Длинный рассказ о раввине

             В рассказе много названий,
             обозначающих части Талмуда , а
             также имена комментаторов и
             комментарии к нему и к своду
             еврейских законов.

Эта почти детективная история произошла свыше восьмидесяти лет тому назад и повествует о чудесном спасении раввина белорусского городка Любань, которому в дальнейшем предстояло стать равом всея Америка, а также крупнейшим законоучителем для земли Израиля.
В начале 20-го века евреи составляли значительную часть населения Любани, и в середине десятых годов община нуждалась в настоящем лидере, который сочетал бы в одном лице большого знатока Торы и заботливого покровителя , отстаивающего её интересы.  Каково же было удивление прихожан, когда на эту должность была предложена кандидатура двадцатилетнего юноши , на тот момент ещё не женатого.
Молодой рав Моше Файнштейн взялся за дело с большим усердием  , вплоть до того, что за двадцать лет община Любани  стала наиболее успешной и прочной с точки зрения основ еврейской жизни . Обучение евреев разного уровня и ответы на насущные вопросы были только частью деятельности молодого рава .  За эти годы он имел дело не только со своими прихожанами , но и  с антисемитами , погромщиками, местными властями, для которых еврейская община была бельмом в глазу , и , наконец , с самой дотошной и въедливой категорией ненавистников - "евсековцами"- активистами Еврейской секции ВКПб.   К 30-ым годам , когда борьба власти с "опиумом для народа" вышла на новый этап и направо и налево летели головы священников всех конфессий,  именно евсековцы стремились выбить из своих соплеменников остатки веры , подстрекая их к нарушению Шабата ,  запрещая тайные общественные молитвы , практикуя и  поощряя доносительство.
Деятельность раввинов   , по их убеждениям  , должна была быть пресечена под страхом смерти . Лишь немногие подвижники в таких условиях рисковали  тайно поддерживать в вере своих прихожан.
В начале 1936-го года был арестован (а в дальнейшем и расстрелян) старший брат рава Мордехай Файнштейн,  который был раввином городка Шклов .  Рав Моше,   помня  завет великого раби Акивы* ,  самоотверженно продолжал  подпольно обучать Торе, но он чувствовал ,что скоро наступит и его черёд.
Наконец , кто-то из "органов" передал тайную информацию(даже среди подлых евсековцев иногда срабатывала еврейская солидарность) о точной дате  предстоящего ареста раввина. Согласно этой  информации, раву Моше будет предъявлено то же обвинение, что и брату и ,  судя по всему , его ждёт аналогичная судьба.  Жену и детей власти решили пока не трогать.
Тем же вечером по согласованию с несколькими надёжными членами бывшей общины  рав решил уйти в бега .
Если его объявят  в розыск,  то прятаться в еврейских домах Любани и близлежащих мест  смертельно опасно - как для самого рава, так и для тех, кто его  приютит.   Как ни странно, но лучше всего затеряться в самом логове НКВД -  городе Москва , причём, в нееврейской семье , где органы меньше всего будут искать беглого раввина.  Вариант с Москвой имел ещё одно большое преимущество:  согласно плану ,  рав должен был там встретиться с людьми , которые могут походатайствовать на самым высоком уровне, чтобы его с семьёй выпустили заграницу, несмотря на его  статус беглеца  . Было несколько случаев , когда даже в  страшные тридцатые годы  такая протекция срабатывала.
 Буквально, на следующий день раввин Моше Файнштейн , переодевшись крестьянином и по возможности изменив внешность, уже ехал в поезде по направлению к Минску, откуда другой состав должен быть его доставить в Москву...
                ...
