В защиту Пушкина. Ответ иеромонаху Роману

С большим уважением отношусь к иеромонаху Роману (Матюшину), и считаю его замечательнейшим поэтом. Однако с его оценками русских классиков категорически не согласен.

В своей статье «Ответ преподавательнице литературы»» о. Роман  цитирует слова Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, безсмысленный и безпощадный…»  и далее пишет:
«Который и устроили его друзья-приятели и к которому он не присоединился волей случая. В детстве нас заставляли заучивать «Во глубине сибирских руд… И дум высокое стремленье» Сколько поколений было обрублено этой ложью!»

Да, есть такие строки у Пушкина. Написано в 1827 году в честь декабристов, осужденных на каторгу. Однако позднее Пушкин  переосмыслил свои взгляды, из певца декабристов превратился в убежденного монархиста и державника, что многим очень не понравилось. . Некий поэт Воейков сочинил против Пушкина эпиграмму:
Я прежде вольность проповедал,
Царей с народом звал на суд;
Но только царских щей отведал
И стал придворный лизоблюд.

Сам Пушкин, никак не реагируя на эту эпиграмму, дабы расставить все точки, написал стихотворение «Друзьям», в котором четко обозначил свою позицию:

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный;
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.

Текла в изгнанье жизнь моя;
Влачил я с милыми разлуку,
Но он мне царственную руку
Простер — и с вами снова я.

Во мне почтил он вдохновенье;
Освободил он мысль мою,
И я ль в сердечном умиленье
Ему хвалы не воспою?

Я льстец! Нет, братья, льстец лукав;
Он горе на царя накличет,
Он из его державных прав
Одну лишь милость ограничит.

Он скажет: презирай народ,
Глуши природы голос нежный.
Он скажет: просвещенья плод —
Разврат и некий дух мятежный!

Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.

Дата – 1828 г. , т.е на следующий год после «Во глубине сибирских руд». В дальнейшем поэт стоял именно на монархических позициях, и не изменял им.  Стихотворение Пушкина «Клеветникам России» сейчас известно многим. Есть и другие. Во времена детства самого иеромонаха Романа их  не изучали в школе, а изучали как раз «Во глубине сибирских руд». Вот такой Пушкин и остался в памяти  о. Романа.   Т.е. претензии у него должны быть не к самому Пушкину, а к тому, КАК его преподавали (и, может быть, преподают до сих пор).


Рецензии