Студенческие годы... В память о Ленинграде...

             За три столетия у Санкт-Петербурга появилось множество имён, не только официальных, но и символических. Как только не обращались к Великому городу: Северная Пальмира, Петрополь, Красный Лейпциг, Город Белых ночей, Колыбель Революции... Переименовывали в моменты ярких исторических событий, называли в шутку Ленинбургом, Санкт-Ленинбургом, Петроленом и Чертоградом, сокращали до СПб. В 1991 году Ленинград был переименован в Санкт-Петербург.
             Мне посчастливилось впервые побывать в Ленинграде в восьмидесятые с группой однокурсников универа. Северная столица произвела на нас  неизгладимое впечатление. По другому и быть не могло, так как этот город –  олицетворение России, культурная столица, музей под открытым небом. Каждая улица, каждое здание, каждый мост скрывает в себе богатые события, оставившие след в жизни города и его жителей. Из истории мы знаем, что грандиозное строительство Петербурга и его расположение на берегах Невы – результат стремления Петра I создать не просто город, но ещё символ мощи и величия России.

             Знакомство с Ленинградом происходило во время прогулки по Невскому проспекту, который считается главной улицей города и имеет длину порядка 4,6 километра. Дворцы, музеи, скульптуры и самые известные дома предстали пред наши очи... Николай Васильевич Гоголь так описывал Невский проспект: "Это единственное место в Петербурге, куда люди приходят не для дела, а для праздного гуляния..."
               Времени на осмотр достопримечательностей у нас было не так много, так как вечерним поездом мы отправлялись в Нарву, поэтому за целый день постарались увидеть как можно больше, и те впечатления до сих пор живут в моей памяти. Помните, как в романе Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков", мальчик рассуждал про неожиданные чудеса? Парнишка чувствовал и уже знал точно, что он живой, что он затем и ходит по земле, чтобы видеть и ощущать мир. Он понял ещё одно: надо частицу всего того, что он узнал, частицу особого дня закупорить и сохранить, как вино, которое делал и сохранял его дед, а потом настанет такой зимний январский день, когда будет валить густой снег, и солнца уже давным-давно никто не видел, и, может быть, это чудо позабылось, и тогда хорошо его вспомнить, откупорив, и то лето снова будет летом нежданных чудес!.. Вот и я потихоньку откупориваю свои воспоминания и делюсь ими, как будто снова проживаю те прекрасные моменты...

             Экскурсия началась с площади Восстания. Раньше на этом месте стоял памятник Александру III. Самой главной его заслугой перед Отечеством явилось  то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. За что он и получил своё прозвание "Миротворец". Этот памятник в городе не любили и даже придумали обидный стишок про обормота на бегемоте — уж очень монументальными были лошадь и всадник. Гид рассказал нам об одном курьёзном случае: Александр III был человеком исключительно здравомыслящим и добрым. Иногда он поступал весьма прямолинейно, но вместе с тем достойно и по-человечески. Как-то раз некий солдат Орешкин перебрал в кабаке и начал шуметь, а потом уже взялся буянить всерьёз, кричал, ругался, ломал мебель и пытался завязать драку с другими посетителями. Наконец, кто-то из очевидцев бросился к Орешкину с криком: "Ну что же ты! Император ведь смотрит", - и показал на портрет государя. Солдат же заявил, что он на него плевать хотел. Орешкина тотчас же скрутили, доставили в участок и завели на него дело об оскорблении Его Императорского Величества. Солдату светила каторга. Однако, ему повезло. Материалы дела попали в руки самого государя, который ознакомился с ними и, будучи человеком великодушным, распорядился отпустить Орешкина, закрыть его дело и больше никогда не вешать в трактирах императорских портретов. И к тому ещё добавил: "А Орешкину передайте, что я тоже на него плевал".
             В 1919 году на пьедестале памятника было выбито четверостишие Д. Бедного и над ним надпись: "ПУГАЛО".
             В этом месте выступал сам Владимир Ильич Ленин, в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции. В годы блокады эта площадь служила самым настоящим боевым плацдармом. Сюда стягивались единицы бронетехники и отправлялись с эшелонами прямо на фронт. В это же время на восток отправлялись поезда, спасающие детей, заводское оборудование и художественные ценности. В советское время монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского  музея. Позже на площади был установлен обелиск "Городу-герою Ленинграду", который петербуржцы неформально назвали "отверткой". Мы же его не видели, так как были в Северной столице чуть раньше. До сооружения Стелы посередине площади был разбит прекрасный партерный сквер - зелёный оазис.

