Совоокая
Ululam Athenas ferre - Везти сову в Афины.
Латинский перевод греческой поговорки, неоднократно встречающейся в письмах Цицерона. Смысл тот же, что в нашей поговорке - Ехать в Тулу со своим самоваром.
Ночная птица сова, сова, совушка
Хранит немало мудрости веков
Ночной поры бесшумная угодница,
Крылатый вестник колдовства и снов.
Давным – давно богиня совоокая,
Афина - дева благословила сов.
Себе в помощницы взяла безмолвные.
О том написан ни один уж том.
Правила разумом смертных, а также героев при этом.
Одним среди них стал любимец богини, Одиссей хитроумный,
Преодолевший все тяготы жизни, пока сквозь просторы морей
К дому родному с деревом в центре стремился,
Чтобы обнять там жену Пенелопу и сына согреть на груди.
Эта родная семья словно яркий маяк всё звала,
Увлекала сквозь время, силы дарила, надежду и сохраняла в пути.
Общеизвестно, любимцев богов беспокойное племя
Предают испытаньям, покоя лишают и сна.
Для слабых дела их, как ноша, что им неподъёмна,
Цели, задачи, понятно, им не по плечу.
Мера отвественности для малых сил слишком огромна,
Что повергает их в ступор, словно задули свечу.
Тем, кто всё одолеет, придёт осознанье иное,
Что он к себе, к своей вечной душе лишь стремился, прокладывал путь.
Путь Одиссея духовное перерожденье плутало в потёмках
Соблазнов, сомнений, обид.
Они многократно предстали пред ним, как чудовища и великаны,
От совершённых поступков порою охватывал стыд,
Сладкие песни Сирен уводили в беспамятств нирваны,
Близких друзей он терял, оставался один.
И несмотря ни на что, он отстаивал личное мненье,
Собственный взгляд, человечье достоинство;
Этим богам, как ни странно, угоден он был.
То было в древней Итаке, но сюжет до конца не счерпан.
Много свершилось поступков и много обронено фраз.
Мы Одиссеями бродим меж рифов в людском океане.
Лодки свои разбивали о них мы порою не раз.
Ритмы и рифмы диктует и нам быстротечное время
Мчимся по миру быстрее, чем раньше сейчас.
Поиск пути проходило уже не одно поколенье.
Племя людское испытывается не раз.
Нынче, кто верит, в тех дева Афина живёт
Символом мудрости мысли и слова.
И удаляясь с годами от солнечной юности вдаль
Мы понимаем, что сила людская любого только в любви
И от этого горечь утрат не лишают больше мужества нас.
Вот и сова для отшельников словно подсказчица
Из темноты, тишины им ответы несёт
Кто не боится порою и белое платьице в поисках истин
Испачкать о закопчённый киот.
Сова несёт не только лишь хорошее.
У истины порой с кривой улыбкой рот.
Но, чтобы все же стали человечнее,
Смелей встречайте жизни поворот.
И наша жизнь совсем – совсем не вечная,
Возьмёт нас в новый, смелый оборот.
***---Ра. Ли. Ев.---***
Далее информация из интернета
Сова Афины или сова Минервы служит символом знания, мудрости, проницательности и эрудиции во всём западном мире. В древнегреческой мифологии маленькая сова (Athene noctua) традиционно представляла или сопровождала Афину, девственную богиню мудрости, или Минерву, отождествляемую в римской мифологии с Афиной.
Сова упоминается как атрибут и спутница многих персонажей древнегреческой мифологии, но чаще всего, конечно же, рядом с богиней Афиной (Athene)
В своих поэмах Гомер часто называет Афину «совоокой» :
На корабле чернобоком они паруса закрепили,
После налили вином кратеры до самого края
И совершать возлияния стали богам вечносущим,
Больше же всех остальных - совоокой Афине богине.
Гомер, «Одиссея»
Русский философ и филолог, профессор А.Ф. Лосев в своих работах по греческой мифологии писал, что и сова, как атрибут, и совоокость Афины у Гомера - всё это является рудиментом более древнего, хтонического, доолимпийского периода развития древнегреческой мифологии, зооморфическим прошлым богини, в котором совиный вид Афины Паллады - основное в содержании мифа.
Чтили древние греки священную птицу Афины, покровительницы Афин, и изображение совы было своего рода гербом города.
А вернее – домовый сыч, на латыни носящий имя Athene noctua, буквально - ночная Афина.
Домашние сычи в большом количестве населяли Акрополь и находились под защитой.
Аристофан в "Лисистрате", устами одной из героинь, объясняющей, почему она хочет покинуть захваченный женщинами Акрополь, свидетельствует :
А вот меня сживают совы со свету:
Кричат, пугают, стонут, не дают уснуть.
