Соловки

Белая кошка, зелёный уазик,
Синий корабль вдали.
Шмару ведет тощий начальник,
Мимо Кремля, без любви.

А на Кремле горят купола,
Трудом монахов зажженные.
Любовью и радостью Рождества,
Светят молитвой рожденные.
 
Милая Маша, любимая Маша,
Что же случилось с тобой?
Почему ты опять уезжаешь,
На этот остров немой?

Все провожают красивую Машу,
На остров разбитой любви.
В поисках счастья, женская воля,
Сметает мужские углы!

Лучшая доля для избранной Маши,
Любовь для всех создавать.
Так же как инок, в битве за Машу,
Страсти свои спешил усмирять!

Инок-начальник с падшею Машей,
Вместе идут на последний погост.
В битве за радость, счастье и волю,
Любовь свою жертвуют, спасая народ.


25 сентября 2024 года прочитал для студентов на поэтическом вечере это стихотворение - конечно они его не поняли и конечно, может и моя подача слишком простая и слабая. Но это дало возможность мне еще раз вернуться к размышление о падении и возвышении человека.
Замысел стихотворения - показать Соловки и ту трагедию которая там произошла и ту постоянную борьбу за спасение которое там идёт. По замыслу стихотворения - Первые строки создают у читателей образы - белая кошка (свобода человека), зелёный уазик (требования системы, надзиратели) и синий корабль (мечта и надежда о лучшей жизни, да и там она есть, она есть у человека всегда). Дальше идёт рассуждение о том, что Маша пыталась найти (познать) любовь и в этом её предназначение, но система поставила ей ярлык - шмара. И систему можно понять, она не могла алгоритмы вожделения и  похоти запустить в эти условия - они бы разорвали и сделали невозможным нахождение в лагере. Я, называя её любимая и красивая, подчеркиваю заботу о ней и не осуждаю самого желания, но задаюсь вопросом зачем, что ты опять сделала? И с монахом (иноком) таже ситуация - называя его начальником, я показываю его падение в системных оценках - он стал надзирателем и стал вершить суд над Машей - ведя её на заячий остров. И вот это падение двух людей стремящихся к любви - это только падение созданное системой, оцененное ей таковым. И в последнем четверостишие я показываю что вот эта жертва собою через падение - это на самом деле возвышение и Маши и монаха. Люди готовые жертвовать ради любви собой и своим временем - герои… и этой своей жертвой они спасают народ - давая им ориентиры. Непросто в падших людях (названных таковыми системой) находить Человека - с большой буквы, но в этом и задача поэта , мыслителя.. и вчера точно осознал, что вот это падение ждёт каждого. Соловки это стихотворение о каждом и оно не привязано к пространству … найти в себе силы из падения сделать геройский поступок или хотя бы просто сохранить в себе человека -  непросто, не каждый готов жертвовать собой и своим временем, но каждому придётся - это основное испытание для каждой души …

Обратите внимание. Я не просто сформулировал  вопрос - зачем женщина совершает это падение, но и ответил на него: в поисках счастья, женская воля сметает мужские углы.
Действительно, очевидно, что это осознанный акт, понятно, что какие-то иллюзии остаться нераскрытой есть и как то проскочить в двух-трёх связях и в лагере тоже, но эти иллюзии полностью исчезают когда она беременеет . То есть во многих случаях это осознанный акт. Именно это стремление любить и быть любимой делает женщину королевой, она в этом стремлении разрушает устоявшиеся законы и правила, разрушает стены монастыря. И это именно воля, а не желание и похоть! Осознанно принимая решение зачать и выносить ребёнка она показывает что и в этих условиях любовь и её плод важнее всего - всех законов, запретов, ярлыков и она готова упасть ради этого… важное допущение и важный смысл. И тогда все эти ярлыки - шмара - ее не опускают, а наоборот возвеличивают и падение становится героическим поступком …
Вообще готовя это стихотворение. Еще там на Соловках, я посмотрел этимологию слова шмара - матерное ли оно или нет. Так вот, у него интересное происхождение. Сейчас оно сохранилось как блатное, но имеет интересную историю - на Руси, были продавцы дегтя, ездили по селам и продавали производные нефти - мазут, деготь и тп и их называли шмаровозами - запах был специфический ну и все время в грязи. Так вот в деревнях когда хотели показать семье (мужу, отцу) да и соседям, что их девка, жена гуляет - мазали ворота забора дегтем - он не смывался и был хорошо виден. Это как бы черная метка от общины - в вашей семье есть предатель, который разрывает узы семьи и может нанести урон и семья может не выжить в этих условиях и будет обузой для общины, обратите внимание. Понятно что это могли сделать из разных побуждений и мести и зависти, но тем не менее факт яркий - это всегда сигнал - община (скорее для общины) показывает, что такое поведение недопустимо. Так вот я попытался разобраться в этой допустимости, пытался осмыслить это падение. Допустив, что оно возможно ради любви и более того, оно в условиях Соловков является ростом личности. Конечно сейчас в городах, где алгоритмы вожделения и похоти являются основными, женщины даже не рассматривают это таким действием как падение, не считают себя падшими, называя это игрой и забавой. Но это не меняет сути … и не меняет ярлыка - ярлык останется …


Рецензии