Геройство на Руси не ново

          ПРОЛОГ

Друг, этой повести пролог
Родился на кресте дорог,
Где камень верстовой (1) стоит,
Своим названьем «Эрудит»    
Притягивает, как магнит. 
Вся тайна камня в том и есть:            
Он принесёт любую весть               
Из строгой памяти веков.
А вестник времени таков –   
Касаться может многих тем.
Обычный с виду, между тем,
Гранёный камень придорожный…          
Он гранью каждою манит,
К ней прикоснёшься осторожно,    
И камень вдруг заговорит…

Из закромов глубинных знаний
Всплывёт, как будто на экране,
Рождение Руси, традиций,
История народа в лицах –
Как в зеркале отобразится…
Встань рядом, истине поверь.
В минувшее открыта дверь.

Сюда из прошлого не зря
Былинных три богатыря,
Что супостатов победили,          
В доспехах, сидя на конях,
Явились в мужестве и силе.
Герои из былых сказаний               
Пришли с народною молвой,
Как память воинских дерзаний
И мира на Руси Святой.
Илья (2), Алёша (3) и Добрыня (4),
Что в сказках живы и поныне…

Народу русскому везло:
Добро всегда крушило зло.
Из жизни взяты персонажи.
С врагом сражались не однажды,
Идя с карающим мечом, 
За Русский Дом – к плечу плечом.
Отважный воин звался «Храбром»,    
Их были сотни в войске храбром.


       РОЖДЕНИЕ РУСИ 

Вот, глянув на одну из граней,
Путь русичей припомнив ранний,
Речь о былом повёл Добрыня,               
И не одно назвал он имя…
В движенье зарождалась Русь,
Воспоминанье – сердцу груз:      
Там труд и радость, бой и боль –
Всё вместе… Выслушать изволь.

Добрыня
Сеть рек набросив на равнину,
Манил тот край землёй целинной…
Селился люд крестьянский там –
По незнакомым берегам.
Он шёл всё северней, восточней,
И, выйдя на приветный брег,
Толково обживался, прочно…
Укоренялся человек
Не из кочующего сброда,
А сын оседлого народа.
Искал приют вдоль вольных рек,
В веках не нарушал традиций –
Была возделана землица
И, как в народе говорится,
С землёй повенчан стал навек.

Росли младые поколенья.       
И защищать свои владенья
Им приходилось неспроста –
Из-за грабительских набегов
То половцев (5), то печенегов (6)
Порой казна была пуста…
Казну крепя торговым сбором,
Жильё – бревенчатым забором,
Русь возводила города –
Была мудра, хоть молода.

С топориком наперевес
Входил мужик в дремучий лес.
И вырастал на месте том               
Уже не глинобитный дом,               
А деревянный тёплый сруб –
Надёжен, прочен, сердцу люб.
Соединялись племена,
Чья родовая связь сильна.
Законы обжитой земли
Навек в породу их вросли.

Илья
Что слышно о народе том? –
«Их воин пеш и со щитом…»
Понятно всем, народ оседлый,
Он хлеб растит своим трудом
И защищает отчий дом
Бесстрашно, до черты победной!..


  РУСЬ НОВГОРОДСКАЯ
         
Камень               
И на Руси два века кряду       
Был принят родовой порядок –
Всем верховодил старший рода.
Своим стремлениям в угоду
Род часто восставал на род.
И нужен стал законов свод
Для верного решенья в спорах
О дани, о любых поборах.               
Судья был нужен беспристрастный
И в меру добрый, в меру властный…
Слабела родовая связь,
И выбран был «из чужа» князь. –
Князь Рюрик (7) призван на княженье
В отказ народному правленью.
Вождь – на войне, судья – в миру,
Един – в бою и на пиру…
Тот воин-князь привёл полки
На берег Волхова-реки.

Вот Новгород (8). Он – стольный град.
Князь правит здесь не наугад.
Соседство северных племён –
Весь (9), мерю (10), кривичей (11) и чудь (12) –
С годами укрепляет он.
Взят под контроль торговый путь…

А новгородский князь Олег,
Сподвижник Рюрика и друг,               
Ему не стал чинить помех –               
С дружиной движется на юг.
Его всегда к себе влекли      
Пространства новые земли.

Наследник Рюрика – при нём.
Мужает Игорь «под крылом».       
Жену придётся выбирать.
Из Пскова Ольга – ум и стать,
Отвага, мудрость, кротость взора.
Подруга – Игорю опора.

Илья
За что Олега звали Вещим (13)?
Он в окружении зловещем
Крепил меж племенами узы,
Сближал славянские союзы.
На этой дружеской оси –               
Начало Киевской Руси.

От племени варягов – русь –
Взяла своё названье Русь?..         
Иль от славян днепровских – рось?..
Но имя это прижилось.

РУСЬ КИЕВСКАЯ (14)

Камень               
За неспокойные полвека
Не раз ходила Русь на греков…
Царь Византийский Михаил (15)
Шёл на болгар и их крестил,
Открыв им в христианство двери…
Но Русь росла в отцовской вере,
Языческой (16). Бог праотцов –
Перун, бог воинов, бойцов.
В дар этой древней мнимой силе
Живое в жертву приносили,
Бывало, даже жизнь сыновью
И оскверняли землю кровью.
Повсюду идолы – их боги,
Грехи и смертные пороки.
А меж народов войны, споры
За земли, дани и поборы…

Безжалостен событий вихорь!
Распят древлянами князь Игорь (18)…
А Ольга (18) мстит за казнь супруга…
К гнезду летящая пичуга –
То ль голубь, то ли воробей
Невольно помогает ей,
Огонь поднявши на крыла…
И город (19) выгорел дотла.
Так Ольга завершила мщенье
И первой приняла крещенье.


СЛОВО О БОГАТЫРЯХ
         
Светило солнышко – «Ярило»…
Потоком ласковых лучей
Согрело камень, оживило.               
И пред глазами силачей
Открылось то, что вправду было…

Илья
Что детство славное дарило?
Забыть об отрочестве? Что ты!          
Владеть мечом! Другой заботы
Младые воины не знали –
Уменье ратное ковали.

Из ребячества на волю
Вырывались в чисто поле:
Так в избе отцовской тесно…
Где кочевники? – Известно!
Там и пробовалась сила               
Та, что выхода просила,
Та, что «живчиком по жилам»,
Та, что голову кружила –
Вот и собрана дружина!            
Не однажды эта сила               
В битве недруга косила,
Вырывала вражье жало.
Побеждая, Русь мужала.
    
