Пустые бутылки

  Культмассовое мероприятие организовал профсоюзный комитет завода "Тяжмаш", и называется оно —  поездка на родину Сергея Есенина в село Константиново.

  Ехали на автобусе всю ночь, кто полусидя, кто полулёжа. В автобусе пили чай, а кто - кофе из термосов, ели бутерброды с колбасой и приехали.
   Выходим полусонные, уставшие, умыться негде. Сразу пошли в дом-музей Есениных.
  Маленький деревенский домик. Показали нам уголок, где спал будущий поэт. Я тоже спала в таком же закутке у тёти Лены в доме. В его большой комнате была сделана перегородка из досок. Она даже не доходила до потолка, что-то вроде ширмы и там стояла кровать и я, когда приходила к тётке, спала там, как  Есенин.
   Видимо, эти закутки способствовали становлению поэтического мышления, как у Есенина, так и у меня.
  Конечно, мне далеко до Есенина, но и ему до меня далеко, я же в его будущем сейчас нахожусь, до которого он не дожил.
  Потом мы фотографировались и собрались в обратный путь. Чуть не написала в последний путь.
   Тут кому-то пришла в голову мысль, что рядом, совсем недалеко, находится Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово.
Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово считается одним из самых древних обителей Рязанской земли.

    Тут же все воодушевились и стали умалять водителя автобуса свернуть туда.
- Не упускать же такой шанс побывать там. "Поэзия и духовность взаимосвязаны между собой!" — почти одновременно сказали туристы, вдруг ощутив себя паломниками.
- Хорошо, - согласился водитель автобуса — но недолго, чтобы опять в ночь не попасть.
- Да, да!


    Подъехали к монастырю. Красота необыкновенная, но любоваться нет времени.
   Мы входим в ворота и, откуда не возьмись, появляется гид, женщина, которая с большим энтузиазмом начинает рассказывает об истории монастыря:
- -  Его основание относится к концу XII века. Есть лишь древние предания о греках, основавших обитель. Греческие иноки, и принесли с собой икону Иоанна Богослова, именем которой и был назван монастырь.
   По той же легенде поначалу монастырь был подземным. Пещеры существуют и поныне но за краткое посещение монастыря мы так и не смогли понять где же они находятся.

Тем временем женщина продолжала:
-    В средние века монастырь несколько раз подвергался разграблениям от татарских кочевников и лишь Батый, разоривший Рязань, не тронул монастырь.

   Все посмотрели в сторону Руслана Айнулина и Лидии Фатхулиной, то есть на меня: «Мол, что они, татары, делают в православном монастыре?»
  Во-первых, это экскурсия, а не богослужение, а во-вторых, я не татарка, а финка, родилась в Сибири и живу в России. Татарин мой муж Фатхулин Шамиль. Но в Советском Союзе не было религий и Шамиль не придерживается строгих мусульманских канонов, а я тем более.
  Руслан ещё молодой и любопытный: «Так что, - думаю я  - вы зря осуждающе смотрите на нас».
    Водитель не оставил автобус и сидел за рулём, нервно посматривая на часы. Ему, понятное дело, не до красот монастыря. Ему ещё долго везти людей в город Сызрань.
    А мы ходим по территории, не можем оторвать взгляд от  часовни Иверской Иконы Бжоией Матери и слушаем экскурсовода:
 
   - - После революции 1917 года монастырь сначала разграбляется новой властью, а затем, в 1931 году и вовсе закрывается.
31 мая 1931 года вся братия монастыря была арестована и отправлена в ссылку.
  В монастырских зданиях за время советской власти размещалась и колония для малолетних и училище механизации и УВД.
   В 1988 году монастырь передали Церкви Под настоятельством Архимандрита Авеля началось восстановление Иоанно-Богословского монастыря. А сейчас, обратите внимание на звонницы.
  Все поднимают головы к небесам, потому что это высокие башни.
- - Главным голосом любого монастыря всегда является звонница или колокольня. В Свято-Иоанно-Богословском монастыре их целых две - старая шатровая колокольня и новая колокольня из красного кирпича.
    Но центральным собором монастыря является Иоанно-Богословкий собор
Время постройки данного собора - конец XVII века.