             Дальше мы весёлой толпой пошли по проспекту в сторону Аничкова моста. На набережной Фонтанки увидели Дом-утюг, его назвали ещё "Титаником" — за внешнюю схожесть. На самом же деле это бывший доходный дом. Такая необычная форма у него потому, что шестиэтажное здание должно было вписаться в треугольный участок, поэтому на самом остром углу его были спроектированы трапециевидные, почти треугольные комнаты.

             Главное украшение Фонтанки – Аничков мост. Название моста произошло от примыкавшей к нему Аничковой слободы, построенной во времена Петра Великого рабочим батальоном, которым руководил инженер-подполковник Астраханского пехотного полка М.С. Аничков. Мост впечатлил своей знаменитой скульптурной группой "Укрощение коня человеком". Когда мы подошли поближе к скульптурам, то заметили, что многие туристы пытаются что-то рассмотреть под конями. Гид, смеясь, поведал нам о мифе, который передаётся из уст в уста. Будто бы скульптор Пётр Клодт, на воплощение скульптур у которого ушло 18 лет, заподозрил жену в измене, поэтому изобразил между ног одного из коней облик своего обидчика! Другая версия гласит, что это силуэт Наполеона. Нам предложили всмотреться повнимательнее, чтобы действительно увидеть известные черты. Кто-то из нас что-то разглядывал, кто-то просто ржал, как конь... Всем было весело!..

             Елисеевский магазин(магазин купцов Елисеевых), который называли и храмом гастрономии, и произведением искусства, и музеем, и даже машиной времени, перенёс нас во времена царской России с помощью самобытной атмосферы, первозданной архитектуры и потрясающего рассказа нашего гида. Что в прежние времена, что потом — купеческий модерн, так окрестили стиль здания, собирал у магазина толпу зевак, и мы оказались в их числе! Это красивейший исторический памятник, построенный по проекту архитектора Гавриила Барановского, достоин отдельного внимания. Изящный фасад, исполненный в виде 5-этажной арки, пёстрые витражи и фигурная крыша никого не оставили равнодушными. Четыре аллегорические скульптуры: "Наука", "Торговля", "Промышленность" и "Искусство" олицетворяли ценности того времени и основу процветания владельцев. Нас поразила дальновидность этих коммерсантов! Уже в те времена они могли предложить покупателям новый формат обслуживания — доставку товаров в течение часа. Ещё одно Елисеевское новшество — посадить за кассовые аппараты женщин. В России такое ещё не практиковали. В 1903 году магазин впервые распахнул свои двери. О богатстве кричало всё — и экстерьер, и интерьер, и ассортимент. Витрины магазина ломились от заморских яств и колониальных товаров. Здесь продавались сыры из Голландии и Англии, экзотические фрукты, выпечка и десерты, а через несколько лет и вино собственного производства. Свой статус высококлассного магазина торговый дом сохранял и потом. Даже в советское время здесь можно было купить деликатесы и другие дефицитные продукты, но в основном с чёрного хода или, как говорили, "по блату". Жители Советского Союза, приезжая в город на Неве, первым делом отправлялись в Елисеевский, поскольку ассортимент этого магазина был несравненно богаче, чем в торговых точках других городов. У нас, студентов, денег было в обрез, поэтому мы не раскошелились сильно. Я была сластёной невероятной и позволила себе шоколадные конфеты "Мишка на Севере" да коробочку "Зефир в шоколаде". Тот вкус помнится до сих пор!..

