По конкурсу - Точка невозврата
http://stihi.ru/2024/06/20/5426 - Итоги конкурса
Вот и закончился последний конкурс учебного сезона 2023/24 Творческой Мастерской с интригующим названием «Точка невозврата». За две недели приема на него поступило более 50-и заявок и 50 авторов поучаствовали в конкурсе. Конкурсное задание было сформулировано мною следующим образом:
«В науке описывается состояние системы, при котором любое, сколь угодно малое воздействие способно привести к любому, сколь угодно большому изменению всей системы. Момент времени, когда это происходит, называют точкой бифуркацией. В житейском смысле, точка бифуркации - это точка перелома, перехода в другое внутреннее или внешнее состояние, ТОЧКА НЕВОЗВРАТА к прежней жизни, когда в человеке или в обществе происходит качественное изменение себя и в себе. И возникает необходимость эту перемену переосмыслить, а самому дозреть, чтобы качественно ей соответствовать и по другому зазвучать. Требуются стихи в жанре философской поэзии, рассказывающие о событиях, изменивших жизнь главного героя стихов (человека, коллектива или страны.) и разделивших ее на ДО и ПОСЛЕ, поменявших привычные отношения, привычки, желания и цели - ставшими точками невозврата».
Написано заковыристо, но на самом деле, все гораздо проще. Думаю, что все из нас в своей жизни переживали какие-то свои точки невозврата, а если нет, то уж точно становились свидетелями событий, что изменили жизнь всей страны, общества и, одновременно, и нашу собственную жизнь кардинально, положили начало новым способам существования, привычкам, возможностям. Есть о чем написать стихи, есть, чем поделиться со своими друзьями по сайту! Жаль только, что многие участники, как мне показалось, не обратили внимания на заданный жанр написания - философская поэзия. Она бывает разной по содержанию. Может быть выражена в форме отвлеченного поэтического рассуждения о каком-то значимом событии, может быть «рассказом в стихах», даже исторической поэзией может быть, но в любом случае стихотворение обязательно должно нести в себе авторское осмысление, вывод или наблюдение, а не один только пересказ событий и личных эмоций на «невозвратное» событие!
В чем главное отличие интимной лирики от философской? В интимной лирике ЛГ рассказывает свою личную историю, свои обиды, переживания или выражает восторженность чувств. Философская поэзия иногда тоже может быть построена на личной истории, но помимо ее там всегда есть попытка авторского обобщения, поиска смысла и необходимости произошедшего, которые касаются не только одного конкретного персонажа, а большинства людей. В пакете принятых произведений было очень много хороших и поэтически грамотно написанных стихов, но в эту статью я отобрала не просто интересные по содержанию стихи, но и написанные в жанре философской поэзии.
Стихи с большим количеством изъянов техники я здесь тоже не размещала.
(Возможно, в будущем сезоне я верну к жизни нашу учебную серию «Проба пера» для тех, кто только набивает себе руку в технике базового стихосложения и, может быть, разбор технических ошибок в статьях к этой серии кому-нибудь обязательно пригодится!).
Писать стихи в жанре философской поэзии очень интересно, хотя и трудно. Трудно найти главное в том, что нас впечатлило, трудно обозначить истину словом, потому что любая истина - это не что-то одно, а «и то, и это» одновременно, а во всякой правде есть ложь. Но события происходят во времени и постоянно приносят нам перемены, не позволяющие вернуться к прошлому, а нам - пишущим людям - очень хочется их запечатлеть в строчках своих стихов, чтобы осмыслить и сохранить в своей памяти. Именно об этом сказано в стихотворении одной из участниц конкурса:
4. ТАК ТРУДНО СТАВИТЬ ТОЧКУ. СВЕТЛАНА ГАЛС
И в жизни, и в стихе
Так трудно ставить точку,
Найти тот главный слог,
Чтоб заблестел кристалл.
И мысль его, и смысл
Раскрылись, словно почка,
Подобно лепесткам
В хмельной упав фиал.
Цикутным ядом слов
Омоются страницы,
Но истины открыть
Стихи не разрешат:
Ведь даже здесь нельзя
До донышка напиться,—
Всей правды никогда
Не пропоет душа.
В ней столько этажей
И темных закоулков,
Больных закрытых тем
И не зажитых ран.
Лишь многоточий стук
Там отразится гулко,
Как в рифме дней и слов
Неправильный огран.
Действительно, нам всегда «трудно ставить точку, найти тот главный слог, чтоб заблестел кристалл»! Автор в этих стихах не приводит конкретных историй, не размышляет о событиях, переменивших ее жизнь - здесь другая тема, хотя и напрямую связанная с темой конкурса: «Цикутным ядом слов омоются страницы, но истины открыть стихи не разрешат», «...всей правды никогда не пропоёт душа». Хорошие стихи, интересные. Но я все-таки не буду столь пессимистична в отношении поиска истины и попытаюсь пробраться в глубины смыслов самых разных стихов наших конкурсантов о событиях, не имеющих пути возврата к прошлому - вчитаюсь в тексты предложенных стихов. Хочется надеяться, что это мое занятие вам тоже покажется интересным.
3. БЕРЛИН.1936 ГОД. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ
О спорт! Ты – мир!
В году тридцать шестом
мир пребывает в призрачном покое:
нигде еще серьезно не воюют,
хватает всем и зрелищ, и коврижек,
и мускулы у юношей крепки.
Олимпиада в августе. Берлин
очищен от цыган и от табличек
«евреям заходить запрещено»
(Германия должна быть выше всех
и на Олимпе, и для этой цели
на время можно снять ограниченья,
но после их усилить многократно).
Открытие: огромный стадион
гудит от счастья - Фюрер на трибуне
с оливковою веточкой в руке
Олимпиаду признает открытой,
и зрители восторженно зигуют!
Зажжен огонь, из Греции пришедший,
и в небе – стаи белых голубей!
Как хорошо в Германии свободной:
опрятно, чисто и рационально,
и девушки – что яблони в цвету.
Здесь никого никто не притесняет,
и свастика совсем не страшный знак.
Доволен Олимпийский комитет,
и Пьер де Кубертен считает, что
должны все Игры проходить в Берлине.
А что спортсменам с неарийской кожей
при награжденьи рук не пожимают,
и те, в ком есть намеки на еврейство,
до пьедестала вовсе не дошли,
так эта ерунда не стоит слов.
