Ресентимент
Кровосток
Термин «ресентимент», был введен Фридрихом Ницше в его работе «К генеалогии морали». В современном понимании ресентимент – это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врага»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». Ресентимент является более сложным понятием, чем зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали. По мысли немецкого философа, ресентимент является определяющей характеристикой морали рабов — низшей расы, которая не способна к исторической деятельности, к изменению обстоятельств собственной жизни. Ресентимент, согласно Ницше, проявляет себя в «восстании рабов».
Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности… Мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем и внешнем мире, нуждается, говоря физиологическим языком, во ВНЕШНИХ РАЗДРАЖЕНИЯХ (выделено авт.), чтобы вообще действовать, — ее акция исходно является реакцией.
В этике ресентиментом принято считать чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач (к «врагу»), бессильную зависть, сознание тщетности попыток повысить свой статус в обществе. Это продолжение комплекса неполноценности, который в качестве компенсации формирует собственную систему морали, отрицающую ценности врага и возлагающую на него вину за собственные неудачи.
Иными словами, «ресентимент — это ненависть раба ко всему, где ему чудится свобода».
Википедия
Опять всему виной ставится СВОБОДА – тоже мне нашли причину!
Как тут не вспомнить Александра Сергеевича:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
А.С. Пушкин
«Пора, мой друг, пopa! покоя сердце просит…»
Вот мы и пришли к знаменитому парадоксу Платона: «Что первично – курица или яйцо?» В нашем случае этот философский вопрос можно сформулировать как: «Несвобода рождает раба или рабство обрекает человека быть невольником?». И здесь приходят на память строки уже нашего современника: Владимира Семеновича:
Лили на землю воду —
Нету колосьев — чудо!
Мне вчера дали свободу.
Что я с ней делать буду?
В. Высоцкий
«Дайте собакам мяса…»
Вы улавливаете мою мысль? Оказывается, СВОБОДА и РАБСТВО находятся друг по отношению друга, отнюдь в непростых отношениях. Но! Они связаны и обусловлены взаимно, почти всегда и зачастую непредсказуемо. Уже сами по себе эти два понятия настолько сложны и неоднозначны, что без учета этих причин и особенностей говорить что-либо на эту тему будет лишено однозначности. К примеру:
СВОБОДА – всегда имеет границы, которые, для одного человека тесны, а для другого – просторны. Свобода всегда имеет разные статусы – социальные, физические, природные и пр., которые зависят от самого человека: «Пушкину и Ад покажется Раем, а Лермонтову, Рай – Адом». и т. д. и т. п.
РАБСТВО – человек может быть не только рабом другого человека, но и рабом социума, с его устоями и законами, рабом своих привычек и пороков, рабом своих правил, способностей, целей и пристрастий и пр. пр. пр.
Но, это всё же, уводит нас от главной мысли: Какова роль свободы по отношению к рабству и наоборот? Здесь не следовало бы всё сводить рабство – к насилию одного человека по отношению к другому. А что если рабство уже заложено в человеке и прорастает в нем при «благоприятных» условиях и даже помимо его противления тому? Мы не можем так глубоко исследовать историю развития более высокоразвитой цивилизации Запада, по отношению к меньшей цивилизованности (как её определяют западники – «низшей расы» Востока). А может они и не желали этой цивилизации, или природа диктовала им совсем иные пути развития – иной характер, веру, законы, обычаи и многое совсем иное. И кто вообще сказал, что пути развития Запада более правильные и праведные, по сравнению с путями развития Востока? Но, так уж произошло, что путь развития науки и техники позволил Западу проявить её силу для насилия над Востоком. Надо же ещё учитывать и природные катаклизмы и возможную миграцию населения с Запада – на Восток, именно в поисках той самой «воли»! И пока не было построено средств для постижения огромных расстояний, восточные люди жили по законам природы Востока.
Появились корабли – и потекли награбленные богатства Востока и его рабы на Запад. И Запад стал ещё более богатеть и развиваться. А воля Востока вновь стала приобретать всё более явные очертания рабства. И не сходятся тут концы с концами, говорящие о том, что рабы заимствуют достижения у господ и тем более завидуют им – это Запад позаимствовал у Востока: порох, шелк, фарфор и многое другое. Кроме человеческого рабства, Запад стал навязывать Востоку уже иное рабство - достижений науки и техники, технологии и пр. Всё это оказалось заманчивее прежних устоев и обычаев. Воля и свобода надолго ушла из жизни Востока. Вместо сотрудничества и взаимной выгоды друг по отношению к другу, Запад прибегнул к элементарному грабежу и насилию Востока. Таким образом «ресентимент» Ницше затрещал по швам и чтобы как-то спасти положение и было выдумано это «прекрасное», с точки зрения Запада, изобретение: «высшие» и «низшие» расы. А следовательно и вполне «гуманное» обоснование существования «рабов» и «господ». Спрашивается: «А кто вас просил снаряжать корабли, чтобы посещать Китай, Индию и пр. страны Востока – они жили и так, без вас прекрасно, причем по более гуманным и естественным законам, диктуемым Природой.
Я уже не говорю о территориях Крайнего Севера – чего бы вам не переселиться туда – там бы вы быстро утратили свою цивилизацию и свои претензии на избранность и господство и по прошествии времени тоже стали бы заурядными чукчами и эвенками. Природа бы только выиграла от этого переселения – может и войн стало бы меньше, а уж коллайдеров – точно! Зато вы, уважаемые господа обрели бы свободу на бескрайних просторах Севера и Востока! Но, не надолго – и к вам тоже заглянули бы, в своё время, уже новые господа, чтобы ограбить и по существу обратить, хотя и в цивилизованное, но всё же – в рабство, уже по иному, будущему существу. Так что уважаемые, будьте осторожны с порывами обрести покой и волю – ибо, во всякой свободе уже будут заложены семена рабства… И оно может быть даже сладостное и желанное, и цепей вы можете даже не заметить – но оно будет всё же – РАБСТВОМ. Но, это будет уже иная ипостась, по Ницше – вы тоже станете рабом, чего-то или кого-то!!!!!! (((((((
Свидетельство о публикации №124061700140