О лишних людях Из несказанного

Большевики довели пушкинскую концепцию лишнего человека до логического абсурда практикой раскрестьянивания и расказачивания, нашедшей свой пик в ликвидации кулачества, как класса ... "
Из несказанного академиком Вавиловым

Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716

***
Лишний человек

«Лишний человек» — тип персонажей, сквозной образ в русской литературе, который был представлен в творчестве писателей XIX века (наиболее полно развился в 1850-х годах); его главная черта — «отчуждение от официальной России».


«Евгений Онегин» (1908) - Е.П. Самокиш-Судковская

В классическом понимании «лишний человек» — это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще России. Принадлежа к высшим классам общества, «лишний человек» XIX века в значительной степени отчуждён от дворянского сословия, презирает чиновничество.

«Герои этого типа — богато одаренные натуры, которым не удается самореализоваться; за редким исключением им чуждо стремление к карьере или нравственному самоусовершенствованию, к тому, чтобы посвятить свою жизнь кому-либо или чему-либо, какой-нибудь высокой цели и идеалу». Не имея, впрочем, перспектив практической реализации, он склонен заниматься только бессмысленным философствованием, бесплодной рефлексией, разбавляя их праздными развлечениями.

Название «лишний человек» закрепилось за типом разочарованного русского дворянина после публикации в 1850 году повести Тургенева «Дневник лишнего человека». Более ранние примеры — Евгений Онегин Пушкина, Григорий Печорин Лермонтова — восходят к байроническому герою эпохи романтизма (в частности, к Чайлду Гарольду Байрона, к Рене Шатобриана, к Адольфу Констана). Дальнейшую эволюцию русского «лишнего человека» в XIX веке представляли герценский Бельтов («Кто виноват?»), Агарин (герой поэмы Некрасова «Саша»), центральные персонажи произведений Тургенева Рудин («Рудин»), Лаврецкий («Дворянское гнездо»), Павел Петрович Кирсанов («Отцы и дети»), главный герой повести «Ася», рассказчик из «Гамлета Щигровского уезда», а также некоторые персонажи Чехова (в частности, Лаевский, главный герой повести «Дуэль»). .

Особая сторона «лишнего человека», связанная с его вытеснённостью за пределы социально-функциональной структуры общества, выходит на первый план в произведениях литераторов-чиновников XIX века Алексея Писемского и Ивана Гончарова. Последний противопоставляет «витающим в поднебесье» бездельникам практических дельцов: Адуеву-младшему — Адуева-старшего, а Обломову — Штольца.

Немаловажная черта «лишнего человека» заключается во влиянии, чаще всего отрицательном, на всех окружающих его людей. Герой является своеобразным паразитом на теле современного ему общества как XIX, так и XX века. Помимо того, можно наблюдать тенденцию «сакральности презрения любви», своеобразной «игры» персонажа с героем-женщиной, которая имеет несчастье полюбить его.

I/II XX века

В начале XX века под влиянием революции вектор движения «лишнего человека» изменяется. В Советской России «у литературы чётко обозначилась её решающая позиция: полемика „интеллигенции и революции“». Герой-интеллигент, во многом из-за собственной интеллигентности, особости, становится «лишним человеком» и вступает в молчаливую конфронтацию с поглощающим его «новым миром».

Данная тенденция находит выражение в творчестве большого числа советских авторов: Бориса Корнилова («Моя Африка»), Евгения Замятина («Мы»), Константина Федина («Города и годы»), Викентия Вересаева («В тупике»), Юрия Домбровского («Факультет ненужных вещей») и др.

II/II XX и XXI вв

Во второй половине XX века любовь для «лишнего человека» постепенно перестаёт быть испытанием и «скорее, является порождённой отчуждением дилеммой <…> чаще герой безразличен к любви». Особое место получает здесь герой Мирошников Карена Шахназарова (повесть и фильм «Курьер», 1986). «Это романтик и мечтатель с тонкой душевной организацией и обостренным чувством неприятия фальши и двойных стандартов. Внутренне одинокий…не боится произносить вслух то, о чём думает, и абсолютно не думает о том, о чём все говорят…это ведь Чайльд Гарольд и Чацкий эпохи застоя» — можно сказать, что, начиная с этого времени, советская литература поворачивает на путь возвращения к истокам архетипического образа; «можно увидеть отторжение привычных послереволюционных отношений и становление отношений других, несколько близких позиции XIX века — „герой и интеллигенция“».

Дальнейшее развитие «лишнего человека» представляют в 1990-х Служкин Алексея Иванова («Географ глобус пропил») и Петрович Владимира Маканина («Андеграунд, или Герой нашего времени»), в 2000-х — герои Александра Тарнорудера («Продавец красок») и Дмитрия Липскерова («Осени не будет никогда»).

