Лучший певец планеты Земля
Вот они-то, «Голубые огоньки» того времени, мне запомнились более всего. В «Голубом огоньке» я и увидел впервые его – ослепительного Муслима Магомаева. Лучшего певца планеты Земля.
И вот что удивительно: экран был маленький, черно-белый, тускловатый, а Муслим – ослепительный! В этом «Огоньке» он исполнил две песни: итальянскую «Ты мне нравишься» и советскую «Шагает солнце по бульварам». Боже мой, как он отличался от всех, кто пел до него и после него! Отличался божественным голосом, потрясающей внешностью, слегка застенчивой и абсолютно открытой, обнажающей прекрасную душу улыбкой, раскованными движениями на сцене, внутренней свободой и высокой культурой, которые в нем органично сочетались друг с другом.
А через несколько лет, в начале семидесятых годов, я увидел его на сцене. Должен сказать, что до него, еще учась в школе, я видел многих прекрасных советских и зарубежных певцов. Хотя и жил во глубине сибирских руд. И даже глубже этой глубины – в городе Прокопьевске, который в те времена называли угольной жемчужиной СССР. В шестидесятые-семидесятые годы, да и позже, в этой жемчужине побывали многие артисты. Выступали они, в основном, в самом большой нашем Дворце культуры имени Артема.
А мама моя в шестидесятые работала заместителем секретаря парткома шахты, на балансе которой находился этот самый ДК. И она всегда покупала билеты на все концерты всех знаменитостей, гастролировавших в Прокопьевске. Именно покупала, хотя у руководителей шахты в этом ДК был немалый лимит бесплатных мест. Но так уж она была устроена, что всегда и за все платила сама. Хотя свободных мест и без руководительского лимита было полно. Балкон и галерка, случалось, пустовали даже на концертах самых знаменитых артистов.
А в этом Дворце культуры в те времена побывали великолепнейшие советские и зарубежные артисты. Георг Отс, Борис Штоколов, Эмиль Горовец, Татьяна Шмыга, Гелена Великанова, Майя Кристалинская, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, вокально-инструментальный квартет «Аккорд», Тамара Миансарова, Валерий Ободзинский, Анна Герман, Джордже Марьянович, Карел Готт, Янош Коош. И это далеко не все имена. А только те, которые вспомнились сейчас. И всех этих артистов я видел до Муслима Магомаева.
Правда, Муслим Магомаев пел не в ДК, а в Драматическом театре. И билет на него пришлось «доставать» в самом простейшем смысле этого слова. Мест в Драмтеатре было больше, чем в ДК имени Артема. Но на концерте Магомаева не было ни одного свободного.
Имена перечисленных выше артистов – сверкающие бриллианты. Потрясающие впечатления я в детстве и юности получил от каждого. И от их голосов, и от того, как они просто выглядели. Все-таки в Прокопьевске такие прекрасные женщины и мужчины, как Татьяна Шмыга, Анна Герман, Георг Отс, Джордже Марьянович, на улице не встречались. Уже только видеть их – было большой радостью. Но все-таки все они были люди. Прекрасные люди на сцене.
А когда на сцену вышел Муслим Магомаев – на сцену вышел бог. Конечно, не тот бог, имя которого следует писать с большой буквы, а вечно юный древнегреческий ослепительно красивый бог. Возможно, Аполлон или сам Зевс, принявший обличье Магомаева. Бог был одет во фрак и в первом отделении пел арии из опер. И я впервые в жизни (а мне было уже лет 17 или чуть больше) с потрясающей силой понял, что опера – это великое искусство. А несколько позже я понял и другое: опера – великое искусство, до уровня которого эстрада может дотянуть только в том случае, если на эстраде – Муслим Магомаев.
Первое отделение Магомаев закончил своей совершенно неповторимой после него «Вдоль по Питерской». Зал встал и овациями упросил певца повторить ее на бис. И Магомаев спел. Но не повторил, а спел совершенно по-другому. С вплетением восточного орнамента в некоторые фрагменты. Зал понял олимпийский юмор певца. Это была не песня – это был спектакль, все роли которого – и миленького, и лапушки, и кумы с кумом, и судака, и тройки, и колокольчика – блистательно сыграл Магомаев.
Потрясающим был финал. Правда, тут надо иметь небольшое представление о внутренней архитектуре прокопьевского Драмтеатра. Одна из главных его особенностей – огромная пятиэтажная люстра, вокруг которой – широченная винтообразная мраморная лестница, ведущая с первого этажа до пятого. От гардероба до балкона. Когда Магомаев шел к финалу второго варианта «Вдоль по Питерской», я стоял в дверях зала. И когда он, в самом финале, спел свое молодецкое «Э-э-э-э-х!», этакое супер-воплощение русской удали, звук его голоса могучей волной прошел мимо меня и заставил поглядеть на люстру. И, это была мистика – пятиэтажная люстра вспыхнула всеми цветами радуги и зазвенела. Я подумал: рухнет! Но, слава Богу, удержалась…
А какой с ним был оркестр! Ни у кого из перечисленных певцов в те времена такого оркестра не было.
Потом я был еще на нескольких концертах Магомаева в разных городах СССР и России. Последний раз видел его на сцене кемеровской филармонии в 2002 году. Магомаев пел без оркестра. Музыкальное сопровождение – в записи. Естественно пел он живым голосом. Иногда аккомпанировал себе сам. Если кто-то не знает: он – не только гениальный певец, но и блистательный пианист.
А голос был все тот же – молодой, могучий, яркий магомаевский голос.
В 2002 году Магомаев создал свой великолепный сайт, где все его шедевры можно скачать бесплатно. Несколько лет он общался на сайте со своими поклонниками. Сайт работает и сегодня. И по завету Маэстро его шедевры и сегодня доступны каждому желающему.
Свою последнюю песню Гений написал и исполнил в 2007 году. Это была его песня на стихи Сергея Есенина «Прощай, Баку». Записал ее Магомаев в своей домашней студии. И, возможно, это единственная песня, исполнение которой никто, кроме близких людей Магомаева, не видел. И я не знаю, существует ли видеозапись этой песни? Но звук есть. Голос Магомаева на этой звукозаписи также прекрасен, как в молодости.
Под звуки этой песни в скорбном октябре 2008 года плачущие бакинцы несли его на своих руках в бессмертие…
В бессмертие, в которое он шагнул совсем юным, в начале шестидесятых, спев на весь Советский Союз, на весь мир – «Бухенвальдский набат», который до сих пор звучит в ушах его поклонников вместе с «Королевой красоты», «Синей вечностью», «Свадьбой», «Мелодией», «Кони-звери» и десятками других шедевров Гения.
Свидетельство о публикации №124062303770