Потомственный мещанин Фёдор Горохов занимал с женой двухкомнатный, но отдельный номер на углу Маросейки и Златоустинского переулка . Через знакомых он получил выгодное, но рискованное предложение : сдать за хорошую цену одну из комнат жильцу,  который будет приходить только на ночлег и никогда в утреннее и дневное и даже вечернее время не переступит порог квартиры. Семидесятилетний пенсионер давно уже собирался сдать одну из комнат , но потенциальные квартиранты,как правило, воротили нос при виде его клетушки или пытались сбить цену до сущих копеек.  И вдруг очень выгодный , но несколько пугающий вариант: жилец согласен платить очень хорошие деньги только за койко-место в ночное время . С виду - порядочный, из евреев ,  непьющий, тихий, спокойный.  Но кто его знает. Почему люди, которые его рекомендовали, так настаивали на секретности его пребывания ?  Фёдор не мог отделаться от этих сомнений и опасений,но всё-таки нужда в деньгах взяла верх.  При первом знакомстве жильца сопровождали два достаточно пожилых человека, и от Фёдора не скрылось их почтительно-заботливое отношение к своему протеже. " Этот сорокалетний бородач - птица высокого полёта. Вроде, тихий и скромный, а стелятся перед ним, как перед генералом." ...

                ...
План рава Моше Файнштейна и его друзей был следующим.  Через одного из членов правительства , приходящегося ему чуть ли не родственником, похлопотать о том ,чтобы его вместе с семьёй выпустили заграницу. Пока этот вопрос не решится, он должен скрываться. Предпочтительно - в нееврейской среде,  которая менее всего ожидаема как укрытие для беглого раввина. Квартира Гороховых находится в четырёх минутах ходьбы от синагоги. Конечно, Главная синагога на Большом Спасоголенищевском - отнюдь не безопасное место,  где контроль НКВД и доносительство- обычное дело  . Однако,  есть одна вещь, которой рав Моше не может пренебречь даже под страхом ареста и смерти. Это ежедневное, систематическое изучение Торы.
В Большой синагоге на Спасоголенищевском, которая официально не была закрыта и не запрещена для молитв, находился полный комплект Вавилонского Талмуда с комментариями .  И ,пожалуй, рав Файнштейн был на тот  момент  редким евреем,  способным не только  прочитать и понять эти фолианты , но и оставить на их основе собственные замечания и галахические выводы. Итак , план был таков: рав Файнштейн с раннего утра до 10 вечера учится в синагоге, уповая на Всевышнего и Его защиту, а после идёт к Гороховым на ночлег. Вопросы питания менее всего тревожили рава. Надёжные люди передавали ему в синагогу немного кашерного хлеба.  Эти  же люди должны были связаться с  членом правительства , чтобы похлопотать о предоставлении права на выезд для семьи Файнштейн.
                ...
Фёдор с женой были очень довольны новым жильцом . По договору,  тот не оставлял в квартире  ни малейшего признака своего пребывания ( все личные вещи ,включая талит и тфилин, оставались в синагоге)  - на случай проверки или обыска. Всегда можно сослаться  на то ,что ночевал какой-нибудь родственник из деревни .
И тем не менее тайная  информация  о том , что у Гороховых  живёт бездокументный жилец , каким-то образом просочилась .  Видимо, стукнул один из соседей , который давно мечтал выселить Фёдора с женой и завладеть их жилплощадью.
Шёл 36-ой.  За "преступления" подобного рода ,  как укрывательство бездокументного жильца ,  люди получали по десять лет лагерей. Поэтому , когда в один из вечеров пришли трое в штатском, Фёдор категорически отрицал наличие постоянного квартиранта и уверял, что иногда у них ночует кто-то из родственников.  НКВД -шники  же  хотели поймать Фёдора на горячем , дождавшись прихода жильца, о котором , видимо ,  поступила информация из доноса .  Они никуда не торопились уходить, при этом не разрешая Фёдору и его жене выйти из дома , чтобы те  не смогли каким-то образом предупредить жильца не возвращаться. С приближением ночи Фёдор всё больше и больше нервничал. У него созрел план  Он сказал незваным гостям ,что ему срочно надо купить лекарство, пока не закрылась вечерняя аптека на Маросейке.
