Душа Левши
Сегодня на сцене Театрального Ковчега в Дубраве (пос. Семхоз близ Сергиева Посада) идёт спектакль "Левша" который привёз на фестиваль "У Троицы" Донецкий республиканский академический молодежный театр (ДНР,Макеевка)
За спиной моей телевизор делится современными страстями: "Это воскресное время..."
СВО... Воскресное... СВОВоскресение...
Из пространств СВО привезен в Дубраву этот спектакль. И, я думаю, он интересен тем самым подспудным сакральным знанием: что к чему и что почём - наши "новые" регионы, наша достославная Русь знает сейчас это острее.
Но!
Если я не смогла пойти в театр - что же, мне нечего сказать о Левше?
Кое-что есть, что сказать. Вот хотя бы то, что символично идёт этот спектакль на сцене в День Медика.
А Лесков в "Левше" как раз отразил взгляд народа на работу медиков в России. Конечно, современных Лескову медиков - пусть сегодняшним не будет обидно.
Если спросить, что главное в "Левше" - вот для чего Лесков писал эту вещь?
Не для того же, чтоб посмешить коверканием языка: "тугамент" вместо документ, "мелкоскоп" вместо "микроскоп" и много еще по-детски чудных неологизмов - "народовизмов".
Да, сразу вспомнится, что стремился Левша донести до царя, как англичане ружья чистят - не портят их. Гений Левша, великий инженер и патриот. Ценную информацию добыл за границей. И вез её. И практически довёз.
А дальше - да медицина и помешала: встретился гений с равнодушием и жестокостью современной ему, (ему, не нам!) - медицины.
Лесков написал "Левшу" в 1881 году.
Уже лет двадцать по Руси пелась моряцкая песня: "Раскинулось море широко..." Сначала пелась как "песня кочегара", потом - песня моряка, потом просто - "Раскинулось море..." Потому что не только про моряка. - "Напрасно старушка ждёт сына домой..." Про жизнь, как она есть. И трогает всех. А про что там? А там народ высказывает свое отношение к докторам и медицине. И это наболевшее движет песню, как волны - корабль... Помните?
Кочегар плохо почувствовал себя на смене. "Стоять больше нет сил. Нет сил работать. Жар. Не получается поддерживать пламя в котлах..." Отдохнуть бы... Но - ты не должен бросать вахту, отвечает машинист:
"Ты к доктору должен пойти и сказать, -
Лекарство он даст, если болен!»
Вот она, правда народная!
Нет вопросов - доктор поможет, вылечит, спасёт.
Есть одно - лекарство даст.
Всё!
А поможет ли лекарство? - вопрос не ставится, ответ в менталитет народный записан со всей ужасающей очевидностью.
Доктор даст лекарство!
освободит ли от вахты? - вопросов нет. Ответ очевиден. В следующем куплете "сердце больше не билось", через куплет "к ногам привязали ржавый колосник" - негодную деталь, и - к рыбам на дно.
А там уж - "Напрасно старушка ждёт сына домой,
Ей скажут - она зарыдает..."
А волны бегут от винта за кормой,
И след их вдали пропадает...
И в "Левше" старушка-Русь ждала гениального инженера Левшу тульского, косого из заморского морского похода.
Все, как в песне. Не о том ли повесть Николая Лескова?
Левша вернулся - но попал в руки медицины. Попал туда же и его товарищ по путешествию - английский шкипер. Напились до беспамятства оба. Оба прибыли на причал. А дальше - шкипер попадает в бережные ручки английских докторов, а наш Левша , соответственно - в лапы наших. Пора уже давать занавес.
Но все же вспомним по тексту.
Давайте вспомним то, что удивляет в рассказе "Левша". Может, так докопаемся до его глубинного смысла. Ведь всё, что писатель пишет - он пишет не просто так. Слова - или отсутствие слов - зияющие пустоты иногда - расставлены, как знаки на дороге. Мы должны пройти так, чтобы понять замысел писателя. Как он думал, так и пройти - к тем, нужным ему, выводам.
Итак - что же меня удивило?
Персонализация героев.
Их, этих героев. всего два - или пять. И Левши среди них просто нет.
Смотрите сами: по-именам названы:
Донской казак Платов.
Император Александр Павлович.
Жена императора, Елизавета Алексеевна ( хотя всего ее действия - реплика про дело вдовое)
Брат императора, Николай Павлович.