Камень
Не все протоптаны дороги
Среди лесов, среди степей,
А вещий зов готовил многих
Рождённых Русью сыновей,
Из них растил богатырей.
Князь собирал мужей в дружину (20),
Вёл в бой за землю, за народ,
Учил крушить, громить вражину:
Коль быть убитым – в грудь, не в спину,
Не опозорить русский род!..
Как наливается зерно,
Питаясь силою земною,
Так зрело воинство, оно               
Питало мощь земли собою.
Его во что ни обряди –
Холст на плечах, порой заплаты,
Но меч в руке, закован в латы,
И воевода – впереди!

От веку это было свято:
За землю-мать, за мать, за брата,
За дочерей, сынов, отцов
Русь собирала удальцов.
В бою они не подведут,
От воеводы знака ждут.
По взмаху поднятой руки –
Вперёд, дружинные полки!
И шелест стрел, и звон мечей…
Стена сплочённых силачей!   
          
 ВЛАДИМИР КРАСНО СОЛНЫШКО (21)

Алёша             
Что ведают истории страницы?..
Плеснуло море южною водицей.
Морские дали многозвонно звали,
И море это Русским (22) называли. 
Из Балтики торговый путь по рекам:
Где по воде, где волоком – но к грекам!
Дух Православия (23) позвал их, чист и светел,
И душу русскую он неспроста приметил…

Камень
На княжеском столе Владимир!       
Заботлив, твёрд и духом мирен.
Князь-богатырь, любимый всеми.
Нога его познала стремя (24),
А руки – меч, глава – шелом (25).
Дружина – под его крылом…
Призвал к всеобщему прощенью,
Открыл дорогу просвещенью…
Не в этом ли его успех?
Он – «Красно Солнышко» для всех.
При нём окрепла Русь духовно
С низов до власти до верховной…

                ***
Прямо в Корсунь (26) пришло озарение…
Князь крещён!.. Следом примет крещение
Русь в единой крещенской купели.
Шёл народ к добродетельной цели.
В этот день обновлялись обеты,
И кресты православным надеты.
Слово Божие – веры основа,
В нём единство и духа, и слова.
Здесь иконопись, книги, молитва   
И за веру великая битва!
Ни при чём тут ни время, ни нация –
Здесь особая цивилизация:
Память предков, единство народа,
Жизнь в любви – Православья природа!


ВЛАДИМИРА НАСЛЕДИЕ

Камень
Пасха им приносила надежду,
Вера – силу, горенье, любовь.
Если кто не покаялся прежде,
То она возвращала их вновь
К осмысленью, молитве, прощенью,
К покаянью – души очищенью,
Излеченью душевных рубцов
Наставленьем духовных отцов.               
Там иконы со светлыми ликами 
Озарялись лампадными бликами…
Знали с самого детства ребятушки,
От отца все уменья, от матушки:
Добрым молодцам должно быть смелыми,
А девицам – в хозяйстве умелыми.
Избы, светом любви озарённые,
Помнят, в вере с пелёнок взращённые.

Им грамотность давала силу –
Поклон Мефодию, Кириллу (27),
Что письменность вложили в руки,
Дав славянину «Аз» и «Буки (28)».
Взошли духовные растенья
На доброй ниве просвещенья.   


   КНЯЖИЧИ И ВОИНЫ

Илья
Их крестили ещё в колыбели…
В семьях княжичи рано взрослели
И должны были многое знать.
Князь, в наследнике видя мужчину,
Мог доверить народ и дружину
И – достойному – власть передать.

А был обычай на Руси таков:
Лишь десять сыну минуло годков –   
И княжича-подростка отправляли
С наставниками в глубь лесов,
Где выживанию с азов,
Что воину пристало, обучали.
Срубить жилище и одежду сшить,
Лук для охоты смастерить и стрелы,
Подкравшись, зайца за уши схватить,
Копьё метнуть и метко, и умело.               
И духом не упасть, владеть собой,               
В лесу не заблудиться и приметы
Не забывать, вступив с природой в бой,
На все загадки находить ответы…
Год в испытаньях отрок (29) проводил,
Терпеть учился холод и усталость.      
Всё менее вопросов впереди…
И вот уже сомнений не осталось.
Как повзрослел, как возмужал малец!
Умён, силён, пора его уважить.
В пути своём уверен, наконец,
Возглавить войско сможет – будет княжить!
       
 Добрыня
А в утреннем кругу (30) младой боец
Короткой сулицей (31) разил любые цели…   
В охоте и в бою он молодец.
На поясе, как правило, висели:
Ершистый буздыган (32), чекан (33), секач (34) –
Всё по руке… Как знать, не оттого ли
Ему уступит в ловкости силач,
Кто не учён до пота и до боли.

Известен случай, где всего лишь двое
Решили моментально участь боя.
Сошлись для поединка утром рано
Дружинник юный с печенежским великаном.
Пал великан, и завершилось действо,
Без боя войско обратилось в бегство...

 Камень               
И мальчики-отроки рано мужали…
А матери их на войну провожали.
И честью считалось у тех молодцов
Стать рядом с отцами иль вместо отцов.

Молитва о сыне слилась с небесами.
Порой возвращалась она чудесами –
Ни раны тяжёлой, ни выстрела в спину…   
С победой вернуться вновь выпало сыну!
В сердцах материнских – тревога и гордость.
В веках уживались и нежность, и твёрдость.


    ЕСЛИ БРАТ ИДЁТ НА БРАТА…

Воспоминанья чередою
Являлись каждому герою.               
В них дух причастности царил.
Один из них заговорил:


Добрыня
Да, жизнь, как вольная река,    
Течёт и знает направленье,
Не тормозит ни на мгновенье,
Сильна лишь там, где глубока.
Где полноводна и свободна,
Там весела и судоходна.
И правый берег тот, что круче…
Нас жизнь всегда чему-то учит:
Вода в реке чиста с истока…
Мы – в струях бурного потока.
Коль суждено в том русле плыть,
Так, стало быть, ту воду пить…
А что там скрыто за веками?..
Им правду всю поведал Камень.               

Камень
Земель последовал раздел –
Князь получает свой удел (35).
И он теперь удельный князь,
С Великим князем (36) держит связь
И на своей земле велик!..
Дабы явить величья лик,
Он подданных ему людей,   
В угоду собственных страстей,
Ведёт, не уступив родне,
К братоубийственной войне.
Но если брат идёт на брата,      
Двойной бедой война чревата!