               Впечатлил Гостиный Двор, который и сейчас является одним из крупнейших и старейших в мире. Экскурсовод нам поведал, что Торговый центр  появился на Невском проспекте в середине XIX столетия. В городе всё овеяно легендами... Вот и мы узнали несколько историй о великом князе Николае Николаевиче, когда тот был страстно влюблён в дочь купца, содержавшего лавку в Гостином Дворе. По обычаям того времени он пошёл просить разрешение на брак у императора. По словам историков Александр III не любил лжи, слыл хорошим семьянином, был трудолюбив, не переносил нечистоплотности ни в делах, ни в личной жизни. Поэтому терпеть не мог своих родственников, в том числе Николая Николаевича, имевшего любовные связи с танцовщицами, актрисами... Александром III был дан следующий ответ: - Я состою в родственных связях со многими дворами Европы, но с Гостиным не состоял и не буду. У князя была обнаружена злокачественная опухоль десны, вероятно, давшая метастазы в головной мозг и повлиявшая на психическое здоровье Николая Николаевича. И ранее склонный к эксцентричному поведению, он вёл расточительный образ жизни и был вынужден даже заложить Николаевский дворец. Великий князь испытывал сексуальное влечение ко всем окружающим женщинам - после ряда инцидентов стало очевидно, что он не в состоянии контролировать собственное поведение. Последние годы находился под домашним наблюдением и не появлялся на публике. Ещё раз мы убедились в том, что далеко не всё было благополучно в царских семьях - какие там кипели страсти, столько было проблем...
           Для себя я отметила несколько интересных фактов -  Гостиный Двор живо реагировал на важные политические события в столице. Например, "Кровавое воскресенье" 1905 года торговый центр встретил закрытым, с заколоченными досками витринами. Такую же картину он представлял собой и в 1917 году. Многие купцы не рассчитывали на долгую жизнь советской власти, потому прятали свои сбережения прямо в лавках. Так, в советское время при ремонте одного из помещений был найден клад - восемь слитков золота!   

            Рядом с Гостиным двором нашему взору предстала Башня Городской думы - одна из высотных доминант Невского проспекта (высота 47,5 метров), которая строилась изначально как пожарная башня. Заинтересовал тот факт, что в 1839 году думская башня стала одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа, устройства для передачи информации на дальние расстояния при помощи световых сигналов, как оптический семафор, Петербург - Варшава. Об оптическом телеграфе забавно писал Александр Дюма в романе "Граф Монте-Кристо". Дюма называл его "огромным насекомым с белым брюшком и коленчатыми черными лапами". Главные недостатки такого телеграфа: зависимость от погоды и абсолютная открытость – его видно всем. Первый недостаток - плохая видимость в тумане или под дождём. Не всегда удавалось избежать и второго недостатка оптической связи - утечки информации.  Конечно, значения различных положений зеркал – секретный код - знал ограниченный круг людей. Но в критической ситуации неизбежно возникал субъективный фактор – телеграфиста можно подкупить, что и сделал граф Монте-Кристо в романе Александра Дюма!

            Гид попросил обратить наше внимание на Казанский кафедральный собор, который протянул полукружием свои знаменитые колоннады к Невскому проспекту. Храм  был интересен тем, что являлся мемориалом, посвящённым Отечественной войне 1812 года. В нём находится могила великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. До сих пор продолжаются споры о Бородинском сражении - за кем осталось поле боя: в сталинские времена говорилось о том, что это была победа русской армии, французы всегда признавали победителями себя. Но, вероятно, в оценке этого сражения точнее всего был сам Наполеон: "Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу. А русские стяжали славу быть непобежденными".
            Здесь размещался музей Истории религии и атеизма, и мы смотрели на храм с точки зрения достопримечательности, так как были атеистами(комсомольцами).

            Пройдя немного за Казанский собор по набережной канала Грибоедова, мы увидели знаменитых грифонов. Согласно легендам, эти существа являются лучшими стражниками золота. Именно поэтому их установили на Банковском мосту, который вёл к воротам Ассигнационного банка России. Гид нам подсказал, что для исполнения желания необходимо одну руку положить в пасть грифону, а другой ласково погладить его по голове. Для надежности, смотреть на одного из сфинксов. Нашлись среди нас и те, которые не просто гладили этих мифических крылатых существ, но и что-то шептали им, заглядывая в их орлиные глаза - видимо желания переполняли...

            Вдалеке справа был виден храм Спас-на-Крови, богато украшенный мозаикой, мрамором, самоцветами и увенчанный разноцветными куполами. Кокошники, наличники, мозаичные вставки придали внешнему облику собора особое очарование.  Купола покрыты ювелирной эмалью. Мы узнали, что он построен на том месте, где был смертельно ранен император Александр II. Название "Спас на Крови" легко расшифровывается: "Спас" - от слова Спаситель, то есть Христос, "На крови" -  место, где пролилась кровь императора. В период блокады Ленинграда в здании работал морг. За весь период Великой Отечественной войны ни одна вражеская бомба не нанесла значительного ущерба зданию, на фасаде остались только щербины от осколков. Правда, крупный снаряд попал в собор и застрял в перекрытии под центральным куполом возле руки Иисуса Христа неразорвавшимся. Его случайно обнаружили при оценке целостности перекрытий и обезвредили. Собор стали называть "заговорённым". После войны здесь был склад декораций оперного театра. Когда складские помещения загорелись, внутренняя отделка серьёзно пострадала. Во времена правления Хрущёва в Ленинграде взорвали более ста церквей, но Спас на Крови опять же уцелел.