Дочь брата, принцесса Александра Николаевна (хотя всего ее дел - попробовать блоху ключиком завести)
Граф Кисельвроде ( его имя примыкает к развеселым словарным опытам Лескова - в одном ряду Кисельвроде с "пищеприёмной комнатой", "горячим студингом", "долбицей умножения"...
Действий у Кисельвроде - не вроде никаких, а вообще никаких.
Остальные действующие лица - безымянны. Послы, матросы, казаки, тульские мастера, жители деревни, ямщики...
Левша - это не имя, русский гений действительно левша, что замечают англичане, - так что Левша - это прозвище, кличка.
Под именами действуют два царя ( государство) и казак Платов ( армия в его лице). Мы только догадываемся, кто Платов - генерал, атаман - ничего не сказано. Лескову и не надо. Персонифицирована власть - а народ, и лучший его представитель, инженер-гений - деперсонифицированы. Никакие они, и звать их никак.
Не потому ли так щедро рассыпает Лесков жемчужины самодельных русских слов, называя предметы - заново, в точку, сдувая со слов пыль веков и даря новые смыслы - не потому ли так щедро, что главный герой - народ - лишён писателем имянности. Не потому ли так с избытком, чтобы мы заметили и недостачу?
Нет имён у мастеров.
Только у одного - кличка.
Толк в именах и кличках кто, как не Лесков знал?
Лесков печатался под псевдонимами: Фрейшиц, В. Пересветов, Николай Понукалов,
Николай Горохов, Кто-то, Дм. М-ев, Н.,Член ( имеется в виду "Член общества") и другими. Самый известный псевдоним Лескова - М. Стебницкий.
А у какого писателя тоже было множество "стебницких" псевдонимов? Вспомним-ка: у Чехова.
Чехов и Зевуля, и Проптер, и Дяденька. Чехов имел более 50 псевдонимов. Самые известные: Антоша Чехонте, Шиллер Шекспирович Гете, Шампанский, Брат моего брата, Гайка № 6, Гайка №9, Грач, Человек без селезенки, Акакий Тарантулов, Некто, Архип Индейкин, Василий Спиридонов Сволачев, Макар Балдастов, Дон Антонио Чехонте, Крапива, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Прозаический поэт, Пурселепетанов, полковник Кочкарев, Юный старец, Акакий Тарантулов, Некто, Архип Индейкин и многие другие.
Не берет ли пример Чехов с Лескова? Не развивает ли здесь лесковскую неуёмную словотворческую мысль? Вполне возможно. Для того, чтоб скрыть авторство, достаточно пары "спокойных" псевдонимов, для того, чтоб часто печататься, получать гонорары и не примелькаться - десятка хватит. Опять-таки - "обычных". Публику развлечь - да, конечно. Но и облик Лескова стоит за этими словесными плясками.
Доктор Чехов, я думаю, близко к сердцу принял обвинение Лескова русской медицине: уморили гения. Погубили Левшу. Доктор чехов на писательские гонорары строит больницу в Мелихово для крестьян. Чехов принимает бесплатно, ездит по зараженным деревням, не бережет себя, хотя цену себе и дару своему знает.
Что это, как не преодоление "деперсонализации" народа, преодоление обвинения обществу, что Лесков заявил в "Левше".
Я думаю, лесковское обвинение "жжет сердце" Чехова. Обвинение выдвинуто всей России, всей действительности, то есть - персонально каждому.
Как ранее песней о кочегаре выдвинуто обвинение всей тогдашней российской медицине. Ну, может, не всей - но медицине для народа - точно.
Чехов, уже серьёзно больной, едет на остров Сахалин. Он многое делает, чтобы облегчить страдания каторжан. Не для того, чтоб себя развеять - доехал бы до Байкала и любовался на природу. Нет, он едет в кровоточащий очаг "антимедицины", в очаг страданий. Не для того ли, чтоб обвинения медицине - избыть?
Если культуролог и врач Альберт Швейцер поехал в Африку, бросив богатую жизнь доктора для обеспеченных, поехал, только увидев скульптуру страдающего негра, - то не сопровождала ли доктора Чехова в поездке на Сахалин тень страдающего Левши?
Чехов делает многое, чтобы преодолеть, избыть негативное народное отношение к медицине.
Чехов действует...
Что мы можем сказать о мотивах поступков других людей? Эти мотивы - тени для нас. Но иногда они становятся явью.
Ну да ладно. Вернёмся к Левше.
Вот сели на корабль, поплыли из Англии в Петербург. 2700 км. Сейчас лайнер пройдёт за сутки.
Только вот куда они там поплыли?
