Длинный рассказ о раввине
обозначающих части Талмуда , а
также имена комментаторов и
комментарии к нему и к своду
еврейских законов.
Эта почти детективная история произошла свыше восьмидесяти лет тому назад и повествует о чудесном спасении раввина белорусского городка Любань, которому в дальнейшем предстояло стать равом всея Америка, а также крупнейшим законоучителем для земли Израиля.
В начале 20-го века евреи составляли значительную часть населения Любани, и в середине десятых годов община нуждалась в настоящем лидере, который сочетал бы в одном лице большого знатока Торы и заботливого покровителя , отстаивающего её интересы. Каково же было удивление прихожан, когда на эту должность была предложена кандидатура двадцатилетнего юноши , на тот момент ещё не женатого.
Молодой рав Моше Файнштейн взялся за дело с большим усердием , вплоть до того, что за двадцать лет община Любани стала наиболее успешной и прочной с точки зрения основ еврейской жизни . Обучение евреев разного уровня и ответы на насущные вопросы были только частью деятельности молодого рава . За эти годы он имел дело не только со своими прихожанами , но и с антисемитами , погромщиками, местными властями, для которых еврейская община была бельмом в глазу , и , наконец , с самой дотошной и въедливой категорией ненавистников - "евсековцами"- активистами Еврейской секции ВКПб. К 30-ым годам , когда борьба власти с "опиумом для народа" вышла на новый этап и направо и налево летели головы священников всех конфессий, именно евсековцы стремились выбить из своих соплеменников остатки веры , подстрекая их к нарушению Шабата , запрещая тайные общественные молитвы , практикуя и поощряя доносительство.
Деятельность раввинов , по их убеждениям , должна была быть пресечена под страхом смерти . Лишь немногие подвижники в таких условиях рисковали тайно поддерживать в вере своих прихожан.
В начале 1936-го года был арестован (а в дальнейшем и расстрелян) старший брат рава Мордехай Файнштейн, который был раввином городка Шклов . Рав Моше, помня завет великого раби Акивы* , самоотверженно продолжал подпольно обучать Торе, но он чувствовал ,что скоро наступит и его черёд.
Наконец , кто-то из "органов" передал тайную информацию(даже среди подлых евсековцев иногда срабатывала еврейская солидарность) о точной дате предстоящего ареста раввина. Согласно этой информации, раву Моше будет предъявлено то же обвинение, что и брату и , судя по всему , его ждёт аналогичная судьба. Жену и детей власти решили пока не трогать.
Тем же вечером по согласованию с несколькими надёжными членами бывшей общины рав решил уйти в бега .
Если его объявят в розыск, то прятаться в еврейских домах Любани и близлежащих мест смертельно опасно - как для самого рава, так и для тех, кто его приютит. Как ни странно, но лучше всего затеряться в самом логове НКВД - городе Москва , причём, в нееврейской семье , где органы меньше всего будут искать беглого раввина. Вариант с Москвой имел ещё одно большое преимущество: согласно плану , рав должен был там встретиться с людьми , которые могут походатайствовать на самым высоком уровне, чтобы его с семьёй выпустили заграницу, несмотря на его статус беглеца . Было несколько случаев , когда даже в страшные тридцатые годы такая протекция срабатывала.
Буквально, на следующий день раввин Моше Файнштейн , переодевшись крестьянином и по возможности изменив внешность, уже ехал в поезде по направлению к Минску, откуда другой состав должен быть его доставить в Москву...
...
