Суд идёт

Страшный суд — страшным судом, но вообще-то человека, прожившего жизнь в России, следовало бы без разговоров помещать в рай.
         - Иосиф Бродский



СУД ОСИРИСА

Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день.
    - Альбер Камю


Цивилизацией древнейшей
Египет был и неспроста -
Впервые там у всех умерших
Была бессмертная душа.

Были законы и запреты,
Что можно им и что нельзя.
И пред Осирисом ответы
Держать. Он грозный судия. 

Отчёт умершего - основа:
Как жил, что делал, где грешил.
Ругал отца иль фараона,
Иль воровал, иль много пил.

Прелюбодействовал быть может,
А может трусил или лгал.
Никто судье солгать не может
Как жил, что думал, кем ты стал. 

Затем идёт научный опыт:
Кладётся сердце на весы
А мерой веса нет другого,
Там страуса перо лежит.

И если сердце перевесит
Под тяжестью грехов своих,
Там «пожиратель» есть на месте
И сердце слопает он в миг. 

На бегемота он похожий,
Так начинается путь в ад...
На сердце вашем тяжесть тоже?
Осирис будет очень рад.




ЗА ВСЁ ОТВЕЧАЮТ ЛИЧНО

„Война превращает в диких зверей людей, рождённых, чтобы жить братьями.“
     - Вольтер


Толпе всегда нужна идея,
Неважно, правда или ложь.
Ей нужен вождь, за ним все блея
Пойдут и в пропасть, и под нож.

Идеи истинность не важно,
Звучать должна лишь хорошо.
Гипноз, психоз… в толпе не страшно -
Найти виновных не дано.

Когда лишь за себя в ответе,
Тогда и истина нужна,
Чтоб жить по совести, в совете
И детям посмотреть в глаза. 

На суд последний беспристрастный
Приходят лично, не толпой.
На том суде всё станет ясно -
Не всё оправдано войной.





СУДИМЫ ПО ДЕЛАМ

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
   - Мф 7:1,2


Для тех, кто верит, те согласны -
"Судимы будем по делам,"
Все пожелания - напрасны,
Лишь дело, что свершил ты сам.

То, что хотел, намеревался,
Надеялся - в счёт не берём.
Что на словах ты лишь пытался
Не увеличит ваш заём. 

Коль по делам идёт расплата
И лишь по ним есть приговор
Возможно ль оценить когда-то
И на судью направить взор.

Его дела нам всем известны
Их множество, но среди них
Потоп всемирный, а не местный
Под общий коллективный крик.

Детей невинных и младенцев,
Животных всех - один удел.
Не знаю иль спросить уместно:
За что им этот беспредел?

В Синае древние пророки
Вступали с Ним порою в спор.
Такие странные уроки
Судить по делу - приговор.




СЛЕПА БОГИНЯ ПРАВОСУДИЯ

Ради чувства собственной невиновности, ради чувства своей правоты, люди врут сами себе и верят в собственную ложь.
        - В. Катаев


Должны судить по древним меркам,
Предположения, где всегда
Все невиновны пред законом -
Без доказательств - нет суда.

Слепа богиня правосудия,
А может даже глуховата,
Ее рукой вершились судьбы
Не тех, не только виноватых.

Как много их кто пострадали
Невинно. Это не исправить.
А кто судил их важно, чинно -
Вздохнуть их даже не заставить.

Но в той стране в далеком детстве
Я помню, что слезам не веря,
Родные Органы без сердца
Ходили ночью, как на зверя.

И никогда не ошибались
Без угрызений и сомнений
Призы, медали получали
Посадки планов выполнения.

Слепа Фемида, а напрасно
Очки надеть ей в наказание
Увидеть кто судил так праздно...
От Правосудия лишь название.




ДОНОСЧИКУ ПЕРВЫЙ КНУТ

Донос — не оправданье! Доносчику первый кнут.
        - М. Горький

Когда-то суд был справедливей
И клевете не доверяли:
На достоверность терпеливей
Все показания проверяли.   (1)

В России старой было дело,
Когда судьбу решало Вече.
И то собрание хотело,
Чтобы доносчик был отмечен

Не принимали анонимок,
Свидетель должен быть представлен.
И пред народом, без запинок
Сказать: за что и кто ославлен.

Сказать не просто, а под пыткой
Всё подтвердить и не отречься.
Это потом у нас с улыбкой:
“Москва слезам твоим не верит”.

Это потом донос в почёте
И докажи, что невиновный.
От инквизиции зачёты -
Так ведьм искали старых, новых.

