Нет, я совсем не эпигон...

Нет, я совсем не эпигон,
Поскольку мной недостижимо
Встречать давление режима
С таким презрением, как он.

Я не поклонник Иосифа Бродского, не мой это автор, но некоторые его стихи и некоторые его слова мне очень нравятся. В приведённом на иллюстративном фото размышлении о симпатизирующих советской системе мне особенно важным кажется финал: «...это то и есть та лакмусовая бумажка, которая показывает, мыслящий вы человек или нет, и что ещё важнее – всё ли у вас в порядке с этикой».

Данный отрывок – из интервью Бродского журналу «Арион», № 3, 1995 год. Вот ещё один любопытный фрагмент оттуда:

– Вы бы назвали себя диссидентом?

– Нет. Думаю, нет ничего глупее ярлыков вроде этого; государству они нужны, чтобы обесценить само понятие литературы. В каком–то смысле литература – вещь куда более серьёзная, чем политика: она воздействует на сознание на ином уровне, это не «просто искусство». Если что–то нас отличает от животного царства, так это – язык, а потом поэзия: последняя есть высшая форма языка, она – средство эволюции нашего биологического вида, его антропологическая цель. И тот, кто считает её «искусством», совершает преступление против человека как вида, и прежде всего – против себя самого.

В конце концов, в нашу уже почти постхристианскую эру литература и, возможно, история – единственные источники этического воспитания. Государство видит покушение на свои устои скорее в литературе, чем в политическом протесте. Политический протест – вещь более или менее спорная, а стихотворение очень ясно и просто предлагает лингвистическое превосходство над официальными идиомами.

Считающие, что литература призвана служить подбоем государственной мантии, непростительно заблуждаются: государство с первого дня своего возникновения занято лишь духовной и интеллектуальной кастрацией населения.
 _____________

 * Атавистическая реакция: наследство, полученное человеком от дальних,
    полудиких предков, а государством – от первых социальных формирований.


Рецензии