А что до слухов о концлагерях,
где неугодных держат за колючкой, -
наветы и бесстыдное вранье,
ведь этих лагерей никто не видел.
Огонь погашен, страсти улеглись.
Германия, конечно, победила
и с честью в лоно наций принята.
И вот теперь заняться можно делом:
Все юноши с литой мускулатурой
и девушки с фигурами богинь
плечом к плечу сойдутся под знамена
с паучьим знаком.
Вздрогнет мир – но поздно:
тридцать девятый год в календаре.
Ну что, дружок, понравилась рассказка?
Ты в ней узнал сегодняшние дни?
Страна другая и язык другой,
но тот же знак паучий, те же зиги
и для приветствий вскинутые руки,
и на телах цветной татуировкой
портрет того, кто миром проклят был.
Тебе не страшно?
Игры начались.
Стихи, написанные непривычной для многих формой - белым стихом, где есть стихотворный размер, чистый ритм, но отсутствуют концевые рифмы строк. По содержанию эти стихи скорее не о точке невозврата, а наоборот - о трагическом факте возврата уже однажды имевшей место мировой трагедии - о возвращении идеологии фашизма, который в наши дни в западном сообществе перестает осуждаться и вновь начинает действовать, ведя мир к новой разрушительной войне. Я не могла не включить эти стихи в статью: слишком сильное содержание, слишком важная в них поднята тема. Хочется, чтобы все, независимо от их национальности и нынешнего гражданства, эти стихи прочитали и философски осмыслили.
5. НЕ УПОВАЯ НА ПОКАЯНИЕ. ГАЛИНА МОСКАЛЕВА
Наивны люди и беззащитны –
Вверяют судьбы свои прохвостам,
Когда очнутся – их карты биты,
И отыграться совсем не просто.
Попав под чары чужой харизмы,
Иначе смотрят на ход событий -
Как через стёкла немытой призмы…
Не лучше ль стёкла сперва помыть им?!
Живут - в тумане, не понимая,
Что субъективность ошибки множит:
Сигнал тревоги – и жизнь земная
В одну минуту исчезнуть может.
Пускай, спокойно спит Нострадамус –
Его прогнозы достигнут цели:
Взорвет планету всемирный хаос,
Живым не в радость - что уцелели.
Но предводитель найдется тут же,
Собрав несчастных, не дав руля им,
Держа в секрете – как можно глубже,
Что хаос должен быть... управляем.
Чтоб вновь построить иной порядок,
Рабов имея – тупых, покорных…
Реальность будет казаться адом
Для уцелевших - людей безвольных…
В любой системе есть место звеньям,
Что для поддержки устоев служат…
Порой хватает прикосновенья –
Простая мелочь весь мир разрушит:
Из-под подошвы отскочат камни -
С горы сорвется лавины масса…
И неизвестно, что будет с нами,
Когда у Анны прольётся масло…
Не помешало б мозги проветрить,
Чтоб укрепилось самосознанье:
К добру стремиться, любить и верить,
Не уповая на покаянье.
Стихи - предостережение об опасности «попасть под чары чужой харизмы» и через это привести мир к точке невозврата: «Сигнал тревоги – и жизнь земная в одну минуту исчезнуть может». Самая лучшая строфа здесь (на мой взгляд!) - предпоследняя: в ней и мысль интересная заложена - «В любой системе есть место звеньям, что для поддержки устоев служат», и очень удачно, к месту, использована аллюзия на булгаковскую «Мастер и Маргариту»: «Из-под подошвы отскочат камни - с горы сорвется лавины масса… И неизвестно, что будет с нами, когда у Анны прольётся масло…». А вот что мне не понравилась, так эта последняя строчка, даже взятая, к тому же, в название (как главная для автора мысль!). Почему не надо уповать на покаяние? Ведь оно - самое сложное и самое необходимое действо, к которому человек призван его Творцом и через которое он изменяется, проходя свои точки невозврата? Разве правильно отвергать то, что нас спасает? Не согласна с таким мнением. Если автор имела в виду ожидание покаяния со стороны «прохвостов», то об этом приходится догадываться. Построение последней фразы (и названия) никогда не должно вызывать сомнения в их понимании.
8. СВОБОДА НЕ ЖИВЁТ В ТОЛПЕ. ГЕННАДИЙ КРЫКСИН
Стенала площадь жадно о свободе.
Свобода ж от неё жила вдали -
там, в храме, в школе, в поле, на заводе,
среди любви, детей, трудов, земли...
Вскипали злостью площадные лавы,
кипели город и народ в дыму!
И рушились мосты и переправы.
Меж душ, сгорая, падали во тьму!..
О, время! Если в каждого вглядеться,
кто бурей втянут в горестные сны -
в глазах – отравленное чем-то детство,
безверие израненной весны...
В толпе свобода в муках погибает.
Все мифы баррикадные – враньё!
В побоищах столетья прогорают,
и грабит их, и грабит вороньё!..
Обман и ныне в сплетнях и в газетах,
свобода не живёт на площадях!..
Она в решениях душой согретых,
она в любви, в молитвах и в трудах!..
Свобода – это трудно, долго, честно.
Легки распущенность, лукавство, спесь.
Свобода – со Творцом творить совместно,
для выбора всегда здесь место есть!
Начну с того, что я бы изменила название стихотворение на строку из его текста: «Свобода не живёт на площадях!» - смысл тот же, а в предлагаемом мною варианте сохраняется общность ритмики текста с ритмикой названия. А еще я бы в строке «Свобода ж от неё жила вдали» убрала бы "ж": задумка понятна, но общий стиль портит, к тому же, и без этой обрезанной частицы (замене "же"), смысл сохраняется. А по содержанию мне все очень нравится. Главная мысль стихов - неправильное понимание свободы, она - в осознанном ограничении страстей, а вовсе не в следовании лозунгам толпы, часто искусственно создаваемых заинтересованными лицами: свобода живет «в храме, в школе, в поле, на заводе, среди любви, детей, трудов, земли», а «в толпе свобода в муках погибает. Все мифы баррикадные – враньё! В побоищах столетья прогорают, и грабит их, и грабит вороньё!». Именно такая свобода площадей и баррикад и порождает опасные точки невозврата. Настоящая свобода – это когда «трудно, долго, честно». Умные стихи.