Потомственный мещанин Фёдор Горохов занимал с женой двухкомнатный, но отдельный номер на углу Маросейки и Златоустинского переулка . Через знакомых он получил выгодное, но рискованное предложение : сдать за хорошую цену одну из комнат жильцу, который будет приходить только на ночлег и никогда в утреннее и дневное и даже вечернее время не переступит порог квартиры. Семидесятилетний пенсионер давно уже собирался сдать одну из комнат , но потенциальные квартиранты,как правило, воротили нос при виде его клетушки или пытались сбить цену до сущих копеек. И вдруг очень выгодный , но несколько пугающий вариант: жилец согласен платить очень хорошие деньги только за койко-место в ночное время . С виду - порядочный, из евреев , непьющий, тихий, спокойный. Но кто его знает. Почему люди, которые его рекомендовали, так настаивали на секретности его пребывания ? Фёдор не мог отделаться от этих сомнений и опасений,но всё-таки нужда в деньгах взяла верх. При первом знакомстве жильца сопровождали два достаточно пожилых человека, и от Фёдора не скрылось их почтительно-заботливое отношение к своему протеже. " Этот сорокалетний бородач - птица высокого полёта. Вроде, тихий и скромный, а стелятся перед ним, как перед генералом." ...
...
План рава Моше Файнштейна и его друзей был следующим. Через одного из членов правительства , приходящегося ему чуть ли не родственником, похлопотать о том ,чтобы его вместе с семьёй выпустили заграницу. Пока этот вопрос не решится, он должен скрываться. Предпочтительно - в нееврейской среде, которая менее всего ожидаема как укрытие для беглого раввина. Квартира Гороховых находится в четырёх минутах ходьбы от синагоги. Конечно, Главная синагога на Большом Спасоголенищевском - отнюдь не безопасное место, где контроль НКВД и доносительство- обычное дело . Однако, есть одна вещь, которой рав Моше не может пренебречь даже под страхом ареста и смерти. Это ежедневное, систематическое изучение Торы.
В Большой синагоге на Спасоголенищевском, которая официально не была закрыта и не запрещена для молитв, находился полный комплект Вавилонского Талмуда с комментариями . И ,пожалуй, рав Файнштейн был на тот момент редким евреем, способным не только прочитать и понять эти фолианты , но и оставить на их основе собственные замечания и галахические выводы. Итак , план был таков: рав Файнштейн с раннего утра до 10 вечера учится в синагоге, уповая на Всевышнего и Его защиту, а после идёт к Гороховым на ночлег. Вопросы питания менее всего тревожили рава. Надёжные люди передавали ему в синагогу немного кашерного хлеба. Эти же люди должны были связаться с членом правительства , чтобы похлопотать о предоставлении права на выезд для семьи Файнштейн.
...
Фёдор с женой были очень довольны новым жильцом . По договору, тот не оставлял в квартире ни малейшего признака своего пребывания ( все личные вещи ,включая талит и тфилин, оставались в синагоге) - на случай проверки или обыска. Всегда можно сослаться на то ,что ночевал какой-нибудь родственник из деревни .
И тем не менее тайная информация о том , что у Гороховых живёт бездокументный жилец , каким-то образом просочилась . Видимо, стукнул один из соседей , который давно мечтал выселить Фёдора с женой и завладеть их жилплощадью.
Шёл 36-ой. За "преступления" подобного рода , как укрывательство бездокументного жильца , люди получали по десять лет лагерей. Поэтому , когда в один из вечеров пришли трое в штатском, Фёдор категорически отрицал наличие постоянного квартиранта и уверял, что иногда у них ночует кто-то из родственников. НКВД -шники же хотели поймать Фёдора на горячем , дождавшись прихода жильца, о котором , видимо , поступила информация из доноса . Они никуда не торопились уходить, при этом не разрешая Фёдору и его жене выйти из дома , чтобы те не смогли каким-то образом предупредить жильца не возвращаться. С приближением ночи Фёдор всё больше и больше нервничал. У него созрел план Он сказал незваным гостям ,что ему срочно надо купить лекарство, пока не закрылась вечерняя аптека на Маросейке.