Жестоки родственные споры…
Порой князья, ища опоры,
Просили помощи извне:
Шли к половцам, а кто – к Литве…
Враждой раздробленная сила
Побед на Русь не приносила.
Коль попраны отцов заветы,
Уходит всё в пучину Леты…

Как жить спокойно, без уронов               
Помог им первый Свод законов –
Статей гражданского Устава.
Он – завещанье Ярослава (37).
Законный мир, но в мире этом
Не каждый следовал заветам.

И вновь: то лад, то расхожденье мнений,
То съезд князей, то передел владений…

                ***
Но Камень помнит всё. Наверно,      
Не всё так складывалось скверно…
От них он не таит секрета.      
И для вернейшего ответа
Как будто развернулись свитки,
Где летописная строка
Сшивает всё, подобно нитке,
И сохраняет на века…
Дал Камень им на этот раз 
Ответ, похожий на наказ…

               
 ШАПКА МОНОМАХА. РУСЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
 
Камень
Так в спорах минуло лет сто…
Другой Владимир (38) занял стол.            
Стране служить и добродетели,
Всех к миру звать и дружбе братской –
Ценились качества не эти ли,
Чтоб образцом стать власти царской?
Царём он назван не из страха,
Из уваженья и не зря –
Отныне шапка Мономаха
Венчала голову Царя.
А в руку скипетр – символ власти.
Междоусобные напасти
Утихли. Мирная страна               
Иной заботою полна:               
Добычей меха, скотоводством,               
Хозяйством сельским, пчеловодством,
Ремёслами, торговым делом –
Жила страна и богатела.
Все земли собраны – едины
В спокойствии – непобедимы!

Но родовой привычный быт
Народом вовсе не забыт…
Свои уклады у князей,
Владельцев разных волостей (39).
Их вечный спор к чему ведёт?
Встал княжий род на княжий род,
Опять усобицы (40), как встарь…
России нужен государь!

                ***
Богатыри наперебой
Дивились, споря меж собой.
Что было дальше – должно знать.          
Готовы Камню доверять!

Камень
Нельзя столице жить у края
В тисках пылающих окраин.
Набеги половцев, владений передел…
Тут наступил терпению предел.
И власть из южной стороны
Сместился к северу страны.
Надёжней будут щит и меч,
Столицу смогут уберечь!
Владимир – город с духом русским,
И с мудрым князем – Боголюбским (41).    
И нов уклад, и новый строй –
Единовластный, не простой.
Князей наследуема власть…
Владимирская Русь подняться собралась…   
                И вновь напасть…
Да, почивать на лаврах рано,
Нежданный враг наносит раны…

    
ЗАХЛЕСТНУЛА БЕДА… 
            
Ветру в поле приют не находится,
С ковылём он, травой, хороводится.
И седой ковыль бьёт земной поклон…
И полынный дух разгоняет он
Вдоль степей – путей вольной вольницы.   
А навстречу ей топот конницы,
Стук копыт по долинам, не кошенным…
Русь встречается с «гостем» непрошенным.
Он монголо-татарского племени (42)
И явился совсем не ко времени.               
Русь в раздорах князей – не окрепшая.               
Враг на плечи ей гнёт тяжкий вешает,
Что нести ей придётся столетьями
И мириться с проклятыми этими.
Города сожжены и повержены –
Захлестнула беда пуще прежнего.
И слезами, и кровью умытая,
Стонет Русь под чужими копытами
И, в печаль погружаясь глубокую,    
Откупается данью (43) высокою.
               
Добрыня
Монголы – не лесной, степной народ.
Их всадники в походах опыт копят,
Их кони переходят реки вброд…
Но здесь особый требуется опыт.
Болота чужаку способны лгать,
Заманят в глушь извилистые тропы,
Где местных средь болот спасает гать (44),
Чужого всадника трясина просто топит.

В болотные места Батый (45) не лез,
С конями не ходил сквозь частый лес…               
От бездорожья был итог таков:
Остались целы Новгород и Псков.
Те княжества спаслись от разрушенья…               
Ярлык – дан Александру (46) на княженье.
               

И РУСЬ, И ВЕРУ ЗАЩИТИТЬ

Алёша
Что было – знаем, что же будет?   
И снова Камень память будит.
 
Камень               
А там тяжёлой грозной тучей 
Тевтонцы (47) конницей могучей
Врывались с западной границы.
Защищены металлом лица.
Кольчуги. Чёрные кресты               
На них видны за полверсты.               
Всё решено для русской рати:   
Сейчас вражину не добьём –
Потом втридорога заплатим,
Тогда придётся бить челом…            
Врага должны нещадно бить –
И Русь, и веру защитить!

             ***
Надёжно-неприступный Псков
Границу запер на засов.
Здесь каждая отбитая атака
Доказывала, он готов
Сражаться, не щадя голов,
Как прежде быть защитою.
                Однако…

Ночь псковская темна. И вот
Запоры сброшены с ворот…
Немало выдержав осад,
Предательством захвачен град (48).
Виной позорного клейма –
Измена и ночная тьма…

Коварен враг, в подобной схватке   
Отточены его повадки:
Отраву льёт в умы, в сердца,
Чтоб заманить в капкан глупца.
Коль затемняет ложь мозги,
Не видит тот уже ни зги,
Когда на Русь идёт беда –
То крестоносцы, то Орда (49)…

Алёша
Глупец он или же подлец,
Но одураченный вконец.
А ведь ему у колыбели
Родные ветры песни пели,
Он вскормлен русским молоком…
Откуда в сердце злобы ком?
Готов предать родимый дом
За «тридцать сребреников» он?

Врагам Руси служил предатель,
Великий Князь пришёл изгнать их.


 КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Камень
Да, Александр – великий князь. 
От стен Святой Софии (50)
Шёл в бой неравный, не страшась, –
Обрёл с победой имя.
И Новгород услышать смог:
«Бог в правде, а не в силе!»
И вымел шведов за порог,
И шведы уяснили:               
Ни шагу больше в русский дом!..
А после – немцы на Чудском...
На площади, на Вечевой, 
Раздался голос громовой:
«Кто к нам с мечом… –
                тот – от меча!..»
Пусть слышит недруг, трепеща!

                ***
Князь создал войско – крепкий щит,
                за Русь сражаться.
Его призыв в веках звучит:
                «Смелее, братцы!»   
И, поднимая общий меч
                за Русь Святую,
Мечом врагов мы станем сечь,
                зов памятуя!
                ***
«Вся ваша жизнь на волоске –
                бегите, черти»!
Мечом план битвы на песке
                уже начерчен…
Силён Князь и глубок умом,
                и всех смелее,
Врагу никак не разгадать
                его затеи.         
Князь впереди, Князь во главе               
                сраженья стоя,
Решал, слагая в голове
                всю карту боя.

