Рождение Византии и споры о вере

Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи маята,
Чарующие запахи, и звуки,
и цвета чудного рожденного в сей миг-
В ней сочетаются в гармонии согласной.

А где то - там, в неясных очертаньях черной тьмы,
Рождается безумие и алчность,
При виде этого нам душу огорчает;
И угрызения, как пытка, вдруг сжигает,
Как насекомые, и жалят и язвят.

Но Арфы струн,  что  в душу проникнает,
Своими  звуками нам веру воскрешает,
И достает до самого до сердца.
Средь чудищ лающих, рычащих  и свистящих;
Отвергла   ты любовь, что предложил тебе.


Характеристика на Флавия Феодосия: Умеет ровно держать себя с плебсом и аристократией. Благожелателен к людям. Умеет прощать. Проницателен, способен видеть истинные замыслы человека. Увлекается историей, что помогает ему в управлении государством. Расточителен.
 
Феодосий I Великий (347—395 гг.) — последний император единой Римской империи.
Первые шаги
Феодосий родился в Кавке - современной Коке испанской провинции Сеговия. Римский историк Аврелий Виктор сообщает, что Феодосий был из рода императора Траяна. Его матерью была Ферманция, а отцом командующий всей римской конницей Феодосий Старший. Он поднялся при римском императоре Валентиниане I. Древнеримский историк Аммиан Марцеллин характеризовал отца как «доблести которого в ту пору выделялись своим блеском среди других как недосягаемые». Феодосий Старший смог подавить в 375 году восстание мавританского князя и римского офицера Фирма II в очень важной для Рима африканской провинции. Но в том, же 375 году Феодосия обвинили в измене. В 376 году казнен.
Феодосий начинал военную службу при отце. Участвовал в военной экспедиции в Римскую Британию, где отражал нападения пиктов и скоттов. В 28 лет стал командующим войсками в придунайской провинции Мёзия.
По сообщению византийского историка Зосимы казнь отца не отразилась на карьере сына. Наоборот, в 379 году император Грациан сделал его соправителем.
По версии византийского летописца Георгия Амартола Феодосий после казни отца сослан в Испанию. Только заступничество императора Востока Валента спасло его жизнь.
Готская война
В 370-х годах гунны теснили готов. Готы осели в римских провинциях Фракия и Мёзия. Они были беспокойными поселенцами. Часто восставали. В 378 году вестготы вождя Фритигерна разгромили армию восточной части Римской империи у современного турецкого Эдирне. Погиб император Востока Валент. Император Запада Грациан не мог помочь Валенту. Он был занят отражением варваров на Балканах.
Грациан находился перед трудным выбором. Его малолетний брат Валентиниан не был в состоянии управлять империей. Надо было выбирать соправителя из римских полководцев.
Выбор пал на Феодосия. 19 января 379 года в Сирмии (совр. сербская Сремска-Митровица) Грациан объявил Феодосия императором Востока.
Византийский историк конца V века Зосима сообщает ,что Феодосий вёл на Балканах успешную войну с готами.
Фессалоники год были резиденцией Феодосия. 24 ноября 380 года он прибыл в Константинополь. Первоначально ему помогал полководец Грациана Арбогаст.
В 381 году Феодосий смог заключить договор с вождем вестготского племени тервингов Атанарихом. Тервинги стали селиться в балканских провинциях как союзники-федераты.
383-387 годы
В эти годы Феодосий смог усмирить кочевых арабов-бедуинов. Он поселил их как федератов в приграничных землях. За это они несли пограничную службу.
Феодосий смог договориться с царем Великой Армении Хосровом III Котаком. Тот согласился разделить свое царство на две части. Одна становилась римским вассалом, а часть Хосрова проперсидской. Так был решен извечный вопрос о том, кому принадлежит Армения - Персии или Риму.
В 383 году командующий римскими войсками в Британии Магн Максим высадился в Галлии. Он стал соправителем императора Валентиниана II. Так у Феодосия появился конкурент.

Свержение Магна Максима.

В 386 году скончалась первая супруга Феодосия испанка Элия Флацилла. Она была матерью двух его сыновей Аркадия и Гонория. Феодосий в холостяках долго не ходил. Летом 387 года разгорелась свара между между Магном Максимом и Валентинианом II. Последний бежит к Феодосию. Его сестра-красавица Галла выходит замуж за Феодосия. Теперь как зять он должен помочь своему шурину.
В 388 году военные действия против Магна Максима начал наместник в Африке Гильдон. Он оттянул часть войск Максима на себя. Другую часть на реке Саве разбил Феодосий.
Максим был схвачен в североитальянском городе Аквилее. Казнен в том же 388 году.
После победы Феодосий пробыл в Италии три года. Его резиденцией был Медиолан (Милан).