10. ПРЕОБРАЖЕНИЕ. ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ
(Воспоминания альпиниста)
На перевале облако сидело
Вчерашний лагерь внутрь себя вобрав.
Шёл снег и дождь - природе нету дела
До наших троп, канатов, переправ.
Стоит туман, до пол руки не видно.
Мы дышим в шарф, чтоб лёгкие сберечь.
Замёрзли щёки, больно и обидно
Меж этих скал навеки в землю лечь.
Идти нельзя: два шага и...разбиться?
И нам сказал инструктор - капитан,-
"Должны сидеть, попробуем молиться,
Чтоб вышло солнце и исчез туман."
И обе связки* на колени встали,
Представьте - шесть давно не бритых рыл
Молили бога, как старушки в храме,
Чтоб спал туман и путь для нас открыл.
Туман пополз, не быстро и не сразу,
Но всё же миг торжественный настал
И проявились три палатки базы
Под гребнем скал, за ними перевал.
Пробилось солнце и палатки...всплыли,
Вслед за туманом поднимаясь ввысь.
Своим движеньем будто говорили,
Что там вверху они и родились.
Что Тот, кто создал этот мир великий
Лишь им доверил тайны бытия,
И кэп сказал, что он увидел лики:
Там были Моисей, Иисус, Илья.
...И сразу всё внизу пришло в движенье:
Ревел во льду таившийся поток,
Чернел карниз - наш путь для восхожденья
И ближний тур*, и осыпей песок.
И грозный пик - цель наших вожделений,
Вновь покорил всё наше существо.
Был август, горы, день Преображенья,
И были мы - свидетели его.
"связка" - несколько человек, связанных толстой верёвкой, страхующей от падения и помогающей при восхождении.
"туры" - искусственно сложенные пирамидки из камней, показывающие тропу на
каменистых участках тропы.
Интересный рассказ в стихах о чудесном спасении альпинистов в обстоятельствах, когда ничто не предвещало им счастливого исхода. Пережившие такие испытания люди уже не будут прежними - это как второе рождение, как изменение сознания. И чудо - точка невозврата, здесь заключается вовсе не в счастливом исходе, а в том, что связки альпинистов - возможно в своем большинстве прагматиков и атеистов, в минуту смертельной опасности вдруг ведут себя необычно: «И обе связки на колени встали. Представьте: шесть давно не бритых рыл молили бога, как старушки в храме, чтоб спал туман и путь для нас открыл».
11. МОЯ РОДИНА – СССР. ОМАРТ КРИЕВС
Я Родину люблю, которой больше нет;
о ней расскажет байки буйный интернет.
Хвала иль клевета. Ползёт... парит молва;
изъели ум дотла публичные слова.
Восславят Власть Советов – миллионов пять
и будут вспоминать, стонать и что-то ждать.
Оценит Красную зарю в товар – базар; ?
в любви зелёно-голубой продажный шар.
На "скотские дворы" – страна. ЕС, виват!
Забыт рахмат. Чужие и сестра и брат.
Тельцы в мундирах царских, золотых до пят;
песца не зрят – за белой белочкой спешат.
Не мне дорогу вдаль, Советами мостить.
Не мне во тьме рассвет, заветами творить.
Прости, Союз, за равнодушие друзей,
за русофобский беловежский колизей,
за ордена не на груди, а в сундуке,
за острый серп и вещий молот на замке,
за соль всезнания, что я не смог нести,
за шум, где нет борьбы... Солдатика, прости.
Сначала о технике исполнения. Ритмика для чтения сложная, мелодия стиха меняется, хотя везде, во всех строках ровно шесть стоп ямба, без всяких сбивок. (00 01 00 01 00 01). Беда в том, что автор, используя многосложные слова, привносящие безударные стопы (00), располагает их по строкам случайным образом, хаотично. Такая рваная ритмика была бы естественна в эпистолярных стихах - имитациях живой речи персонажа, но здесь речь автора, публицистика, и поэтому требуется более строгое следование единожды выбранной мелодии звучания, рисунку выбранной звуковой схемы. Вторая беда стихов - туманные, разговорные обороты речи, небрежные построения фраз. Например, «Оценит Красную зарю в товар – базар;», «На "скотские дворы" – страна. ЕС, виват!», «песца не зрят – за белой белочкой спешат». Догадаться, что хочет сказать автор, можно, но на то она и качественная поэзия, к которой мы, я надеюсь, стремимся, чтобы в ней все фразы были выстроены литературным языком, выразительно и ясно. А теперь начинаю хвалить. Мне понравилось содержание этих стихов. Обычно люди, живущие вне пределов нашей страны (уехавшие добровольно или из-за переделки границ оказавшиеся за пределами своего отечества) пишут стихи только на самые нейтральные темы. Если они и ностальгируют, то только о доме своего детства (почему-то он всегда у них непременно разрушен и ветх - а чему удивляться, если его хозяин сбежал!?), но эти авторы никогда не затрагивают гражданских тем - не высказываются в стихах в поддержку трудностей и достижений своей родины детства! Но в этих стихах всё не так: в каждой строке - боль, сопереживание, неравнодушие. Автор даже на чужбине (куда он сам не стремился, а оказался) остается патриотом своей нации, своей родины. Он просит прощения у нее за то, что находится не с нею: «Не мне во тьме рассвет, заветами творить. Прости, Союз, за равнодушие друзей, за русофобский беловежский колизей, за ордена не на груди, а в сундуке, за острый серп и вещий молот на замке, за соль всезнания, что я не смог нести...». Достойные мысли русского человека, какие не часто встретишь на нашем сайте. И содержание их - в тему конкурса: потеря отечества по неразумению лидеров, разваливших государство, и трагедия простых людей, потерявших свое гражданство - это ли не тема точки невозврата?
13. БЫВАЮТ ТАКИЕ МОЛИТВЫ. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ
«Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои».
(Книга Иова, 40:34)
Бывают такие молитвы,
Когда не до грамотных фраз.
И сердце сбивается с ритма,
И слов не хватает подчас.
Пронзают высокое Небо
Надежды и веры лучи, –
И ты забываешь о хлебе,
О сонном уюте в ночи.
Ты должен взять крест!.. Ты не можешь
Идти за Христом без креста!
Пресыщенный собственной ложью,
Ты руку кладёшь на уста.
