Эстампы 1983 - Стихи разных лет - 125

___________________

"ЭСТАМПЫ" (1982)
___________________

ЛЕВ ГУНИН


    СТИХИ
РАЗНЫХ ЛЕТ

   избранное


Стихотворения, сборники, циклы
Памяти моего дорогого брата Виталия


  ИЗДАНИЕ 2019

  © СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ.

______________
Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -

В это собрание вошли избранные стихотворения разных лет. Если нет географической ссылки, то (это касается стихов 1970-1991), скорее всего, стихотворение было написано в Бобруйске (Беларусь). Разножанровость, характерная для автора, и очень разные (по тематике, по образности, по типу) стихи в одном цикле или сборнике: это - широкий охват явлений, "вариантность личности", артистическая "смена" персонажей "первого лица".
___________________________

© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
© 2018 – Lev Gunin [Лев Гунин]
© ЭСТАМПЫ (1983) – стихотворения: Лев Гунин
© L';diteur | Edutor : Lev Gunin | Издатель: Лев ГУНИН
© La couverture du livre et le design | cover and book design: Lev Gunin |
© Layout and Design: Lev Gunin
© Electronic (computer) versions and conversion: Lev Gunin
© Электронные (компьютерные) версии и конверсия: Лев Гунин
© Вёрстка и цифровой текст, вёрстка для печати и дизайн: Лев Гунин
ISBN:
____________________________

ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО: 1981-1989
циклы и сборники стихов - 4

ЭСТАМПЫ (сборник стихов) (1983)

____________________________________
Из конфискованного томика номер 9 до-эмиграционной поэзии (сохранившиеся черновые версии, поначалу не вошедшие в собрание стихов разных лет).

(См. комментарий автора ниже)

____________________________________


ОТ АВТОРА

В 2007-м году случилось одно - трагическое для меня - событие, которое негативно сказалось на всём моём поэтическом творчестве последующих лет: пропал 9-й (в другой версии - 6-й) томик машинописного собрания, которое я подготовил ещё на Родине, в Беларуси, до фактической депортации из родной страны (которую покинул навсегда (и, вероятно, никогда больше не увижу (в Канаде я "невыездной"; не говоря уже о невесёлой социально-экономической ситуации). (Надо добавить, что некоторые мои друзья, упоминая эту пропажу, путают даты, ошибочно называя то 2006, то 2008 год).

Всего было 3 копии 9-томного собрания ("главная" и две отпечатанные под копирку). Томики были переплетены в виде книг с картонной обложкой. Одна копия хранилась у меня дома. Вторая - у моей мамы. Третья - у одного из приятелей.

Когда я спохватился, что 9-го тома (самого объёмного, охватывавшего наиболее широкий - хронологически - период) нет на месте, я сразу бросился к моей маме, у которой всё собрание (2-й экземпляр) хранилось на полке в тёмной комнате (кладовке). 8 томиков оказались на месте, но последнего недоставало ...

9-й том пропал СРАЗУ же после того, как я прочитал по телефону примерно 10 стихотворений (из 3-х последних томиков) своему близкому другу, культовому кинорежиссёру Юрию Белянскому. Не исключено, что все разговоры с Юрием (а то и все мои разговоры по телефону) "мониторятся", и пропажа 9-го тома каким-то образом связана с политической деятельностью Д. (сына Юрия).

Вот отрывок из моего письма моему близкому другу (и другу моего покойного брата Виталия) - поэту, фотографу, гениальному художнику, резчику по дереву и чеканщику, мастеру червления по металлу, автору получивших европейские призы работ, искусствоведу Евгению Алмаеву:

От кого: Лев Гунин <leon987654321@mail.ru>
Кому: Евгений Алмаев <aeg7@mail.ru>
Дата: 31 Дек 2007 20:25:56
Тема: Re[3]: -------- ctixi ==================

(отрывок)
========
еще одно несчастье
со мной приключилось:
пропал 9-й томик моих стихов.

еще в Беларуси я когда-то
отпечатал на машинке, на
добротной бумаге, свои
избранные стишки, переплел,
получилось в виде аккуратных
книжек - 9 пузатеньких
томиков.

(...)

примерно полгода восстанавливаю
"изначальные" версии ранних
стихов по черновикам,
постепенно выкладывая вот сюда:

www.gunin.artlaboratory.org

когда дошел до 9-го тома, оказалось,
что его нет! надо сказать, что
во всем, что касается книжек и тетрадок,
я человек предельно - педантично,
фанатично - аккуратный: у меня все
на своих местах, и, если что-то
не там, меня это бесит.

несколько дней назад томик был
на месте.

элементарно изъяли.... уроды...

звоню приятелю, которому
отдал на хранение 2-й, менее
притязательный, вариант тех же
9 томиков. звоню, спрашиваю,
не выбросил ли он
еще мои тетрадки в
мусорку.