Посовещавшись, НКВД-шники разрешили Фёдору выйти в аптеку. План Фёдора был следующим. Он знал, что "злополучный" жилец с утра до вечера учится в синагоге . Надо было для отвода глаз на секунду заглянуть в аптеку и сразу же бежать на Спасоголенищевский, найти в синагоге жильца и предупредить, чтобы он ,не дай Б-г, не возвращался... Фёдор зашёл в аптеку, но , даже не повернув головы, чтобы посмотреть в окно, он увидел одного из троих НКВД-шников, который караулил Фёдора на улице. Фёдор понял,что все надежды на спасение рухнули. Оказывается, у НКВД был свой план, согласно которому Фёдор при попытке предупредить жильца выведет их агентуру на его след. Купив для виду какой-то порошок, раздосадованный Фёдор вышел из аптеки и побрёл по направлению к дому, ощущая за собой слежку. Всё погибло. Предупредить не удастся . Фёдор знал пунктуальность квартиранта: ровно в 10 тот вернётся. А это значит? А это значит десять лет лагерей без права переписки , что для 70-летнего Фёдора - , фактически, смертный приговор.. Оставалась только молитва. В далёком прошлом ученик церковно-приходской школы, а ныне новоиспеченный атеист Фёдор Горохов беззвучно произносил слова всех молитв, которые запомнил с детства, чередуя их с заветной просьбой о личном спасении. Усталые НКВД-шники слегка позёвывали , однако не выказывали ни малейшего намерения оставить дежурство и прекратить облаву. Последние полчаса - с полдесятого до десяти - Фёдор уже даже не молился. Он впал в полнейшую апатию и даже не посматривал в сторону двери, которая с минуты на минуту должна была открыться , тем самым пустив под откос весь остаток его бедовой жизни. Фёдор даже немного задремал за столом, а когда открыл глаза, было уже без четверти одиннадцать. Один из НКВД-шников был в полудрёме , другой ходил по комнате и время от времени просматривал в окно, третий - разбирал какие-то бумаги.
- Ну так что , гражданин Горохов , - сказал он без особой надежды,- может, всё же расскажешь , кого ты приютил?
Фёдор пожал плечами в недоумении. Он отчётливо видел, что самим НКВД-шникам эта охота изрядно надоела. Зная пунктуальность своего квартиранта, Фёдор уже почувствовал, что в высших мирах что-то произошло, и Б-г теперь не допустит разочаровать Фёдора его возвращением.
К 12-му часу Фёдор даже позволил себе нечто вроде насмешки: "Товарищи, зря вы свое время-то теряете. Мы никого не ждём."
Хотя он сам теперь ничего не понимал, кроме одного: Всевышний существует .
Разочарованные , уставшие и сонные НКВД-шники ушли без четверти час . Перед этим они намеренно задерживались в парадной, пережидали несколько минут у входа, возвращались на минуту , как бы рассчитывая на то ,что некто "неуловимый" подстерегает их уход . В конце концов, посидев ещё минут десять на скамейке, с которой открывался обзор на подъезд, они исчезли.
В течение получаса после окончательного ухода НКВД-шников Фёдор с женой не смыкали глаз , пока тихий скрип не возвестил о возвращении злополучного квартиранта. Примерно, полминуты старик Фёдор смотрел на него ошалевшим взглядом и ,не сказав ни слова , подался вперёд и заключил его в свои объятия....
...
В тот самый вечер исполнялся месяц , как рав Моше Файнштейн безвылазно в течение всего дня учился в помещении Московской Хоральной синагоги, а ночевать приходил на Златоустинский переулок к Гороховым. Он понимал, что только заслуга его самоотверженной учёбы хранит его в столь опасном месте, как Центральная синагога, кишевшая переодетыми агентами НКВД и доносчиками из своих. В противном случае у него не было никаких шансов сохранить своё инкогнито. Видя в Торе свою защиту и спасение, он вкладывал в неё всё своё усердие и интеллектуальную мощь. И именно сегодня была для этого особая причина . Радостное известие ещё не нашло подтверждения , но рав Моше был полон решимости его заслужить . И именно сегодня с раннего вечера интеллектуальные силы были уже на исходе , а "сугия"( исследуемая тема) - необычайно сложной. Собрав данные по искомой теме из разных талмудических трактатов , рав Моше пытался их увязать с действующим законом "Шулхан Арух (а)" , смотрел "Тур" и комментарии к нему. Но как он ни старался, стройной концепции не выходило , доводы рушились под огнём неоспоримых опровержений "ришоним".