            Помню, когда мы подошли к Дому Зингера, я "поймала" дежавю. В те годы я отлично шила на подаренной мне мамой и бабушкой машинке "Подольск" с электрическим приводом, но мечтала о машинке "Зингер", которая отличалась высоким качеством механизмов, простотой и удобством в использовании. К слову сказать, коллекционеры и скупщики всегда интересовались ею, в первую очередь, как предметом антиквариата и искусства (в валах машинки Zinger содержится драгоценный метал палладий).
            Из рассказа гида мы узнали, что когда-то в этом Доме продавали швейные машинки известной на весь мир американской компании. В хорошую погоду, швеи работали с открытыми окнами, выходящими на Невский проспект, рекламируя таким образом свою продукцию. На угловой части под стеклянной башней я увидела изображения крылатых валькирий - дочерей верховного бога Одина, у одной из них в руке было веретено, а под локтем стояла швейная машинка. Не зря говорят: - Мечтай! И твои мечты обязательно сбудутся!.. Через несколько лет я вышла замуж, и у матери моего мужа в доме стояла настоящая машинка "Зингер" ножная! Что я только на ней не сшила! Даже дублёнку перешила - настолько крепкая была игла, и кожаные зимние сапоги подружкам и себе ушивала в голенище, чтобы ножки красиво смотрелись...   

            С интересом прослушали рассказ про Адмиралтейство – одно из первых строений Санкт-Петербурга. Петр I пришёл к выводу, что для защиты города со стороны моря Петропавловской крепости недостаточно и приказал построить на левобережье Невы судостроительную верфь, достаточно защищенную, чтобы одновременно считаться крепостью. На Невском проспекте было построено здание со шпилем по чертежам Петра Великого, которое служило верфью. На позолоту шпиля потратили около 18 килограммов чистого золота.  На верфи трудился и сам царь в должности главного мастера (она называлась "бас") и получал соответствующую плату за работу. Рабочий день строителей начинался в пять часов утра, а заканчивался около девяти часов вечера. Всё это время великий Царь, весь в пыли и стружке, обливаясь потом, работал так же, как обычный строитель. При этих словах кто-то выпалил: - Вот это Человечище! Мы были согласны.
                Прозвище шпиля Адмиралтейства - "Адмиралтейская игла" дал А.С. Пушкин. Нас заинтересовал тот факт, что во время ремонта был вскрыт шар иглы. В нём нашли газеты 19-ого века, к ним добавили новые. Сюда же положили текст новой Конституции СССР! В шаре хранится ларец со сведениями обо всех мастерах, которые ремонтировали шпиль. Однако ходит легенда, что в шаре не ларец со скучными заметками о ремонтных работах, а шкатулка с настоящими золотыми монетами. Но открыть её невозможно, потому что секрет поворота навсегда утерян. При артобстрелах и бомбардировках Ленинграда гитлеровцы ориентировались по архитектурным доминантам города. Яркие купола и шпили потребовали маскировки. В срочном порядке собрали бригаду верхолазов – 4 человека. От глаз противника им предстояло укрыть 25 объектов. В условиях военного времени была проведена уникальная операция: вместе со шпилем маскировочной тканью укрыли и крышу Адмиралтейства. Его было не распознать ни с земли, ни с воздуха. Осаждавшие город войска один за другим лишились всех высотных ориентиров. За время блокады альпинистам ещё не раз приходилось подниматься на шпиль залатать дыры в чехле, оставленные осколками бомб и снарядов. Нас потряс героизм этих людей!..
                Очень интересным был рассказ про луг в самом центре города. По законам военного времени предполагалось часть территории у Адмиралтейства оставить незастроенной для расположения артиллерии в случае нападения неприятеля.
После того, как Адмиралтейство перестало быть крепостью, луг приспособили под склады, потом открыли Морской рынок, но большая часть его заросла травой и получила название Адмиралтейский луг. Это и было первым названием Дворцовой площади. В годы Великой Отечественной войны, советским командованием рассматривался вариант размещения на площади аэродрома для истребительного авиационного полка. Но чтобы его построить, нужно было перенести Александровскую колонну и вырубить Адмиралтейский сад. Поэтому от этой идеи отказались.