нет, говорит, и смеется. все
на месте. на кухне, в шкафчике,
где им и положено быть.

идет, не отключаясь, с трубкой
на кухню, вот, говорит, все
в порядке. я прошу его вспомнить,
сколько было томиков. а у него
очень хорошая, математическая,
память. он отвечает: 9. я его
прошу пересчитать. и вот те на!
9-го томика нет!

уроды!.. другого слова нет!
_______________________
Трагична судьба Жени Алмаева (который был примерно на 12 лет младше меня). Именно в 2007-м году он повредил руку при несколько подозрительных обстоятельствах, и - вскоре - у него развилось урологическое онкологическое заболевание. Врачи запустили болезнь (судя по обстоятельствам - возможно, умышленно), и, когда, наконец, Жене объявили диагноз, опухоль была уже на неоперабельной стадии. (Кстати, мой раздел gunin.artlaboratory.org был уничтожен, и все выложенные туда стихи пропали).

В любом случае, исчезновение самого объёмного тома собрания моей до-эмиграционной поэзии именно в то время представляется неслучайным. Именно тогда (после периода "затишья") возобновилась компания шельмования, когда целая команда русскоязычных участников поэтической "тусовки" с израильскими паспортами вновь пошла в атаку, распространяя обо мне порочащие слухи, подвергая мои работы (в том числе и стихи) необоснованным ярым нападкам, изображая меня примитивным (на уровне дебилизма) "одноклеточным червём". Ставилось под сомнение моё высшее музыкальное образование (даже мои дипломы за музыкальную школу и музыкальное училище объявлялись "выдуманными"); утверждалось, что я "никогда и нигде не работал" (и т.п.). Понятно, что возможность появления в Сети моих стихов, которые "не соответствуют" такому "портрету", не устраивало тех персонажей, что стояли за компанией шельмования: их сильно раздражали мои исторические, философские, теологические работы.

Ряд стихотворений (которые входили в 9-й том) я восстановил по сохранившимся черновикам (примерно 40 процентов стихов из того же тома (в отличие от предыдущих томиков) "не имело" черновиков). Эту работу затрудняли следующие обстоятельства. 1) несколько рукописных тетрадей: у себя на родине я переписывал одни и те же стихи из одной тетради в другую - по мере накопления объёма; и, бывало, изменял одну-две строки. 2) в самых первых черновиках на клочках бумаги (или в блокнотах с отрывными листками) - иногда давалось до 5-ти версий какого-нибудь слова или строки. 3) после пропажи 9-го тома я стал хранить свои тетради у разных друзей, и это - опять-таки - затрудняло пересмотр.

Уже после того (примерно в 2012-м) как предпринятая работа была в основном завершена - я наткнулся (в 2014-м) на рукописную тетрадь, где обнаружил циклы и версии, которых раньше не заметил. Я отсканировал эту тетрадь, пропустил текст через специальную программу (которую - как программист-любитель - сам написал (точнее: модифицировал одну из "официальных" программ OCR-распознавания), переведя текст в цифровой формат, и записал на один из "бесчисленных" DVD.

Через какое-то время отыскать эти файлы среди океана других оказалось не так-то просто. Только теперь, когда уже составлено множество книжек собрания разных лет (121 сборник), я случайно наткнулся на "потерю". Пришлось нарушить хронологию - и "вставить" (после 121-го сборника) несколько циклов из уже далёких (сегодня) лет.

Михаил Печальный (Аксельрод) - замечательный петербургско-бобруйский поэт, автор совершенно гениальных стихотворений. Его творчество представлено в составленной мной "Антологии Альтернативной поэзии". Трагедия жизни и неодолимая притягательности Прекрасного: эти две доминанты в концепции Михаила Печального акцентирует посвящённый ему цикл.

Сатирическое стихотворение (номер 6) подразумевает малоизвестные (или вообще не известные публике) стихи ДРУГОГО поэта, ставшего позже очень известным прозаиком. -- Май 2024.
___________________

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Оплыло сердце, как свеча под утро.
2. За новой дверью новая стена.
3. Впереди - ничейный перехлёст.
4. Смысл в том, что нет его.
5. Молчание зевоты - пустота.
6. Заметная часть человека открыта профанам.
7. Раскрывшийся бутон - твои глаза -
8. перед дождём
9. За ухом и за дверью - тишина.
10. твоих стихов я страстный почитатель
11. Бег океана. Бег автомобиля.
__________________


--------------------------------

ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО: 1981-1989
циклы и сборники стихов - 4





Лев Гунин

            ЭСТАМПЫ

             цикл 1983 г.