"Левша думает: небо тучится, брюхо пучится, — скука большая, а путина длинная, и родного места за волною не видно — пари держать все-таки веселее будет"
А с чего бы родное место было видно, если поплыли куда-то в "Твердиземное море". Если так названо Средиземное море - то поплыли на юг, а не на север, а потом должны были по рекам продираться по всей Европе. Нет, видно, здесь Лесков просто шутит: "Вышли из бухты в Твердиземное море, пили они до рижского Динаминде".
Плыли и пили. Пари со скуки держали. Но, куда бы ни поплыли - приплыли в нужное место. Вусмерть пьяные, а Левша и без "тугамента" - Платов не дал собраться в путь с документами.
В Петербурге англичанина - в посланнический дом, Левшу - в квартал ( в полицейский квартальный участок).
Ребята, у нас 21 век. Мы легко себе понимаем, как там оно в 19 веке. Да так же.
В нашем городе плохо видящего в темноте художника загребли на вокзале в участок ( друга провожал на автобус после выставки, должен был сесть на свой автобус - да вот беда - шаткая походка ( плохо видит в темноте). Увезли на край города в квартал - очки отобрали ( зачем?) Позвонить домой не дали ( отчего?) Когда родня всю ночь обзванивала учреждения, нашла, пригрозила, наорала, - отпустили, сиречь выставили на улицу, без денег в кармане, без очков, без фонарика, без денег на телефоне ( смогли прозвонить или перекинуть куда-то), даже не довели до дороги, а там часа через два ехала машина, остановилась, подбросила до дома. Отчего доблестным стражам было не вызвать такси, о том, что человек ночью не найдет дорогу в незнакомом месте - они уже знали) - дома бы заплатили таксисту? Да все потому же - этот гениальный художник был для них никем. Не персона. Никто и звать никак. А Чеховых на всех не напасёшься. Да и людей с совестью тоже, видимо, нехватка.
Собственно, всё, как в 18 главе "Сказа о тульском косом Левше..."
Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. Лекарь велел его при себе в теплую ванну всадить, а аптекарь сейчас же скатал гуттаперчевую пилюлю и сам в рот ему всунул, а потом оба вместе взялись и положили на перину и сверху шубой покрыли и оставили потеть, а чтобы ему никто не мешал, по всему посольству приказ дан, чтобы никто чихать не смел. Дождались лекарь с аптекарем, пока полшкипер заснул, и тогда другую гуттаперчевую пилюлю ему приготовили, возле его изголовья на столик положили и ушли.
А левшу свалили в квартале на пол и спрашивают:
— Кто такой и откудова, и есть ли паспорт или какой другой тугамент?
А он от болезни, от питья и от долгого колтыханья так ослабел, что ни слова "не отвечает, а только стонет.
Тогда его сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали, а самого пристав велел на встречном извозчике бесплатно в больницу отправить"
Ага! Всё да не всё! В 21-то веке "встречного извозчика страдальцу не вызвали!
Да и в 19 веке извозчики на зов полиции не спешили:
"Повел городовой левшу на санки сажать, да долго ни одного встречника поймать не мог, потому извозчики от полицейских бегают. А левша все это время на холодном парате лежал; потом поймал городовой извозчика, только без теплой лисы, потому что они лису в санях в таком разе под себя прячут, чтобы у полицейских скорей ноги стыли.
Стесняюсь, как говорится, спросить - с чего бы - чтоб скорей ноги стыли?
Можно и дальше прочесть 18-ю главу о вопиющей медицине давних лет - но вот уже появляются напоследок еще персоналии: граф Чернышов, комендант Скобелев, врач Мартын-Сольский.
"Но только когда Мартын-Сольский приехал, левша уже кончался, потому что у него затылок о парат раскололся".
Эти имена появляются на миг, в самом конце рассказа, и ничего не определяют. Появляются словно для того, чтобы вы, как и я, вдруг заметили: Лесков героя-левшу называет не с заглавной бкувы. "левша" он у него, а не "Левша". Это я писала с заглавной буквы героя - по писательской литинститутовской, а до того еще школьной привычке - как иначе?
А тут - оба-на - он даже не с большой буквы.
То есть вообще не имя.
То есть просто народ.
И пришли мы к заглавию рассказа - "Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе".
Блоха - стальная.
Бездушная.
Это у левши "душа человечкина", да и то по меткому выражению английского протрезвевшего полшкипера.
Получается - о душе народа этот сказ.
О живой,
гениальной,
патриотичной,
загубленной равнодушием
Душе.
Получается, так.
Ай да Лесков! Николай! Заступник...
Свидетельство о публикации №124061800157