Резня в Салониках

В Италии Феодосий столкнулся с другим оппонентом. И его он не мог победить. Церковь! Её духовным лидером на тот момент был миланский епископ Амвросий.
В 390 году за убийство римского полководца было вырезано население македонских Фессалоник.
После этого Амвросий 8 месяцев не пускал императора в церковь. Тому пришлось покаяться за убийство невинных людей.
В 391 году Феодосий вернулся в Константинополь. При императоре Запада Валентиниане II фактическую власть захватил полководец франкского происхождения Арбогаст. В конце-концов Арбогаст убил императора Запада и поставил на его место своего друга Флавия Евгения.
Феодосий пошел походом на узурпаторов. Битва между ними состоялась на реке Фригид (совр.Словения). По сообщению Зосимы сражение было трудным для обеих сторон, и только переход на сторону Феодосия полководца Арбогаста помогло армии восточного Рима выиграть сражение. Узурпаторы погибли.

Разделение империи
Феодосий стал императором единой Римской империи. В Риме он оставил императором сына Гонория. В Константинополе правил другой сын Флавий Аркадий.
17 января 395 года Феодосий скончался в Медиолане от водянки. Его тело было отправлено в Константинополь. Перед смерть он разделил империю на две самостоятельные части. Западную часть отдал младшему сыну Гонорию. Будущая Держава ромеев со столицей в Константинополе досталась старшему сыну Аркадию.
Так начался путь нового государства, которое принято называть Византией.

Политика Феодосия в сфере религии
Феодосий первым со времен Константина Великого начал возвеличивать христианскую церковь как государственную религию.
Поэтому, он был канонизирован как святой. День его памяти отмечался 17 (30) января.
Арианство и Никеанство
Основной проблемой начального христианства был спор о Троице - ипостасях Бога в Отце и Сыне и Святом Духе. Спор начался в Александрии, где ливийский пресвитер Арий утверждал, что Христос не является божественной сущностью. Против него выступил епископ Александрийской церкви Александр и его преемник Афанасий Великий.
Две точки воззрения стали двумя течениями в учении об Иисусе Христе - Христологии.
Еще Константин Великий пытался урегулировать вопрос на Никейском соборе. Однако, по мнению английского историка античности Арнольда Хью Мартина Джонса «Правила, установленные Никейским Символом веры, не были общеприняты». То есть, то - что Христос единосущен Богу. Все дело еще больше подпортил римский император Констанций II, который на соборе в Римини поддержал ариан.
Феодосий в 380 году эдиктом закрепил исповедование христианства только в форме, зафиксированной на Никейском соборе:
В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Пётр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе - Cod. Theod., XVI, 1. 2 (от 28 февраля 380 г.)
Точка воззрения никейцев была утверждена на Константинопольском соборе 381 года.
После этого арианство стало вне закона. Некоторые священнослужители-ариане подверглись репрессиям.
Византийский христианский историк греческого происхождения Сократ Схоластик утверждал, что Феодосий был крещен только в 380 году епископом Фессалоник Асхолием. Тот пробудил в императоре такую ненависть к арианам, что когда Феодосий вернулся в Константинополь был изгнан епископ-арианец Демофил Константинопольский. Феодосий назначил никеянца Мелетия архиепископом Антиохии, а другого никеянца Григория Богослова, одного из Великих каппадокийцев, архиепископом Константинопольским
Никеанская церковь именно при Феодосии стала называться Кафолической (Католической).

Язычники и другие религии

К язычникам Феодосий относился умеренно. Так, после смерти преторианского префекта Кинегия, который уничтожил языческие храмы, Феодосий заменил его язычником.
Как и император, Константин Великий Феодосий не запрещал исполнения языческих обрядов.
Зато Феодосий запретил как еретические нумерологию и астрологию. Это послужило делу науки и последующие ученые-математики Гиерокл Александрийский, Иоанн Филопон, Симпликий и Олимпиодор Младший вместо пустопорожних оккультных наук открывали математические законы.
Однако в 391 году в Александрии, епископ Феофил пытался переделать языческий храм в церковь. На него произошло нападение язычников, в результате чего возникли беспорядки и нападавшие были вынуждены запереться в храме Серапеуме. Епископ Феофил просил помиловать запершихся. В обмен на их жизни он попросил разрешение на уничтожение всех языческих храмов в городе, включая Серапеума. Серапеум был разрушен. В том же году Феодосий утвердил эдикт, ограничивший языческие культы.
По эдикту 391 года язычники должны были платить за право поклонения своим богам.
Также Феодосий не отменял Олимпийские игры. По сообщению Сократа Схоластика игры проводились даже в день смерти императора. Они были отменены только при императоре Феодосии II.
По другим сведениям они сами прекратились после того как пожар уничтожил храм Зевса в Олимпии.
Также в 391 году Феодосий запретил манихейство.
Именно Феодосий созвал Первый Константинопольский собор, второй вселенский собор после Первого Никейского собора. На нем были утверждены основные положения христианства, и оно было отгорожено от влияния других вероисповеданий.
Все антиеретические положения соборов были учтены уже императором Феодосием II. Он свел их в первое официальное собрание законов Римской империи - кодекс Феодосия.
Феодосий не трогал знаменитые афинские и александрийские философские школы. Они продолжали набирать учеников, готовить их и выпускать в свет как риторов и учителей.
Такая политика Феодосия легла в основу последовавшего синкретизма, когда языческие и христианские вероучения соединились в одно целое.


Рецензии