Гибриды 1982 - Стихи разных лет - 124

___________________

"ГИБРИДЫ" (1982)
___________________

ЛЕВ ГУНИН


    СТИХИ
РАЗНЫХ ЛЕТ

   избранное


Стихотворения, сборники, циклы
Памяти моего дорогого брата Виталия


  ИЗДАНИЕ 2019

  © СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ.

______________
Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -

В это собрание вошли избранные стихотворения разных лет. Если нет географической ссылки, то (это касается стихов 1970-1991), скорее всего, стихотворение было написано в Бобруйске (Беларусь). Разножанровость, характерная для автора, и очень разные (по тематике, по образности, по типу) стихи в одном цикле или сборнике: это - широкий охват явлений, "вариантность личности", артистическая "смена" персонажей "первого лица".
___________________________

© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
© 2018 – Lev Gunin [Лев Гунин]
© ГИБРИДЫ (1982) – стихотворения: Лев Гунин
© L';diteur | Edutor : Lev Gunin | Издатель: Лев ГУНИН
© La couverture du livre et le design | cover and book design: Lev Gunin |
© Layout and Design: Lev Gunin
© Electronic (computer) versions and conversion: Lev Gunin
© Электронные (компьютерные) версии и конверсия: Лев Гунин
© Вёрстка и цифровой текст, вёрстка для печати и дизайн: Лев Гунин
ISBN:
____________________________

ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО: 1981-1989
циклы и сборники стихов - 3

ГИБРИДЫ (сборник стихов) (1982)

____________________________________
Из конфискованного томика номер 9 до-эмиграционной поэзии (сохранившиеся черновые версии, поначалу не вошедшие в собрание стихов разных лет).

(См. комментарий автора ниже)

____________________________________


ОТ АВТОРА

В 2007-м году случилось одно - трагическое для меня - событие, которое негативно сказалось на всём моём поэтическом творчестве последующих лет: пропал 9-й (в другой версии - 6-й) томик машинописного собрания, которое я подготовил ещё на Родине, в Беларуси, до фактической депортации из родной страны (которую покинул навсегда (и, вероятно, никогда больше не увижу (в Канаде я "невыездной"; не говоря уже о невесёлой социально-экономической ситуации). (Надо добавить, что некоторые мои друзья, упоминая эту пропажу, путают даты, ошибочно называя то 2006, то 2008 год).

Всего было 3 копии 9-томного собрания ("главная" и две отпечатанные под копирку). Томики были переплетены в виде книг с картонной обложкой. Одна копия хранилась у меня дома. Вторая - у моей мамы. Третья - у одного из приятелей.

Когда я спохватился, что 9-го тома (самого объёмного, охватывавшего наиболее широкий - хронологически - период) нет на месте, я сразу бросился к моей маме, у которой всё собрание (2-й экземпляр) хранилось на полке в тёмной комнате (кладовке). 8 томиков оказались на месте, но последнего недоставало ...

9-й том пропал СРАЗУ же после того, как я прочитал по телефону примерно 10 стихотворений (из 3-х последних томиков) своему близкому другу, культовому кинорежиссёру Юрию Белянскому. Не исключено, что все разговоры с Юрием (а то и все мои разговоры по телефону) "мониторятся", и пропажа 9-го тома каким-то образом связана с политической деятельностью Д. (сына Юрия).

Вот отрывок из моего письма моему близкому другу (и другу моего покойного брата Виталия) - поэту, фотографу, гениальному художнику, резчику по дереву и чеканщику, мастеру червления по металлу, автору получивших европейские призы работ, искусствоведу Евгению Алмаеву:

От кого: Лев Гунин <leon987654321@mail.ru>
Кому: Евгений Алмаев <aeg7@mail.ru>
Дата: 31 Дек 2007 20:25:56
Тема: Re[3]: -------- ctixi ==================

(отрывок)
========
еще одно несчастье
со мной приключилось:
пропал 9-й томик моих стихов.

еще в Беларуси я когда-то
отпечатал на машинке, на
добротной бумаге, свои
избранные стишки, переплел,
получилось в виде аккуратных
книжек - 9 пузатеньких
томиков.

(...)

примерно полгода восстанавливаю
"изначальные" версии ранних
стихов по черновикам,
постепенно выкладывая вот сюда:

www.gunin.artlaboratory.org

когда дошел до 9-го тома, оказалось,
что его нет! надо сказать, что
во всем, что касается книжек и тетрадок,
я человек предельно - педантично,
фанатично - аккуратный: у меня все
на своих местах, и, если что-то
не там, меня это бесит.

несколько дней назад томик был
на месте.

элементарно изъяли.... уроды...

звоню приятелю, которому
отдал на хранение 2-й, менее
притязательный, вариант тех же
9 томиков. звоню, спрашиваю,
не выбросил ли он
еще мои тетрадки в
мусорку.

