Зависть. Влияние на мышление

ЗАВИСТЬ — ЧУВСТВО, КОТОРОЕ МОЖЕТ ОТРАВИТЬ МЫШЛЕНИЕ.
 
Зависть — чувство, которое может отравить мышление. Она была у Наполеона Бонапарта. У Юлия Цезаря. У Александра Македонского. При всей их славе и могуществе сердце каждого из них было отравлено ядом зависти.

«Наполеон завидовал Цезарю, Цезарь — Александру Македонскому, а тот, осмелюсь предположить, завидовал Геркулесу, который никогда не существовал»,— написал английский философ Бертран Рассел. Зависть может овладеть каждым — независимо от того, насколько он богат, талантлив и успешен в жизни.

Зависть — это чувство досады, вызванное достатком, благополучием, превосходством или положением другого. В одном библейском справочном труде объясняется, чем отличается зависть от ревности: «Слово „ревность“ подразумевает желание быть не хуже других, а слово „зависть“ — желание лишить другого того, чем он обладает». Завистливый человек не просто желает того, что имеют другие, он хочет, чтобы у них этого не было.

Важно узнать, как зависть может поселиться в нашем сердце и к чему это может привести. Ещё более важно узнать, как не позволить ей овладеть нами.

ЧТО МОЖЕТ РАЗДУТЬ ПЛАМЯ ЗАВИСТИ.

«Склонность к зависти» есть у всех несовершенных людей, однако определённые факторы могут её усилить (Иак. 4:5). Указывая на один из них, апостол Павел написал: «Не будем становиться тщеславными, не будем подстрекать друг друга к соперничеству и друг другу завидовать» (Гал. 5:26). Да, нашу врождённую склонность к зависти может усилить соперничество.

ЧЕМУ НАС УЧАТ БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ.

В Библии содержится много предостерегающих примеров (1 Кор. 10:11). Рассмотрев некоторые из них, можно увидеть, как зависть возникает и как она может отравить жизнь тем, кто позволяет ей развиться.

Например, первый сын Адама и Евы, Каин, разозлился, когда Бог принял жертву Авеля, а его жертву не принял. Каин мог бы поступить правильно, но, ослеплённый завистью, он убил своего брата (Быт. 4:4—8). Понятно, почему Библия говорит, что Каин «был от Злого», Сатаны! (1 Иоан. 3:12).

Десять братьев Иосифа завидовали тому, что отец любил его больше их. Они возненавидели Иосифа ещё больше, когда он рассказал им свои пророческие сны. Они даже захотели убить его! В конце концов они продали своего брата в рабство и жестоко обманули отца, сказав, что Иосиф мёртв (Быт. 37:4—11, 23—28, 31—33). Годы спустя они, признавая свою вину, говорили между собой: «Несомненно, мы виновны в том, что стало с нашим братом, ведь мы видели страдание его души, когда он молил нас о пощаде, но не захотели его слушать» (Быт. 42:21; 50:15—19).

У Корея, Дафана и Авирона зависть возникла, когда они стали сравнивать свои почётные обязанности с теми, которые были доверены Моисею и Аарону. Они обвинили Моисея в том, что он хотел «быть полновластным князем» и возвышался над другими (Чис. 16:13). Это была ложь (Чис. 11:14, 15). Бог лично назначил Моисея. А эти мятежники завидовали положению Божьего пророка. Их зависть привела к тому, что Бог уничтожил их (Пс. 106:16, 17).

Царь Соломон увидел, как далеко может зайти человек, одержимый завистью. Одна женщина, у которой умер новорождённый ребенок, попыталась обмануть женщину, жившую с ней в одном доме, подложив ей своего мёртвого ребенка и забрав у неё живого. Во время судебного разбирательства лгунья даже согласилась, чтобы живого ребёнка убили. Однако Соломон понял, кто настоящая мать, и повелел отдать ребёнка ей (3 Цар. 3:16—27).

Зависть может привести к ужасным последствиям. Из рассмотренных библейских примеров видно, что она может породить ненависть, несправедливость и толкнуть человека на убийство. Кроме того, ни в одном из тех случаев человек, которому завидовали, не заслуживал плохого обращения. Что можно сделать, чтобы нами не овладела зависть? Есть ли от неё противоядие?

ДЕЙСТВЕННОЕ ПРОТИВОЯДИЕ.

Развивайте горячую любовь к соверующим. Апостол Пётр побуждал христиан: «Теперь же, когда вы очистили свои души через послушание истине и поэтому имеете нелицемерную братскую любовь, горячо любите друг друга от всего сердца» (1 Пет. 1:22). Какой должна быть эта любовь? Апостол Павел написал: «Любовь долготерпелива и добра. Любовь не ревнива, не хвастлива, она не превозносится, не ведёт себя неприлично, не ищет своего» (1 Кор. 13:4, 5). Если христианин развивает такую любовь, то в его сердце не останется места для склонности завидовать (1 Пет. 2:1). Ионафан не завидовал Давиду, потому что «полюбил его, как свою душу» (1 Цар. 18:1).

Общайтесь с богобоязненными людьми. Составитель 73-го Псалма позавидовал нечестивым, которые безмятежно жили, утопая в роскоши. Однако он превозмог свою зависть, когда пришёл в «величественное святилище Бога» (Пс. 73:3—5, 17). Общение с единоверцами помогло псалмопевцу увидеть благословения, которые он обрёл, приближаясь к Богу (Пс. 73:28).

Стремитесь делать добро. Заметив, что в сердце Каина развились зависть и ненависть, Бог побудил его делать добро (Быт. 4:7). Как христиане могут делать добро? Иисус сказал, что мы должны любить «Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом» и «ближнего, как самого себя» (Матф. 22:37—39). Если наша жизнь сосредоточена на служении Богу и заботе о других, то это будет приносить нам глубокую радость, которая послужит действенным противоядием от зависти.

НЕЛЁГКАЯ БОРЬБА.

Борьба с завистью требует постоянных усилий. Зависть — это одно из «дел плоти», с которыми должны бороться христиане (Гал. 5:19—21). Если мы не позволяем зависти овладеть нами, мы становимся более счастливыми и радуем нашего небесного Отца.


Рецензии