Терзаемый совестью, плачешь,
Свою изливая вину.
Ничтожный, пустой неудачник
К Рукам милосердным прильнул.
В ушах ещё ОТЗВУК битвы... <отзвуки>
Часов незатейливый бег.
Но после ТАКОЙ молитвы <подобной>
Поднялся другой человек.
Религиозно-философская тематика. Здесь скорее напутствия о том, как нужно жить и чувствовать, чем конкретный пример собственного опыта или изложение чьей-то истории. Автор встает на невыигрышную позицию наставника других, обращаясь к читателю во втором лице: «Терзаемый совестью, плачешь, свою изливая вину». Понятно, что автор обращается к себе, к своему опыту, но куда бы сильнее звучало в его стихах первое лицо глаголов и отсутствие назиданий. Тем не менее, стихи в тему конкурса: если человек стоит в точке невозврата, если он «пресыщенный собственной ложью... терзаемый совестью», то у него всегда есть спасительный путь - молитва, чтобы после такой молитвы «поднялся ДРУГОЙ человек». По технике, правда, стихотворение не проходит: автор ошиблась с ритмикой последней строфы - там в 1 и 3 строках не хватает одного слога...
14. КОГДА УМИРАЕШЬ... ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2
Когда умираешь, сначала смиренно ждёшь:
Вот-вот всё исчезнет, и мир превратится в точку.
И чувствуешь холод, по телу проходит дрожь...
А смерть почему-то не хочет работать ночью.
Она подбирается тихо, лениво ждёт,
Когда ощущение страха тебя отпустит.
Вот тут и хватает, и тащит в водоворот,
А там - пустота. Ни любви, ни тоски, ни грусти.
Какая-то сила швыряет тебя наверх -
Инстинкт выживания смерти бросает вызов.
А ты приготовился душу отдать навек
Прекраснейшей ведьме с косой... И, казалось, близок
Момент абсолюта. Не порвана Мойрой нить.
Но пряжи в горсти у нее безнадёжно мало...
...Под утро встаёшь, понимаешь, что будешь жить.
И только зрачки выдают, что тебя не стало.
Удивительное по содержанию стихотворение. Что может быть большим невозвратом, чем смерть? Люди редко берутся за подобные темы, слишком это горько, трагично, страшно. «Сначала смиренно ждёшь: вот-вот всё исчезнет, и мир превратится в точку. И чувствуешь холод, по телу проходит дрожь...» Или: «...Вот тут и хватает, и тащит в водоворот, а там - пустота. Ни любви, ни тоски, ни грусти». Содержанием стихов являются ощущения человека, пережившего тяжелую болезнь, которая все-таки его не победила: «под утро встаёшь, понимаешь, что будешь жить». Но подобный опыт всегда делит нашу жизнь на до и после, полностью меняет нас: «зрачки выдают, что тебя не стало». Прочтя эти стихи несколько раз, я подумала, что они могут пониматься не только буквально: так поэтически мощно можно рассказать не только про физическое умирание, но и про любое другое трагическое событие, изменившее жизнь человека кардинально.
17. АЛЕНЬКИЙ. ЛЕННА ЖУК
Присядь, послушай, я хотела, тебе о важном рассказать:
Такое, знаешь, милый, дело - я скоро будущая мать!
Ты слышишь? Это наш с тобою случится общий человек!
Я очень счастлива, не скрою, свою с твоей свяжу навек…
Не бойся, дай свою ладошку, вот так, легонько, на живот,
Почувствуй - маленькая крошка, во мне стремительно растёт.
…Но что с тобою? Ты уходишь? Постой, ну как же так… постой!
Ты должен радоваться…вроде…но почему-то взгляд пустой.
Ты говоришь, а я не слышу, твоих холодных резких слов,
И вдруг во мне почти не дышит, твоя недавняя любовь.
…Ушел…Сбежал…Оставил…Бросил. А мне к чему? Зачем? Одной?
А сердце ухает и просит бежать вдогонку за тобой.
* * *
Эти стены всегда очень белые?
Или так лучше видно ТЕЛО?
Ты прости, сохранить не сумела я -
Шепчут губы засохшим мелом.
Здесь всегда так безумно холодно?
Давит глянец больничных стен.
И пижама совсем не новая…
Хотя новая ЗДЕСЬ - зачем?
* * *
Мама! Ты же была сильною!
Я хочу колыбельные на ночь слышать!
Я хочу дышать воздухом. Ты же дышишь?
Вырасти, как ты, или даже - выше!
Ты не хочешь узнать – малыш я или малышка?
Мама. Ты же моя – милая...
* * *
Этот дождь всегда был колючим?
Или просто сейчас так кажется…
По ступенькам я вниз – скрипучим,
без пальто, но не холодно – радостно!
Без зонта, под осенним, лето мне,
будто солнцем июльским мечена,
без шарфа, но мечтой согретая,
и с душою не покалеченной.
Я дождусь тебя, детка ясная!
Он не принял нас – да пусть катится...
На пороге была ужасного,
а сейчас так легко, так нравится!
Я на вкус уже имя пробую,
а пока будешь просто аленький!
Я живот осторожно трогаю,
ты прости меня, детка маленький.
Будешь сыном ты, может – доченькой,
ты прости меня, крошка малая.
Ведь не зря мне тебя пророчила
На кушетке пижама алая...
Личная история персонажа, написанная от первого лица в четырех частях, выполненных в разных стихотворных размерах. Содержание пробирает до глубины души - этот сюжет действительно о точке невозврата, так как - примешь поспешное решение, и лишишь жизни человека, твоего ребенка! Столько женщин совершили подобный грех, глубоко сожалея о нем всю оставшуюся жизнь, но ни от одной я не разу не слышала, чтобы она сожалела о решении родить ребенка, как бы сложно ей это ни далось. Сильные стихи, стихи, которым веришь. Значимые содержанием, искренностью, а не красотой слов или формы. Я не могу отнести их к интимной лирике: они не про любовную историю и не про личные обиды и печали, а про всеобщие вопросы жизни и смерти. А это уже философская тема, хотя и решенная в формате рассказа в стихах.
19. УХОДЯЩАЯ ДЕРЕВНЯ. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД
Избёнки корчатся печальные
Вокруг заросшего пруда,
И собачонки одичалые
Бегут неведомо куда.