нет, говорит, и смеется. все
на месте. на кухне, в шкафчике,
где им и положено быть.

идет, не отключаясь, с трубкой
на кухню, вот, говорит, все
в порядке. я прошу его вспомнить,
сколько было томиков. а у него
очень хорошая, математическая,
память. он отвечает: 9. я его
прошу пересчитать. и вот те на!
9-го томика нет!

уроды!.. другого слова нет!
_______________________
Трагична судьба Жени Алмаева (который был примерно на 12 лет младше меня). Именно в 2007-м году он повредил руку при несколько подозрительных обстоятельствах, и - вскоре - у него развилось урологическое онкологическое заболевание. Врачи запустили болезнь (судя по обстоятельствам - возможно, умышленно), и, когда, наконец, Жене объявили диагноз, опухоль была уже на неоперабельной стадии. (Кстати, мой раздел gunin.artlaboratory.org был уничтожен, и все выложенные туда стихи пропали).

В любом случае, исчезновение самого объёмного тома собрания моей до-эмиграционной поэзии именно в то время представляется неслучайным. Именно тогда (после периода "затишья") возобновилась компания шельмования, когда целая команда русскоязычных участников поэтической "тусовки" с израильскими паспортами вновь пошла в атаку, распространяя обо мне порочащие слухи, подвергая мои работы (в том числе и стихи) необоснованным ярым нападкам, изображая меня примитивным (на уровне дебилизма) "одноклеточным червём". Ставилось под сомнение моё высшее музыкальное образование (даже мои дипломы за музыкальную школу и музыкальное училище объявлялись "выдуманными"); утверждалось, что я "никогда и нигде не работал" (и т.п.). Понятно, что возможность появления в Сети моих стихов, которые "не соответствуют" такому "портрету", не устраивало тех персонажей, что стояли за компанией шельмования: их сильно раздражали мои исторические, философские, теологические работы.

Ряд стихотворений (которые входили в 9-й том) я восстановил по сохранившимся черновикам (примерно 40 процентов стихов из того же тома (в отличие от предыдущих томиков) "не имело" черновиков). Эту работу затрудняли следующие обстоятельства. 1) несколько рукописных тетрадей: у себя на родине я переписывал одни и те же стихи из одной тетради в другую - по мере накопления объёма; и, бывало, изменял одну-две строки. 2) в самых первых черновиках на клочках бумаги (или в блокнотах с отрывными листками) - иногда давалось до 5-ти версий какого-нибудь слова или строки. 3) после пропажи 9-го тома я стал хранить свои тетради у разных друзей, и это - опять-таки - затрудняло пересмотр.

Уже после того (примерно в 2012-м) как предпринятая работа была в основном завершена - я наткнулся (в 2014-м) на рукописную тетрадь, где обнаружил циклы и версии, которых раньше не заметил. Я отсканировал эту тетрадь, пропустил текст через специальную программу (которую - как программист-любитель - сам написал (точнее: модифицировал одну из "официальных" программ OCR-распознавания), переведя текст в цифровой формат, и записал на один из "бесчисленных" DVD.

Через какое-то время отыскать эти файлы среди океана других оказалось не так-то просто. Только теперь, когда уже составлено множество книжек собрания разных лет (121 сборник), я случайно наткнулся на "потерю". Пришлось нарушить хронологию - и "вставить" (после 121-го сборника) несколько циклов из уже далёких (сегодня) лет.

Отрывки из цикла "ГИБРИДЫ" уже вошли в собрание разных лет; здесь же даются другие стихи, не включённые прежде в отобранные. Это "экспериментальная лаборатория" моего "alter ego", открывать двери в которую я до сих пор не решался.  -- Май 2024.

___________________

СОДЕРЖАНИЕ:
1. ДВЕ ТАЙНЫ
2. Я алчущих и страждущих сирен
3. Компот из жирных сотен
4. Большие перекрёстки
5. Шаг не истратив, не пройдёшь
6. ЗА ГРАНЬЮ
7. Плескались в небе окна этих дней
8. - Что это было? - Рука. -
9. АНАТОМИЯ ДУШ
10. Распавшись и растрескавшись
_______________



--------------------------------
                Лев Гунин

ГИБРИДЫ



   ДВЕ ТАЙНЫ

Блики лунные трепещут на булыжной мостовой.
Плеск воды из переулка и на перекрёстке.
Два бобра идут-крадутся по дорожке над рекой,
словно на другой дорожке пьяные подростки.

Всюду тайны дилетантов, что, нашкодив, прячут след,
Вся природа - их среда и общность.
Им не важно, что круг Дантов ждёт их через пару лет,
жажда действий формирует склонность.

Я ж в район небезопасный завернул не просто так.
Есть и цель, и есть дорожка к цели.
И завидую безмерно детским шалостям ребят,
и бобрам завидую смертельно.