Посовещавшись, НКВД-шники разрешили Фёдору выйти в аптеку.  План Фёдора был следующим. Он знал, что "злополучный" жилец с утра до вечера учится в синагоге .  Надо было для отвода глаз на секунду заглянуть в аптеку и сразу же бежать на Спасоголенищевский,  найти в синагоге жильца и предупредить, чтобы он ,не дай Б-г, не возвращался... Фёдор  зашёл в аптеку, но , даже не повернув головы, чтобы посмотреть в окно, он увидел одного из троих НКВД-шников, который караулил Фёдора на улице.  Фёдор понял,что все надежды на спасение рухнули.  Оказывается, у НКВД был свой план, согласно которому Фёдор при попытке предупредить жильца выведет их агентуру на его след.  Купив для виду какой-то порошок,  раздосадованный Фёдор вышел из аптеки и побрёл по направлению к дому, ощущая за собой слежку.  Всё погибло. Предупредить не удастся . Фёдор знал пунктуальность квартиранта: ровно в 10 тот  вернётся.  А это значит? А это значит десять лет лагерей без права переписки , что для 70-летнего Фёдора - , фактически, смертный приговор.. Оставалась только молитва. В далёком прошлом ученик церковно-приходской школы, а ныне новоиспеченный атеист Фёдор Горохов беззвучно произносил слова всех молитв, которые запомнил с детства, чередуя их с заветной просьбой о личном спасении.  Усталые НКВД-шники  слегка позёвывали , однако не выказывали ни малейшего намерения оставить дежурство и прекратить облаву.  Последние полчаса - с полдесятого до десяти -  Фёдор уже даже не молился. Он впал в полнейшую апатию  и даже не посматривал в сторону двери, которая с минуты на минуту должна была открыться , тем самым пустив под откос весь остаток его бедовой жизни.  Фёдор даже немного задремал за столом, а когда открыл глаза, было уже без четверти одиннадцать.  Один из НКВД-шников был в полудрёме , другой ходил по комнате и время от времени просматривал в окно, третий - разбирал какие-то бумаги.
- Ну так что , гражданин Горохов , - сказал он без особой надежды,- может, всё же расскажешь , кого ты приютил?
Фёдор пожал плечами в недоумении. Он отчётливо видел, что самим НКВД-шникам эта охота изрядно надоела.  Зная пунктуальность своего квартиранта, Фёдор уже почувствовал, что в высших мирах что-то произошло, и Б-г теперь не допустит разочаровать Фёдора его возвращением.
 К 12-му часу Фёдор даже позволил себе нечто вроде насмешки: "Товарищи, зря вы свое время-то теряете. Мы никого не ждём."
Хотя он сам  теперь ничего не понимал, кроме одного:  Всевышний существует .
Разочарованные , уставшие и сонные НКВД-шники ушли без четверти час . Перед этим они намеренно задерживались в парадной, пережидали несколько минут у входа, возвращались на минуту , как бы рассчитывая на то ,что некто "неуловимый" подстерегает их уход .  В конце концов,  посидев ещё минут десять на скамейке, с которой открывался обзор на подъезд, они исчезли.
В течение получаса после окончательного ухода НКВД-шников Фёдор с женой не смыкали глаз , пока тихий скрип не возвестил о возвращении злополучного квартиранта. Примерно, полминуты старик Фёдор смотрел на него ошалевшим взглядом и ,не  сказав ни слова , подался вперёд и заключил его в свои объятия....
                ...
В тот самый вечер исполнялся месяц , как рав Моше Файнштейн безвылазно в течение всего дня учился в помещении Московской Хоральной синагоги, а ночевать приходил на Златоустинский переулок к Гороховым.   Он понимал, что только заслуга его самоотверженной учёбы хранит его в столь опасном месте, как Центральная синагога, кишевшая переодетыми  агентами НКВД и доносчиками из своих. В противном случае у него не было никаких шансов сохранить своё инкогнито. Видя в Торе свою защиту и спасение, он вкладывал в неё всё своё усердие и интеллектуальную мощь. И именно сегодня была для этого особая причина .  Радостное известие ещё не нашло подтверждения  , но  рав Моше был полон решимости его заслужить .  И именно сегодня с раннего вечера интеллектуальные силы были уже на исходе , а "сугия"( исследуемая тема) - необычайно сложной.   Собрав данные по искомой теме из разных талмудических трактатов ,  рав Моше пытался их увязать с действующим законом  "Шулхан Арух (а)" , смотрел "Тур" и комментарии к нему.  Но как он ни старался, стройной концепции не выходило , доводы рушились под огнём неоспоримых опровержений "ришоним".