                Михаилу Печальному (Аксельроду)

                -
                Мы, плесенью покрывшие планету,
                Бредём покорные как скопище калек:
                Творец был пьян, когда создал всё это,
                И никакого в этом смысла нет.
                Михаил Печальный


                1

Оплыло сердце, как свеча под утро.
Из-под ребра не вылущены тени
страстей-стилетов. Радостно кому-то,
что в душах отпечатаны колени.
Да, мой палач: коленом жать на горло -
асфиксия. Развязка достижима.
А в чьих-то душах застревают свёрла,
и даже пули пролетают мимо.

И лезвие в зазубринах коснется
нежнейшей плоти шеи не мгновенно,
и в счёте этом кто-нибудь собьется,
и в кубках жёлтых часть тебя священна.
Моя душа - как нежный детский мячик;
она подскочит - в уголок забьётся,
но - если ей так не хватает вмятин, -
то, значит, жизнь пока не отвернётся.

А в синих окнах белые матроны,
и день свой палец окунает в охру,
и в толстых лужах плавают балконы,
и кружева накидок чёрных мокнут...
ОКТЯБРЬ, 1983. БРЕСТ – БОБРУЙСК.


                2

За новой дверью новая стена.
И за людьми всегда приходят люди.
И за стеклянной дверью есть одна,
а за стеклом никто нас не осудит...

Есть Бог. Есть мир. Есть множество вещей.
И улицы, и площадь, и проспекты.
Объёмы, куб. Огромный мир - ничей.
За ним нет тайн. Есть только мысли вектор.

Повсюду - балаган для простаков.
Создатель благодушен и взъерошен.
Нисходят ангелы с набрякших облаков,
на шеи бездна опускает косы....

Но по утрам мерещатся в окне
большие перепончатые лапы,
и возникает Истина во сне,
которую - как артефакт - сюда бы.

Кресты. Трамваи мимо. Громкий "ах!" -
и новый возглас утонул в витринах.
Проснёшься утром - плёнка на губах.
И шесть следов оставлено в гостиной.
   ОКТЯБРЬ, 1983. МИНСК.


                3

Впереди - ничейный перехлёст.
За спиной - пропащая нирвана.
Ходят дни в колонку за водой.
Швеи ноги опускают рано.

За стеной - молчанье пустоты.
Мыслей всплеск за собственной мембраной.
И не знаешь больше - кто есть ты.
И не будишь искренность так рано.
   ОКТЯБРЬ, 1983.


                4
Смысл в том, что нет его.
Логика - в абсурде.
Всем статьям наперекор
поступают люди.

Нет в поступках ничего -
кроме эгоизма.
Полный свет на часть его
разлагает призма.

Мир считается войной.
Войны - "ради мира".
И "свободу" за стеной
хоронят вампиры.

Никогда не победить
голод и болезни.
Любящим руководить
это не полезно.

Для одних - престиж и лоск.
Для других - страданье.
Жизнью правит смерти воск.
Смертью правит знанье.

Вместо пользы - мудрость лжёт.
Знания - отрава.
И зловоньем отдаёт
и почёт, и слава.

Чистота любви - обман
или уязвимость.
Нами правит чистоган
и несправедливость.

Невозможно одолеть
скопище пороков.
Высшее мерило - смерть:
приговор пророков.

Хитрый бес ростовщиков
покорил народы -
потому что из оков
не хотят свободы.

Потому что разум им
ненависть затмила.
Потому что хрупкий мир
заменила сила.
  ОКТЯБРЬ, 1983.


                5

Молчание зевоты - пустота.
На стенах - опрокинутые рамы.
Считает отблеск улица до ста.
И стены, потолок и пол кричат: "Куда мы?"

Всё катится за девственный предел
чарующих, пленительных эстампов.
Гудки клаксонов громче свиста стрел.
Программа действий отвечает: "завтра".

Хвалёный центр - почвенность границ -
всеотносительность - застывшие пределы.
Везде фантомы голосов и лиц
с утра за рамой рассыпают стрелы.

Коллапс обеда. Чахлая среда.
Картонные таблички магазинов.
И незаметно (скрытно - как беда),
из Лондона открылся импорт сплина.
   ОКТЯБРЬ, 1983.


                6

Заметная часть человека открыта профанам.
Невидимой сущностью прячется бОльшая часть.
И тени на стенах как ветви больного обмана.
Их подлинной внешности нам никогда не узнать.

Общение знает какую-то страшную тайну.
И, зная её, за обманом скрывает Игру.
И все за "нормальным" сознательно прячут случайность.
И заговор этот сознание перевернул.

Так ложь изначально нельзя отделить от победы.
И тех, что успешней скрывают природу вещей,
судьба награждает фатальным успехом за это,
карая других - что узнали побольше о ней.