Те не знают этих ставок, и не думают о том,
что расплата неизбежна: пусть не в этом - так в другом.
Что Бог на душу положит - то и делают они,
и совсем их не тревожат будущие дни!

В роще деревце спилить два бобра сумели.
Стог подростки подожгли без конкретной цели.
Им не ведомо коварство тонких многосложных схем.
Нет, они не изучали самых хитрых стратегем.
Вот и к пакостям своим прут прямой дорогой,
случаю вручив бразды и судейских тогу.

И застыло под луной тёмное предместье.
Всюду копошатся твари, жизнью наделённые.
И везде нависло зло ядовитой взвесью,
отравляя души, в жизнь и в "Я" влюблённые.

Вдоль обочины щербатой ручеёк воды бежит.
Птицы сонные вздыхают, и собака лает.
Все калитки - на засовах. Только умысел не спит.
И об участи своей смертные не знают.
   Август, 1982.



      *       *       *

Я алчущих и страждущих сирен
в огромном море бытия не знаю;
я, отделяясь от бездушных стен,
ищу листвы весной - где тень живая...

Я, заглянув в колодец новых дней,
кровь свежую и тёплую почуяв,
её вливаю в бездну плоти, чьей
отторгнутости-крепости плачу я.

Узорчатых и солнечных аллей
и шрамов прутьев на воде стоячей
качаются слои в стекле моей
души, по-невесеннему не зрячей.

И помню я хрустальный дом, рассвет,
сапфиры ягод и круги свечений,
и думаю - не сказанного нет,
тогда зачем - полутоска мгновений.
 Август, 1982. Бобруйск.



      *    *    *

Компот из жирных сотен
свирепых толстых псов
не только приворотен,
но мочит край усов,
которые, как мысли,
светлее фонаря,
по цвету лапки лисьи
на поле января.

О, дай мне задохнуться -
я жив  не  всё  равно;
и чувства унесутся
в прошедшее "давно";
о, дай мне свежий выдох
хотя бы только раз:
позволь сбежать за рынок
из этого "сейчас".

В моей груди расколот
шар мужества давно;
его ударил молот,
как столб воды - бревно.
Уродливые тени
на розовом стекле -
движения мгновений
переносящих тлен.

В глазах - опустошённость;
и в сектор круга - нож,
который за наклонность
ты бережно берёшь.
  Август, 1982. Бобруйск.



   *         *         *

Большие перекрёстки,
большие города,
подмостки и берёзки,
ушедшие в "туда?".

Немые звуки ранят
и собирают мёд
иссиня-чёрной рани
и рук, что утром - лёд.

Троллейбусы как птицы,
летящие вдали,
как незнакомых лица,
и крыш машин отлив.

Глаза из серой стали
в подъезде, и потом
пастушка на эмали,
живых комков разлом.

И контур синей птицы,
рисованный поверх;
пора ли усомниться
в том, что она - для всех?

И бледные мадонны
в приёмных, за стеклом,
с глазами погружённых
в сиреневый излом.

Подмостки и берёзки,
немые провода,
большие перекрёстки,
сплошные города.

С завода утром ранит
нас гула хрупкий лёд,
и тащит на аркане
всей жизни пресный код.
  Август, 1982. Бобруйск.


    *       *      *

Шаг не истратив, не пройдёшь
по линии наклонной этой,
и странствовать с тоской по свету
без жара восхищенья - ложь.

И не увидишь, как луна
садится в воду моря прямо
без Вечности веретена,
что пряжу смерти ткёт упрямо.

И кос тяжёлых не узреть,
охваченных сияньем алым,
без обнажённого металла,
что нужно в сердце запереть ...

И линий чётких полувязь
на ватмане не вспомнишь этом
без подвига души поэта,
что и с твоей душой срослась.
   Сентябрь, 1982.



   ЗА ГРАНЬЮ
Глаза твои в меня смотрели сквозь окно
на третьем этаже; прикованные страхом,
они читали страх в моих глазах.
Я взгляда оторвать от них не смел.

Мои - внутри, твои - снаружи, и ...

Оконное стекло на миг прошил
голографический - твой сверх-реальный образ.
Уставившись сквозь грань его вовнутрь,
твой взгляд остекленевший остывал.
Твой лоб к стеклу прижат был так,
что белым стал - ну! совершенно белым..
 
И плыл в тиши серебряной - как щит,
за взглядом месяц, месяц цвета льна.
И в колебанья света был зашит
твой взгляд теперь - как будто виноватый ...

Укутанные месяцем, шаги
стояли в окнах; длился прошлый вечер.
И разделило время дней круги,
которые расставило, как свечи.

За тонкой гранью не было причин
коллапса переборок между нами.
Нас было двое. Я молчал один.
Тянулись тени медными штрихами.