            Не обошли мы своим вниманием Дом-музей А.С. Пушкина на набережной реки Мойки, в котором Пушкин вместе с семьей снимал квартиру из одиннадцати комнат! Именно отсюда он отправился на смертельную дуэль на Чёрной речке. После своей кончины поэт оставил нам Великое Литературное Наследие, а своей семье – гигантские долги. Выстрел Дантеса, закативший "солнце русской поэзии", вынуждено осветил финансовое положение семьи Пушкина. Оказалось, что Александр Сергеевич  задолжал частным лицам и казне почти 140 тысяч рублей. Великий классик, по меркам петербургской аристократии, был бедным дворянином и мог бы значительно сэкономить на аренде, поселись он в другом районе столицы. Но поэт сознательно выбрал статусное жилье. Пушкины захотели жить рядом с императорским дворцом, в роскошном доходном доме, один фасад которого говорил, что здесь находятся квартиры для избранных. А ещё Александр Сергеевич был игрок. И игрок азартный! При этом он играл не только на деньги, но и на свои литературные произведения. Уход Пушкина из жизни спровоцировал ажиотажный спрос на его книги. Лишь на одном миниатюрном издании "Евгений Онегин", который до того залёживался на полках лавки, за пару дней было заработано около 40 тысяч рублей! Тут кто-то с ехидцей подметил, что при жизни автора "Евгений Онегин" не пользовался популярностью и резюмировал: - Чтобы творения покупали, а тем более стать знаменитым, нужно, чтобы тебя застрелили или, как минимум, произошло что-то из ряда вон выходящее...

              Впечатлил Строгановский дворец, принадлежащий знаменитому роду русских купцов, солепромышленников, меценатов и коллекционеров Строгановых. Семь поколений баронов и графов сменились в доме – родовом гнезде. Своё происхождение род Строгановых вёл с Северо-Западной Руси, из Великого Новгорода. Но гид нам рассказал легенду о неком татарском предке, родственнике хана Золотой Орды, который отправился на службу в Москву к Дмитрию Донскому и принял христианство, получив при крещении имя Спиридон. Он женился на родственнице Дмитрия Донского, но в дальнейшем попал в плен к татарам и за своё нежелание вернуться в прежнюю веру подвергся мучительной кончине - был привязан к столбу и тело его исстрогали, а потом все части изрубили и разбросали. Его родившемуся сыну дали имя Кузьма и фамилию Строганов(Строгонов).
              Многочисленные барельефы, которыми украшен фасад, нас просто заворожили, подарив аромат петербургской старины!.. Нам предложили внимательно посмотреть на медальоны под окнами второго этажа, так как многие историки утверждают, будто на них изображён портрет не графа Строганова, а архитектора Ф.Б. Растрелли, который он оставил на память для владельцев. Мы сделали умные лица в знак согласия, хотя, честно признаюсь, не помнили портретного изображения ни того, ни другого. Кто-то из наших студентов, в эмоциональном порыве, громко произнёс: - Жили же буржуи недорезанные! На что экскурсовод парировал: - Строгановы, развивая в своих владениях земледелие, солеваренные, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, возводили города, крепости, присоединяли  к России новые территории в Предуралье, на Урале и в Сибири, строили бесплатные школы, где  учились искусствам и различным ремеслам в том числе бедные дети горожан и крепостные. Во дворе Строгановского дворца раз в неделю устраивались открытые обеды, которые совершенно бесплатно мог посетить любой желающий. "Богатство – Отечеству, себе оставлю имя", - эти слова начертаны на гербе Строгановых. 

               Наше внимание привлекло здание с огромными стеклянными арками-витринами высотой в три этажа. На доме прочитали надпись-"Дом Мертенса". Этот дом был построен по заказу владельца меховой фабрики господина Мертенса. Лицевой корпус являлся её фирменным магазином. Гид рассказал нам анекдот, согласно которому, хозяин меховой фабрики любил кутить в ресторанах на Большой Конюшенной улице. Доводил он себя до такого состояния, при котором его друзьям приходилось приводить товарища домой в беспамятстве. Вот для того, чтобы господин Мертенс всегда знал куда ему идти, и была заказана надпись на доме. Нашему веселью не было предела... Сильная половина нашей группы тут же начали фантазировать на эту животрепещущую тему - что надобно и на их общаге сделать соответствующую надпись, чтобы не потеряться после студенческих похождений...

