Игра в Жмурки 4

Раз уж нас (меня) эти Жмурки зацепили, пора глянуть в Свиток и воздать им своё-должное. А уже потом – подсыпать чуточку в какую-нибудь герменевтскую перекличь (хотя бы – в «жимолость»).

Твой прах покоится средь сонма королей.
А имя выбито в священном пантеоне
Той славы, что была всего милей.
– Всех ласк земных! –
И пусть на польском троне
Ни восседать, ни править так и не пришлось,
Ты, вероятно, был и этого достоин.
Но…
Не политик всё-таки, а воин
Угоден был тебе.
Азарт и злость
В душе кипели, распирая естество.
Задор мальчишеский, гусарская бравада,
Отпетого гуляки мотовство –
Пожалуй, – для монарха –
многовато!
Подобно красному комдиву (из кино!)
Любил пощеголять в мохнатой рыжей бурке.
Игрались оба вы со смертью в жмурки
И – вроде, оба утонули.
Но…
Не в бурку вовсе, а в тунику облачён,
На мраморном коне, застывшем в шаге гордом,
Коротким, выразительным мечом
Бросаешь в бой послушные когорты.
Ваятель датский постарался подчеркнуть
Стоическую твёрдость,
волю,
благородство.
Здесь Марк Аврелий навевает сходство.
А если родословную копнуть,
И вправду можно обнаружить Ветхий Рим.
Латинские черты узреть и даже корни.
Сквозь дольний мир просвечивает горний,
А мы, порой, не знаем, что творим.
………………………………………………
(20.09/29.09-2.10.2012)

Так завершалась третья глава (да и весь твор, без учёта примечаний) моей поэмки «Польский Баярд», посвящённой Юзефу Понятовскому.
Получается, что «Жмурки» эти и вовсе были у меня лейтмотивом всей поэмы (в 16 страниц), а не случайно подвернувшимся словцом.
Игра со Смертью... Или – с Судьбой (с «богами»), о которой было упомянуто чуть выше.

Коль побывал в аду, тебе – сам чёрт не брат.
Хлебнул Березины – и море по колено.
Но не вернуть уже назад своих солдат.
Не возродить, не вырвать их из тлена.
Ты для себя решил, что лучше умереть
В бою, чем гнить живьём, хирея и старея.
И прятаться ужом от ужаса в норе,
Или болтаться, как мешок на рее.
Ты – дерзкий человек, суровый фаталист.
Свой жребий принял сам, не сетуя, не каясь.
Готов смертельный трюк раскручивать на бис.
С усмешкой говоря: «Судьба – такая!».
Ты женщину любил и ей же изменял.
Семейных уз терпеть был вовсе не намерен.
Врагами окружён, ты не сойдёшь с коня.
С обрыва – в Эльстер и почти на берег
Сумеешь выйти вновь, но: вот она – судьба!
Недаром, что река наречена Сорокой.
И не к лицу роптать, коль грянула труба.
Коль рыцарь ты без страха и упрёка…

Следующие «жмурки» пришли спустя два с половиной года

Железная мистерия. И мы – лишь средний слой.
История – историей: Здесь всё покрыто мглой.
Где чьи-то интересы узлом переплелись.
А рядом трутся бесы. А ниже – вовсе слизь.
Над нами Демиурги судачат о своём.
Играют в прятки-жмурки. Чуть что – за окоём.
А мы – всего лишь глина. Расхожий пластилин.
Пропахли нафталином и раб, и властелин.
Всё так же плачут дети. Всё тот же коленкор.
Где каждого наметил невидимый топор.
Где патриоты пыжатся: за Родину, за нас!
Поэты пишут книжицы. И…
Дешевеет газ.
(13.02.2015)

«Железная мистерия»... Заключительная часть монументального триптиха Даниила Андреева (1906-1959). Поэта, провидца-визионера...
Начата 23 декабря 1950 года, во Владимирской тюрьме № 2, куда Д. А. был переведен из Лефортово в ноябре 1948-го. Завершена Мистерия 2 мая 1956-го. Всё там же – в тюремной камере.
23 августа Даниилу Леонидовичу сокращают срок заключения (с 25 лет – до 10). 23 апреля 1957-го, тяжело больной, он, наконец-то освобождается...

