Азбука моряка
Чтобы в море выйти смело,
Выучи всё быстро «дело»…
АБОРДАЖ
Пираты современные,
но тактика вчерашняя,
когда исход сражения
решает рукопашная.
АРМАДА
Так именуется с опаской
обычный флот, но по-испански.
АТ`ОЛЛ
Не то, чтобы земля,
но с гаванью для корабля
БАК
Не ближний родственник ведра
или цистерны,
а вроде, как бы голова,
Точнее, лоб, наверно.
БАКШТ`АГ
Чем более зефир в корму,
тем проще следовать ему,
а курс поправит корабля
движенье плавное руля.
БАЛЛАСТ
Сей груз не даст под всеми парусами
перевернуться со спины на грудь.
А ноша та, которая не тянет,
поможет глубже, коль захочется, нырнуть.
БЕСЕДКА
Пускай сведён к скамеечке комфорт
и иногда сидеть мешает качка,
она шутя до места донесёт
того, кто красит борт и даже мачту.
БОРТ
Скуластая граница
плавучей единицы
БОЦМАН
И ругаться мастак и надраться хорош,
Но другого такого няня всем не найдёшь!
БОЧКА
Причалом на короткий срок
послужит этот поплавок
БРИЗ
Исправно продувает уши
на сушу – днём, а ночью – с суши
БУЙ
Порой ответит только бог
к чему привязан поплавок.
БУКСИР
Силён трудяга – будь здоров:
заменит сотню бурлаков!
БУХТА
Изогнутый подковой плёс
и бубликом лежащий трос
ВАТЕРЛИНИЯ
Всю жизнь на корабельной службе
символизирует она:
всё выше – Океан Воздушный,
всё ниже – царство Нептуна.
А ежели наоборот –
перевернулся пароход.
ВЕСЛО
Ему по летописям древним,
как минимум, пять тысяч лет:
При штиле или встречном ветре
надёжней двигателя нет.
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ
Записан в паспорт брутто-нетто
вес по закону Архимеда.
ВОЛНЕНИЕ
И пук на дне и ветра шквал
накатывают вал на вал,
не в пылко трепетной груди,
а по поверхности воды
Г`АВАНЬ
Сверхуютная парковка
для заправки и ночёвки
ГАЛС
Меняя позы бесконечно,
виляй кормой при ветре встречном
ГИРОКОМП`АС
Раскрученный, он неустанно
норд держит по меридиану
ГОНД`ОЛА
Несимметричное авизо
для романтичного круиза
ДОК
С могучим кораблём-портом
не сможет даже образно сравниться
не только от болезней всех больница,
но даже в чём-то и роддом.
ДРЕЙФ
Не в силах плыть куда-то сам,
корабль доверился волнам.
ЕСТЬ!
Ответив капитану этим словом,
приказ исполнить точно будь готовым.
ЖУРНАЛ (судовой)
Читается от корки и до корки,
как авантюрно-приключенческий роман.
И в нём полно ответов на кроссворды,
что щедро составляет океан.
ИЛЛЮМИНАТОР
В него ты сколько ни смотри,
снаружи – видишь только лик,
Но в освещённом изнутри –
интимной жизни краткий миг.
К`АМБУЗ
Прикормовой варитель корма
надёжно защищён от шторма,
но каждый корабельный кот
его по запаху найдёт.
КАПИТАН
Для корабля морской игрок,
а для команды царь и бог!
КАЧКА
Какие песни в детстве пели,
любя крылатые качели!
Но тошно и тебе и мне
качаться сутки на волне,
а, раскачавшись слишком сильно –
перевернуться кверху килем.
КАЮТ-КОМПАНИЯ
Так с поэтической издёвкой
зовётся корабельная столовка,
КИЛЬВ`АТЕР
Идущим гуськом,
в порядке таком
попавшим в струю,
я славу пою!
КИЛЬС`ОН
В обнимке с килем очень прочной,
он – корабельный позвоночник.
КЛИВЕР
Косой передний парус корабля,
при встречном ветре – антипод руля.
КОЙКА
Легка, компактна и мягка,
надёжна в шторм и безопасна…
В полуобъятьях гамака
кто спал – тому уже всё ясно.
КОЛОКОЛ
На нём не только по утрянке –
в час п`о два раза бьются склянки.
А если н`а море туманно,
звонить обязан постоянно.
КОМП`АС
В простом невинном разговоре
экзаменовочка легка:
по ударенью в этом слове
узнают точно моряка.
КОНВОЙ
Отважный караван судов
под кораблей эскортом
с Нептуном встретиться готов,
с пиратами и даже с чёртом.