Намного ведь удобней власти,
Когда следит за каждым каждый.
За ложь возможны даже сласти
Мол:  “Лги почаще и отважней”.  (2)


(1) В старой России пытке подвергались не только подозреваемый в совершении преступления, но и свидетели, чтобы проверить, действительно ли они говорят правду или же хотят оговорить невиновного. В связи с этим как грозное предупреждение желающим сводить личные счеты руками закона возникла поговорка: «Доносчику — первый кнут».

(2) В советские времена анонимки не просто принимались, они поощрялись. Их называли “сигналами советских патриотов”.
Когда в декабре 37-го года на праздновании 20-летнего юбилея ВЧК, ОГПУ и НКВД Микоян с трибуны открыто провозгласил, что каждый советский гражданин обязан быть чекистом, это означало только одно - присылайте ваши доносы и будете вознаграждены.



ВРАГИ НАРОДА

Идея судебного процесса заключается в том, что, если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, правда выплывет наружу.
          - Джордж Бернард Шоу

Я термин "враг народа" помню,
Надеюсь помните и вы.   
Да, речь в стихе пойдёт сегодня
О hostis publicus страны.    (1)

Так называли в Римском Праве
Кто вне закона. Кто всем враг.
Кого убить при встрече вправе
Любой.  На месте.  К стенке, в яр.

Кто “назначал”  “врагов народа”?
Те, кто у власти! Не народ!
Врагом назвали Цицерона,  (2)
Врагом народа стал Нерон.  (3)

Обычно много в революциях
Искал Марат и Робеспьер,  (4)
И доктор Гильотен по случаю  (5)
Создал орудие - всем пример.
 
И после путча в Октябре
Великий вождь всего народа
Искал врагов по всей стране -
Расстрел мгновенный, без закона.  (6)

Его любимый ученик
Поставил аппарат на рельсы
Сначала всех врагов своих,
Потом и классовых, поддельных.

Убрал троцкистов, кулаков,
Татар, чеченцев и поэтов,
И пленных, как и докторов
Враги, вредители при этом.

Я термин "враг народа" помню,
Надеюсь помните и вы.   
Об этом я сказал сегодня -
О hostis publicus страны.


(1) Термин - "Враг Народа"  - hostis publicus (лат.)— буквально «враг общества» и hostis populi Romani (лат.), «враг римского народа») — термин римского права, предполагавший объявление лица вне закона и подлежащим безусловному уничтожению (и в этом смысле как бы приравнивающий его к вражескому солдату, воюющему против республики с оружием в руках).

(2)  Антоний добился включения имени Цицерона в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза

Отец Отечества - Марк Тулий Цицерон
http://www.stihi.ru/2016/12/01/647

(3)  Римский сенат объявил Нерона врагом народа в 68 году нашей эры.

(4) Жан-Поль Марат http://www.stihi.ru/2016/12/04/885

(5) Гильотина - http://www.stihi.ru/2017/06/27/9268

(6) В России это словосочетание вошло в широкий оборот после Февральской революции 1917 г., а в последовавшую после октябрьского переворота Гражданскую войну было равно употребительно по обе стороны фронта, как у «красных», так и у «белых»

Первым «врагом народа» в ноябре 1917-го был объявлен главнокомандующий Русской армии Николай Духонин за отказ выполнять распоряжение Ленина о переговорах о перемирии с Германией. Спустя несколько дней революционные матросы буквально растерзали его .





ЧЕТЫРЕ МИЛЛИОНА ДОНОСОВ

О государстве лучше всего судить по тому, как в нём судят.
    - Станислав Ежи Лец

Кого с раннего детства его дразнили «ябедой», во взрослой жизни называли «стукачом».
     - Петр Квятковский


Четыре миллиона
Доносов написали
И каждый начинался:
“Любимый вождь наш, Сталин!”

Откуда столько веры?
Откуда эта рать,
Готовая за дело
Чужие судьбы смять?

Уверенность откуда,
Что правы только вы?
Набрать чужой посуды,
Захлопнув дверь тюрьмы.

Да, Сталин был жестокий,
И деспот, и тиран…
Но он ведь те доносы
Читал, а не писал!

Создал он атмосферу,
Где сын предаст отца,
Преследовал он веру -
Мораль, что от Творца.

Когда слезам не верят
И слово «честь» в грязи,
Соседа подозрение,
Врагов везде ищи!

Четыре миллиона
Доносов написали
И каждый начинался:
“Любимый вождь наш, Сталин!”



Этапы - это нам знакомо,
Мы с ними чувствуем, как дома.
Не обязательно виновных,
Потенциальных, полу-кровных.
Не обязательно всех к богу,
Ещё другая есть дорога.




