На крыльях ветра 1983 - Стихи разных лет - 128

___________________

"НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА" (1983)
___________________

ЛЕВ ГУНИН


    СТИХИ
РАЗНЫХ ЛЕТ

   избранное


Стихотворения, сборники, циклы
Памяти моего дорогого брата Виталия


  ИЗДАНИЕ 2019

  © СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ.

______________
Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -

В это собрание вошли избранные стихотворения разных лет. Если нет географической ссылки, то (это касается стихов 1970-1991), скорее всего, стихотворение было написано в Бобруйске (Беларусь). Разножанровость, характерная для автора, и очень разные (по тематике, по образности, по типу) стихи в одном цикле или сборнике: это - широкий охват явлений, "вариантность личности", артистическая "смена" персонажей "первого лица".
___________________________

___________________________
© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
© 2018 – Lev Gunin [Лев Гунин]
© ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО (1981-1989) - 7 - НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА-1983 – Лев Гунин
© L';diteur | Edutor : Lev Gunin | Издатель: Лев ГУНИН
© La couverture du livre et le design | cover and book design: Lev Gunin |
© Layout and Design: Lev Gunin
© Electronic (computer) versions and conversion: Lev Gunin
© Электронные (компьютерные) версии и конверсия: Лев Гунин
© Вёрстка и цифровой текст, вёрстка для печати и дизайн: Лев Гунин
ISBN:
____________________________

ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО: 1981-1989
циклы и сборники стихов - 7 - НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА (1983)


____________________________________
Из конфискованного томика номер 9 до-эмиграционной поэзии (сохранившиеся черновые версии, поначалу не вошедшие в собрание стихов разных лет).

(См. комментарий автора ниже)

____________________________________


ОТ АВТОРА

В 2007-м году случилось одно - трагическое для меня - событие, которое негативно сказалось на всём моём поэтическом творчестве последующих лет: пропал 9-й (в другой версии - 6-й) томик машинописного собрания, которое я подготовил ещё на Родине, в Беларуси, до фактической депортации из родной страны (которую покинул навсегда (и, вероятно, никогда больше не увижу (в Канаде я "невыездной"; не говоря уже о невесёлой социально-экономической ситуации). (Надо добавить, что некоторые мои друзья, упоминая эту пропажу, путают даты, ошибочно называя то 2006, то 2008 год).

Всего было 3 копии 9-томного собрания ("главная" и две отпечатанные под копирку). Томики были переплетены в виде книг с картонной обложкой. Одна копия хранилась у меня дома. Вторая - у моей мамы. Третья - у одного из приятелей.

Когда я спохватился, что 9-го тома (самого объёмного, охватывавшего наиболее широкий - хронологически - период) нет на месте, я сразу бросился к моей маме, у которой всё собрание (2-й экземпляр) хранилось на полке в тёмной комнате (кладовке). 8 томиков оказались на месте, но последнего недоставало ...

9-й том пропал СРАЗУ же после того, как я прочитал по телефону примерно 10 стихотворений (из 3-х последних томиков) своему близкому другу, культовому кинорежиссёру Юрию Белянскому. Не исключено, что все разговоры с Юрием (а то и все мои разговоры по телефону) "мониторятся", и пропажа 9-го тома каким-то образом связана с политической деятельностью Д. (сына Юрия).

Вот отрывок из моего письма моему близкому другу (и другу моего покойного брата Виталия) - поэту, фотографу, гениальному художнику, резчику по дереву и чеканщику, мастеру червления по металлу, автору получивших европейские призы работ, искусствоведу Евгению Алмаеву:

От кого: Лев Гунин <leon987654321@mail.ru>
Кому: Евгений Алмаев <aeg7@mail.ru>
Дата: 31 Дек 2007 20:25:56
Тема: Re[3]: -------- ctixi ==================

(отрывок)
========
еще одно несчастье
со мной приключилось:
пропал 9-й томик моих стихов.

еще в Беларуси я когда-то
отпечатал на машинке, на
добротной бумаге, свои
избранные стишки, переплел,
получилось в виде аккуратных
книжек - 9 пузатеньких
томиков.

(...)

примерно полгода восстанавливаю
"изначальные" версии ранних
стихов по черновикам,
постепенно выкладывая вот сюда:

www.gunin.artlaboratory.org

когда дошел до 9-го тома, оказалось,
что его нет! надо сказать, что
во всем, что касается книжек и тетрадок,
я человек предельно - педантично,
фанатично - аккуратный: у меня все
на своих местах, и, если что-то
не там, меня это бесит.

несколько дней назад томик был
на месте.

элементарно изъяли.... уроды...