Сердца зажаты, как в тисках,
                от жажды битвы,
А кровь пульсирует в висках
                под звук молитвы…
И долгожданная тогда
                труба звучала,
Когда победу русских войск оповещала!

                ***   
Не крестоносцы – так монгол…
                решал, кто злее…
Из двух так трудно выбрать зол,
                за Русь радея,
Понять, как сделать верный ход,
                стоять отважно.
Разрушить запада оплот…
                для Князя – важно.

Там и тевтонцы, и Литва,
                датчане, шведы…
Знал Князь, что держатся едва,
                бойцы победы.
Уверен Невский: чтобы впредь          
                с врагом сражаться,    
Должны все русские князья          
                объединяться!

Илья 
Всяк русский Александра чтит…
И памятник ему стоит.      
Завет летит из уст в уста:
Будь стражем Русского Креста!
    

 ДОВМОНТОВ ГОРОД
               
Тревожный звон зовёт на вече (51).
И псковитян не праздны речи – 
Им князя выбирать дано,
А имя на устах одно:
Довмонт (52), в крещенье Тимофей! – 
Решенье твёрдое, простое –         
Он Псковским князем быть достоин.
Правь, все сомнения развей!            
Враг с запада стучится в дверь…

Клинком меча коснулся лба,
Став на одно колено,
Поклон народу, и толпа
Откликнулась мгновенно:
Присяга принята!.. Завет
Он не нарушит сроду.
Для русских правда – это свет –
Служить земле, народу!
Да будет он с врагами дерзким,
Как Александр в сраженье Невском!
               
Зверь скрыт в лесах, в чащобе дикой,
Лещ плещется в реке Великой…
А люди укрепляют Кром (53) –
Довмонтов город, общий дом.         
Второй стеной обнесена               
Вся крепость – выстоит она.
Захаб (54) – ловушка для врагов –
Обман на входе в крепость Псков.
А вымышленник (55), инженер –
Его смекалка всем в пример –
Соорудил в теченье дня
Порок (56) для адского огня (57),
Чтобы никто не уцелел,
Попав под град горящих стрел.
               
Добрыня
Есть против Запада оплот…
Какой мечтой живёт народ?
Под игом Русь почти сто лет!               
Что Камень говорит в ответ?

               
   ЩИТ – ПОЛЕ КУЛИКОВО (58)

Ветер треплет верхушки прибрежных дерев,
То в сосняк низкорослый нырнёт быстролётно,
Затаится в подлеске, совсем присмирев,
То вдруг вырвется, вновь закружится бесплотно…

Ищет ветер подругу – речную волну,
Будоражит просторы – пожизненный жребий…
Лёгким облачным краем задевает луну,               
Наслаждаясь полётом в мерцающем небе...

В чистом поле широком, где живут кулики,
Ветер войско заметил у Дона-реки. 
Там, на поле, сошлась разноликая рать.
Все к сраженью готовы. Кому начинать?..

 Камень            
Там Пересвет (59), монах и воин,
Представить русский люд достоин.
Посланец воинов степей –
Силач явился – Челубей (60). 
Ему навстречу – русский инок…
Но что покажет поединок?..

Вот Пересвет и Челубей
Сошлись и… рухнули с коней,
Сражённые одновременно…
Вслед битва вспыхнула мгновенно…
И всякий русский воин слышал
Призыв, звучащий где-то свыше:

«Не страшись, православный, иди на врага.
И с Христовой молитвой, как водится,
Стой за Русь! Коль Отчизна тебе дорога,
Бог придёт и Сама Богородица!..»

По напутствию Сергия-старца (61)
Рвался воин за Родину драться.
Освятило Святейшего слово               
Поле бранное, Куликово,               
Помогло войску крепче сплотиться 
И в едином порыве сразиться.

И справа-слева шли полки,
Врага теснили до реки.            
К тому ж засадный полк помог…
Победа русских – вот итог!
Победа русских над Ордой!
Князь Дмитрий (62) с этих пор – Донской.

А вороньё всё ниже-ниже,               
И шелест крыльев ближе-ближе…
Там падальщик находит снедь,
На бранном поле, чуя смерть,
Где, уступая русской силе,
Ордынцы ноги уносили…

Долго стук копыт поглощала степь,
И победы песнь пронеслась, как стерх.
Повела плечом Русь могучая –
Налицо эта мудрость живучая:
Жить бы дружной семье наподобие,
Без вражды и без междоусобия.

 
 МОСКВА ВЕЛИЧИЯ ПОЛНА

Камень
Над Москвою ещё не престольною…
Колокольный звон – птицей вольною.
Над холмами, полями, лесами
Исцеляет церквей голосами,
Что приносят сердечную благость,               
И надежду, и светлую радость.
В звоне том торжество и тревога.
Глас, завещанный людям от Бога,
Пробуждает всю силу народную,
Богатырскую, благородную…

                ***
Москва – главенствующий град (63),
Град белокаменных громад –
Церквей. Под златом куполов,
Среди чернеющих дворов
Благословляет русский люд
Митрополит (64)– отныне тут.
Москва величия полна,
Теперь духовный центр она!

               
ТАМ, ВПЕРЕДИ, ДРУГАЯ РУСЬ…

Как будто изнутри светила            
Одна из многозначных граней,
Мерцала и к себе манила…
И после всех переживаний               
Богатыри переглянулись,
Их руки к камню потянулись… 

Камень
Смотрите зорче, там внутри
Мальцы, но не богатыри.
Сидят за «книгами» подростки.
А буквы выпуклы, не плоски.
По буквам парни барабанят,
Персты мелькают – каждый занят!

Добрыня
Сутулы… Их глаза горят –
В те «книги» устремлённый взгляд…
О! Там военная игра!               
Но им давно взрослеть пора…
Эй, увлечённые игрой,
А если настоящий бой?
Как победить не понарошку?
Вам бы задуматься немножко…

Алёша
Но что там? Явно чудеса! 
По их команде в небеса
Досель невиданная птица            
Взлетает, а затем садится…               
И неподвижны два крыла,
А имя ей Бэ-Пэ-Эл-А (65).               

Добрыня вытер пот со лба:
«А выучка-то не слаба.
Глаза умны, серьёзны лица…
Игра им в жизни пригодится?
Судить я точно не берусь…            
Там, впереди,  другая Русь…»

Богатыри вошли в азарт –
Увиденное любопытно!
Конь ржёт и пятится назад             
И в нетерпенье бьёт копытом:
«Какого им ещё рожна?
Неужто так игра важна?               
Так притягательна она!?
Вернёмся в наши времена!»