МОЖНО И ЧЕРНИЛА

Тут чёрт потрогал мизинцем бровь...
И придвинул ко мне флакон,
И я спросил его: "Это кровь?"
"Чернила!" - ответил он...
         - А. Галич


Неправда, что кровью подпись
Нужна, чтоб продать душу.
Писались чернилами доносы,
Шептали сплетни в уши.

Тянули вверх руку молча,
И гимны орали хором,
Гордились свои кормчим
Хоть знали, он был вором.

Глаза отводили от нищих,
Голодных не накормили.
Считали себя выше,
Соседей, которых били.

Так приговор делами
Все подписали в жизни.
И всё это знали сами,
Но отгоняли мысли.



В ОТВЕТЕ ДЕТИ ЗА ОТЦОВ?

Вы просто не представляете, сколько всего может не запомнить человек, если он вызван в качестве свидетеля.
    - Лоренс (Лоуренс) Питер

В ответе дети за отцов?
В тридцать седьмом другой был лозунг,
И те, кто был "всегда готов",
И те, кто "Павлики Морозов".

И те, кто жизнью дорожа,
Карьеру может быть спасая,
Кто "отрекались не любя",
А может быть любя. Не знаю.

Не часто дети и отцы
В согласии смотрят на события,
Здесь опыт жизни вопреки
Всем идеалам юной прыти.

Но гены те и та же кровь,
И есть надежда к просветлению...
Я вспоминаю вновь и вновь
Отца былые наставления.






СУДНЫЙ ДЕНЬ

Судный Лень в еврейской религии - Йом-Киппур - «День искупления», «Судный день») — в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния.
Согласно Талмуду, в этот день Бог выносит свой вердикт, оценивая деятельность человека за весь прошедший год.



Когда приходит Судный День*
Мне судьбы чудятся иные:
Их осудили на смерть всех -
Виновных в том, что лишь другие.

Услышал как-то я сравнение
И поразился правоте:
"Еврей - он вроде канарейки,
Живущей в шахте, в темноте.

Она живет, пока живется,
Но  газ проник под шахты свод -
Ей первой умереть придется,
Ну а затем - другой народ".

Наверное не зря нашивки
Звезды Давида на груди
Как канарейки в клетке бились
И знали - вряд ли им уйти.

И канарейкой задохнулись
Вдохнув "циклона" едкий смрад...
Мои родные не вернулись...
Но тем другим настал закат.

Все те, историю кто знает
Те согласятся - да, правы.
Все, кто евреев изгоняет
От них остались лишь следы.

Следы былой и бурной славы,
Следы побед, былых границ.
Не слышен гром былых литавров,
Не виден блеск их колесниц.

От них остались лишь предания
В Завете Ветхом об одних,
В учебниках, несущих знания,
В былинах, сказках о других.

А есть которые не знают,
Что их конец уж за углом,
Былым величием бряцают,
И восхваляют свой дурдом.

Но Судный День придет для всех,
Для нас, для них. Без веры, с верой,
И чьи-то слезы, чей-то грех
Судья оценит полной мерой.




ВСТАТЬ! СУД ИДЁТ


Жизнь как вода, вел я всегда
Жизнь бесшабашную.
Все ерунда, кроме суда
Самого страшного.
          - Владимир Высоцкий


- “Встать, Суд идет”!
          Вот судный день,
Для нас он раз в году бывает,
На нас Его ложится тень,
О том как жить напоминает.

Как прожит год, кого обидел,
Нарочно или невзначай -
Но так, чтоб это каждый видел,
Проси прощения, вспоминай. 

Нам нужно вспомнить каждый грех,
Просить прощения и молиться,
За каждый шаг, где оступился,
Чтоб Он простил тебя и всех.

Учили нас, нет - в нас вбивали,
Что все и все вокруг до нас
Вдохнули опиума газ,
А мы дурмана избежали.
 
Теперь, когда нашла наука,
Что взрыв большой создал весь свет,
А в Торе тот же был завет,
И может Суд - такая же штука.
И говорят, что в этот день
Бог Книгу Жизни открывает
И изучить нас всех не лень,
И в “быть-не-быть” игру играет.

Народом Книги нас зовут,
И в Книгу смотрит наш Всевышний.
Пришли мы все сейчас на Суд,
Решает Он:
         “А кто здесь лишний”?

Блажен кто верует, им легче
Идти по жизни - прощены!
Тем, кто неверием отмечен,
Всю жизнь нести свой груз вины.

“О, не суди. Судим не будешь” –
Вот новой Библии завет.
Но мы судимы, верим в Суд мы,
В Суд Высший, выше него нет.

