазом не обшаришь,
не упомнишь наших городов...»
Ну, «обшаришь» - ладно; не самое удачное слово, но, как рифму к слову «товарищ» из второй половины куплета, можно принять.
Но вот зачем надо «упомнить» (видимо, в значении: «запомнить», «запечатлеть в памяти») городА? Так и представляю себе иностранного туриста, поставившего целью запомнить не просто названия тех городов СССР, где он побывал, но и что он видел в каждом городе. Так можно перенапрячь память, а потом, как ильфо-петровскому отцу Фёдору, приснится царица Тамара. Куда уместнее, на мой взгляд, выражение «не объедешь».
Спасибо за внимание.
Свидетельство о публикации №124062403858
За "Оттепель" мне обидно. Хорошая песня. Жаль , что камешек любви вызвал ассоциацию с булыжничком О Генри.
А больше всего мне понравился подарок самой себе и парафраз из "Ну,погоди"- "лучший мой подарочек -это я".
Графман Леонид Давидович 30.06.2024 08:48 Заявить о нарушении
Что касается "заступаемой" (или "заступленной")тобой песни, то я не настолько нагл, чтобы лишать читателей права на своё мнение. По предыдущим выпускам тоже был ряд комментариев, где читатели выражали несогласие со мной. Это нормально.
Ну, а мой интерес к отечественной (хоть и ты, и я живём сейчас в других странах, но, всё равно, огромный кусок из жизни не выкинуть - я прожил в Москве почти до 50 лет,- так что слово "отечественной" вполне допустимо)эстраде существует ещё со школьных лет. И, в принципе, я к ней, всё равно, хорошо отношусь, и даже с удовольствием слушаю песни с "ляпами", поскольку предпочтение отдаю музыке. Но, тем не менее, что-то "зачесалось" сделать подобный анализ. 👴 😉 🤣 😊
Жму!
Григорий Липец 30.06.2024 17:12 Заявить о нарушении