звоню приятелю, которому
отдал на хранение 2-й, менее
притязательный, вариант тех же
9 томиков. звоню, спрашиваю,
не выбросил ли он
еще мои тетрадки в
мусорку.

нет, говорит, и смеется. все
на месте. на кухне, в шкафчике,
где им и положено быть.

идет, не отключаясь, с трубкой
на кухню, вот, говорит, все
в порядке. я прошу его вспомнить,
сколько было томиков. а у него
очень хорошая, математическая,
память. он отвечает: 9. я его
прошу пересчитать. и вот те на!
9-го томика нет!

уроды!.. другого слова нет!
_______________________
Трагична судьба Жени Алмаева (который был примерно на 12 лет младше меня). Именно в 2007-м году он повредил руку при несколько подозрительных обстоятельствах, и - вскоре - у него развилось урологическое онкологическое заболевание. Врачи запустили болезнь (судя по обстоятельствам - возможно, умышленно), и, когда, наконец, Жене объявили диагноз, опухоль была уже на неоперабельной стадии. (Кстати, мой раздел gunin.artlaboratory.org был уничтожен, и все выложенные туда стихи пропали).

В любом случае, исчезновение самого объёмного тома собрания моей до-эмиграционной поэзии именно в то время представляется неслучайным. Именно тогда (после периода "затишья") возобновилась компания шельмования, когда целая команда русскоязычных участников поэтической "тусовки" с израильскими паспортами вновь пошла в атаку, распространяя обо мне порочащие слухи, подвергая мои работы (в том числе и стихи) необоснованным ярым нападкам, изображая меня примитивным (на уровне дебилизма) "одноклеточным червём". Ставилось под сомнение моё высшее музыкальное образование (даже мои дипломы за музыкальную школу и музыкальное училище объявлялись "выдуманными"); утверждалось, что я "никогда и нигде не работал" (и т.п.). Понятно, что возможность появления в Сети моих стихов, которые "не соответствуют" такому "портрету", не устраивало тех персонажей, что стояли за компанией шельмования: их сильно раздражали мои исторические, философские, теологические работы.

Ряд стихотворений (которые входили в 9-й том) я восстановил по сохранившимся черновикам (примерно 40 процентов стихов из того же тома (в отличие от предыдущих томиков) "не имело" черновиков). Эту работу затрудняли следующие обстоятельства. 1) несколько рукописных тетрадей: у себя на родине я переписывал одни и те же стихи из одной тетради в другую - по мере накопления объёма; и, бывало, изменял одну-две строки. 2) в самых первых черновиках на клочках бумаги (или в блокнотах с отрывными листками) - иногда давалось до 5-ти версий какого-нибудь слова или строки. 3) после пропажи 9-го тома я стал хранить свои тетради у разных друзей, и это - опять-таки - затрудняло пересмотр.
Уже после того (примерно в 2012-м) как предпринятая работа была в основном завершена - я наткнулся (в 2014-м) на рукописную тетрадь, где обнаружил циклы и версии, которых раньше не заметил. Я отсканировал эту тетрадь, пропустил текст через специальную программу (которую - как программист-любитель - сам написал (точнее: модифицировал одну из "официальных" программ OCR-распознавания), переведя текст в цифровой формат, и записал на один из "бесчисленных" DVD.
Через какое-то время отыскать эти файлы среди океана других оказалось не так-то просто. Только теперь, когда уже составлено множество книжек собрания разных лет (121 сборник), я случайно наткнулся на "потерю". Пришлось нарушить хронологию - и "вставить" (после 121-го сборника) несколько циклов из уже далёких (сегодня) лет.

"На крыльях ветра" - название одного из стихотворений, не вошедших в данную публикацию. Здесь, как и в некоторых других сборниках того же периода, переплетается пейзажная и философская лирика, "оттеняющая" (иногда и нет) глубинные слои, насыщенные сложной и неоднозначной тематикой.
Циклы и сборники того двухлетнего периода (1983-1984) отражают и личную драму: трагедию неизлечимой болезни любимого брата Виталия; болезнь и уход из жизни близких родственников; бурный роман с намечавшейся несчастливой развязкой (метания между Леночкой Барановой и Ларочкой Медведевой, обострённые трагической ситуацией Лены и твёрдым намерением Лары добиться "ошеломляющего успеха" в Париже [первую прислал ко мне мой близкий друг - Миша ("Моня") Куржалов; со второй я познакомился через близкого друга - Евгения Эльпера - на квартире Кима Хадеева (Лена Баранова была "подпольной" (пуританское советское время) фотомоделью; Лара Медведева - поэтесса, дизайнер, участвовала в первых всесоюзных демонстрациях мод в Ленинграде (Петербурге), позже - знаменитая парижская модель, сменившая имя, фамилию (и всё прочее…); Михаил Куржалов - талантливый музыкант, вокалист, композитор; Евгений Эльпер - профессиональный композитор (закончил Минскую консерваторию по классу композиции у Дм. Брониславовича Смольского (я тоже ученик Смольского), был директором музыкальных программ Белорусского радио и телевидения; Ким Хадеев - универсал, философ, легендарный наставник всех видных личностей - будущих белорусских знаменитостей]).
___________________
ОГЛАВЛЕНИЕ:
НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА (из сборника стихов) (1983)
1. НИЗВЕРГНУТЫЙ
2. В ПАРКЕ (Ларе Медведевой)
3. ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ (Инге Ермаковой)
4. ИГРА
5. СОН и ЯВЬ
6. У РЕКИ
7. КОПЫТАМИ РАСКОЛОТ МРАК МОЛЧАНЬЯ
8. БЕЗ НАДЕЖДЫ
_________________________
_________________________
ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО: 1981-1989
циклы и сборники стихов - 7
_____________________________________

