Ко Святой Троице

ПРЕДВАРЕНИЕ:
«Господи Боже мой, мое единственное упование, вонми мне, дабы я, утомленный, не перестал искать Тебя, но страстно искал лица Твоего всегда (Пс.104,;4). Ты, Кто заставил искать Тебя и дал упование найти, дай мне силы искать. Мощь и немощь моя пред Тобою, сохрани одну, исцели другую. Знание и невежество мое пред Тобою; где Ты открыл мне, прими входящего; где Ты закрыл, открой стучащему. Пусть я вспомню, пойму и возлюблю Тебя. Усиль сие во мне, пока Ты не преобразишь меня всецело»
[Августин Аврелий. О Троице. Кн. 15. 51]

«Смиренномудрый монах не любопытствует о предметах непостижимых, а гордый хочет исследовать и глубину судеб Господних» [Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 25. О смиренномудрии, 13]. Да не будет этого с нами.

Однако человеку дан разум именно для того, чтобы искать Бога [Августин Аврелий. О Троице. Кн. 15. 2]. Потому истинная Мудрость, согласно Блаженному Августину, есть созерцание (восприятие и понимание умом – Г.Х.) вечного [Августин Аврелий. О Троице. Кн. 15. 5].

О Троице имели дерзновение размышлять и писать многие христианские проповедники, учителя и богословы. Одним из первых трудов, посвященных тайне Святой Троицы, является сочинение Августина Блаженного «О Троице». Это свое произведение он, по его же словам, начал писать, будучи еще «молодым человеком», а заканчивал его уже «будучи стариком». Осуществление задуманного Августином весьма интересно и поучительно, также, как и судьба отдельных книг этого сочинения [1].

Но не менее поучительно и само начало, дошедшее до нас как некое предание:

Когда Блаженный Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он вдруг увидел мальчика, который, вырыв ямку в песке, переливал туда воду ракушкой из моря. Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ответил: «Я хочу вычерпать всё море в эту ямку!» Блаженный Августин усмехнулся и сказал: «Это невозможно». На что мальчик ответил: «А как же ты, Августин, своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?». От услышанного Августин застыл в Изумлении, а мальчик тут же исчез.

Сие есть ужас Изумления на Упрек вопрошания, водворившего Мление [2], исстаивание и раскаяние плотского человеческого ума, впавшего в грех самомнения, потому что тот, кто в сердце своем соблюдает свою Деву, т.е. свою Чистоту [3], наипаче чистоту от греха мысленного Амалика – духа превознесения и гордыни, тот, по слову св. апостола, хорошо поступает [1Кор.7:37].


Изуми меня Господь Изумлением…
Вразуми меня моим Умалением…
Высотою Устраши от Падения…
Покаяние приими во Спасение.


Аминь! Всем нам аминь!

С Праздником Святой Троицы!

31.05.2024
22:30-23:15
14.06.2024
00:40-01:05

———————-
[1] См.: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-troitse/1_1
[2] Советую заглянуть в Толковый словарь русского языка. Слово «мление» от глагола «млеть» весьма многозначно и необыкновенно. В данном случае подходят основные значения переносного смысла: «замирать», «цепенеть» от сильного потрясения, волнения, страха или восторга.
[3] Здесь «Деву» разумеем как Чистоту:

Дева Деву полюбила,
Чистотою – Чистоту…
Ею Разум Изумила,
Мою Душу Водворила
Высотой на Высоту…

Се смотрю уже Иначе
Изумлением Ума…
Ужас стынет,
Сердце Плачет…
Совесть Им Обнажена.


Рецензии