Дымок струится над деревнею
И пропадает за бугром,
Лишь изредка старуха древняя
Пройдёт по улице с ведром.
Обитель чья-то, чья-то родина,
Могла бы многих отогреть,
Но точка невозврата пройдена –
И суждено ей умереть.
И одинокая, покорная,
Согласная с любой судьбой,
Она уходит, миротворная,
Нам оставляя – вечный бой…
Очень гармоничные и по качеству речи, и по содержанию, и по композиции стихи. Точка невозврата здесь - заброшенная деревня, покинутая своими жителями, для которой пройдена точка невозврата - ее жизнь завершилась. «Обитель чья-то, чья-то родина, могла бы многих отогреть, но точка невозврата пройдена – и суждено ей умереть». Нравится бережное и точное применение тропов в описании этой деревни: «Избёнки корчатся печальные вокруг заросшего пруда», «лишь изредка старуха древняя пройдёт по улице с ведром». Профессионально написанные стихи.
25. ПОД БЕЛЫМ ПОКРЫВАЛОМ ЗАБЫТЬЯ. РАВИЛЬ ВАЛЕЕВ
Под белым покрывалом забытья
Пытаюсь угадать знакомых лица,
А память, обретая ветхость ситца,
Как куча позабытого тряпья.
С упорством, в шерсть налипшего, репья
Из детства прорывается криница.
Ступни ласкает на дороге пыль,
Как бабушки любимой нежно руки,
И сказки незатейливые звуки
В сознании вдруг прорастают в быль.
Блестит в причёске проседи ковыль,
От колыбельной засыпают внуки.
Ушёл в небытие последний дед,
Конфетами запомнились поминки,
В глазах бабули чуть дрожат слезинки,
Но горе не тревожит непосед –
Едва из дома гроба смыли след,
Листаем мы «Весёлые картинки».
В мороз кряхтит натопленный барак,
Узоры на стекле картиной в раме,
Подарок новогодний клеим маме,
Да он не получается никак.
Я вспоминаю маленький пустяк,
Всплывающий в мозгу, как в мутной Каме.
Из всей семьи остался только брат,
Мы оба подошли к последним главам
Но не страшит стоянки вечной гавань –
Детей и внуков трудно нам собрать.
Прощальный в детство направляю взгляд,
Всё укрывает белоснежный саван.
Пронзительные стихи-воспоминания об ушедшем времени, о картинах детства и образах родных людей, большинства из которых уже нет: «Из всей семьи остался только брат, мы оба подошли к последним главам...». Очень зримые, выразительные строки, кажется, что это не только автор, но и читатель «прощальный в детство направляет взгляд..», а наша память, «обретая ветхость ситца, как куча позабытого тряпья». Точка невозврата здесь - это наша жизнь, которую уже не пережить заново. Замечательные стихи.
26. ГОЛОСУЮ ЗА СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
Развелись, расплодились уроды
В либеральной терпимой стране.
Впору метку вводить «враг народа»
И отъявленных ставить к стене.
Скажут: «Было… Клеймили… Тем паче
Произвол породим на беду…» -
Понимаю. И хоть под раздачу,
Может статься, сама попаду,
Утверждаю всем сердцем и пылом:
Время чистить налипшую грязь.
Смерть маньякам, врагам, педофилам!
Голосую за смертную казнь!
Я прошла полосу всепрощенья
Со Христом, что святого святей.
Выступаю теперь за отмщенье
Ради жизни и счастья детей.
Чтоб не ведало их поколенье
Доли нашего – заживо гнить.
Чтоб идеи носителей тленья
В нашем времени похоронить.
Люблю стихи с ясной выраженной мыслью, сформулированной авторской позицией. В тревожное время, когда мир стоит на грани уничтожения, нельзя быть бессловесным наблюдателем борьбы добра и зла, нужно определиться где ты, с кем и кому служишь. Точка невозврата здесь - это принятие права государства на применение смертной казни тогда, когда это необходимо для сохранение жизни общества. «Я прошла полосу всепрощенья со Христом, что святого святей. Выступаю теперь за отмщенье ради жизни и счастья детей». Сильные стихи. И содержательные, и написанные отличным языком.
27.ШАХИД. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС
Всё сделано точно - всё так, как учили.
Теперь надо срочно, чтоб не раскусили,
Подняться в автобус легко, осторожно,
Иначе взорваться не вовремя можно,
А надо добраться туда, в середину,
В толпу просочиться, и с видом невинным
Нажать незаметно на тайную кнопку,
Ступить на заветную райскую тропку,
Взлететь к небесам, и, от счастья немея,
С собою неверных забрать иудеев.
И вот он крадется - смертельная мина,
Не глядя в глаза, а уставившись в спины,
Об этом в инструкции сказано ясно:
В глаза не смотреть! Это очень опасно…
Нет, правила он ни за что не нарушит!
ОНА заглянула сама в его душу…
И он возвращается взглядом украдкой
К зажатой в толпе одинокой солдатке.
Пилотка в погоне на плечике хрупком,
Сейчас она станет кровавым обрубком…
И сердце шахида внутри замирает,
Не нужно ему ни почёта, ни рая,
А хочется взять ее смуглую руку,
И быть с ней всегда, до седин и до внуков…
На долю секунды приходит смятенье -
Убить невиновных людей – преступленье!
Но выхода нет – ведь шахид его предок…
Взглянув на солдатку свою напоследок,
Еще не осмыслив любви своей первой,
Он сделает это! Не сдали бы нервы…
И та, что могла, но не стала любимой,
Растаяла в облаке черного дыма,
И стала не первой любовью, а первой,
Среди убиенных невинною жертвой…
А юноша новый с решительным видом
Заявит отцу: "Я хочу стать шахидом!"
Как дико смотреть в их счастливые лица,
Как страшно, что может опять повториться…
Мощный, не оставляющий равнодушным ни одного читателя сюжет о том, как зомбированный дьявольскими идеями юноша совершает террористический акт. «В толпу просочиться, и с видом невинным нажать незаметно на тайную кнопку, ступить на заветную райскую тропку, взлететь к небесам, и, от счастья немея, с собою неверных забрать иудеев». О том, как на какое-то мгновение перед точкой невозврата к нему приходит осознание: «На долю секунды приходит смятенье - убить невиновных людей – преступленье!». Приходит, но не изменяет хода событий: «... выхода нет – ведь шахид его предок». И все продолжается в новых детях: «А юноша новый с решительным видом заявит отцу: "Я хочу стать шахидом!" Как дико смотреть в их счастливые лица, как страшно, что может опять повториться…». Здесь меня особенно зацепила фраза «счастливые лица» - это самое страшное авторское наблюдение в этой истории! Сильные стихи.