КОНЦЫ
Для ритуала встреч-прощаний
незаменимый атрибут.
Их принимают на причале,
а при отходе отдают.
КОР`АБЛЬ
От судна отличается примерно
он, как от штатского военный.
К`ОРТИК
С ним офицеры-моряки
дружны до гробовой доски.
КОРМА
Всяк скажет, восхищенья не тая:
«Округлейшее место корабля!»
КУРС
Его всего лишь за минуту
меняет круто или плавно
не отношение к валюте,
а просто воля капитана.
ЛАГ`УН
Не самовар он, а простой
бачок с водою питьевой.
Л`ОЦМАН
Все мели в шхерах знает назубок,
но тоже ошибается чуток…
Л`ЮВЕРСЫ
Круглые петельки у парусов,
нет, не для пуговиц, а для шнурков.
МАТРОС
Не тот, кто клёшами метёт
в портовых кабаках сигар окурки,
а кто Морской Устав блюдёт
на кораблях снор`овисто и юрко.
МАЧТА
Красавицу представлю я
одной сентенцией избитой,
что «без неё нет корабля,
а есть лишь гордое «корыто»
МА`ЯК
Колосс одноногий с мерцающим глазом
к значительной точке на карте привязан.
МЕЛЬ
Подводная земля,
опасная для корабля.
МИЛЯ МОРСКАЯ
Всего лишь минута дуги, как ни странно,
Земного меридиана –
МОРЕ
По мненью моряка любого,
предельно кратко говоря,
объединяет это слово
ВСЕ ОКЕАНЫ И МОРЯ.
МОСТИК
Для рулевого с капитаном –
кругообзор и дальний вид.
Но очень тесно двум баранам
на нём, коль море заштормит.
НАВИГ`АЦИЯ
Сезон, когда вода
свободна ото льда.
Н`АЙТОВ
Трос для привязки и для связки
тех, кто волной боится тряски.
НОРД
На море, речке и пруду –
курс на Полярную звезду.
ОБРЕЗ
По-флотски просто и хитро
Наш боцман так зовёт ведро.
ОБШИВКА
На рёбрах-шпангоутах крепкая кожа
из дерева, стали и даже пластмасс,
без клёпок и нагелей просто не может,
Их шляпки, как родинки смотрят на вас.
ОКЕАН
От края и до края света
и широка купель и глубока.
Но пять шестых поверхности планеты –
почти ничто без моряка.
ОПРЕСНИТЕЛЬ
«Когда забортная вода –
единственный источник влаги,
я ваш поилец, господа,
салаги или бедолаги!»
ОСАДКА
На мелком месте знать так важно
как глубоко твой киль осажен.
ОСТОЙЧИВОСТЬ
Не просто горделивая осанка,
а с помощью и киля, и балласта
способность корабля, как Ванька-встанька,
из крена обалденного подняться.
ОТСЕК
Всего ячейка. Но какая:
доколе воздухом она
полна от края и до края
и герметична и прочна –
корабль весь непотопляем!
ОТВАЛИТЬ и ОТОЙТИ
Шлюпка скажет кораблю:
«Так и быть, я отвалю…».
А большой, солидный борт
не отвалит – отойдёт.
ПАЛУБА
И в штиль и в самый страшный шторм
для юнги и для капитана –
непревзойдённый эталон
надёжной почвы под ногами.
ПАЛ`УНДРА!
По-голландски:«падать вниз»,
а по-флотски – «Берегись!»
ПАРУС
Шесту с веслом придя на смену,
бродягу-ветер он взнуздал
и моря символом сам стал,
но парус сдался постепенно.
ПЕРЕКАТ
Сикось-накось, кое-как
рябь реки – опасный знак.
Теченьем в дне намыты:
то гребень, то корыто…
ПЕРИСКОП
Глаз, торчащий из воды –
супостату знак беды.
ПЛАВАНИЕ
Морские волки при любой погоде
По морю не плывут, а ходят.
ПЛАСТЫРЬ
Кусок брезента стоит притянуть
при помощи тросов и прочных реек –
с обшивкой раненой корабль продолжит путь
или до дока дотянуть сумеет.
ПЛОТ
Плотно связанные брёвна
плыть под парусом способны.
Экстремал Тур Хейердал
океан переплывал!
ПОРТ
Приморский город рад иметь
гостям открытые радушно
ворота моря или суши –
смотря откуда посмотреть.
ПРИКОЛ
Судно встало у причала
на недельку, для начала…
ПРИЧАЛ
Плёс, достаточно глубокий,
плюс две тумбы для швартовки.