И в этот день, для нас единый,
Мы верим в то, что Он придет,
Что Он один, неповторимый.
- “Встать Суд идет”!
       - “Встать Суд идет”!





ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ

В раскаянье своя закономерность: оно приходит с опозданием
в вечность.
       - Рэй Клуун


Наступит день на грани знаний -
День отпущения грехов,
День завершения покаяний
И день вердикта за весь год.

Как жил, кого и где обидел,
Что нарушал и как грешил,
Кого в сердцах ты ненавидел,
Ну а кого совсем забыл.

День этот Богу посвящённый -
Ни есть, ни пить.  Прощать, просить,
Чтобы грехи тобой свершённы
Ты смог бы покаянием смыть.

День очищения, всепрощения,
А иногда: “Тот Самый День”,
Работать нет вам позволения -
Сегодня побеждает лень.

И даже те, кто без религии
Весь год живёт и не тужит,
Сегодня он иначе мыслит
И вспомнит кто он, хоть на миг.

Желаем всем родным и близким,
Друзьям на всех материках -
Хорошей записи в той Книге,
И чтобы лучший год настал.




ИЗОБРЕТЕНИЕ ХРИСТИАН

Наказание — это не судебный процесс, кончающийся приговором, а камень, брошенный вверх и падающий на голову того, кто его бросил.
          - А. Мень

Неужели Бог забыл обо всем, что я для него сделал?
                - Людовик XIV


Изобретение христиан -
Прощение после раскаяния,
Священник, как посредник дан,
Всё рассказать ему с признанием.

А он назначит наказание -
Молитву, взнос или свечу,
И скажет: «не грешите далее,
А я от Бога всё прощу».

И успокоен грешник бывший -
Ведь спасена его душа,
Не сомневается, Всевышний
Считает - плата хороша.   

Но то что грех свершил - осталось.
И изменить ничто нельзя.
А покаяние - это малость,
Самообман.  Обман себя.

И мафиози, и бандит,
Кто убивал лишь по приказу,
Пусть по ночам спокойно спит,
Но нет прощения им ни разу.

У иудеев и индусов
Расплата за грехи - закон.
И ни молением, ни искусом
Не искупить. Вся жизнь на кон.

У грешника и поколений
Осталась карма иль судьба.
И Страшный Суд. В его решении
Расплата есть за все дела.   

Есть вещи, что простить не может
Ни поп, ни царь, ни даже Бог.
И если грешника стыд гложет,
И если всё наоборот.






СТРАШНЫЙ СУД МИКЕЛАНДЖЕЛО

Любой судья и сам рано или поздно становится подсудимым; приговор ему выносят вынесенные им приговоры.
   - Джон Фаулз

Капеллы нет более известной
И лучшей нет, где мысли взлёт!
Творил там гений. Ему место
Нашлось, где Страшный Суд идёт.

Вторым пришествием Христа
Явилась тема этой фрески.
Судьба там каждого ясна -
По Данте все оценки резки.

Художник там изобразил
Не только Библии сказание,
Он там людей изобразил
Для тех, кто знал, на узнавание!

Христос - он больше Аполлон -
Титан, не мученик похоже.
Такому греки на поклон
За тысячу лет молились тоже.

Судья - Христос!  Он списан был
С лица Томаззо Кавальери -
Учеником любимым слыл...
Другие может не посмели б. (1)

А рядом мать его стоит,
Не может видеть наказаний.
Его поклонницы в ней лик -
Аристократки всей Италии (2)

Внизу святой Варфоломей
Он держит кожу, что содрали -
А это критик и злодей -
В нём Аретино узнавали (3)

А кожа содрана живьём -
В нём Микеланджело узнали?
Так мастер чувствовал приём
Всех критиков. Они содрали.

Там справа Пётр святой стоит
Ключи от церкви возвращает -
Узнайте - это Павел Три
Фарнези, если кто не знает. (4)

Внизу встаёт из под земли
Монах - недавний "аятолла".
Кто знает, те узнать смогли
Не кто иной, а Сованорола!  (5)

Ругали фреску все, кто мог!
Смущала нагота людская…
Сейчас сокровище! Итог
История правильно решает.



(1) По мнению некоторых исследователей, лицо Иисуса на фреске «Страшный суд» – это портрет любимого ученика Микеланджело. Им был Томаззо Кавальери.

(2) Принято считать, что мастер Микеланджело на этой своей фреске «Страшный суд» в лице Девы Марии изобразил собственную почитательницу и близкую подругу, Витторию Колонна. Последняя была дочерью одной из самых благородных семей в Италии, четы Агнессы ди Монтефельтро и Фабрицио Колонна.