29. МАЛЬЧИК В ЧЁРНОЙ ТОЛСТОВКЕ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО
Мальчик в чёрной толстовке,
Прижавшийся к маме несмело.
На меня сама молодость
С этого снимка смотрела.
На год младше, чем сын мой,
Которому только шестнадцать.
В этом возрасте нужно читать,
Путешествовать, драться,
Сомневаться в догматах,
В ровесниц влюбляться, учиться
И ходить на концерты рок-групп...
Этот мальчик мне снится.
Мои мысли к нему возвращаются
Снова и снова.
Мальчик в чёрной толстовке...
Не будет уже выпускного,
Первой ночи любви,
Что наполнена жгучею страстью,
Первой сессии, первой работы -
Ведь всё в одночасье
Просто рухнуло - крышей
Объятого пламенем зала.
Мальчик в чёрной толстовке,
Ты в жизни увидел так мало...
Мать не сможет оплакать тебя.
И она в этом списке,
Где искал с замирающим сердцем
Любой своих близких.
Её слезы, когда я читаю газет заголовки,
В горле комом стоят у меня,
Мальчик в чёрной толстовке.
Так поэтично и так пронзительно, трагично рассказала автор о теракте, в результате которого погибли мирные люди - мальчик в чёрной толстовке... у которого «не будет уже выпускного, первой ночи любви, что наполнена жгучею страстью, первой сессии, первой работы - ведь всё в одночасье просто рухнуло - крышей объятого пламенем зала». И этого мальчика некому оплакать, потому что его мать тоже «в этом списке, где искал с замирающим сердцем любой своих близких». Мне нравится блестящее владение речью у этого автора - язык стихов ясен, естественен и очень выразителен, каким и нужно писать качественную поэзию.
30. БИФУРКАЦИЯ. АНАТОЛИЙ ШЕСТАКОВ
Не задаваясь смыслом, вкупе с целью,
Иду вперед протоптанной тропой.
Зачем вертеться в жизни каруселью?
День скоротал и сразу на покой.
Иду с толпой, шагая бодро в ногу.
Безликий весь. Но с гордостью в душе.
Нет радости. Но и не бью тревогу.
Весь в розовом тумане, в мираже.
Со стороны смотреть — не жизнь, а сказка…
Баклуши бьет осознанный мотив.
Мешает мне «обломовская» маска.
Я в душу запустил расхожий миф.
Но мечутся подчас душа, и сердце.
Настало время сделать разворот.
Не быть же постоянно иноверцем…
Не перл и не болван…найду исход.
Так где же мое место в этом мире?
Где Рубикон? Не сожжены мосты…
И я сложу все пазлы, веря клиру *
Добьюсь (пора!), и цели, и мечты.
*Клир – это обобщающий термин для обозначения священнослужителей - духовенство
Мне очень нравится сюжет этого стихотворения. Стихи не о событиях, ставшими кардинальной переменой, а об осознании своего бытия, что происходит в нас не так уж часто. Большинство до определенного возраста так живут весьма размеренно, плывут по течению событий, «с толпой, шагая бодро в ногу»: «Зачем вертеться в жизни каруселью? День скоротал и сразу на покой». И многие считают, что в этом и есть правильный смысл жизни человека! Почему же вдруг непонятно из чего возникает иногда странное ощущение неправильности такой жизни? «Не быть же постоянно иноверцем… Не перл и не болван… найду исход. Так где же мое место в этом мире?» - спрашивает себя ЛГ стихов, подходя к точке невозврата. Хороший вопрос и очень интересные (для меня!) стихи.
34. ПРЕВОЗМОЧЬ. РУСЛАН ЦВИТКИС
Сердце — будто саднящая рана.
Мрак в душе беспросветен и густ.
Я (хоть это сравненье и странно) —
Как в снегу замерзающий куст.
И топорщатся пальцы, как сучья,
И во мраке душа холодна;
И вонзаются горечи крючья
В плоть и в мысли — до самого дна.
Только — что бы со мной ни случалось,
Как бы злу надо мной ни кружить,
Чем бы горечь моя ни кончалась —
Надо жить. Надо жить. Надо жить!
И живу я, событья итожа —
Ими полон мой день или пуст.
И, хоть так не бывает, но всё же
Я — снега растопляющий куст.
Оттого только сил мне хватает
Устоять, превозмочь, одолеть,
Что любовь надо мною витает,
Даже в горе сумев уцелеть.
Слышу голос знакомый и нежный.
Пью дыханье целительных уст.
Я теперь не продрогший, не снежный;
Я — в снегу расцветающий куст.
А эти стихи не столько повествуют о событии - о точке невозврата, сколько дают совет, как справиться с собой в сложной ситуации, на что опереться: «Оттого только сил мне хватает устоять, превозмочь, одолеть, что любовь надо мною витает, даже в горе сумев уцелеть». Мне очень нравится здесь поэтический язык автора: все стихотворение построено на одном постоянно изменяющемся образе. ЛГ уподобляет себя кусту, который то «в снегу замерзающий», то «снега растопляющий », то «в снегу расцветающий». Стихи о том, что в жизни случается всякое - и радостное, и трагическое, и все влияет на человека, но, если он мудр и позитивен, то все перемены можно будет принять и пережить: «что бы со мной ни случалось, как бы злу надо мной ни кружить, чем бы горечь моя ни кончалась — надо жить. Надо жить. Надо жить!». Очень красивые, талантливые стихи.
36. РОК-РАЗГОВОРЫ СО СМ... ДЭН МАРТИНИ
Вздох зияющей утраты,
Свист колёс автомобиля,
Смех судьбы, из ваты латы –
В день, когда меня убили.
Двести двадцать километров,
Вольт, бокалов, лье под килем,
Небо в чёрно-белом ретро –
В день, когда меня убили.
Скорость пули, близость бездны,
Миг падения на шпили –
Я б запомнил ( был бы трезвый )–
День, когда меня убили.