В результате рав Моше несколько раз возвращался к Мишне, перечитывал относящуюся к ней Гемару, препарировал  Тосафот. Ясности картины не было. Проблема ускользала и не поддавалась решению . Попытка собрать все переменные воедино не принесла успеха . Несколько вариантов решения рассыпались,как карточный домик.  Клонило в сон . Интеллектуальной энергии, практически, не осталось.  И рав малодушно решил, что , видимо, сегодня, вопреки правилам, он вернётся к Гороховым в 8 и ляжет спать .  Может, там , лёжа в кровати, он прокрутит в голове ещё раз всю эту "сугию"  , и решение найдётся . Но долго себя обманывать рав не мог.
-  Ведь  там нет ни единой книги, а мне нужна целая библиотека.  Четыре трактата  Талмуда ,   комментарии "ришоним" , один из  томов Тура ,  толкования "Маген Авраам"а  и ШАХа  на Шулхан Арух .
Рав Моше сделал ещё попытку восстановления всей темы по крупицам , несмотря на усталость и головную боль.
Голод к этому моменту его уже почти не беспокоил.  Но рав ощущал, что с каждым новым витком  в цепочке рассуждений по   теме  всё больше  терял понимание,  достигнутое при первоначальном знакомстве с ней .  Было ощущение, как  будто  именно его , Моше Файнштейна ,  Всевышний отключил от источника света и  блокирует полёт мысли, необходимый  для объединения нескольких  переменных кряду. Головная боль немного отпустила, и рав Моше предпринял новый мозговой штурм неприступной темы . К половине первого ночи произошло что-то непонятное : цепочки рассуждения объединились в одну и высветили общую картину . Противоречия в комментариях "ришоним" вдруг стали дополняющими друг друга объяснениями.  Нужен был ещё один мозговой рывок, чтобы восстановить всё строение  как бы на основе заново "оттесанных брёвен".  На это ушло ещё полчаса , и великий мудрец рав Моше Файнштейн уже потирал руки от счастья. Понимание "сугии" было всеобъемлющим и абсолютно чётким.  Теперь можно было возвращаться на Златоустинский и спокойно засыпать .  Рав Моше ещё не знал, почему Всевышний открыл ему врата понимания только в столь поздний час, но он знал другое.  Его нелегальной, подпольной жизни  остался максимум месяц : днём в синагогу приходил "связной" и сообщил ему , что ходатайство на самом высоком уровне сработало и  , возможно, в ближайшее время его с семьёй отпустят в Америку.


Рецензии
С интересом и волнением прочитал ваш изумительны рассказ о Раве Моше.
Для меня это сама жизнь со всей её непредсказуемостью и иногда счастливым исходом.
Для меня нет вопроса: верить или не верить?
Конечно, верить!
С праведниками не может быть иначе.
Они это заслужили всей своей жизнью и служением своему вечно гонимому народу.
.....
Жду ваших новых работ на любую тему, прозой или стихами.
Вы для меня всегда интересны.

Александр Басейн   24.06.2024 20:01     Заявить о нарушении
Эти рассказы можно назвать моими только с ограниченной ответственностью, поскольку это моё оформление известных историй из жизни.
Личность рава Моше Файнштейна уникальна. До наших времени очень многие во всём еврейском мире полагаются на его 'псаки"- галахические предписания по различным вопросам.
Когда в 70-е годы учитель всего русскоязычного еврейства Рав Ицхак Зильбер после многолетней борьбы с советской властью попал в Израиль, его в первое же время привезли в Америку,чтобы познакомить с крупнейшими раввинами Америки . На тот момент он был просто учителем математики, который несколько лет сидел в сталинских лагерях. После получасовой беседы (без всяких экзаменов в раввинате) рав Моше Файнштейн дал раву Ицхаку "смиху", то есть взял на себя ответственность рукоположить в раввины человека, которого видел в своей жизни только полчаса. А что такое рав Зильбер? -это отдельная история. Если Вам вдруг попадётся его биографическая книга "Чтобы ты остался евреем", постарайтесь прочитать.
Александр, спасибо Вам большое за отклик и поддержку меня как автора!

Графман Леонид Давидович   24.06.2024 21:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.