С развитием массовой интернет-литературы, в 2000-х годах черты «лишнего человека» начали проявляться в творчестве многих молодых авторов, чаще всего в стихотворных и песенных жанрах. На данный момент не существует утверждения, что это является новой вариацией литературного типа. Стихотворения молодёжных авторов, по мнению некоторых исследователей превращаются в «инструмент, если не коммерческого, то точно чувственного злоупотребления», становятся способом «духовно-чувственного очищения, способом справиться с трудностями и болью, что специфично для подростково-молодёжной среды». Образчики данного типа инфантильны, безучастны, склонны к мечтаниям. Они «холодно надменны и сознательно определяют себя на периферию мира, испытывая презрение к окружающей их действительности, <…> их ненависть более глубока и слепа». Наконец, такой герой всегда «религиозно индифферентен, либо явный атеист», что можно обозначить неким следствием эпохи.


***
УМЕР ВАВИЛОВ

25 ноября 1887 года родился учёный-генетик, селекционер Николай Вавилов. 26 января 1943 года умер в тюрьме. Нет не умер. Его убили.

Вот вам как кажется, есть разница между «умер» и «целенаправленно уничтожили»? Это государство сознателъно убивало своих граждан. Лучших. Ценнейших. Бескорыстнейших. Это государство сознательно убило Николая Ивановича Вавилова, великого ученого и самоотверженного человека.

Николай Иванович Вавилов был в заключении 11 месяцев. Он выдержал около 400 допросов. Это в общей сложности 1700 часов. Его допрашивали и унижали, его хотели уничтожить. И уничтожили. Его уморили голодом.

А он — в заключении, только представьте, в тюрьме, голодая — писал книгу, «Мировые ресурсы земледелия и их использование». Он думал не о себе и своих страданиях, он решал научные вопросы. Он хотел накормить все человечество.

Что делает благодарное государство в лице НКВД-шников? Оно уничтожает рукопись книги «как не имеющую ценности»! Его приговаривают к расстрелу. Потом милостиво заменяют высшую меру наказания 20 годами лишения свободы. Добрые, да?

Смотрите, в это же самое время Лондонское Королевское научное Общество избирает Вавилова своим иностранным членом. (23 апреля 1942 г.) Почему нашу науку ценят не у нас, ну почему? Заключение, унижение, карцер, побои, пытки, воспаление легких, голод, дистрофия, упадок сердечной деятельности, смерть.

Президиум Академии наук СССР восстанавливает его в списках академиков. Уже после реабилитации. Более того, Академия Наук СССР учреждает премию (1965) и золотую медаль (1968) имени Вавилова. Каким же цинизмом все это пропитано.

Учредили/восстановили. — И все? Все опять хорошо?

А сейчас можно просто «почтить память», «назвать именем». Сейчас можно просто гордиться им. Можно?! Может быть, сначала следует в каждом школьном учебнике написать печатными буквами, как его убивали? Описать, в подробностях, его судьбу?

Вы как, думаете, наше государство утвердит такую главку в учебнике истории? Или хотя бы в учебнике биологии? Или в курсе экономической географии для старших классов?

Вы тоже сомневаетесь? Давайте сами это сделаем. Давайте сами расскажем нашим детям о том, что было. Расскажем о том, как победила лысенковщина и палачи НКВД, как его арестовали по пути в экспедицию, как он голодал и умер…

Понимаете, бессмысленно говорить о научных достижениях, не говоря о том, что сделало государство-палач со своим гражданином.

Сегодня, в день памяти, мы просто просим, расскажите, хотя бы в двух словах, своим детям о том, какой была судьба великого ученого, Николая Ивановича Вавилова.

Так, просто списком, посмотрите и посчитайте международные регалии:

почётным членом:

Испанского Королевского общества естественной истории (1929)
Ботанического общества Америки (1942)
Национальной Академии наук в Аллахабаде (1942, Индия)
Лондонского Линнеевского общества (1942, Великобритания)
Британской ассоциации биологов (1929)
Мексиканского агрономического общества

иностранным членом:

Лондонского королевского общества (1942, Великобритания)

почётным доктором:

Софийского государственного университета имени К. Охридского (1939, Болгария)
Высшей школы земледелия в Брно (1939, Чехословакия)
Чехословацкой академии наук (1936)

членом-корреспондентом:

Академии сельскохозяйственных наук Чехословакии (1923)
Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1929 или 1942)

членом:

Королевского общества Эдинбурга (1942, Великобритания)
Аргентинской академии наук
Национального географического общества США (1942)
Американского географического общества в Нью-Йорке (1942, США)
Королевского географического общества (1942, Великобритания)
Международного совета экспертов при Римском международном аграрном институте

Эфроимсон В.П. Я призываю вас – помните о том, что я сказал вам сегодня. Помните! Помните!


Рецензии