История создания рассказа
Но бывают, к сожалению, частные эпизоды (новости), которые цепляют твой нерв и долго не хотят отпускать. Как, например, новость, которую я узнал буквально вчера. Новость мелкая, частная, но выпуклая и красноречивая. Лицею БГУ присвоено почётное звание Феликса Держинского. Что тут сказать, чтобы никого не обидеть? А сказать то, что обычно говорят в таких случаях – комментарии излишни. Или – без комментариев. Только, по логике и здравому смыслу, без учёта таранной идеологии, не следовало бы этого делать. Это же учебное заведение для подростков с профилем науки (технарей и гуманитариев), а не академия государственной безопасности. Зачем же так зверски с детьми? По этому поводу выдам одну ремарку. Интересно, как отреагировали бы жители Германии, если бы какое-нибудь образовательное учреждение назвали в честь Генриха Мюллера?
А теперь исключительно о сугубо личном. Хочу поведать – просто хочу и всё – об истории написания своих последних рассказов «В поисках предела» и «Новые горизонты, или Поиск предела». Коротко. Без углубления и даже без касания философско-мистических рассуждений и следующих за ними выводов. Это всё я предоставляю читателю. Но лично я был впечатлён.
Итак, идеи, описанные в рассказах, проникли в меня где-то год назад. Я это называю творческим зачатием. Затем наступает период вынашивания. В процессе творческой беременности я планировал и надеялся родить здоровый и полнокровный роман. Но, как я неоднократно сообщал ранее, для меня написать роман, это то же самое, что сходить на медведя с рожном. Подвиг. А подвиги обычно совершают герои. А я не герой. Я не Мюнхгаузен, который каждый день ходил на подвиг, как на работу. Моя же творческая униформа - рассказ. Роман или повесть для меня - парадный мундир. Для писателя, стремящегося к локальной или даже мировой известности, короткая проза, пожалуй, большой недостаток. Всеми, почему-то, ценятся романы. Хотя, конечно, крупная проза и есть крупная. Только пишущий крупную прозу может стать крупным писателем. Это вполне логично. И крупные ценители это тоже понимают. Ладно, о ценностях и ценителях особый разговор, требующий времени и нервов.
В общем, первую попытку разродиться я предпринял 30 ноября 2023 года. Эту дату я специально отметил, как первый положенный литературный кирпич на идейный фундамент. Честно скажу, плана произведения у меня никогда нет. Бывают общие контуры. Которые, кстати, всегда меняются в процессе написания. Так зачем строить план, если меняются даже его контуры?
Да и сюжет вместе с композицией, кульминацией и развязкой я предпочитаю создавать в творческом экстазе. Но не в этот раз. Две страницы написал и всё. Как пел Высоцкий: «Заглохло моё творчество, я стал скучающий субъект». Вдохновение нет, экстаза тоже. Но скучающим субъектом я не стал. Ну нет вдохновения, и нет! Подумаешь, показались маленькие пальчика младенца, которые, однако, умудрились скрутить автору фигу! Не впервой. Будем ждать.
Вторые потуги в виде схваток начались в середине января этого года. Но, к моему очередному разочарованию, опять оказались ложными. Вылезла полностью кисть, которая издевательски опять показала мне кукиш. Я вновь затаился в информационных и интеллектуальных джунглях. Вскоре наступила весна и принесла с собой не только пробуждение природы, но и весенние работы. И о творческой беременности я вообще забыл. И неизвестно, чем бы всё это закончилось, если бы не случился триггер.
Но перед триггером я должен кое-что прояснить. До этого года я никогда не участвовал ни в каких литературных конкурсах, а все рассылки Литрес и Ridero на эту тему попросту удалял. Видите ли, я считаю участие в любых литературных конкурсах всевозможных жанров и тем без участия вдохновения - насилием над собственной творческой свободой. Собственным насилием над собственной свободой. Подчёркиваю – это моё сугубо личное мнение. И вот тут, как я написал выше, случился триггер. А спусковым крючком, произведшим выстрел, послужила рассылка от Литрес.
Ведь не так часто, наверное, происходит, когда идея, которую ты бесплодно вынашиваешь, неожиданно совпадает с темой конкурса. Этот подарок (сюрприз) произошёл 7 марта, и у меня почти сразу же начались схватки, которые благополучно закончились родами 1 апреля. Его я назвал "В поискакх предела". А 4 апреля я отправил новорождённого через Литрес на конкурс «Проект особого значения». Да, можно было свободно выдохнуть и улыбнуться.
Но это, как оказалось, было не всё. 30 мая я получаю от Литрес новое сообщение о новом конкурсе на ту же фантастическую тему. Я, ничтоже сумняшеся, отправляю клона младенца на другой конкурс «Новые горизонты». И только спустя недели две я узнаю детали, по которым моё дитя забраковали. Он, оказывается, не вышел ростом. Его рост был 75 с половиной тысяч знаков, а туда принимали не ниже 120 тысяч.
Но я уже в азарте. Что делать? Нужно срочно было рожать более взрослого близнеца. И роды, на удивление, прошли быстро и удачно. Он был точной копией первого, но только более упитанным. Он получил имя "Новые горизонты, или Поиск предела". Говоря об удачных родах, всё это, естественно, на мой субъективный взгляд. Другую, надеюсь, более объективную оценку, они получат позже. Близнец родился 10 июня, а уже через два я его отправил в литературное путешествие. Пусть привыкает.
Ну и напишу, пожалуй, несколько строк в качестве эпилога. Я считаю, что это тот случай, когда полностью сработал олимпийский принцип: «Главное не победа, а участие». Неизвестно, что у меня получилось бы, не получи я вовремя рассылки Литрес. Да и получилось ли бы вообще что-то? И вот, помня фразу Анны Ахматовой: «Это их премия. Кому хотят – тому дают», применимую, пожалуй, ко всем премиям и конкурсам мира, я, тем не менее, надеюсь, что и мои малыши не затеряются среди других талантливых сверстников.
P/S. Увы, но мои малыши затерялись. Причём, - сразу. Почему, не знаю. Пусть "доктор" ставит диагноз. Желательно только, чтобы "доктор" был не только человеком профессиональным, но и честным. Я даже не стану восклицать сакраментальную фразу Чацкого - "А судьи кто?" Она сегодня слишком актуальна и без моего напоминания. Я же довольствуюсь олимпийским принципом. Именно благодаря ему я и написал этот рассказ. А роман пусть напишет кто-то другой.
P/S - 2. Подтверждением слов в первом постскриптуме служит недавний судебный приговор Жене Беркович и Светлане Петрийчук. 6 лет тюремного заключения за театральную постановку?! Даже эталон репрессий гр. Сталин не позволял себе столь откровенных цинизма, жестокости и редкой глупости. Сажали не конкретно за книгу, пьесу, фильм или спектакль, а за шпионство и вредительство. А тут никакой маскировки. Наглость, достойная смертника. Такое возможно только в бреду агонии. Какие судьи? Какие премии? Какая литература?
Свидетельство о публикации №124061901536