                ***
Но где-то в облаках витая,
Плыла мелодия простая –
Слух настораживала песня…
А с песней вдвое интересней!
Алёша их певал немало!
Ритмично музыка звучала…             
Алёша думал: «Здесь не гусли,
Вот со словами разберусь ли?
Знавал я множество наречий,         
Язык наш издавна намечен,
Но много минуло веков,
Теперь немало новых слов…»

                ***
Понять увиденное силясь,            
Богатыри переместились
В другую Русь, шагнув вперёд,      
Но в жизни есть всему черёд…


НАСТАЛО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Камень
Москва, как любящая мать,
Взялась все земли собирать,
Соединять под кров един.
Закон – всеобщий господин.
Когда Судебник (66) утверждён,
Порядки все диктует он.
Да, войску быть в одних руках –
Уже проверено в веках.
Победой завершив поход,
Границей защищён народ.
На герб Руси «взлетел орёл (67)» –
Всё ярче власти ореол
Сияет, освещая путь.

И Князь Иван (68) решил рискнуть – 
Встать против тяжкой кабалы         
За честь униженной страны:
Он выход (69) перестал платить –
Перечил ханам, стало быть.
В расцвет ордынского раскола   
Направил войско на монгола.
            
Не бой – стоянье на Угре (70)
Началом стало в той поре,
Что независимость дала.
Русь снова силу обрела!

Настало время перемен.
Усилив мощь Кремлёвских стен,
Строитель брать урок готов
У итальянских мастеров.
Возводят храмы там и тут,               
Детинцем Кремль (71) не назовут.
               
Есть новая деньга – копейка.
На ней Георгий (72) на коне               
С копьём. На Русь иди, посмей-ка!
Кто с Богом, тот сильней вдвойне!

Книгопечатанья станок –
Образования залог.
Познанья возгорелся пламень.
На север, юг, восток, за «Камень» (73) 
Принёс с собой потоки знаний
Свет смелых преобразований.
Повсюду их заметит глаз.
Русь увеличилась в шесть раз!..

Иван – правитель мудрый был, 
Все княжества объединил
Вокруг Москвы, и оттого
Сильней княжение его!

А с колокольни благовест          
Сзывает люд из дальних мест.
Единым мнением она
«Иван Великий» названа.




               
  РУСЬ ЗОВУТ ИНАЧЕ
Камень
Благословенье от Успенского собора (74)!
С высоких стен Московского Кремля
Теперь Москве уж не хватает взора
Во все концы, где русская земля.             
Но не бывает в царстве двух династий –
Одна есть почва для одних корней.
Ослабленное в распрях древо власти   
Своих Князей меняет на Царей.               
Заложены основы государства,
Иван Четвёртый возведён на царство.

Впервые Русь Россией названа                Иваном Третьим, а в историю она
Вошла Российским государством      
При Грозном, став монархией и Царством.

Иван Четвёртый звался Грозным (75),      
Порой в поступках был несносным…
Но раздалась Россия вширь:
В ней и Поволжье, и Сибирь –
Даль за грядой Уральских гор!
О землях всех давнишний спор   
С Казанским, с Астраханским ханством
Решён Российским государством.

Собор церквей, уверовав в Россию,
Решил ввести в Москве Патриархию (76).
Авторитет Москвы неоспорим,
Москва отныне – «Третий Рим (77)».


НАКРЫЛА СМУТА…

Камень
Наследник грозного царя –
Царь Фёдор (78) – слабый… Ведь не зря
Он власти груз переложил
На Годунова (78)… Тот вершил
Все государевы дела.
Тогда Россия обрела
Значительную часть Сибири,
И вечный договор о мире
Со Швецией был заключён. –
Правитель зорок и умён.         

Но для крестьян при этом троне –
Ужесточение в законе:      
Прощай, надежда – Юрьев день!..(80)
И над страной убийства (81) тень…
Без завещания на власть
Ветвь Рюрика вдруг пресеклась…
И Дума (82), намечая путь,
Кому – не знала – присягнуть.
Но выбор сделан – он не нов:
На царство избран Годунов!

А следом: череда предательств,   
Над жизнями народа надругательств…
Голодных бунтов…Мор и беспорядок
Страну терзали, приводя в упадок.

Являлись те, кто жаждал трона…
Два самозванца (83), вне закона.
Лжедмитрии и иже с ними
Владели массами людскими,
Возглавив весь бунтарский сброд,
Стращали карою народ.         

Накрыла смута чёрной мглою
Россию – лживой пеленою,      
Разрознив, замутив народ,
Введя в смятенье русский род…

Но Патриарха (84) вещий зов
Дошёл до мыслящих умов:   
«Молитесь! – Правда в том святая!
И бунтарей исчезнет стая».

Кто на российском должен быть престоле? –
Вопросов в том не оставалось боле.
Собором избран Михаил Романов (85) –
Царь русский без сомнений и обманов!..       
Династии положено начало,
Что прекращенье смуты означало.

                ***
Всегда, когда Россия погибала,
Томясь в существовании убогом,
Бед на своих плечах неся немало,
Спасалась добродетелью и Богом.
И поднималась, и, восстав из пепла,   
Вновь собиралась, расширялась, крепла!


      В ЕДИНСТВЕ – СИЛА

Обычно летопись правдива,
Зато история строптива.
Иной отрывок сочинён,               
Когда он власти подчинён…

Богатырей – трёх человек
Отправил Камень в даль времён.
Им показал грядущий век,
Всеведущ оказался он.

Добрыня
«Городок, что звать Кучково (86),
Стал Москвой? – Мне это ново…
Он на Суздальской земле?
Не в руинах, не в золе?»
 
Камень
Я могу поведать больше,      
Что случилось много позже:    
Тех, кто, для отпора Польше,
Ополчение собрал,
Возвели на пьедестал –
Дань спасителям столицы!
Как решительны их лица!

Вот могучий Князь Пожарский (87),
Облик вовсе не гражданский.
Воин он и воевода –
Видно, княжеского рода…

Минин (88) – он простого званья,               
Предводитель по призванью.               
Он не князь, не воевода,
Но живёт мечтой народа.
Всё, что было, в здравой силе
Отдал матушке-России…
Был – последний, вышел – первый.
Жизнь, как подвиг беспримерный!

