Мнение народа, ред

ПРОЛОГ

По мере того, как проходит время, наши предки совершают всё более славные подвиги.
      - В. Брудзиньский


Мы родились в одну эпоху
И нам её не выбирать.
От крика первого и вдоха
Нам в ней и жить и умирать.

Что мы едим, кого мы любим,
Жильё, профессия, мечты -
Всё было в ней. И как мы судим.
И кем мы стали - я и ты.

Какие гены дали предки,
И как история прошла.
Все неудачи и успехи,
Эпоха наша нам дала.

Век золотой не нам достался,
А больше смуты век и войн.
Не тех, кто к власти прорывался,
Меняя «самый лучший» строй.

Другие страны, континенты,
Но не эпоха. В ней нам быть.
Ее особые моменты
Осели в нас. Не изменить.




МНЕНИЕ НАРОДА

Как повезло властям, что люди никогда не думают.
         —  Адольф Гитлер


Народа мнение - это мнение
Кого не спрашивал никто,
Но выдаётся без сомнения
С трибуны, сцены и в кино.

Оно вещается с экрана
С надеждой твёрдой, что привьют
Идеи, что народу странны...
Но разжуют и вдруг сойдут. 

Напишут мнение на знаменах,
Так передав свой идеал
Народ чтоб массой просвещенной
Теперь, с тем мнением шагал.

"Страна, народ - правы всегда"
Нет лучше фразы демагога.
По поручению, от лица
Вещает он под небосводом. 

Как возразить? Ведь прав народ,
А на трибуне представитель!
Ведёт так строем в огород,
На бойню ... вождь и предводитель. 





НАРОД НЕ СПОСОБЕН

Народ не способен написать "Божественную комедию" - зато может изгнать с родины ее автора, а потом много веков подряд им гордиться.
       - В. Шендерович


С времён Адама изгоняли
Из Рая, с неба, из страны.
Как наказание применяли
И для людей, и Сатаны.

Богов с Олимпа изгоняли -
Мом - бог злословия, сплетен ас.
Титаны это же познали,
В Тартаре Кронос и сейчас.

Их много, кто сегодня признан,
Пример - философы Эллады.
Толпой был Аристотель изгнан,
Сократ яд выбрал. Ему надо.

Звалось то в Греции - остракизмом,
Народный суд и демократия
Порой не лучше деспотизма,
Нет к гениям в толпе симпатии.

Exsilium в Древнем Риме признан
И для царей и для вельможи.
И Цицерон однажды изгнан,
Сенеку изгоняли тоже.

Евреев гнали из Испании.
Из Португалии в Исход.
Народ привычен был к изгнанию,
Две тысячи лет готов в поход.

В Флоренции Данте знал изгнание,
Медичи и Маккиавелли,
Потом уже пришли признания
Лишь мертвыми их пожалели.

Шедевры писаны в изгнании:
“…Комедия” была и “Принц”,
Гюго “Отверженных” признания
Пришли, не знающих границ.

В России тоже изгоняли,
Клопов как, бесов иль чуму,
Всех тех, что лучшими считали,
В Сибирь же чаще, или в тюрьму.



ЧТО МЫ ЗОВЁМ ДУШОЙ НАРОДА

Народ не стареет и не умнеет; народ остается всегда ребенком.
              —  Иоганн Вольфганг Гёте


То, что зовём - "душа народа",
Слоилось много тысяч лет.
В ней клич звучит былых походов
И вера в тех, кого уж нет.

В ней сказки, саги и былины,
Герои древней старины,
Пусть по ребячески наивны
И исторично не верны.

В ней атавизм лесов дремучих,
В ней мудрость старцев и старух.
Там отфильтровано, что лучше,
Для жизни польза и на слух.

Все праздники и все законы -
Лишь отражение души,
Все с разрешения народа
Его достоинств и вины.

Но часто новые указы
"То изменить, а то убрать..."
Религию сменить приказом...
С попыткой душу поломать.

Китай построен на догмате
Конфуция, а также Мао,
И кнут Культурной Революции,
Где нация в тисках стонала.



РЕЛИГИЯ

Религия – система человеческих норм и ценностей, основанная на вере в сверхчеловеческий порядок.
       - Юваль Ной Харари


Религия - душа народа
У многих мнение таково -
А как славянские народы
С другой душою "до того”?

До православия, крещения -
Была ль таинственна душа?
Христа не зная, воскрешения...
Была ль она всё ж хороша?

Монголы были, как и Грозный,
И Пётр с реформами его.
Дзержинского секретный орган
И Соловки - к звену, звено.

И мусульмане стран далёких
Душой когда изменены?
Возможно это, как ни странно,
Поправки сделать для души.

Что жителю пустыни надо?
Тенистый сад, журчание рек,
Еды и женщин много, сразу…
Других желаний больше нет.