Карая людей, наделённых всевидящим глазом,
способных заметить движение скрытых пластов,
которых не стравишь обмана удушливым газом,
которых нельзя одурачить подменой цветов.

А те экземпляры, что смутной догадкой болеют
о сути вещей, но за тайной её не идут:
над миром людей моровым исполином довлеют -
и кровь человечью из тёмного омута пьют.
    ОКТЯБРЬ, 1983.


                7

Раскрывшийся бутон - твои глаза -
с моими встретились и нехотя сомкнулись.
В твоих зрачках контакта бирюза,
в моих глазах с тех пор сидят две пули.

Хрусталик мой! Студенистая плоть
твоя меня так часто возносила
к немому куполу. Упершись головой,
я знал: что там воображенья сила.

Безропотности полустёртый цвет!
Багетом зеркала прощенье золотится.
И в зеркале орбиты всех планет,
как в небе островком кусочек ситца.

В твоих глазах есть ситец и свинец.
В них бирюзой блаженство золотится.
В них блеск зеркальный отражает лица;
сейчас - неумолимый стук сердец.

И этот блеск - как характерный брак,
который в полдень выдаёт мотивы.
И застывают отражений сливы
в обоих отстрелявшихся зрачках.
   ОКТЯБРЬ, 1983.


                8

перед дождём
наверно
птицы растают
звуки шагов в подвале
в стены уйдут
этого мира
скверна
не просыхает
новой погоды
дали
лапой
её не найдут

вечен туннель
связуя
с каждым
с прошлым
мигом и всплеском мысли
над головой
и в тишине пирует
сколов окрошка
в шахте в забое присном -
действуя мной.
   ОКТЯБРЬ, 1983.


                9

За ухом и за дверью - тишина.
За ними звуки и надежды тают:
у этой двери не бывает дна,
она одна у правды. Так бывает.

Пусть до тебя нет дела никому -
с тобой весь мир. И медленно кружатся
познанья льды то к двери, то к окну.
И неуместен сладкий гул оваций.

Но к ночи оборвётся за окном
всё сущее - как будто там реальность
обрезал не ужившийся с ней гном,
её переведя из яви в "альность". 

Промокнут возглас тряпкой на устах
бесформенного, плотного молчанья,
и в щелке глаза шею прячет страх,
змеёй свернувшись в облаке сознанья.

Как вечность - нем окрашенный звонок.
И ручка бронзовая на железном стержне.
И дверь лоснится, как большой курок,
которым оборвали жизнь надежде.
    ОКТЯБРЬ, 1983.


                10

                Э. С.
твоих стихов я страстный почитатель
твою манеру я всегда любил
цитат из них я всуе не растрачу
я их уже с восторгом приводил:

"Ау!.. Я здесь!
Я в небе! Я на туче!
Я на звезде стою!
Я выше всех!
Я с детства знал,
Что я такой особый.
Эй!... Посмотрите вверх!
Вот Я! Я! Я! Я!!!!!
Теперь уже на Солнце Я -
и выше.
Я ярче Солнца.
Ярче всех планет.
Затмить Меня
Никто, никто не может.
Склоняйте головы.
По ним пройдусь-спущусь!"

прекрасно! замечательно! прелестно!
каков твой слог! какие пироги!
твои стихи... они... они отвесны
в них вертикальность... высота ноги...

"Я не такой, как все.
Особенный. Я! Знайте!
Такой талант, как Я -
раз в тыщу лет!
Склоняйте головы.
Все головы склоняйте!
Пройду по ним, как царь.
Я интроверт!"

какая простота и откровенность...
какой высокий... безразмерный слог!
твой гений к слову "Я" "питает верность" -
как ты сказал - давая всем урок...
   НОЯБРЬ, 1983.


                11

Бег океана. Бег автомобиля.
Бег скакуна. И беглеца побег.
От смерти убегаем до могилы.
От жизни убегаем в смерти бег.

Ни на секунду не остановиться.
Рассчитан на все годы сердца бег.
И потому всё сущее и длится.
И потому бессилен человек.

Подумать. Вечность взвесить. Осмотреться.
Вдохнуть иглистый мрак над головой.
Нам не дано всё то, что не за сердцем.
И потому мы заняты собой.

Бесформенные, тёмные провалы
в сознании зияют, как руин
пугающие страшные оскалы.
Навечно в мире человек один.

И потому все войны и тираны.
В попытке слиться с чем-нибудь другим
идут герои смело на тараны,
на разрушенье тела и души.

Быстрей других до пропасти добравшись,
они бесстрашно прыгают в неё.
И скоро будут миллиарды павших
рождённых превышать на миллион.
   НОЯБРЬ, 1983.
_____
_____
_____
_____________________
+++++++++++++++++++++++
++++++++++++++++++++++++


Рецензии