ПРОБКА
Сливает воду испокон
простейший шлюпочный кингстон.
РЕЙ
На мачте зиждется не зря
ему нелёгкая досталась
честь не пускать по ветру парус.
И честь повесить бунтаря.
РЕЙД
Кому ютиться тесно у причала,
местечко есть свободное в порту,
чтобы, приткнувшись к бую для начала,
неспешно навести уют и красоту.
РУЛЬ
В проливах узких створным знакам
и маякам даёт понять:
не только кошкой и собакой
хвосты умеют управлять.
РЫНДА
В колокол три троекратных удара –
вахты полуденной метят начало.
СЕЙНЕР
Рыбарь – труженик морской –
сеть бросает за кормой.
И бывает, попадает
в невод Рыбка Золотая!
СЕМАФОР
Держит каждая рука
типа детского флажка.
Махов их язык лихой –
древний телеграф морской.
СИГНАЛЬЩИК
Наблюдатель и связист
семафорит, как артист.
Без его раскрытых глаз
в айсберг врежемся на раз.
СКЛЯНКИ
Испокон и до конца
вахтенный порядок вечен.
Бьют их каждых полчаса,
счёт ведя на чёт и нечет.
СНАСТИ
Все тросы, перлини, верёвочки даже…
А вместе зовутся они такелажем.
СУДНО
Вполне плавучее корыто
с командою лихих джигитов,
сугубо мирных целей для,
в отличие от корабля.
СХОДНЯ
Один из трапов корабля,
где на другом конце земля.
ТАБ`АНИТЬ
Когда весло гребёт,
но задом наперёд.
ТЕЛЬНЯШКА
Зовут её «душа морская»,
как средь поэтов повелось.
Но лишь хозяин точно знает
количество на ней полос.
ТОРПЕДА
С рулём и мотором подводный снаряд.
С ним встрече противник обычно не рад.
ТР`АВЕРЗ
Для смотрящего вперёд
это взгляду поперёк.
ТРАП
Крутые и не очень
ступеньки вниз и вверх,
где леера – обочины
и лифт (но не для всех).
УЗЕЛ
Каждый узел – миля в час
Считать их лагом – в самый раз.
УЗЛЫ МОРСКИЕ
Прямой и бабий, шкотовый, удавка,
штык и буйрепный, стопорный и плоский…
Все разные, но общим свойством
обязаны железно обладать:
наощупь можно каждый быстро развязать.
ФАРВ`АТЕР
По курсу водной борозды,
который вехи оградили,
вполне достаточно воды –
семь футов, минимум, под килем.
Вот между мелями проход
по безопасной глади вод.
ФЛАГ
Он подставляет щёки ветру,
не прячась в глубину штанин,
и заявляет всему свету
какой державы гражданин.
Ф`ОРДЕВИНД
Желаннейший на всех морях на свете
попутный ветер.
ФОРШТ`ЕВЕНЬ
Подобно шнобелю на роже,
он быть тупым как пробка может
у броненосцев и «калош»,
но режет воду, словно нож.
ЧАЙКА
Прапращур моряков, библейский Ной,
бескрайний океан окинув взглядом,
её заметил над волной :
«Знать, суша тоже где-то рядом…»
А для докучных инородцев
так звался чёлн у запорожцев.
ШВАРТ`ОВЫ
Конец забросив для начала,
мы ими чалимся к причалу.
ШПАНГ`ОУТ
Кривые поперечного сечения
он формирует сообразно моде.
Чем больше судна водоизмещение,
тем крепче каждого ребра порода.
ШТАГ
Трос из пеньки, а лучше стали,
нос с мачтой свяжет по диагонали.
ШТОРМ
Для опытного капитана
Жестокий самый,
слабее урагана.
ШХЕРА
Не велик, не мал,
заливчик между скал,
как для сверчка за печкой,
укромное местечко.
ЭВОЛЮЦИЯ
На жаргоне моряков:
Перестройка для судов .
ЭКИПАЖ
От капитана до матроса
Они не курят папиросы.
ЮНГА
Совсем матросом станет он тогда,
когда расти начнут усы и борода.
ЯКОРЬ
На пуговицах, пряжке и кокарде
он с моряками крепко заодно,
но только стоит кинуть его за борт –
немедля вцепится за дно.
ЯХТА
По аналогии с авто – морской спорткар.
Для опытных и дерзких – божий дар!
24.06.24.
Свидетельство о публикации №124062303178
Наталия Синицина 24.06.2024 10:04 Заявить о нарушении