В результате рав Моше несколько раз возвращался к Мишне, перечитывал относящуюся к ней Гемару, препарировал Тосафот. Ясности картины не было. Проблема ускользала и не поддавалась решению . Попытка собрать все переменные воедино не принесла успеха . Несколько вариантов решения рассыпались,как карточный домик. Клонило в сон . Интеллектуальной энергии, практически, не осталось. И рав малодушно решил, что , видимо, сегодня, вопреки правилам, он вернётся к Гороховым в 8 и ляжет спать . Может, там , лёжа в кровати, он прокрутит в голове ещё раз всю эту "сугию" , и решение найдётся . Но долго себя обманывать рав не мог.
- Ведь там нет ни единой книги, а мне нужна целая библиотека. Четыре трактата Талмуда , комментарии "ришоним" , один из томов Тура , толкования "Маген Авраам"а и ШАХа на Шулхан Арух .
Рав Моше сделал ещё попытку восстановления всей темы по крупицам , несмотря на усталость и головную боль.
Голод к этому моменту его уже почти не беспокоил. Но рав ощущал, что с каждым новым витком в цепочке рассуждений по теме всё больше терял понимание, достигнутое при первоначальном знакомстве с ней . Было ощущение, как будто именно его , Моше Файнштейна , Всевышний отключил от источника света и блокирует полёт мысли, необходимый для объединения нескольких переменных кряду. Головная боль немного отпустила, и рав Моше предпринял новый мозговой штурм неприступной темы . К половине первого ночи произошло что-то непонятное : цепочки рассуждения объединились в одну и высветили общую картину . Противоречия в комментариях "ришоним" вдруг стали дополняющими друг друга объяснениями. Нужен был ещё один мозговой рывок, чтобы восстановить всё строение как бы на основе заново "оттесанных брёвен". На это ушло ещё полчаса , и великий мудрец рав Моше Файнштейн уже потирал руки от счастья. Понимание "сугии" было всеобъемлющим и абсолютно чётким. Теперь можно было возвращаться на Златоустинский и спокойно засыпать . Рав Моше ещё не знал, почему Всевышний открыл ему врата понимания только в столь поздний час, но он знал другое. Его нелегальной, подпольной жизни остался максимум месяц : днём в синагогу приходил "связной" и сообщил ему , что ходатайство на самом высоком уровне сработало и , возможно, в ближайшее время его с семьёй отпустят в Америку.
Свидетельство о публикации №124061905664
Для меня это сама жизнь со всей её непредсказуемостью и иногда счастливым исходом.
Для меня нет вопроса: верить или не верить?
Конечно, верить!
С праведниками не может быть иначе.
Они это заслужили всей своей жизнью и служением своему вечно гонимому народу.
.....
Жду ваших новых работ на любую тему, прозой или стихами.
Вы для меня всегда интересны.
Александр Басейн 24.06.2024 20:01 Заявить о нарушении
Личность рава Моше Файнштейна уникальна. До наших времени очень многие во всём еврейском мире полагаются на его 'псаки"- галахические предписания по различным вопросам.
Когда в 70-е годы учитель всего русскоязычного еврейства Рав Ицхак Зильбер после многолетней борьбы с советской властью попал в Израиль, его в первое же время привезли в Америку,чтобы познакомить с крупнейшими раввинами Америки . На тот момент он был просто учителем математики, который несколько лет сидел в сталинских лагерях. После получасовой беседы (без всяких экзаменов в раввинате) рав Моше Файнштейн дал раву Ицхаку "смиху", то есть взял на себя ответственность рукоположить в раввины человека, которого видел в своей жизни только полчаса. А что такое рав Зильбер? -это отдельная история. Если Вам вдруг попадётся его биографическая книга "Чтобы ты остался евреем", постарайтесь прочитать.
Александр, спасибо Вам большое за отклик и поддержку меня как автора!
Графман Леонид Давидович 24.06.2024 21:13 Заявить о нарушении