Другими были иудеи
До Моисея, лишь когда
Им заповеди овладели:
Что можно, что нельзя всегда.

Их разметало всех по свету,
Везде чужой, везде гоним…
Но как они тянулись к свету?
Дух знаний в них неистребим…

Народ Иисуса и Иуды
В ответе лишь за одного.
Истории странные причуды -
Из цепи вырвано звено.




ТАМ РУССКИЙ ДУХ

Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
              -  А.С.Пушкин,  "Руслан и Людмила", 


"Там русский дух... там Русью пахнет!”
Писал великий наш поэт,
Но не оставил обьяснений,
Что в этом духе есть, что нет?

Здесь каждый объяснит подробно:
Допустим: смелость, доброта,
И незлобливость и вольготность,
Души открытой широта.

Любовь к царю, к кнуту иль плети
И вера в лучшего царя.
Пристрастие к водке, к русской печи
И к самобранке - всё не зря.

И бесшабашная отвага -
Порвёт рубаху на груди.
Расхлябанность, дорог не надо...
Не всё ль равно куда идти?

Щедрее нет и нет упорней
Нести свой груз, тянуть ярмо…
Простить врага в недавнем споре,
И в ярости сказать не то.

Украсть чужое, пусть не надо -
Нельзя пройти мимо добра.
Учили много лет: так надо,
Народа всё! Хватай!  Пора!

Россия - Азия ль Европа,
Гадать не надо, там есть всё.
Объединить, что невозможно,
В своё вобрала бытиё.

Пусть сердце мягко, управляет
Им не совсем логичный ум.
Кулак тяжёлый каждый знает
И друг и недруг, сват и кум.

Дух всё поймёт, когда трезвеет.
Когда вздохнёт, махнув рукой.
Ему покой порой милее,
Но если что - кулачный бой. 

Дух пахнет переспелой рожью,
В нём пот жнеца и слёзы вдов,
Невинных жертв застывшей кровью,
В нём память шпор и звон оков.




ДУХ НАЦИИ

Величие нации должно уместиться в каждом ее представителе.
      - Ежи Лец


О нациях писали много
Философов и простаков;
Писал Отец и Вождь Народов
Но был ли прав тогда Сосо?

Вождь утверждал, что только вместе
Четыре признака должны
Чтоб нация была на месте,
Учили это вы и мы:

Язык чтоб общий - это важно;
Чтоб Территория одна;
Экономический уклад чтоб
И Психология сама.

Вот вам четыре категории
Единоверной чепухи…
Но не посмели те историки
Сказать вождю: "ты погоди…”

В Союзе бывшем все на русском,
Но ни грузин, ни армянин
И ни казах с разрезом узким
Не стали русскими людьми.

О территории тем более -
Возьмём евреев иль цыган,
Иль греков среди-земно-мория
И всех разбросанных армян.

Экономические связи?
Печально если не смешно -
Всегда со всеми торговали
Плати и всё.  И всё равно.

О психологии особо -
Религия, традиций пут…
Но ведь не каждый верит в слово
Не все обычаи и чтут.

Мне кажется, душа народа
(Иль нации) - рождён в беде.
Что пережили лишь немного,
Но знают, помнят точно все.



ПАТРИОТИЗМ

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти.
Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.
Патриотизм есть рабство.
   —  Лев Николаевич Толстой


Представьте жителя Пигмеи,
Гордящегося всей душой,
Что баобаб в его деревне
Намного больше, чем в другой.  (1)

Иль житель горных Гималаев,
Что их гора главней других,
А может кто-то на Гавайях
Тем, что знаком он с Рыбой-Кит.

Когда гордиться больше нечем
Гордишься, что не создавал,
Что для туриста интересно,
Но ты своей её назвал?

Ещё представьте гражданин
На площадь выйдет и заявит:
"Я лучше всех, я лишь один
Все знаю: жить как надо править".

И в том же духе, но без мата
Продолжит само-возвышение,
И предков вспомнит, что когда-то
Любовь снискали с уважением.

Он перечислит ордена,
Заслуженных когда-то, кем-то...
Картина в общем то ясна:
Название мании известна.

Теперь расширьте круг больных,
Вся площадь, или вся станица
Кричит "мы лучше всех других" -
Так эпидемия случится. 

Теперь представьте, вся страна
Кричит: "Мы лучше, мы достойны"..
В истории та болезнь подчас
Вела к тому, что были войны. 

Причём заметьте, интересно,
Величие совсем не важно,
Коль мания имеет место
Иди, кричи: "вот я" отважно.

Так звал когда-то Карамзин
Тех куликов в своём болоте
Географически скупым
И точным словом - патриоты.

Среди великих тоже есть
Синдрому этому подвластны -
Прекрасный математик Нэш
Им болен был и был несчастным.    (2)
 

(1) Мания Величия — бредовый тип самосознания и поведения личности,
выражающийся в крайней степени переоценки своей важности, известности, популярности, вплоть до всемогущества.

