День Вермеера

А я пойду домой к Вермееру.
Ведута*, жёлтая стена,
Пространства крыш подобны вееру,
В реке же светскость не видна.**

Одна мечтательность, не боле,
И отразительность. Сюжет
Нас остановит поневоле
Стихом салфеточных манжет.***

Запишем: Бытие клубилось,
Всё угрожая… дождь не шёл,
Реки мертвеющая милость
Благоговела хорошо.

Стояли люди, наблюдали,
И повседневно жизнь текла.
А к прочему какие дали –
Пусть нам споют колокола.

Вот тут они, разнообразны,
Как речка, молвят обо всём.
И где-то Там в Сады Прекрасны
Пускай нас Ветер унесёт.****

24.06.2024

Картина «Вид Делфта»

*ведута – жанр живописи
**веер  - символ светскости
***читала, что поэты серебряной эпохи иногда записывали стихи, за неимением бумаги, на салфетках и манжетах рубашки.
****Ветер Вдохновения
___________________________________________

«День Рихтера-Вермеера» - так называется плейлист музыки, составленной мною незадолго до войны, кажется, в период изоляции Пандемии, когда я узнала о последнем желании Святослава Рихтера из этой книги:
Ю. Борисов. По направлению к Рихтеру ( 20 глава. «Вид Дельфта») – можно найти на сайте «Святослав Рихтер – книги»

Я подумала о том, как же это прекрасно прожить было бы! И что я могу это сделать в своих условиях – выходя вместо той реки к своей, слушая музыку – всю, что запланировал Рихтер, медитируя на природе, взглядывая на картину Вермеера в телефоне, размышляя.
 Ведь Рихтер так замечательно построил программу от ночи к ночи, через утро, день и вечер – как жизнь человеческую из небытия в небытие ( телесное, конечно, ибо дух – всегда Бытие). Он выбрал те музыкальные произведения, которые он бы там сыграл, глядя на пейзаж Вермеера, хоть и спустя столько лет.
Это настоящий духовный опыт, который хочется прожить. И даже война не отбила у меня это желание. Подошёл самый длинный день в году -  и мне хочется провести его от рассвета до заката на берегу реки, созерцая. Вот только война забрала физические силы. Поэтому я, преимущественно, могу прожить это через последовательность музыки всех времён суток. Я могу подумать.
Почему до сих пор мне хочется продолжать эту идею Рихтера, давая ей жизнь? Потому что гениям никто в этой жизни не помогает, они всё сами, и потом поддерживают друг друга, и духовный мир друг друга продлевают. Это такая духовная потребность родства.
Да, конечно, Святослав Рихтер не был обижен в земной жизни, да и Вермеер жил неплохо -  особо умиляют сведения о том, что его картины покупали пекарь и хозяин печатной мастерской. Он писал не «для народа», а по заказу своих меценатов. Но когда случилась голландская война, картины перестали покупать, и он, бедный, впал в уныние и вскоре умер. Ещё раз всё это подтверждает мысль о том, что искусство – роскошь, существует для избранных, и может жить только в избытке мирного времени. Это сливки на молоке. Пекарь и печатник – избранные? Да, потому что стремились к прекрасному и могли его оплатить и поддержать художника.
И ещё для искусства очень важно мастерство и те, кто может его понять и оценить - до уровня "Если музыкальный приём виден и слышен, значит, он выполнен неверно". Это не только музыки касается, но и всего на свете. Ну, возьми, Вермеер, покрась ультрамарином ещё одну какую-нибудь крышу -  и всё, гармония нарушена. Нарочитость и сделанность - худшее, что может быть в искусстве. Но зато так убеждаешься, что талант - врождённое и Божие в человеке. Хотя высокий вкус воспитать можно. Особенно мне всё это видно в музыкальном исполнительстве и стихах, потому что с детства причастна.