Лев Гунин   
               
Из сборника стихов

НА КРЫЛЬЯХ ВЕТРА


НИЗВЕРГНУТЫЙ
Пламя из груди.
Два крыла за плечами.
Что же ты недвижим,
низвергнутый ангел?
В сорных пустынях,
в месопотамской глуши
тебя нашли,
как оленёнка под ёлкой.
Жёлтое тело твоё -
цвета песка.
Мускулисты руки твои -
в которых был меч.
Безголовое тело твоё
лежит на песке.
     Октябрь, 1983.


 
В ПАРКЕ 
    (Ларе Медведевой)

Ты весело сказала: "вижу",
разняв ладони на глазах,
и выставив вперёд, как лыжу,
носок в вельветовых туфлях.
(И доносился из Парижа
суфлёрский оклик в небесах).

Сегодня нам спешить не надо,
и можно в парке посидеть,
и, рассуждая, листопада
объять заржавленную медь
рогатиной ленивой взгляда.
(Глаза не устают гореть,
но взгляд - под стать поре распада).

Пусть говорят: нам всем к лицу
и увяданье, и разлука...
Но мне не нужен этот цуг,
в котором скрыта боль и мука...
И в чувствах поселился зум...
(С конца весны, когда подруга
тебя сопровождала в ЦУМ...)

Ходить и застывать под вечер
тебя зрачков учили свечи;
тебе же ведома наука
врываться в чей-то мир без стука,
и ты умеешь исчезать,
хоть рядом кажешься опять,
или грохочешь через стенку.
(Зачем же я тебе напел,
как мой приятель, Эд Савенко,
"в Париж" на крыльях улетел?..)

Тебе не повезёт со мною.
Со мною будущего нет.
Ни благ, ни мира, ни покоя
не будет до скончанья лет.
Тюрьма, сума, печаль изгнанья
подстерегают впереди.
Пока возможно - уходи.
(Сурово зеркало всезнанья).

Скажи: не правда ли, темно
бывает в окнах мира длинных.
Когда? Возможно, не сейчас.
Мне холодно, и лист погас,
сорвавшись с дерева, и дно
зрачков твоих за плёнкой глаз,
и листья падают на спину...
     Октябрь, 1983.



ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ

                Инге Ермаковой

Нас не амур, но общая беда
друг к другу летом бросила в объятья,
и чувство, что хотя бы иногда
имеем право на кусочек счастья.

            1.

Забыть о том, что стало, не смогу.
Я от своих же губ в тебя бегу.
И нахожу опять в тебе тебя,
тебя любя и не тебя любя.

До вечера сминается рассвет.
А нас в его объятиях всё нет.
Когда же, наконец, наступит ночь,
нас выдавит из этих суток прочь.

Ах, осень! Красный лист над головой.
И красный лист под нашими ногами.
Куда идём сейчас: не знаем сами.
Чем будем завтра? Вновь: тобой и мной.

В твоих словах сквозит такой покой...
В них растворяюсь - в море-океане.
И всё-таки я остаюсь собой,
кленовый лист сжав пальцами в кармане.

Ты - сон не мой. Ты - рек далёких путь.
Ты - повторение того, что уже сбылось...
В тебе, в себе никак не разберусь...
И облака, как ангел шестикрылый...

Ковёр листвы так согревает шаг,
вокруг дрожит и льнёт такая прелесть,
что голыми руками может враг
нас брать сейчас, не погружая в ересь.

Увидимся ли завтра - всё равно.
Но даже это что-то значит... странно...
И только это свяжет нас одно,
как на двоих поделенная рана.

Пусть всё равно, на сколько и когда.
Но не переступить того, что стало.
И взгляд твой тайно отвечает: "да",
а губы шепчут: "этого так мало".