По жанру это драма в стихах, где в 12 актах показывается метаистория России XX века. Действие начинается с появления Г. Распутина на балу последнего российского императора и достигает кульминации в конце IX – начале X акта, когда «ареопаг» (послесталинское Политбюро КПСС) в страхе перед начавшимся народным восстанием наносит термоядерные удары по крупнейшим городам Запада и получает ответные удары по советским городам. Такой сюжет иллюстрирует один из возможных вариантов появления Розы Мира – на пепелище, чему посвящены заключительные акты мистерии.

Предисловие... Текст М. Белгородского.
Как оно – вам!? В свете нынешнего выкаблучивания-расколбаса, где «Распутин» превращается из «советника» в, считай, уже императора-реаниматора. Чуть меняя своё прозвище.
Андреев – ладно. Провидец! Хай тогда и пронесло...
Я же таки – просто герменевт. Пересмешник.
С чего мне это «клюнуло» в феврале 2015-го?! – Так по следам 2014-го «ЗаКрыма», под за-русский Пыж «патриотов»...
Больше у меня (чтобы так) «жмурки» не пробегали. Разве, приведу такое (где они (аки Жмурок) встречаются в примечаниях – от Фимы Жиганца, нынче – вполне «патриота»).

«Разбабайки»

Два Бабая токовали
про дела союзные.
Мир политики коварен.
Вот они и грустные.
Вова пальчик натрудил.
Обмотал наклейкою.
Сколько каверз на пути!
Стать легко калекою…
Вот такие пироги!
Сашу в пот ударило.
Где друзья, а где – враги?!
Муки государевы.
Кто кому у нас вассал?
Братья-победители.
Шурик глаз не показал.
Вовка зенки выкатил.
А парадный маскарад
разом не получится.
Ампиратор и Гарант.
Как же тут не ссучиться!?
(6.05.2020)

Бабай или бабайка (тат. бабай – дед, старик) – в славянском фольклоре ночной дух, воображаемое существо, упоминаемое родителями, чтобы запугать непослушных детей.
Бабай у Н. Шапаровой (Краткая энциклопедия славянской мифологии, М., 2001) описывается как старик, чёрный и кривобокий, часто также с физическими дефектами, характерными для описаний нечисти (немой, безрукий или хромой); ходит с котомкой или мешком, в который забирает непослушных детей.
У В. Даля – примерно то же (вплоть до детского пугала)
В «Блатных переводах» Фимы Жиганца:

Какой же, блин, дешёвый захер –
Мне с бабаём играть в жмурка…

Существует версия, что «бабай» (или же «бабай-ага») – уважительное обращение к сборщику дани у славянских народов во время турецкой оккупации. В пользу этой версии говорит, во-первых, то, что «бабай забирает детей» (кроме обычной дани турки забирали мальчиков в янычары), и во-вторых, то, что «бабай безрукий/одноногий» (сборщиками дани обычно становились прослужившие до старости воины, многократно раненые).

Пожалуй, и всё. Ежели – «в лоб».
Правда, бывало и рядом-около. Например, со «жмуриком».

Отпетый покойник – Отпетый дурак.
Дурак – не покойник, но оба отпеты.
Хотя и по-разному. Этот – вчера.
А тот – от рожденья. Им ваши советы,
Концепции ваши – совсем ни к чему.
Со жмуриком ясно. Душа отлетела.
А с дурнем сложнее. Частенько ему
Большого и светлого хочется дела.
Но, как ни старайся, он суть не поймёт.
Идеи, проекты… Лишь головы пухнут!
Вложите в инструкцию мысли полёт –
Исполнит. Да так, что покойники ухнут.
В гробах повернутся, от смеха давясь.
Ну, здесь я, пожалуй, загнул для острастки.
А чтобы взбодрить этих образов связь,
Сгустил разведённые загодя краски.
(«Экзерсис на заданную тему», 11.04.2014)

Вполне! В смысле – подходит-заходит.
Можно и такое подтянуть. Пусть и без самих «жмурок» (и даже – «жмурика»), а всего лишь с прищуром-прижмуриванием. Да и то – в примечаниях.
Зато... Как-то и в предостерёг (о «пророчестве» – промолчу).