А вослед в едином марше
Шли младые и постарше.
Те, кто враждовал годами,
Шли сплочёнными рядами,
Бывший недруг – ныне брат,
Стал сильнее во сто крат.
Мощь рождалась единеньем…
Дрогнул враг пред Ополченьем (89).
А чужак, что было сил,
В Польшу ноги уносил…

Нынче символ побратимства –
День народного единства (90)!

                ***

На гранях быстро замелькали
Столетья, годы… В них бывали
Провалы, годы созиданья…
Вдруг Камень прекратил мельканье
И, удивляя сменой эр,
Назвал страну – СССР!

Бурлит огромная страна!         
Вновь в победителях она,
С земли своей изгнав нацистов,
Чей дух безумен и неистов!..
Апофеоз: Победы флаг
Наш воин поднял на Рейхстаг (91)!..
А было это в век двадцатый,
В Победный год – год 45-тый!



Илья
Как много этот камень знает!
Та грань грохочет, та – пылает,
А с этой льются звуки марша…
Россия – всё сильней, всё краше!
Перенесла увечья, беды
И учредила День Победы (92)!
 
И мирным подвигом горда –   
Её народ – Герой Труда!

Камень
Святое мужество впитали
Всем множеством своих корней…
Не раз народы защищали –               
Примеры братства показали
Потомки всех богатырей.
В пример, десантники из Пскова (93) – 
Геройство (94) на Руси не ново!..
               
Возможно русского солдата
Убить, но только не сломить.
Встают народы: брат за брата!..   
Как эту силу победить?..

               
ВНОВЬ КАМЕНЬ ЗАДЫШАЛ ОГНЁМ

Вновь Камень задышал огнём,               
Все размышления нарушив,
Другая грань проснулась в нём…
Ужасный грохот лезет в уши…

                ***
Очень сильный гром, но не звон мечей,
Непривычен он слуху силачей.         
Непонятный свист, но не шелест стрел –             
Над землёй висит грохот – артобстрел.

На кого глядит молодой солдат?
Силачам знаком этот смелый взгляд!
Целый пласт веков он пронзил насквозь…
Род сынов-отцов – вместе, а не врозь.            

Свято верил он в праведность побед
И не раз он Русь защищал от бед.
Вновь ведёт солдат за Россию бой.
Двадцать первый век, год двадцать второй…

       СЛУЖИТЬ СТРАНЕ

Мы будто бы стоим у Камня
С богатырями наравне
И жадно впитываем знанья,
Что он впитал в себя извне
И сохранил, и нам представил,   
И нас – задуматься заставил.

Где русской силе зародиться?
В глубинах правильных традиций.
Окрепнуть где духовной силе?
В семье, где воинов взрастили:            
В решительной отцовской воле,
Нелёгкой материнской доле,
В любви земной, надежде, вере!..
На все вопросы в полной мере
Ответил Камень всем на диво…

Сердца забились горделиво
Сынов великого народа,
Что не робеет, не свернёт,
В ком богатырская природа,
Чья смелость – силе воевода,
Чья смелость города берёт.
Тот с совестью не разминётся,
Кому земля – в горсти мила!..

Что сердце матери так бьётся?
Она от счастья замерла,
Увидев на пороге сына:
Вернулся на своих ногах
И повзрослел – совсем мужчина!
Вся грудь в медалях, орденах!
Россия помнит о сынах!..    

Добрыня
На протяженье всей истории,
Хоть при князьях, хоть при царях,
Гордилась Родина героями,
Решала всё на поле боя и…               
Вся мощь жила в богатырях!

Алёша
Служить стране, своей Отчизне,
Любить её сильнее жизни,
Жить честно, участь не коря, –      
Долг воина-богатыря!

Илья
Герои сказок и сказаний,
Баллад, напевов в давней были…         
Потомки наши доказали,
Что мы на самом деле были! –         
Извечен богатырский род.
Но главный богатырь – народ!

России силу не пресечь –
Во имя мира поднят меч!

Мать-Родина – что есть родней?
В ней образ наших матерей!..               
И бесконечна эта строчка,
Коль чтят её и сын, и дочка.   

         ЭПИЛОГ
    
Читатель мой! Богатыри   
От Камня знанья обрели
На перекрестии дорог.
Премудра речь, отточен слог…
Но разговор не завершён,
И всякому полезен он.
Примером стал для силачей
Сей «Эрудит», сей книгочей (95).

Несут и знанье, и совет,               
Дают на многое ответ,               
Все строки, что за много лет
Сложились Летописцем (96) в «Повесть…»,
И интерес к ним до сих пор есть…

          ***
«Велика бывает польза
от ученья книжного (97)». –
Тот завет вдвойне используй,
Прав, коль свято чтишь его.
Летописные тома
Недоступны для иных,
Для пытливых – закрома
Знаний, фактов подлинных.
Жизнь – бурлящая река,
А событий – море их.
Летописная строка –
Документ ИСТОРИИ.