Так мало для тебя и для меня,
так мало обветшалым кронам зноя...
И ветви по-особому звенят,
как будто ищут вечного покоя...

             2.

Шаг.
За ставнями пусто.
Встань.
Пусть.
Не поздно вернуться
в рань.
В грусть,
забыв о всесилье
грёз.
В быт ничтожный,
который
на смерть
похож.

Лучше
быть
муравьём
в траве.
Чем черту
преступить,
что век.
Чем
на вечность
себя
обречь,
на грехов
неизбывных
течь.

Пусть
завязаны
рукава
желаний,
пусть.
Нам такой
уготован
путь.
Помоги
с него
не свернуть.

Но
неволит
соблазн -
игра, -
и не слушает
голова
слов бессмертных
святой
души.
И поступков
игрой
спешит.

Мы. Идущие бренно
в тень,
бросив то, что нетленно,
в тлен.
Мы как все,
кто не смог
отсечь
страх
тщеты -
всех забот
картечь.

Вот. Последнее в нас
звено.
Взгляд
снаружи
сюда,
в окно.
Свет за спиной,
впереди - темно.
   Август, 1983.
--------------------



    ИГРА
Игра есть такая: за веками, как за экраном -
        звенящая тьма.
Из смутных теней выплывают, как утром седым из тумана -
        шатры и дома.
И вид их таинственен, как на планете Нирвана.

Нездешние горы за белой игольчатой дымкой,
        лесов купола,
и улицы чудные недопроявленным снимком,
        и - как из стекла, -
висят пирамиды над маревом млечностей зыбких.

В нездешних одеждах на птицах по небу плывут
        жрецы бородатые, что-то в ладонях сжимая,
и сладко поют
        волшебные нимфы - и слух, и рассудок лаская.

Расплющишь глаза: всё исчезнет без звука, без света.
        Вокруг тишина.
И мгла наступает, как серая пыль рассвета,
        и только стена
белеет в потёмках уже уходящего лета.

Захочешь обратно - не сможешь, и, как ни пытайся,
        назад не вернуть
видений загадочных, что опрокинуты в тайну,
        как будто их суть
колдун закодировал кодом нездешним астральным.

И только однажды за веками то же кино
        покажет неведомый, не предугаданный случай,
но грустно погас
        заката фонарь,
и вдруг навалился непрошеный сумрак колючий:
для них и для нас.

И крылья угрозы
  над видами странных ландшафтов,
        и запах огня,
и в образе розы
  встаёт обожжённое завтра,
        надежды тесня,
и воздух рисует мираж опрокинутой лаврой.
       Август, 1983. 



    СОН И ЯВЬ
Что было к ночи - не пойму. И чьими волосами
опутывал себя я - не скажу.
Мосты бежали между берегами.
Из-под земли выкатывался гул.

Как поступь, ближе, ближе становилась
тревога, что конкретнее всего.
И где-то в стенах сердце гулко билось,
не выдавая стука своего.
      Октябрь, 1983.



    У РЕКИ
Забытые поют напевы
гитары струны у огня.
И огненные королевы
своими бликами манят.

Мы здесь вдвоём, на старом поле,
на поле у Березины.
В траве высокой мотороллер.
И мы от моста не видны.

Забытые поют напевы
гитары струны у огня.
Крылом белеет чёлка Севы,
и сигарета у меня.

За Стёпой к ночи мы заедем.
И странно-тёплая волна
переполняет этот вечер,
не выпуская, как из сна.

Забытые поют напевы
глаза и руки, и сердца,
и прошлое встаёт без гнева,
и без тоски, и без лица.
      Сентябрь, 1983.



КОПЫТАМИ РАСКОЛОТ МРАК МОЛЧАНЬЯ
Копытами расколот мрак молчанья.
Удар копыт, как шпагой, ранил ночь.
За конским крупом медвяные сани
летят вовне - от сказанного прочь.

И узкие глаза смотрели за борт,
за грань стекла квартиры-корабля,
и сердце бабочкой на вороте и жабой
в манжете нажимало ноту "ля".

А там был снег. В снегу стоят аллеи.
И отдаленье зябкое подков
начистило, как пряжку портупеи,
блеск двух немых, заждавшихся зрачков.
       Декабрь, 1983.



 БЕЗ НАДЕЖДЫ
пропасть слов
расколотых солнцем
вера в нас
мертва без христа
кто-то должен
пожертвовать кормчим
чтоб спасти
поколение пса
в ночь идут
города и станицы
лица в ночь
вереницей идут
слиплись их
неживые ресницы
смерть нашла
не избавив от пут
  Декабрь, 1983.
________________
________________
________________

+++++++++++++++++++++++
++++++++++++++++++++++++


Рецензии