Тучи сыплются серые. Стылая мжа.
Истлевает в кострах листопрахом кастрычник.
Эта пёстрая нежить. И вялый пожар.
С переливами рыжего в тёмно-коричневый.
Как воскресший Ван Гог, подберу колорит
и раскрашу огни золотисто-багровым.
Пусть скорей отпылает и дотла догорит.
До зияющих дыр. До кромешной утробы.
(«Дремотное», 14.10.2016

PS:
Прогноз погоды, как эссе,
Считалочка своя,
По обе стороны шоссе
Оливковый ноябрь.
Течёт лениво речка Мжа
С остывшею водой,
Белеют облака грядой,
И рогоз высохший, седой,
Трясёт седою головой,
На ветерке дрожа.
(Е. Хитушко. Оливковый октябрь)

Мжа – река в Харьковской области.
Мжа – твер. дремота, дрема. Мжа долить его, глаза смежаются. Мжать, дремать. Мжить (межить и межень; мигать и мга; см. мгла), жмурить, щурить глаза; | твер. о больном, находиться в полудремоте, беспамятстве, забываться и тихо грезить без сна; | та
Кастрычник (белор. кастрычнік) – октябрь, название десятого месяца года на белорусском языке

Отыскал ещё (со «жмуриками»). С ними – не у себя, но пристёгнутое. В иронию (где-то – в «само», но больше – в наше общее, человечье). К своему. Так и своё... – Попадало (тогда) в отношение-общение с дорогой нам А. Л., которую я (без её позволения!) причастил надысь к этим «играм» – в жмурки-прятки.
Поколотит ведь... И – поделом (болтуну)!

«Собачье сердце»

Я – Шариков. Я «кушаю» боярышник.
И ближнего, по зависти, грызу.
Цепляю расфуфыренную барышню.
Выдавливаю грязную слезу.
Стенаю, будто все меня обидели.
И гажу на «господ» исподтишка.
К отмщению, души моей губители!
Достойные зловещего стишка.
Заложник чужеземного всевластия –
я выйду на дорогу с кистенём.
Буржуям и приспешникам династии
настанет искупительный денёк!
(26.11.2017)

А вылетело оно на на отклик Лены Лог (на моё КК):

Трясётся весь, затравленно глядит
Хоть человек, по сути – индивид,
Подобие, с собачьей кличкой – жмурики
Их правда жизни – ложь самим себе
Они притворно каются при случае
Но за безделье совесть их не мучает
За то что горе принесли семье
Зачем не забирает даже Смерть?
Плохие ТАМ наверно нежелательны
А может я иду лишь по касательной
И это Мир – чужая круговерть
Здесь душу запирают в тЕла клеть
Урок земной и опыт отрицательный.

С примечанием-оговоркой:

– Да простит меня Костя! За такие «песни».
Раззадорила, Лена! Разбудила во мне пёсье отродье. Вот и тявкнул )))
Спасибо!
Музе – непременно! Иду сдаваться (оттуда и отошлю, ибо из логова нет авторского входя на страницу). А вчера на ночь сбёг. Пришла подруга (Музы) в гости. Ну, я с ней и поцапался. А чтобы дальше не нагнетать. Поднялся. Шапку в охапку – и за дверь.
Голодный, как пёс! Из-за стола и ушёл…
Может, что осталось (дома). Глядишь, подкормят бедолагу…И приголубят)))

Подруга – наша Ксюша. За 4 года до того диагноза...
Пожалуй, всё (если не по «делу», а токмо в «слово»). Из Свитка. Хай і карцела прыткнуць нешта з Бадлера ды Шэкспіра (жахнутых к моему «Разум Бедный... У посёлка Ташлы»). Однако прервёмся.
А жахнем (мабыць) штосьці ў якую-небудзь «жымалосьць».
Разумею, што можна было б і карацей… Дык – герменэўт жа! А і таленту не хапае. Толькі дур (блажь) адна.

17.06.2024


Рецензии