Единым шаром разных половин
висело солнце; и зарю встречало
по-прежнему ночное покрывало
на лунном небе - отблески седин.

Три поры суток - утро, вечер, ночь -
на миг один тобой соединились,
и жилки на заката теле бились -
там, где реальность дрёму гнала прочь.

И вот вся даль обклеена глазами.
И взгляды напирают из домов.
И небо смотрит из высот над нами,
захватывая несколько миров.

И стало ослепительным светило.
И стал одним из многих тысяч взгляд.
И лопнуло стекло, и ты забыла,
что два зрачка - тебе принадлежат.
   Сентябрь, 1982.   



         *        *         *

Плескались в небе окна этих дней,
и люди шли, по-новому ступая,
и отражалась от меня другая 
(как тень) вся суть причастности моей.

Окрестных глаз, волос касаясь чуть,
трёхкрылый зной висел в ближайшем небе,
и дух покоя равнозначным не был
в симметрии: указывая путь.

И шевелились тонкие гардины
на окнах, и (как раньше) на  о к н е,
где жили полушарий половины,
подобно целой - месячной - луне.

И сквозь пространство-воздух шелест плыл,
и вид дорожек, что песком покрыты:
и растворялись, свежестью овиты,
колонны наклонённых белых жил.
   Сентябрь, 1982.



    *    *    *

- Что это было? - Рука. -
- Рук не касаются взоры. -
- Вот почему за зазоры
горсть отдаётся песка.

Лето. Щемящая бледность
гор, отдаляющих взгляд.
За облаками - бесследность,
где караулы стоят.

В синих глазах отражаясь,
падает столб на тебя.
Поле - пылинка - пылая -
почва - простор сентября.

Пыль за навеянной грустью,
кровельщики-кузовки
кроют к далёкому устью
крышу надводной реки.

Перестают, высыхая,
капли, что рдеют, на куст
падать жемчужным, играя
на фотографии уст.

И разношёрстные крылья,
к уху приблизив свой свист,
падают до полусилья,
как эти капли - на лист.
   Сентябрь, 1982.



АНАТОМИЯ ДУШ
Сегодня - нельзя.
Сегодня ещё рано.
Пока подождём.
Напрасна игра.
И смотрит куском бытия из кармана
простая, но сдержанно-злая Игра.

И что-то торчит из кармашка живое.
"Вы прячете ухо, седой гражданин?"
А время - напрасное (алое - злое)
трепещет в руках,
как молчание спин.

Толпа из Метро распадается скупо.
Что значит в ней каждый?
Что каждый  н е с ё т?
И уши,
и руки
и взгляд этот влажный
ходячего трупа...
накрашенный рот ...

Доспехи несёт
и одежды, и тела
любой из толпы,
и, к углу подходя,
на органы вдруг
распадается целым -
разъятым на части -
отсюда бредя.

О! Кулуары!
О! Комнаты, спальни,
где счастье с телами
совместно живут!
И тронет рукой белизны идеальной
кровавый, сырой - кровоточащий - жгут.

Пусть трубку приставит
к дыханию влажно
в очках
и с портфелем
большой человек:
к нему мы войдём - хоть и
смотрит он важно,
мы в мир его влезем
сквозь щель его век.

Виски и портфели
у мнительно-разных,
у всех -
одинаково-разных -
людей,
и уши торчком,
что стоят,
как соблазны,
грохочущим смехом прошитых идей.

Мы - люди,
мы - что-то,
что тянет за меру
вчерашних шагов,
огорчений и слёз;
и толпы площадные
ловят химеру
дневных бронтозавров
и метаморфоз.

Мы все одинаковы
в толпах и в ларах,
что с крышкой,
торчащей поверх
наших глаз.
И в душах - ничьих,
молодых или старых, -
рождается смех:
как сомнительный лаз.
  Август, 1982. Бобруйск.


   *       *       *

Распавшись и растрескавшись,
виток покоя сковывал
лежащие в неверии
огромные зубцы.
И линией проведенной,
рукой заката скорбною,
соединял материей
двуглавые щипцы.

Водозаборной башнею
над озером лиловейшим
стояло Впечатление -
Раскрытые Глаза.
Мостками перекрашенный,
оливковыми рощами
простор воды в смешение
зеркальный ритм бросал.

Такими белозубыми,
сиятельными высями,
окутанный потоками,
Наземный Дух взлетал.
И караваны круглыми
и тысячами тысячи
веществ, предметов сроками
взлетали в туч овал.

Артезианской скважиной
в намеренье исчезнувшем
фонтан сентенций масляных
И солнечных витал
И, став дугой, отваженной
от собственного бремени,
смыв роль трудов замасленных,
виток покоя встал.
  Август, 1982. Бобруйск.

_____________________
+++++++++++++++++++++++
++++++++++++++++++++++++


Рецензии