Зависть

ЗАВИСТЬ.

Чувство досады и раздражения, вызванное достатком, благополучием, превосходством, положением или репутацией другого. Завистливый человек хочет иметь то, что есть у других. Ему может казаться, что они не имеют права владеть тем, чего он так страстно жаждет. Еврейское слово «кина» в зависимости от контекста может означать «рвение», «ярость», «требование исключительной преданности», «ревность» или «зависть» (2Цр 19:31; Пс 79:5; Чс 25:11; 5:14; Иов 5:2), а греческое слово «фтонос» всегда имеет отрицательный оттенок (Рм 1:29).

Склонность к зависти — одно из проявлений грешной природы человека (Иак 4:5). Зависть часто ведет к ненависти. Зависть филистимлян к благополучию Исаака привела к тому, что они, исполнившись злобы, завалили колодцы, из которых он брал воду для своих отар и стад. В конце концов филистимский царь потребовал, чтобы Исаак ушёл из той местности (Бт 26:14—16, 27). Из зависти к тому, что Моисей и Аарон пользовались у народа уважением и занимали почётное положение, Корей, Дафан и Авирон обрушились на них со злобными упрёками (Чс 16:1—3; Пс 106:16—18). Видя, что народ откликается на служение Иисуса, старшие священники и многие иудейские старейшины исполнились зависти. Это чувство завладело ими настолько, что они отдали Божьего Сына Пилату, чтобы тот вынес ему смертный приговор (Мф 27:1, 2, 18; Мк 15:10).

Если человек начинает учить тому, что противоречит учениям Иисуса Христа, это порождает зависть. Для такого человека важнее продвигать собственные взгляды, чем воздавать славу Богу (1Тм 6:3, 4). Апостолу Павлу приходилось противостоять тем, кто имея неправильные побуждения, проповедовал Христа из зависти. Такие люди завидовали Павлу и стремились подорвать его репутацию и авторитет как апостола. Они пытались сломить дух заключённого в тюрьму Павла и привести его в уныние. Они надеялись за его счёт подняться в глазах других, чтобы достичь своих эгоистичных целей (Фп 1:15—17).

Зависть опасна. Те, кто достигают своих целей обманом и насилием, могут какое-то время жить в безопасности и достатке, не жалуясь на здоровье. Даже смерть таких нечестивых людей может быть лёгкой, без сильных мук. Кто-то, думая, что в его жизни не всё так благополучно, как у них, может начать им завидовать и, подобно псалмопевцу Асафу, постепенно забыть о том, какая это честь — исполнять волю Бога (Пс 73:2—14). Неудивительно, что в Библии неоднократно говорится о том, почему не следует завидовать нечестивым и вставать на их путь. Ведь те, кто поступают неправедно, исчезают так же быстро, как засыхает трава под палящим солнцем (Пс 37:1, 2). При всём их благополучии такие люди отвратительны для Бога и прокляты им (Пр 3:31—33). У них нет будущего (Пр 23:17, 18; 24:1, 19, 20).

О печальной участи завистливого человека во вдохновлённой Богом притче говорится: «Человек с завистливыми [букв. «плохими; злыми»] глазами гонится за богатством, а не знает, что его постигнет нужда» (Пр 28:22). Если у человека завистливые глаза, то его действительно ожидает нужда. Стремясь во что бы то ни стало достичь уровня жизни тех, кому он завидует, такой человек поступается принципами праведности и тем самым вредит себе. Даже если ему удастся разбогатеть, его богатство временное — он не сможет унести его с собой в могилу. Получается, он гонялся за богатством напрасно. По словам Иисуса, «завистливый [букв. «злой»] глаз» относится к злу, которое «исходит изнутри и оскверняет человека» (Мк 7:22, 23).
Зависть перечисляется среди отвратительных дел плоти, которые мешают человеку наследовать Царство Бога (Гл 5:19—21). Все, кто исполнен зависти, «достойны смерти» (Рм 1:29, 32). Однако с помощью Божьего духа со склонностью к зависти можно бороться (Гл 5:16—18, 25, 26; Тит 3:3—5; 1Пт 2:1).


Рецензии