Как символ Афин, домашний сыч считался защитником, который сопровождал греческую армию на войне, а также служил вдохновляющим символом в повседневной жизни. Если греческие солдаты видели домашнего сыча в полете перед началом битвы, это считалось знаком победы.
Кроме того, домашний сыч присматривал всевидящим оком за торговлей и коммерцией с реверса греческих монет.
В большом количеств изображение сов сохранилось на вазах, и рядом с Афиной, и без неё.
Колхидский дракон, изрыгающий Ясона, и наблюдающая за этим Афина с совой в руках (за сценой на дереве висит золотое руно).
Сова была атрибутом не только Афины.
У Асклепия (бога медицины и врачевания, который изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие) кроме змеи с чашей атрибутом была и сова.
В Пергаме был славившийся на весь античный мир Асклепиум. Это именно то место, где возник символ медицины — змея, обвивающая жезл.
Совы - спутницы нимфы Калипсо, живущей на острове Огигия.
Калипсо 7 лет держала у себя Одиссея, попавшего на остров после кораблекрушения. Одиссей не переставал тосковать по родине и жене. Наконец боги сжалились и послали к ней Гермеса с приказанием отпустить Одиссея:
…………………………… С золотым челноком обходила
Нимфа станок, и ткала, и голосом пела прекрасным.
Густо разросшийся лес окружал отовсюду пещеру,
Тополем черным темнея, ольхой, кипарисом душистым.
Между зеленых ветвей длиннокрылые птицы гнездились -
Копчики, совы, морские вороны с разинутым клювом...
Гомер, "Одиссея", Песня пятая.
Совы обычно изображались афинянами на вазах, весах и призовых амфорах для Панафинейских игр. Сова Афины даже появилась на лицевой стороной афинских тетрадрахм после 510 г. до н. э., и, согласно Филохору, афинская тетрадрахма была известна как ;;;;; (маленькая сова) во всём древнем мире и «сова» в современной нумизматике. Совы, однако, не использовались исключительно афинянами для представления Афины, а могли служить мотивацией во время сражений другими греческими городами. Так например, при победе Агафокла Сиракузского над карфагенянами в 310 году до нашей эры совы, летающие по рядам воинов, были истолкованы как благословение Афины. Подобным же образом они были изображены в битве при Саламине, описанной в биографии Фемистокла, написанной Плутархом. Иносказательное значение сов двойственно.
Совы (и иногда не отделяемые от них сычи) в человеческих представлениях снабжены мудрым проницательным взглядом, рассудительны, задумчивы, тем более что известно, что они обладают способностью видеть ночью. "Совы вследствие природы своей имеют исключительное значение, прежде всего потому, что они ночью несут свою вахту, посему бдительным стражам и прочим, надлежащим такой же классификации, уподоблены могут быть" (Бёклер, 1688). Здесь же упоминается один внеевропейский символический пример: "Татар-Хан ввел на свой золотой щит черную сову, ибо самый первый татарский царь, Чингис-Хан, посредством оной птицы жизнь свою уберег".
Как символ знаний и эрудиции, рассеивающих тьму невежества, эта птица часто изображается в фирменных знаках научных изданий и книжной торговли, тем более что богиня Афина (Минерва) также воплощала мудрость.
Ассоциации же совы с мудростью ведут свое начало из древних Афин, где сова считалась спутницей и атрибутом богини мудрости и учебы Афины Пронойи (Провидящей). Именно в этом качестве изображение совы часто встречается на греческих монетах. От афинской традиции ведет свое происхождение и мудрая сова в европейских сказках и баснях, и эмблематическое изображение мудрости — сова, сидящая на стопке книг, и идиома «ученая сова» в отношении ученых, мигающих, подобно этим птицам, за толстыми стеклами очков.
Из-за того, что сова прячется в темноте и боится света, она стала символом сатаны, князя тьмы. Говорят, что сова обманывает других птиц, заманивая их в сети птицеловов, точно так же, как сатана обманывает людей. Кроме того, сова символизирует одиночество, и именно в этом смысле она фигурирует в сценах, изображающих молящихся отшельников. Однако издревле считается, что сова наделена мудростью, и именно в этом значении она присутствует на изображениях Св. Иеронима.
Есть у совы и другое значение, в котором она выступает как атрибут Христа, который пожертвовал Себя ради спасения человечества: «Просветить сидящих во тьме и тени смертной...» (Лука 1:79). Именно этим объясняется присутствие совы в сценах распятия.
Свидетельство о публикации №124062003036