Но что теперь? Вермеер, как и всё великое материальное искусство, очень дорог, его все ценители знают. А Рихтера знают очень немногие. Пусть так. Но он оставил нам свои мысли и записи, в которых слышно и видно мышление гениального человека.
Поэтому до сих пор идея Дня Вермеера-Рихтера притягательна для меня.
Полагаю, что, пройдя этот путь сквозь мысли и ощущения, промедитировав на эту картину, вы тоже что-то обретёте.
Быть может, кто-то когда-то организует это действо: соберёт группу людей, и они с ночи до ночи будут сидеть на том песчаном берегу, слушать рояль, играющий им всю эту музыку бытия… А может, это что-то несбыточное, что можно прожить лишь в своём воображении.
К сожалению, мой плейлист здесь  не отображается, поэтому -

Привожу слова Рихтера из книги Ю. Борисова:

Знаете, какая мечта? Сыграть в Дельфте! На той точке, где стоял художник. Там есть домик. На самом верху установить рояль. Совершенно ясно, что Вермеер писал с верхнего этажа. Играть целые сутки, до тех пор, пока не свалюсь. Тот, кто будет слушать, устроится на песочке, вокруг дома.
В Желязовой-Воле, где родился Шопен, тот же принцип: пианиста не видно, все ходят по саду, развесив уши.
Играть только миниатюры! Я должен смотреть в окно и выбирать, что играть - по расположению солнца, по густоте облаков, по тому, как ложатся световые пятна.
Начинать ночью. Конечно, с "Террасы, посещаемой лунным светом". Несколько интермеццо Брамса (es-moll, e-moll). Последнюю из "Nachtstuecke" Шумана. Это - ночная музыка.
На рассвете лучше всего Шуберта - он наверняка был "жаворонком". Парочку лендлеров и самый длинный "музыкальный момент". К нему - опять Дебюсси, десятый этюд! Это его время!
К заутрене - Баха. Сыграть "Каприччио на отъезд любимого брата", с-moll'ную фантазию.
Если солнце с утра не выйдет, то хорошо а-moll'ное рондо Моцарта. Если такое же состояние, как у Вермеера, - то G-dur'ная багатель Бетховена. Это объективно то настроение - взгляд с другого берега.
Когда солнце в зените - то, скорее всего, Чайковский: Баркарола. Кто-то захочет искупаться.
Пусть оживление вносят Рахманинов (С-dur'ный "музыкальный момент") и Равель ("Игра воды")!
После прокофьевских "мимолетностей" можно на часик вздремнуть. Где-нибудь с четырех до пяти.
Когда начнет вечереть - еще раз Чайковский: "Вечерние грезы" несколько сентиментально для Дельфта, но ведь это же мой Дельфт - не Вермеера!
Не пропустить вечернюю службу! Если утром был Бах, то сейчас Гендель - моя любимая "ария с вариациями" из Третьей сюиты. Гаврилов всегда немножечко ерзал, когда я ее играл.
На вечер много припасено. Ну, "Вечером" Шумана и "Вечерние гармонии" Листа - сам Бог велел. Обязательно два скрябинских танца, ор.73. Надо окунуться в средневековье! Кто сказал, что "Темные огни" - это "пляски на трупах"? Сам Скрябин, наверное. Но это еще не "черная черта". Разрядить надо карнавалом - но не "Венским", а "Бабочками" - там из-за шторок доносятся женские смешки и часы бьют двенадцать!.. Но можно разрядить и "Венским карнавалом".
Шопен - после двенадцати! Демонический, изломанный, мистический, капризный, несимметричный, мужественный, божественный! В довершение - Седьмой этюд из ор.25. Это уже прощание, смерть. После этого ничего не может быть.
Самое трудное - все это выдержать. После каждой пьесы - фотографировать Дельфт! Ведь говорят, что Вермеер пользовался камерой - обскура.
Немного закружилась голова. Кажется, я не ел картошки...
Я бы вас пригласил на такой концерт. Вы приедете? Устроитесь там, на песочке, с термосом. Будете слушать меня, но не видеть!
Скрябин бы сказал: "le reve prend forme..." - сон оформляется!

__________________________

А почему "милость реки - мертвеющая"? Потому что мёртвый штиль. В такое время парусные суда стоят. Безветрие для парусных так же плохо, как и многоветрие ( то есть шторм). Замечательные корабли ходили по рекам и морям во время Вермеера - олицетворение красоты и гармонии.

_


Рецензии
Великолепно, браво!

Кепежинскас Павел   27.06.2024 05:22     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Павел! Я редко получаю рецензии и понимание. Благодарю Вас. Возьмите себе все знания и музыку, в это переживание собранную, пусть она Вам в жизни поможет!

Инесса Чернявская   27.06.2024 16:38   Заявить о нарушении