(2) Выдающийся математик Джон Нэш отклонил престижный академический пост на том основании, что он должен быть возведён на престол императора Антарктиды



ЗАЧЕМ БЫТЬ ГРАМОТНЫМ НАРОДУ?

Если громадная мaссa людей станет грамотной, научится думать самостоятельно, она избавится от привилегированного меньшинства за ненадобностью.
Война же и голод помогают держать людей, отупевших от нищеты, в мире иллюзий.
-   Джорж Оруелл


Зачем быть грамотным народу?
Зачем читать, зачем писать?
Былины, сказки, басни, оды
И устно можно передать.

Гомера знали все на память
Похоже триста с лишним лет.
Слепых поэтов уважали,
Но записать творения - нет.

Все витражи в церквях Европы
Затем и созданы давно,
Чтоб научить народ без хлопот
Что плохо есть, что хорошо.

Теперь тем более телевизор
И преподаст и разжуёт
Кто враг, кто друг, кого любить нам
И на кого идти в поход.

От грамотеев лишь проблемы
Студенты,  в шляпах и очках
Гнилые там интеллигенты,
Кто знает лучше что и как.

Это они читали Маркса
И разбудили гегемон,
Зачем читать, когда есть сказки,
Стакан, селёдка, домино.




ВИНОВАТ ЛИ НАРОД?

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
         - Мф 7:1,2


Нард ни в чём не виноват!
Была такая аксиома,
Виновны лишь, кто зло творят
И только лично.   Как знакомо.

Народ сермяжной правдой прав,
Толстого и Руссо идеи.
Народовольцев был устав,
И коммунистов то же мнение.

Но за Иуду весь народ
Две тысячи лет уже страдает,
Причём, Иисус ему не в счёт,
Что все привычно забывают.

Карал Господь за общий грех
Содом, Гомору и народы;
Потоп, он был один на всех,
Как и явления природы.

Допустим, общая черта
Пить беспробудно, брать чужое -
И только власти слабина,
Народ своё возьмёт без боя.

Задача власти - фокус дать,
Назвать врага и цель поставить,.
Историю переписать,
Характер дальше будет править.

Возможно. что другой народ
Познает общее возмездие.
Неверен аксиомы ход,
Бывает, что виновны вместе.



ПРИНЦИП КОЛЛЕКТИВНОЙ ВИНЫ

Когда о каком-нибудь короле говорят, что он был добр, значит царствование его не удалось.
               -  Наполеон I Бонапарт


Хоть термин был введён недавно
И был он к немцам применён,
За службу Гитлеру исправно,
Давно известен был приём.

Так коллективно отвечали
Народы побеждённых стран.
В рабы, в наложницы сдавали
Таков порядок с неба дан.

Солдатам крепость отдавалась
На беспредельство на три дня.
И коллективно раздиралась -
Кровь проливалась там не зря.

Потом винили всех за предков,
Когда семью, когда народ.
Принадлежание было меткой,
С запретами на выход-вход.

Бывает коллектив виновен,
Толпой идущей не погром.
Или линчующих со сходен,
И поджигающая дом.

Толпа обычно безнаказна,
Ни доказать, ни обвинить.
Лишь, кто зачинщиками назван,
Возможно, смогут заплатить.

По мне - никто винить не смеет
За то, что ты не совершил.
Лишь кто вину в душе имеет,
Тот и решает, как бы смыл.



МУДРОСТЬ НАРОДА

Наш ближний это не наш сосед, а сосед нашего соседа – так думает каждый народ.
           - Ф. Ницше

Считалось, что народ - он мудр
И что учиться у народа -
Добыть сокровища культур
И что народ - он знает много.

В народ ходили обучать
Народовольцы и студенты…
Народ привык их всех сдавать
Жандармам. В каторгу наверно.

Народ всегда был во главе:
Ансамбль Народный и артисты,
Кто из народа - тот в цене…
Так было при социализме.

Но прояснились времена,
Народ предстал огромной массой
И не мудра, и не умна.
В политике не разобраться.

Народ обманывать легко -
Картошка, хлеб, бутылка водки…
И выберет наверх того
Кто посулит ещё селёдки.

Идут года, идут века
Ждёт доброго царя Россия
Да, сказка эта не нова
Так ожидают и Мессию.




ДОНОСЧИКУ ПЕРВЫЙ КНУТ

Донос — не оправданье! Доносчику первый кнут.
        - М. Горький

Когда-то суд был справедливей
И клевете не доверяли:
На достоверность терпеливей
Все показания проверяли.   (1)

В России старой было дело,
Когда судьбу решало Вече.
И то собрание хотело,
Чтобы доносчик был отмечен

Не принимали анонимок,
Свидетель должен быть представлен.
И пред народом, без запинок
Сказать: за что и кто ославлен.