               О Дворцовой площади отдельный разговор! Это архитектурный ансамбль главной площади Северной столицы, созданный в конце XVIII — начале XIX века, вызывающий восхищение у всех туристов. У меня просто дух захватило от исторической масштабности и моего присутствия в ней!.. Остаться равнодушной к красоте и величию было просто невозможно. В архитектурную коллекцию площади вошли  памятники истории и культуры: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна, воздвигнутая ещё при Николае I архитектором Монферраном, в честь победы над французами в войне 1812 года. Потрясла история установки колонны, которую высекли в Выборге на карельских месторождениях, а затем 600-тонный монолит на специальном судне доставили в Петербург. На месте будущего постамента вбили 1250 шестиметровых свай и положили на них гранитные блоки. Сам процесс стал настоящим событием: 10 тысяч специально приглашенных гостей наблюдали, как 2000 солдат и 400 рабочих с помощью тросов, лебедок и других поддерживающих устройств поднимали монолит. Когда мы узнали, что столб ничем не закреплён и стоит исключительно за счёт собственного веса, мы сначала раскрыли рты, потом нас одолело желание поскорее убежать от греха подальше. Еле сдержались... Добиться такой устойчивости позволил точнейший расчет архитектора! Согласно городской легенде архитектору Монферрану пришлось прогуливаться мимо Александровской колонны, чтобы лично доказать безопасность конструкции - что стела не может упасть. Другой миф гласит, что под Дворцовой площадью имеются богатые залежи нефти и колонну установили в роли пробки, что нас изрядно насмешило!
               
               Мы очень много ходили по шумной улице, ноги устали так, что девчонки сняли босоножки, когда зашли в один из скверов. Кто-то бросил клич: - Давайте посидим на лавочке! Помню, поблизости проходила старушка интеллигентного вида, которая остановилась, посмотрела на нас с укоризной и сказала: - Ленинград - культурный город и здесь принято говорить не "лавочка", а "скамейка"! На соседней лавочке-скамейке сидел пожилой мужчина, который оказался очень словоохотлив. Мы его угостили мороженым и он поведал нам о том, что ленинградцы по сравнению с москвичами, к примеру, выговаривают чётче букву "ч" вместо "ш"(конеЧно, булоЧная, яиЧница) и твёрже букву "ж" (доЖдь). "Вместо подъездов" - сказал он, - "у нас парадные, вместо бордюров — поребрики, вместо курицы - кура, вместо пончика - пышка, вместо туалета - нужник, вместо хлеба - булка, вместо голубя - вяхирь, а вместо швабры мы используем лентяйку". Мы дружно посмеялись!.. Житель Лениграда поднял нам настроение.
                От усталости мы уже не смотрели по сторонам, а когда присели отдохнуть, то перед нашим взором возник сам Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Северной столицы. Я где-то читала, что первоначально внешний вид собора не понравился петербуржцам, и они в шутку называли его "чернильницей" за внешнее сходство. В этом здании поражала монументальность фасада. Мы любовались его архитектурой и узнали о том, как французу Огюсту Монферрану — автору собора — удалось создать шедевр русского зодчества. Более четырёх десятилетий трудились над росписями и мозаичными панно художники, создавались выразительные горельефы и скульптурные композиции. Со всех сторон собор украшен портиками с массивными колоннами, которые при близком рассмотрении поражают своими масштабами. Каждая возвышается на 17 метров и весит без малого 115 тонн, придающие зданию торжественный облик.
               Гид рассказал нам, почему памятник Николаю I на Исаакиевской площади уникален. Когда его открывали, то все думали, что он упадёт. Но... В этом и состояла уникальность инженерной мысли! Впервые в Европе была создана статуя с двумя точками опоры — задние ноги коня. Именно в них спрятаны столбы, которые пронзают скульптуру и помогают ей удержаться. Подойдя поближе мы разглядели на барельефах изображения восстания декабристов на Сенатской площади;  усмирение холерного бунта; награждение Сперанского за составление первого свода законов... В каждой сцене главная фигура — Николай I. Просто потрясающе!..
               На площади Декабристов, ныне Сенатской площади, мы увидели символ города на Неве — памятник Петру I, созданный по приказу Екатерины II, с лёгкой руки поэта Пушкина названный "Медный всадник". Французский скульптор Э.М. Фальконе смог невероятно точно передать мятежный дух и неуёмные стремления великого императора. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. Нам были приведены слова скульптора: "Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям!"
               Когда-то на Сенатской площади венчался Петр I с Мартой Скавронской, более известной под именем Екатерины I, а веком позже проходило восстание декабристов. Гид поведал нам легенду, в которой Пётр I пророчил: "Пока я на месте, моему городу нечего опасаться". И действительно, Медный всадник оставался на своём месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей. 

