Сказы Обь-Енисейский канал

***
Событие это в Сибири не многие помнят,
Даже не вспомнят того, кто рассказывал!
В безлюдной тайге кресты лишь напомнят,
Кто к светлым вершинам дорогу указывал!
***
ОБЬ-ЕНИСЕЙСКИЙ КАНАЛ, уникальное инженерное сооружение, исторический памятник всероссийского значения, построенный в болотистой тайге вручную, единственный в Сибири искусственный водный путь, соединяющий речные бассейны рек Обь и Енисея. Обь-Енисейский канал (также называемый Кеть-Касским каналом) с входящими в его систему речками, построен в конце XIX века в пределах нынешних Томской области и Красноярского края.
/Материал «Томская энциклопедия. «Речной БАМ». Википедия/
***

Две Великих реки с востока на север страну прорезают,
К океану бегут могучие Обь, Енисей их в пути охраняет!
Полноводным зовут Енисей, люди гимны ему посвящают,
Самой длинной считается Обь, она климат в пути меняет!
***
Говорят, ещё в 1797 году появились первые идеи связать Обь и Енисей "
посредством устройства канала между их притоками".
***
Говорят, у местных мысль давно появилась Обь и Енисей связать,
Даже слухи ходили, что старые люди разные тайные тропы знали!
В отдалённых заболоченных местах такое не просто реализовать,
И могучие реки, и жители местные удачного случая для них ждали!

До самого Великого Князя Константина Николаевича весть дошла,
Царь Александр II просил внимание на сибирский вопрос обратить!
До Трансиба далеко, но мысль о Среднесибирской дороге прошла,
Император велел не отвлекаться, экономить, оба проекта изучить!

Коренной Енисеец Павел Фунтусов с детства истории разные слышал,
У правителей свои идеи, а путь местным купцам край как там нужен!
Дороговизна и малолюдье про разговоры в кабинетах он наслышан,
Вопрос об Обь-Енисейском канале у их купцов по-другому рассужен!

Своего полуграмотного приказчика по тем местам Фунтусов направил,
Вернувшись куда более обнадёживающие сведения он купцам принёс!
Добросовестным оказался посыльный, даже на карте маршрут оставил!
Серьёзного водораздела между реками нет, вот так он им преподнёс!

Весной дело было, да после половодья, по притоку Кеть в Обь он вошёл,
Легко перетаскивая кое-где по суше лодку, до притока Енисея добрался!
Всё складно так купцам приказчик рассказал, когда назад домой пришёл,
Весть о приказчике враз по округе разлетелась, бум настоящий начался!
***
В Океане спокон веков известно, двух рек могучих пути сойдутся,
А чтоб соединить две речки вместе и в сказках даже не мечталось!
Ещё до океана в теченье среднем Сибирские реки всё же сольются,
Сбылось! Их воды встретились, и это реально в Сибири оказалось!
***
«Человек на своём месте!»
***
Строительство возглавил барон Бьорк Александрович Аминов, который прорабатывал проект на месте, готовил материалы и собирал бригады для начала работ.
***
Кто в проекте канала участвовал, теперь поимённо, уже и не вспомнить,
На средства Александра Сибирякова вновь экспедиция к рекам послана!
Сотни чугунных реперов вдоль канала и сегодня нам смогут напомнить,
На дело серьёзное на «Стройку Века» в неизвестность команда отослана!

Под начальством Барона Аминова для начала работ бригады собирались,
Настоящий профессионал на месте среди топей он проект прорабатывал!
Не простым было их место, люди ежедневным испытаниям подвергались,
Барон малыми силами восьмикилометровый канал в болоте прокладывал!

Поддержали стройку сверху и вскоре кое какие денежки всё же выделили,
Трудно, но решительно, а главное, очень ответственно строительство шло!
Пилами и топорами стены канала брёвнами лиственницы плотно выложили,
Так плотно, ничего, даже листок бумаги между брёвнами в щель не прошло!

Без техники, тачками и деревянными лопатами железом обитыми работали,
Единственным механизмом у них был Паровой Копер, с ним сваи и забивали!
Канал со шлюзами и плотинами болотными водами промытыми сработали
Сооруженье через четыре года открыли и Обь-Енисейским каналом назвали!

Чудеса проявлял Барон Аминов, вдоль рек дорогу спроектировал и проложил,
Реки сибирские не простые, только «прорва» узкая протока Кеть, одна что значит!
Кое где сохранился тракт до наших дней, все превратности судьбы он пережил,
Староверы и прочий местный люд, скоро тракт в «Баронский Такт» переиначит!
***
В безлюдной тайге, среди мошки и оводов бурно стройка шла,
Там, где болота, где чистую воду можно было с трудом добыть!
Невозможно сегодня представить, но такая стройка всё же была,
Теперь мало о ней знают, но результат стройки не даёт нам её забыть!
***

Строительство Транссибирской магистрали обрекло Обь-Енисейский канал на забвение. Местность, где проходит Обско-Енисейская система глухая, необитаемая тайга, болотистая и каменистая, лишённая всяких для заселения удобств. Навигация по каналу могла бы продолжаться не более 3,5 месяцев в году. /Материал «Томская энциклопедия. «Речной БАМ». Википедия/
***


Рецензии