                Комментарии 
1. Верстовой камень –  придорожный камень, несущий информацию для путешественника.
2. Илья Муромец – былинный герой, первый богатырь силы и духа. Прототип былинного героя – воин и монах Илия Печерский, причисленный к лику святых, как преподобный Илья Муромец, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. 12 век.
3. Алёша Попович – третий младший богатырь-герой русского былинного эпоса. (Исторический прототип – Александр (Олеша) Попович – знаменитый «храбр», служивший князю Всеволоду Большое Гнездо. 13 век.)
4. Добрыня Никитич – второй по популярности, силе и удали герой народного эпоса. (Прототип – дядя и воевода
князя Владимира Красно Солнышко. 10-11 вв.)
5. Половцы – древняя народность тюрского происхождения, кочевавшая на юго-востоке Европы в 11-13 веках.
6. Печенеги – тюрские и сарматские кочевые племена.
7. Варяжский князь Рюрик (862 – 879гг.) – призван на княжение вместе с братьями Синеусом и Трувором. (Варяги – выходцы из Скандинавии. В 9-11 веках их воины были дружинниками у русских князей и занимались торговлей.) Первый правитель Северо-Западной Руси, князь Новгородский. Являлся родоначальником династии Рюриковичей.
8. Новгород – столица Древней Руси с начала 9 века. (Город-предшественник – Старая Ладога. Основан в 8 веке. До 864г. был местом княжения Рюрика и первой столицей древней Руси. Позднее – пограничная крепость.)
9. Весь – древнейший народ, обитавший на северных землях от Ладожского до Белого озера.
10. Меря – племя, относившееся к финно-угорской группе, жившее в междуречье Волги и Оки.
11. Кривичи – племена, жившие на Псковской, Полоцкой и нынешней Белорусской землях.
12. Чудь – древнерусское название эстов и других угро-финских племён, живших во владениях Великого Новгорода.
13. Князь Олег (879-912гг.) – преемник Рюрика, воспитатель его сына Игоря. За мудрость и смекалку Олега прозвали Вещим. (Стремился к слиянию Северного и Южного союзов под начало Киева: «Это будет мать городам русским».) 882г. – начало истории Киевской Руси, и с этим, истории Российского государства.
14. Русь Киевская (882 –1240гг.) – Древнерусское государство, возникшее в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, именуемых Новгородским и Киевским. Распалась из-за раздробленности княжеств.
15. Михаил 111 – византийский император. В 943г. заключил мир с русским князем Игорем.
16. Языческая вера – религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство.
17. Игорь (912-945гг.) – Князь Новгородский и Киевский.
18. Ольга (949-969гг.) – Княгиня Киевская, жена кн. Игоря. Православие приняла первой – в 955г.
19. Град Коростень – город древлян – славянских племён, живших в лесах.
20. Дружина – приближённые князя, княжеское войско.
21. Владимир Святославич Красное Солнышко (980-1015гг.) – Великий князь Киевский.  При нём в 988г. на Руси было принято Христианство. 28 июля – День крещения Руси.
22. Русское море – древнее название Чёрного моря.
23. Православие – единственное исповедание христианской веры, хранящее учение Христа и Апостолов неизменно в том виде, в котором оно изложено в Священном Писании, Священном Предании и древнем Символе веры Вселенской Церкви.
24. Стремя – железная дужка с ушком, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.
25. Шелом – металлический шлем, воинский головной убор.
26. Корсунь – древнерусское название Херсонеса (п/о Крым).
 27. Кирилл (827-869гг.) и Мефодий (820-885гг.) – братья, славянские первоучители и апостолы веры. Создали славянскую азбуку (кириллицу) и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.
28. Аз и Буки – старинное название букв «а» и «б» славянской Азбуки. 24 мая – Праздник славянской культуры и письменности.
29. Отроки – младшие дружинники князя, будущие воины.
30. Утренний круг – утренние тренировочные бои дружины.
31. Сулица – короткое (1,5-2м) копьё для ближнего боя и метания.
32. Буздыган – булава с железными шипами.
33. Чекан – боевой топорик с набалдашником в виде молотка.
34. Секач – обоюдоострый большой нож вроде кинжала с зазубринами.
35. Удел – область, управляемая князем.
36. Великий князь – титул правителя, стоящий по рангу ниже царя, но выше князя.
Правил всеми русскими князьями.
37. Ярослав Владимирович Мудрый (1019-1054гг.) – Великий князь Киевский, автор первого свода законов и гражданского Устава «Русская правда».
38. Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125гг.) – Великий князь Киевский. (Изгнание половцев от границ. Поход в Грецию. Получение в дар символов царской власти – головного убора, скипетра, цепи и бармы, ставшими непременными атрибутами венчания русских царей.)               
39. Волость – местность, область, подчинённая власти князя.
40. Усобица – несогласие, раздор между князьями.
41. Боголюбский Андрей Юрьевич (1169-1174гг.) – Князь Владимирский. (Падение Киева. Перенос столицы Руси во Владимир. Начало Владимиро-Суздальской Руси. Зарождение единовластия. Русь сформировалась как будущее ядро современного Российского государства.)
42. Первое нашествие на Русь монголо-татар, войск Чингисхана. 1223г.– битва на р. Калке, закончившаяся поражением русских князей.
43. Дань – налог, взимаемый победителем с побеждённого народа.
44. Гать – невидимая тропа в болоте под слоем воды, устланная дубовыми досками и ветками.
45. Батый – татарский хан, внук Чингисхана. 1237г. – начало второго нашествия – падение г. Владимира
и ещё 14 городов.
46. Александр Ярославич Невский (1252-1263гг.) – князь Новгородский, Дмитровский, Переяславский. Великий князь Киевский, Владимирский. (Проявил мудрость воина и стратега в решении государственных вопросов. 1240г. – победа над шведами в устье р. Невы. 1242г. – победа над рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере – Ледовое побоище.)
18 апреля – День воинской славы России.
47. Тевтонцы – древнегерманское племя, названием которого позднее обозначались германцы. Тевтонский орден – духовно-рыцарский орден, основанный в конце 12 века (католики). Ливонский орден – отделение Тевтонского. Крестоносцы – европейские рыцари, участники крестовых походов против православных русских княжеств.
48. С 12 по15 века Псков отразил более 26 нападений немецких рыцарей и литовских дружин. И лишь один раз, из-за предательства одного из бояр, был захвачен врагом.
49.Золотая Орда – средневековое государство монголо-татар в Евразии в 13-16 вв. Попав в зависимость, русские князья платили дань и получали ярлыки на княжение.
50. Собор Святой Софии – главный православный храм Великого Новгорода. Возведён в 1045-1046гг. при Ярославе Мудром.
51. Вече – собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания (вечевая площадь, вечевой колокол).
52. Довмонт – Псковский князь, происходивший из князей Великого княжества Литовского. В крещении – Тимофей. Правил в Пскове с 1266г. по 1299г. Талантливый полководец. Причислен к лику святых.
53. Кром – древний Псковский детинец – внутренняя городская крепость.
54. Захаб – вторые ворота и пространство внутри крепости – ловушка для врага.
55. Вымышленник – изобретатель, инженер, известный своими вымыслами, придумками.
56. Порок – метательная машина.
57. Адский огонь –«греческий огонь» – горючая смесь нефти и смолы, не гаснущая даже в воде.