               Поразили Питерские Ростры, которые являются символом города. Рострумом (в переводе с латинского означает "клюв") называли нос корабля. Традиция устанавливать ростральные колонны после победных сражений пошла с древнеримских времён. Колонны возвели на стрелке Васильевского острова. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, чётко вырисовывались на фоне неба и хорошо были видны с далеких перспектив.

                Об Эрмитаже, построенном для хранения пополнившейся коллекции Екатерины II и для показа спектаклей и проведения маскарадов, можно говорить и писать очень много. Изначальное значение этого слова – "келья", "место уединения". Над внутренним и внешним видом дворца трудился архитектор Франческо Растрелли целых 8 лет. Сейчас в стенах пяти зданий, входящих в музейный комплекс, хранятся больше трёх миллионов экспонатов и каждый день приходят тысячи человек. Удивил тот факт, что первые три сотни картин были доставлены в Санкт-Петербург не как подарок императрице Екатерине, а в качестве неустойки за срыв поставок зерна для русской армии.
               Меня, например, поразила практичная красота здания. Почти две сотни скульптур на крыше Эрмитажа изначально появились там с целью маскировки печных труб. Рассказ экскурсовода об Эрмитажных котах привёл нас в полный восторг! История с кошками началась, когда императрице Елизавете Петровне надоело обилие во дворце крыс и она издала указ, по которому в Эрмитаж было доставлено тридцать животных. Указ так и назывался – "О высылке ко двору котов". Привезённые усатые быстро справились с нашествием грызунов, а заодно и основали "кошачью" династию музея. Не было котов в Эрмитаже только в годы блокады. К сожалению, в это время все четвероногие жители города были убиты или съедены, а крысы расплодились до невероятного количества, разнося заразу и даже нападая на людей. В 1943 году в Ленинград привезли около 5 тысяч котов, чтобы справиться с нашествием грызунов, и 200 из них отправили в Эрмитаж. На Малой Садовой стоит памятник котам Василисе и Елисею, в честь подвига этих животных по защите города и музея. В наши дни в Государственном Эрмитаже живут около 50 котов. Они обитают в так называемом "большом кошачьем подвале", протяженность которого составляет почти 20 километров.
                Не обошлось без мифов и легенд, которые рассказывали не только рядовые горожане, но и сами сотрудники Эрмитажа. Главные герои таких историй – призраки императорской семьи и персонажи картин. Одним из самых популярных был миф о призраках Петра I и Николая I, полупрозрачные фигуры которых можно было видеть в ночных коридорах. Говорили, что иногда при их появлении даже включалась сигнализация.
                Очень эмоционально прозвучало откровение гида о том, что можно пропустить разводку мостов и даже не поехать в Ораниенбаум, но не посетить  музейный комплекс - будет досадным упущением в нашем экскурсионном маршруте. Но при этом добавил: - Чтобы вдумчиво обойти все залы Эрмитажа и ознакомиться со всеми экспонатами, потребуется 8 лет! У нас, в лучшем случае, было часа два, а то и меньше. Поэтому нам порекомендовали посетить "зал Леонардо да Винчи" - одно из самых популярных мест Большого Эрмитажа. Сложно поверить, но у одного из самых известных живописцев на планете Леонардо да Винчи сохранилось, по разным подсчётам, всего от 12 до 15 картин. Здесь мы лицезрели  два легендарных шедевра-подлинника - "Мадонну Бенуа"("Мадонну с цветком") и "Мадонну Литту". На полотне я увидела итальянскую девушку XV века("Мадонну Бенуа"), одетую по тогдашней моде. Черты её лица мне показались не идеальны, не строги, она улыбалась, протягивая цветок младенцу Иисусу. Гид сделал акцент на том, что художник впервые использовал масляные краски, и это было новшеством не только для него самого, но и для всех флорентийских живописцев. "Мадонна Литта" стала одним из первых произведений в стиле Высокого Возрождения. Долгое время искусствоведы спорили, действительно ли Леонардо да Винчи — автор этой картины, потому что в ней явно присутствуют две различные техники написания. В итоге было решено, что картина принадлежит кисти Леонардо, но завершена с помощью его ученика Больтраффио. Значимость произведений искусства была подчеркнута яшмовыми колоннами, вставками из лазурита, живописными панно и плафонами. Нас переполнял трепет и восторг, поклонение гению... Уже знакомый всем голос из толпы выдал: - Жалко, что Он не русский!