Почему-то понравились эти "антиалкогольные" стихи о разных вариантах смерти, которая может настичь человека, став его финальной точкой невозврата, если он выходит в мир нетрезвым. Тут есть и ирония, и черный юмор, и немного преувеличений - гротеска, но... все очень убедительно и без занудства нравоучений. «Скорость пули, близость бездны, миг падения на шпили – я б запомнил (был бы трезвый ) – день, когда меня убили».
42. БОЛЬНО. НАТАЛЬЯ АЛЯСОВА
Без дела лежат пелёнки
И мягонький плед из флиса.
Нетронуты упаковки
Из ампул, систем и шприцев.
Бутылочка с физраствором,
Где маркером "сколько капать".
Там дней отчертила много...
Теперь лишь смотреть и плакать.
А в дальнем углу дивана
Так много пустого места.
И пусть бы нам было мало.
И пусть бы нам было тесно.
И пусть от бессонной ночи
Вставала совсем разбитой.
Но рядышком был "сыночек",
Любовью моей укрытый.
Силёнок едва хватало,
Цеплялся за жизнь как мог он.
Эх, если б я раньше знала,
Что будет вот так вот плохо...
...в квартиру вернусь пустую.
Здесь воздух пропитан болью.
И в комнате... не могу я...
Здесь дольше минуты - больно.
Горький, трагичный сюжет, который не оставляет равнодушным. Что может быть "невозвратнее" потери ребенка? «А в дальнем углу дивана так много пустого места. И пусть бы нам было мало. И пусть бы нам было тесно. И пусть от бессонной ночи вставала совсем разбитой». Этим строчкам веришь, они не выдуманы, а пережиты - и это главное достоинство стихов, где «воздух пропитан болью». Не удивительно, что их отобрали судьи.
45. АВАНТЮРИНОВЫЕ БУСЫ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА
Предательства не знала вкуса…
Скрипит предательски кровать.
Авантюриновые бусы
Рассыпались…и не собрать.
Я отворачиваюсь к стенке.
Зову беззвучно дочерей.
Как пахнет в комнате аптекой
И дует изо всех щелей.
На ниточке воспоминаний
Висит последний разговор.
И бусины непониманья
Стекают струйкой на ковёр.
От состояний пограничных
Поверхностный не прячет сон.
Узор колец моих годичных
Имеет, видно, свой резон.
Предательство нет слез оплакать…
Я нитку с пола подняла –
Авантюриновую мякоть
Пронзила тонкая игла…
Я в этой статье намеренно не публиковала стихи, написанные в жанре интимной (любовной), а не философской лирики: в конкурсном задании требовалась именно философская поэзия. Но эти стихи мне хочется вам показать, хотя в их сюжете - интимная личная история, стихи о предательстве в семье: «Предательство нет слез оплакать…». Очень уж понравился мне способ раскрытия темы. Здесь личная история описана средствами поэзии не напрямую - пересказом событий и чувств, а символически. Автор как будто со стороны смотрит на самого себя и не старается нас в чем-то убедить или пожаловаться, она просто показывает нам кинокадры происходящего. Основной символ - авантюриновые бусы, нитка которых порвалась (порвались отношения!). Авантюрин - это название камня, но здесь это название работает в переносном значении: авантюра (афера, приключение) случилась в отношениях, которые не должны были стать авантюрными по определению. Отлично использованы образы, связанные с бусами: «Авантюриновые бусы рассыпались… и не собрать», «И бусины непониманья стекают струйкой на ковёр», «Авантюриновую мякоть пронзила тонкая игла». Эти стихи (на мой взгляд!) близки к философской лирике, они скорее осмысливают природу предательства, чем рассказывают личную историю конкретного персонажа. «Как пахнет в комнате аптекой и дует изо всех щелей» - выразительное и точное описание последствий авантюризма одного из супругов.
50. ЧЕТВЁРТОЕ МАРТА. ФИДЕЛЬ САГИТОВ
* 04.03.1953 последний день жизни Сталина
…Уж за полночь скоро, четвёртое марта,
На небе холодном сияет луна,
На кунцевской даче с зелёной мансардой
Не слышно ни звука, покой, тишина.
Хозяин уснул, прикорнул на диване,
Он, кажется, слушает ту тишину,
Ах, если увидеть могли бы мы с вами,
Что снится, что мнится той ночью ему.
Быть может, он видит Октябрь в Петрограде,
Быть может, пожары гражданской войны,
Героев Второй мировой на параде
И славные стройки великой страны.
…Холодное утро стоит у порога,
Над спящей Москвою царит тишина
Ах, если бы знать хоть чуть-чуть, хоть немного,
Что ждёт тебя вскоре, родная страна.
В тени притаились пока лизоблюды,
Чью цену измены назвать не берусь
И в страхе молчат те лжецы и иуды,
Что будут порочить Советский Союз.
Их держит лишь сила того человека,
Кого и боялись, и чтили всегда,
Кто правил страною почти четверть века
И кто не страшился врагов никогда.
Трусливо молчит их преступная стая,
По узкой дорожке измены идя,
Ещё не оболгана память святая
И имя, священное имя вождя.
То имя рождало огонь и отвагу,
И силы давало вдвойне и втройне
То имя бойцов поднимало в атаку,
С тем именем мы победили в войне.
…Светает, на даче с зелёной мансардой
Всё так же ни звука, погасли огни,
Ушло, не вернётся четвёртое марта,
И ты вместе с ним, мы остались одни.
Очень понравился замысел, выбор темы, иллюстрирующей точку невозврата для всей нашей страны. Сталинская эпоха с уходом вождя, с которым народ победил в страшной войне, закончилась, и жизнь общества изменилась кардинально. Мне нравится та дань уважения, которую автор выражает к заслугам Сталина, он сострадает ему: «Их держит лишь сила того человека, кого и боялись, и чтили всегда, кто правил страною почти четверть века и кто не страшился врагов никогда». «То имя рождало огонь и отвагу, и силы давало вдвойне и втройне. То имя бойцов поднимало в атаку, с тем именем мы победили в войне». Неблагодарность, на мой взгляд, это - худший из грехов человека, а автор этих стихов умеет помнить заслуги умершего и быть благодарным ему и уходящей вместе с ним эпохе, несмотря на многие ее ошибки и трагедии. Поэтому мне понравились эти стихи как по форме, так и по содержанию.