Сказать не просто, а под пыткой
Всё подтвердить и не отречься.
Это потом у нас с улыбкой:
“Москва слезам твоим не верит”.

Это потом донос в почёте
И докажи, что невиновный.
От инквизиции зачёты -
Так ведьм искали старых, новых.

Намного ведь удобней власти,
Когда следит за каждым каждый.
За ложь возможны даже сласти
Мол:  “Лги почаще и отважней”.  (2)


(1) В старой России пытке подвергались не только подозреваемый в совершении преступления, но и свидетели, чтобы проверить, действительно ли они говорят правду или же хотят оговорить невиновного. В связи с этим как грозное предупреждение желающим сводить личные счеты руками закона возникла поговорка: «Доносчику — первый кнут».

(2) В советские времена анонимки не просто принимались, они поощрялись. Их называли “сигналами советских патриотов”.
Когда в декабре 37-го года на праздновании 20-летнего юбилея ВЧК, ОГПУ и НКВД Микоян с трибуны открыто провозгласил, что каждый советский гражданин обязан быть чекистом, это означало только одно - присылайте ваши доносы и будете вознаграждены.




ЧЕТЫРЕ МИЛЛИОНА ДОНОСОВ

Кого с раннего детства его дразнили «ябедой», во взрослой жизни называли «стукачом».
     - Петр Квятковский

Четыре миллиона
Доносов написали
И каждый начинался:
“Любимый вождь наш, Сталин!”

Откуда столько веры?
Откуда эта рать,
Готовая за дело
Чужие судьбы смять?

Уверенность откуда,
Что правы только вы?
Набрать чужой посуды,
Захлопнув дверь тюрьмы.

Да, Сталин был жестокий,
И деспот, и тиран…
Но он ведь те доносы
Читал, а не писал!

Создал он атмосферу,
Где сын предаст отца,
Преследовал он веру -
Мораль, что от Творца.

Когда слезам не верят
И слово «честь» в грязи,
Соседа подозрение,
Врагов везде ищи!

Четыре миллиона
Доносов написали
И каждый начинался:
“Любимый вождь наш, Сталин!”



ВСЕ НА ВЫБОРЫ

Я думаю, власть в России сменится не в результате выборов
          —  Алексей Навальный


Снаружи взглянешь - демократия,
Есть выборы и голосуют все
И кандидаты есть и партии
И есть кто За, и есть кто Нет.

Считается, что выбираем
Мы неподкупных мудрецов,
Кто лучше нас всё понимают
И служат нам без лишних слов.

Им в результате доверяем
Мы жизнь свою, своих детей
Тем, кто величием страдает,
Что в клинике звучит мудрей.

Амбициям их нет предела:
Они всё могут, где уж нам.
Но это все слова, а дело...
Наш воз всё глубже вязнет там.

Все дело в том, что выбираем
Мы одного, но вместе с ним
Приходит штат, что назначаем
Все бюрократы как один. 

И наступает диктатура
Тех, кто у власти наверху...
А нам поможет лишь микстура
Покрепче. Чтоб забыть беду.



НАРОД ЗАБЫЛ

Народ — кто сам себе не врёт.
Народ — кто враг духовной лени.
Лишь тот, кто мыслит, — тот народ,
все остальные — населенье
          -   Е. Евтушенко

Россия вышла из войны
Потрепанной но победившей,
Но не признали их вины,
Кто не готов был к этой битве.

Кто просмотрел скопления войск
На полустанках у границы,
Кто сведенья громил как ложь
И провокации наймитов.

Кто посылал врагу еду,
Кто обескровил нас пред боем,
Кто дифирамбы пел врагу,
Кто потерял все территории.

Кто никому не доверял,
Косил косой на всякий случай,
Кто в спину нам всадил кинжал,
Кто уничтожил самых лучших.

Не судят тех, кто победил
Не выучен урок тот горький,
Народ простил, народ забыл
И не спросил он с тех, виновных.



ЭПИЛОГ

Все уже описано, но, к счастью, не обо всем еще продумано.
       - Ежи Лец

Всё то, что сказано другими,
Мы пропускаем чрез себя.
Всё то, что знали и забыли,
В нас остаётся и не зря.

Все наши знания, заботы,
Вся пропаганда прошлых лет,
И детство, школа и работы,
В нас оставляют меткой след. 

На нас влияют предков гены,
Но больше всё же их судьба -
Что в жизни их имело цену,
Освенцим ждал иль Колыма.

Что думают о нас соседи,
Иль собутыльник по пивной,
Продукт эпохи мы последней
Но в каждом мир вселенной свой.

И потому все изречение
В нас отражаются сейчас,
Как в зеркалах кривых сомнения…
Кто сомневался хоть бы раз. 


Рецензии