(3) При рассмотрении фрески Микеланджело «Страшный суд» историками было выявлено также сходство св. Варфоломея с итальянским писателем, Пьетро Аретино. По совместительству он был шантажистом и сатириком. Кроме того, он оказывал в свое время сильнейшее влияние на область искусства в целом. И, наконец, Аретино принято считать в качестве прародителя современных образцов эротической литературы.

(4) Павел III (лат. Paulus PP III; в миру Алессандро Фарнезе, итал. Alessandro Farnese; 29 февраля 1468 — 10 ноября 1549) — Папа Римский с 13 октября1534 года по 10 ноября 1549 года.

(5) Джироламо Сованорола, религиозном проповеднике итальянского происхождения. Он состоял в ордене доминиканцев, позднее ему было предъявлено обвинение в раскольничестве.В результате папа Александр VI отлучил его от церкви, после чего он был приговорен к смерти через повешение и сожжение, как еретик. Произошло это в 1497 году. В работе Микеланджело «Страшный суд» была практически предсказана беатификация Сованоролы. Что примечательно, состоялась она во Флоренции в 1997 году, то есть, спустя долгие сотни лет.



СУДЬЯМ

Больше всего законы нарушают в самом суде.
     - Джим Томпсон

Гордитесь вы поступком каждым,
Иль может было что не так?
Надеюсь, что в делах всех важных
Не оступились вы никак.

И подлецов вы не встречали,
Не обходили стороной,
За правду вы горой стояли,
С врагами шли на смертный бой.

Что вам краснеть не приходилось
За слово брошено в сердцах,
Что вы друзей не подводили,
Со всеми были вы в ладах.

Что уважали своих предков,
Что мать вы слушали всегда,
Что дети вас душой и сердцем,
И чтоб раздоры - никогда.

И чтоб в семье все тихо-гладко,
Ну просто тишь и благодать...
Итак, гордитесь каждым шагом?
И лучшего не пожелать?

Ну что ж, теперь вам можно смело
Камнями забросать того,
Кто жил не так, как вам хотелось,
Ведь вы примером для него.



ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ

Высшее достижение суда: когда порок настолько осуждён, что от него отшатывается и преступник.
    - Александр Солженицын

За преступление - наказание
Порядком было в древнем мире
Был "глаз за глаз"  тогда указом
Записанным в Великой Книге.

Судей мудрее выбирали
Из тех кто пожил и жизнь знает
И миром иногда решали
Услышав всех, кто понимает.

Потом придумали присяжных,
Жюри и всяких адвокатов,
Законов много непонятных
И за услуги брали плату.

И кто в шелках - тот откупался
Ему сходило и убийство,
А кто в заплатах попадался
Тот отвечал за все насильства.

Так убирали неугодных -
Сократ судом был осуждённым,
Вошла и инквизиция в моду,
Ну а у нас решала "тройка".

Всегда боялись "политичных"
Намного больше "уголовных",
Последние давили личность
Ну а вот первые - основы.

Но шли на крест, костёр, на дыбу
Те, кто плевал на все законы
И те, кто правду выше жизни
Ценил, да и невинных много. 



В ОДЕССЕ

Идёт в Одессе суд разводный.

Судья:
Скажите, почему разводитесь
С женою, с Розой?

Муж:
Известно почему.
Она давно не исполняет
Свой долг супружеский, святой
И на спине быть не желает.
Ну как же жить мне с ней такой?

Судья:
Вам почему, гражданка Роза
Свой долг не сделать на спине?
Не нравится Вам эта поза?
Как объясните это мне?

Жена:
Всё это даже очень просто -
Ведь я живой же человек!
И телевизор хочу тоже
Я как и он тогда смотреть!

 


ЭПИЛОГ

А есть ли в наших судах судьи, которых не за что осудить?
    - Стас Янковский

Не тот поэт, слезой поливший
Бумаги лист вместо чернил,
А тот, кто душу оголивши
Себя к суду приговорил. 

Суд посторонних и знакомых,
Суд безразличных и родных,
И тех, кто режет по живому,
И деликатно кто щадит.

Кто задаёт себе вопросы
Ответа на которых нет.
И чей ответ, как для доноса -
Смотри мол, что сказал поэт.


Рецензии
Спасибо, Оскар, за Ваш труд. Я многое узнаю, читая Вас!

С добрыми пожеланиями - Лариса

Лариса Чех2   22.06.2024 12:40     Заявить о нарушении
Я рад Вашим визитам, Лариса!
С благодарностью,

Оскар Хуторянский   22.06.2024 14:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.