                Мосты мы тоже не могли обойти своим вниманием, так как пешеходный туристический маршрут к Зимнему дворцу проходил по трём из них: через канал Грибоедова, реку Фонтанку и Мойку. На вопрос: - Сколько всего мостов в городе? - гид ответил, что в черте Ленинграда находится множество рек, рукавов, протоков и каналов, общей длиной около 300 км, и около 100 водоёмов (озёр, прудов), поэтому Северную столицу недаром называют Северной Венецией!.. До нас была доведена цифра - 800 мостов, в том числе 218 пешеходных!

                Ещё вспомнился очень интересный факт! Когда мы подошли к дому по адресу: Набережная канала Грибоедова, 104 /проспект Римского-Корсакова, 25, то и не догадывались, что это дом старухи-процентщицы — жилое здание. Согласно литературно-краеведческим исследованиям, в нём проживала убитая Родионом Раскольниковым героиня романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского Алёна Ивановна, занимавшаяся ростовщичеством. Адрес старухи-процентщицы — предмет многолетних поисков и дискуссий исследователей топографии романа. Выдвигались разные версии местонахождения дома. Наиболее соответствующим описанному в романе большинство исследователей считало выходящее на три улицы жилое здание, расположенное по этому адресу. Мы помнили из романа, что главный герой, Родион Раскольников, молодой студент, обладал мощным умом и сложной внутренней моральной борьбой. Он считал, что выдающиеся личности имеют "право первого убийства" и могут совершить преступление для достижения благородных целей. Я была уверена в том, что теория Раскольникова в корне ошибочна, так как он ставил одного человека выше другого, считал, что "имеющий право" человек может отнять жизнь у другого человека, и это закономерно, так как "твари дрожащие" для этого и созданы. Опасность теории в том, что человек с такими взглядами может уничтожить огромное количество людей для достижения своих абсурдных целей. Таких примеров в истории немало, самые яркие — Наполеон Бонапарт и Адольф Гитлер.

               Ещё раз я побывала в Северной столице, когда возвращалась с производственной практики из Таллина. Но это уже другая история...

               Не так давно Санкт-Петербург посетила моя дочь с сыном, моим внуком. Отзывы самые восторженные, так как современный Петербург – это огромное количество точек притяжения и маршрутов, раскрывающих его как современный, активный, творческий город, в который можно возвращаться вновь и вновь, ни разу не заскучав. Теперь Северная столица – нечто большее. Это город, где историческое богатство гармонично переплетается с современными тенденциями. Что первое приходит на ум, когда речь идёт о Санкт-Петербурге? Конечно, многие назовут Невский проспект, Эрмитаж, Петропавловскую крепость… Но Петербург сейчас – это ещё и музейно-исторический парк "Остров фортов" в Кронштадте, Севкабель Порт, Лахта Центр, национальный шоу-музей "Гранд Макет Россия", огромное количество стильных кафе, ресторанов и увеселительных заведений, питерские дворы с мозаичной живописью, различные атмосферные арт пространства... Чего только стоит самый красивый в стране праздник выпускников - "Алые паруса" - грандиозное музыкальное и свето-пиротехническое шоу! А "Крыши Питера"? Внука впечатлил Петергоф, любимая резиденция русских царей - ныне самый посещаемый музей России. Дочь и внук были в полном восторге...
               Историческое наследие Санкт-Петербурга всегда было и остаётся настоящим магнитом для туристов со всех уголков мира. Однако сегодня город на Неве раскрывается ещё и совершенно с другой, современной стороны, не теряя при этом своей культурной индивидуальности.

               Город на Неве нас просто ошеломил своим характером. Он влюбил в себя и не отпускает до сих пор, отражаясь строгими линиями фасадов в прохладной синеве Невы. Город украл наше сердце. Но не сразу. Не так просто стать своим в городе, который дышит историей и пропитан тайнами... Я смотрела во все глаза, пыталась искать смыслы, пропуская через себя шум времен... И через столько лет пишу о нём, как-будто снова иду по Невскому и наслаждаюсь, наслаждаюсь, наслаждаюсь...
               



            


Рецензии
Татьяна, замечательные воспоминания о посещении прекрасного и исторического Санкт - Петербурга! Прочитала и словно вновь на экскурсии в городе на Неве побывала!
Спасибо Вам огромное!

С уважением и душевным теплом к Вам!

Светлана Никитина 7   27.06.2024 19:15     Заявить о нарушении
Да. А я вспомнила эту поездку и снова,
как будто в Питере побывала...

С теплом души ,

Татьяна Гассан   28.06.2024 12:38   Заявить о нарушении