Вот и все, что я по своему разумению и вкусу отобрала из 50-и стихотворений пакета, стараясь показать вам самые разные решения заданной конкурсом темы. Что касается моей собственной попытки ее раскрытия, то она у меня родилась в процессе чтения стихов участников конкурса и получилась вот такой:
НАД НАМИ - БЕЗДОННОЕ НЕБО. АЛКОРА
Какие же чудные строчки
Находишь на сайте: стихи
Тревожат, волнуют, морочат,
Рождают восторга штрихи.
Так хочется что-нибудь так же
Красиво, свежо написать,
Но пуст мой блокнотик бумажный,
Ни мыслей, ни рифм не собрать...
А в мире израненном вихри
Безумья, вражды и потерь,
И горя людского - не их ли
Творим мы здесь сами теперь?
Писать то, что мучает, больно:
Слова воплощаются в явь,
Питая те скорби невольно,
В которых барахтаюсь я...
Писать о прекрасном несложно -
О буйстве весны, о любви,
Писать, как всегда... Но возможно ль,
Эстетствовать там, где легли
На фронте сегодняшнем братья
В пропаханный взрывами грунт?
Возврат невозможен - проклятье
Легло и бесчинствует тут.
Над нами - бездонное Небо,
Под нами - планета в беде.
Спасти бы, исправить... И мне бы
Взлететь над собой и предел
Любви превзойти, чтобы выйти
На новый назначенный путь!
...К нам с Неба опущены нити,
Чтоб Божье подобье вернуть.
В заключение своей статьи я хочу поделиться с вами одной находкой - стихами замечательного поэта-фронтовика Константина Симонова, которые как нельзя лучше раскрывают заданную тему. Стихи эти, совсем не идеальные по форме, были написаны в походных условиях в 1942 году, в самое трудное для нашей страны время, когда мы постоянно отступали, теряя территории и людей от Харькова до Сталинграда, приближаясь к той самой временной точке, когда нужно было изменить ситуацию любой ценой - сделать «безыменное поле, где нынче пришлось нам стоять, ... той самой твердыней, которую немцам не взять». Стихотворение у Симонова объемное, я привожу здесь только его фрагменты, но они стоят того, чтобы их прочесть:
БЕЗЫМЕННОЕ ПОЛЕ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ( выдержки )
Опять мы отходим, товарищ,
Опять проиграли мы бой,
Кровавое солнце позора
Заходит у нас за спиной.
Мы мертвым глаза не закрыли,
Придется нам вдовам сказать,
Что мы не успели, забыли
Последнюю почесть отдать.
Не в честных солдатских могилах —
Лежат они прямо в пыли.
Но, мертвых отдав поруганью,
Зато мы — живыми пришли!
.....Глухими ночами,
Когда мы отходим назад,
Восставши из праха, за нами
Покойники наши следят.
Солдаты далеких походов,
Умершие грудью вперед,
Со срамом и яростью слышат
Полночные скрипы подвод.
И, вынести срама не в силах,
Мне чудится в страшной ночи —
Встают мертвецы всей России,
Поют мертвецам трубачи.
Беззвучно играют их трубы,
Незримы от ног их следы,
Словами беззвучной команды
Их ротные строят в ряды.
Они не хотят оставаться
В забытых могилах своих,
Чтоб вражеских пушек колеса
К востоку ползли через них.
В бело-зеленых мундирах,
Павшие при Петре,
Мертвые преображенцы
Строятся молча в каре.
Плачут седые капралы,
Протяжно играет рожок,
Впервые с Полтавского боя
Уходят они на восток.
Из-под твердынь Измаила,
Не знавший досель ретирад,
Понуро уходит последний
Суворовский мертвый солдат.
....Ты слышишь, товарищ, ты слышишь,
Как мертвые следом идут,
Ты слышишь: не только потомки,
Нас предки за это клянут.
Клянемся ж с тобою, товарищ,
Что больше ни шагу назад!
Чтоб больше не шли вслед за нами
Безмолвные тени солдат.
Чтоб там, где мы стали сегодня, —
Пригорки да мелкий лесок,
Куриный ручей в пол-аршина,
Прибрежный отлогий песок, —
Чтоб этот досель неизвестный
Кусок нас родившей земли
Стал местом последним, докуда
Последние немцы дошли.
Пусть то безыменное поле,
Где нынче пришлось нам стоять,
Вдруг станет той самой твердыней,
Которую немцам не взять.
Ведь только в Можайском уезде
Слыхали названье села,
Которое позже Россия
Бородином назвала.
***************************************
На этом все. Мне немного жаль, что наша Мастерская почти на два летних месяца уходит на каникулы. Я люблю читать стихи наших авторов, разгадывать их замыслы, учиться у них мастерству, даже несмотря на обилие недоработок в текстах. Благодарна всем, кто в этом сезоне присылал мне свои заявки на участие в конкурсах и надеюсь на продолжение нашего сотрудничества осенью. Тему нового конкурсного задания объявлю во второй половине августа. А пока - хорошего вам лета, сил, здоровья и мудрости, добрых перемен и радостных побед над всем, что нам мешает!
Ваша Алкора, 21.06.24.
Свидетельство о публикации №124062105989
Точка возврата это:
1. В геометрии — точка, в которой кривая имеет нулевой угол; то же, что и касп.
Касп (от англ. cusp — заострение, пик), или точка возврата, — особая точка, в которой кривая линия разделяется на две (или более) ветви, имеющие в этой точке одинаковый направляющий вектор. То есть ветви в данной точке имеют общую касательную, и движение вдоль них из данной точки изначально происходит в одном и том же направлении.
2. В теории катастроф и теории управления т.в. — это максимальное по времени удаление самолёта, корабля, машины или человека от места отправления, гарантирующее безопасное возвращение в исходную точку. Например:
«Точка возврата» (англ. Backtrace) — американский фильм 2018 года.
Спасибо за всегда интересные публикации. Сознаю, что проблема что, где и когда употреблять это вопрос личных пристрастий, поэтому пардон за вербальный нудеж.
С почтением, ДА.
Андрей Викторов Денисов 23.09.2024 11:45 Заявить о нарушении
Лучше приходите и участвуйте в конкурсах поэзии ТМА. Буду вам рада!
Алкора 23.09.2024 12:05 Заявить о нарушении