58. Поле Куликово – равнинное место в междуречье Оки и Дона. Существуют две версии его наименования: 1-- о битание куликов, 2 – поле, которое кулижили (выжигали) под посевы. Первоначально –  Кулижево поле.
59. Пересвет – инок Троице-Сергиева монастыря, участник Куликовской битвы.
60. Челубей – татарский богатырь. Погиб на поле Куликовом в поединке с Пересветом.
61. Святой преподобный Сергий Радонежский (1320-1392гг.) – игумен, чудотворец, заступник земли Русской. Основал Троице-Сергиев монастырь. Благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву, предсказав победу.
62. Дмитрий Иванович Донской (1363-1389гг.) – Великий князь Владимирский и Московский. С 1359г. возглавил борьбу против татар. В 1378г. разгромил их на р. Воже, а в 1380г. разбил полчища Мамая на Куликовом поле.
В связи с чем: 21 сентября – День воинской славы России.
63. Москва стала признанной столицей Руси с1389г. в результате того, что московские князья возглавили процесс объединения раздробленных русских земель в единое государство.
64. Митрополит – архиерей очень крупной церковной области. (Первый митрополит Киевский Михаил пришёл в 988г. из Царьграда (Константинополя) вместе с принявшим Христианство князем Владимиром. В 1308г. митрополит Пётр перенёс свою резиденцию в Москву, сделав её церковным центром Руси).
65. БПЛА – беспилотный летательный аппарат.
66. Судебник – общерусский свод законов 1497 года. Он также устанавливал единый срок ухода крестьян
от помещика – неделя до и неделя после Юрьева дня – (26 ноября) – начало развития крепостного права.
67. Орёл на гербе – при Иване Третьем Гербом Руси становится двуглавый византийский орёл.
68. Иван Третий Васильевич (1462-1505гг.) – Великий князь Московский. (Времена его правления отмечены многими знаменательными событиями и славными делами: завершением «собирания Руси», учреждением  почты, запретом на пьянство, усилением вооружения войск и подготовки воинов и др. Важнейшим итогом правления было свержение татаро-монгольского ига.)
69. Выход – дань.
70. Стояние на Угре – В 1480г. войска Ахмат-хана и Ивана Третьего сошлись на реке Угре, притоке Оки. Начались позиционные бои, но генеральной битвы не произошло. Не дождавшись поддержки литовцев, ордынцы ушли в степи безвозвратно. Был признан суверенитет Руси. Татаро-монгольское иго было свергнуто.
71. Кремль – наиболее укреплённая часть в старых русских городах. С 14 века заменил название «Детинец».
72.Георгий Победоносец (3-4 вв.) – святой великомученик, принявший смерть за веру Христову. Вошёл в историю церкви как Победоносец. На гербе Москвы изображён в образе всадника, побеждающего змея. Покровитель русского воинства.
73. Камень – так называли Уральские горы.
74. Успенский собор – возведён в 1326г. в Москве при княжении Ивана Даниловича Калиты (1325- 1340), Великого князя Владимирского и Московского.
75. Иван Четвёртый Васильевич Грозный (1533-1584гг.) – Великий князь Московский и всея Руси,
с 1547г. – первый венчанный царь всея Руси (Создана из дворян Избранная рада, проведены реформы по управлению государством, военным преобразованиям, земельному законодательству, принят новый Судебник. Присоединились новые земли. Опричнина. Расправа с новгородцами. Позорный мир с Речью Посполитой. Русь стала называться Российским царством – Росией. Написание Россия закрепилось при Петре 1.)
76. Патриархия – область, управляемая высшим духовным лицом, главой православной церкви страны. Первый Патриарх Московский и всея Руси – Иов (1588-1607гг.)
77. Москва – «Третий Рим» – высказывание старца псковского Елиазариева монастыря Филофея, доказывавшего, что «Старый Рим» утратил святость с победой там католицизма. Ему на смену пришёл «Новый Рим» –Константинополь, который был наказан за грехи и пал под натиском ислама. «Третьим Римом», перенявшим православную святость стала Москва: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртого не бывать». Впоследствии эта идея легла в основу доктрины имперской России.
78. Фёдор Иванович Блаженный (1584-1598гг.) – царь Российский, сын Ивана Грозного.
79. Годунов Борис Фёдорович (1598-1605гг.) –  брат супруги царя Фёдора Ивановича, входил в состав Думы, избран Великим собором, в котором кроме Думы присутствовало 500 выборщиков из разных областей России. Венчан на царствование.
80. Юрьев день, в который крестьяне имели право перейти к другому помещику, был отменён в 1598г. Поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
81. В 1591г. произошло убийство сосланного в Углич малолетнего царевича Дмитрия.
82.  Боярская дума – была составлена Иваном Грозным в помощь его наследнику, царю Фёдору Ивановичу Блаженному.
83. Самозванцы: Лжедмитрий 1-й (Григорий Отрепьев), сын галицкого боярина, назвав себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного. Поддержанный поляками, а также 12 тыс. малороссийских казаков и др. силами народного движения, захватил власть и царствовал в1605-1606гг. Трагически погиб в результате заговора бояр.
Лжедмитрий 2-й, «Тушинский вор». Объявил себя царевичем Дмитрием во время правления Василия Шуйского. Собрал вокруг себя мятежников, опираясь на поддержку поляков, пытался захватить власть. В 1610г. был убит.
84. Патриарх Гермоген – призывал россиян к объединению в борьбе против поляков.
85. Михаил Фёдорович Романов (1613-1645гг.) – русский царь, избранный Большим Земским собором 21 февр. 1613г. (сын митрополита Филарета, племянника И. Грозного).
86. Кучково – так Москва именовалась в летописях, по фамилии боярина Кучки, которому принадлежали те земли. 
87. Дмитрий Пожарский – руководитель и полководец, возглавивший Второе народное Ополчение в 1612г.
88. Кузьма Минин – нижегородский купец и земский староста, организатор и душа Второго Ополчения. Возглавил сбор добровольных пожертвований и все хозяйственные вопросы.
89. Второе народное Ополчение начало формироваться в Нижнем Новгороде из горожан и крестьян центральных и северных районов Русского царства. В 1612г. в день Казанской иконы Божьей Матери воины Ополчения под предводительством Д. Пожарского и К. Минина взяли Китай-город, освободили Москву от польских интервентов.
90. День народного единства – государственный праздник, отмечаемый с 2005г. 4 ноября. – День воинской славы России. (В1612г. народ России продемонстрировал образец сплочённости, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.)
91. Рейхстаг – историческое здание в Берлине, где в 1894-1933гг. заседал государственный парламент Германской империи. В 1945г. в СССР это здание было объявлено главным символом гитлеровской Германии.
92. 9 мая – День Победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг. День воинской славы России.
93. Десантники – герои 9-ой парашютно-десантной роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, участники оборонительного боя за господствующую высоту у г. Хост в зоне афгано-пакистанской границы 7-8 января 1988г.
94. 9 декабря – День Героев Отечества. Празднуется с 2007г. в день учреждения в 1769г. Ордена Святого Георгия – Победоносца императрицей Екатериной Второй.
95. Книгочей – человек, увлекающийся чтением.
96. Нестор Летописец (1056 – 1114гг.) – монах Киево-Печерского монастыря. Считается одним из авторов «Повести временных лет», имеющей фундаментальное значение для славянской истории и культуры.
97. «Велика бывает польза от ученья книжного…» – строка из летописи.

               


Рецензии