   Войдя в святая святых, в собор Иоанна-Богослова, я потеряла дар речи. Меня охватил полный восторг. Я онемела и остолбенела , едва сделав несколько шагов.
  Такой красоты я ещё не видела нигде. Конечно, в городе Сызрань есть Собор Казанской иконы Божией Матери. Он тоже красивый внутри и снаружи, но тут меня поразил свет и цвет обстановки.
  Стою, как заворожённая, лишь глазами вожу вокруг себя.
Вдруг, слышу слова:
- Что встала? Уйди с дороги!
Это Галина Елисеева быстрым шагом врывается в зал. Оттолкнув меня, она направляется к Церковной лавке  в западной части храма,  высокий прилавок около входа.
  Но я даже не сдвинулась с места, только покачнулась. От колонн бело-голубого цвета под «Гжель» исходил свет. Свет был почти осязаем. Я чувствовала его не только душой, глазами, но и всем телом, каждой клеточкой на генетическом уровне.
  Вокруг меня все суетились. За свечками образовалась очередь.
  Елисеева накупила целый букет свечек и стала бегать от иконы к иконе, ставить и зажигать свечи. Я мало понимала, что она делает и почему вокруг меня такая беготня. И тут другая моя подружка говорит:
- Надо всем святым свечи поставить, за здравие, за упокой, за детей, ведь это очень важно поставить свечи в таком значимом месте.
- Поняла! - отвечаю я, но продолжаю стоять на месте.
«Кто я, что я — возникают вопросы в моей голове — я — никто, я молекула в этом мире»
  Высокий свод надо мной, святящиеся колонны вокруг, иконы,стоящих во весь рост святых, окружают меня, и я не чувствую себя  материально. Я превратилась в дух, готовый воспарить над полом, над суетой.
  Суетливая толпа выносит меня из Собора также быстро, как и внесла.
  На улице, глотнув свежего воздуха, прихожу в себя, понимаю где я и кто я, надо скорее идти к автобусу на своё место.
И тут — новое испытание. Валентина Ивановна произносит роковую фразу:
- - Нельзя съездить в Иоанно-Богословский монастырь и не посетить исцеляющий источник, находящийся при нём. Тем более что путь до источника лежит по красивейшим местам. Территория у источника благоустраивается, но и сейчас там очень хорошо.
- Да, да, конечно, давайте заедем на источник — подхватывают её слова остальные любители Есенинской поэзии, уже забывшие цель своей экскурсии.
- Надо набрать воды из источника и привести её домой.
- У меня посуды нет. В термосе чай.
- Вылей чай.
Такие слова посыпались, как из рога изобилия.
- Надо купить простой воды, вылить её и туда набрать воды из источника.
- Точно! Молодец.
- Я видела возле автостоянки киоск.
- Бежим!
- А если водитель не будет нас ждать?
- Уговорим!
Женщины и мужчины, буквально, помчались осаждать киоск с водой в пластиковых бутылках.
   Галина, как ответственный профсоюзный работник, организовавший эту поездку на родину Сергея Есенина в село Константиново, уже стоит возле шофёра и рьяно уговаривает его подождать пока люди спустятся к роднику.
- Нет, - отвечает он — я подвезу вас. Так быстрее будет.
- Хорошо — соглашается Галина и бежит к киоску, чтобы тоже купить пятилитровку с водой и вылить воду из неё.
Наконец, автобус заполняется людьми. У каждого в руках по несколько бутылок с газированной и не газированной прозрачной жидкостью, но никаких денег не жалко ради воды из святого источника.
  Едва отъехав от Собора Иоанна Богослова, автобус останавливается и пассажиры выбегают из солона, чтобы вылить содержимое пластиковых бутылок и термосов.
  Я не стала выливать чай из термоса, потому что знаю, что ехать ещё далеко и захочется перекусить бутербродом с горячим чаем.
  И бутылку я не стала покупать, каким-то внутренним чутьём понимая, что это пустая затея. Солнце уже клонится к закату, темнеет.

  Смотрю на них и рассуждаю:
- Неужели, они  искренне думают, что Бог  простит им грехи только за то, что они будут пить святую воду?  Почему я не участвую в этой бутылочной вакханалии? Почему я не хочу очиститься от своих грехов?  Наверное, потому, что мне не нравится сам процесс покупки чистой воды и выливание её, потому что со стороны это выглядит, как коллективное помешательство.
Тем не менее, вся вода из бутылок была вылита. Счастливые люди вошли в автобус и он тронулся.
  Пока плутали в зарослях кустов и деревьев, поняли, что заблудились и отъехали далеко от источника, повернув не в ту сторону.
- Возвращаться не буду! - твёрдо заключил водитель и вышел на широкую трассу. - я тут никогда не был, потерял дорогу. Темно уже, пешком вы и вовсе заблудитесь.

Пассажиры сами устали и соглашаются, не смотря на то, что к источнику они  не попали, а воду из бутылок и из термосов всю вылили, даже попить в пути будет нечего.

  Автобус идёт спокойно и уверенно в сторону родного города, всё дальше удаляясь от села Константиново, села Пощупово с Собором Иоанна-Богослова и от святого источника.
Весь салон набит пустыми пластиковыми бутылками.


Рецензии
Спасибо Вам за очень интересный рассказ!

Наташа Корецкая   16.06.2024 11:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа, что читаете! Удачи вам!

Лидия Невская Сызрань   16.06.2024 12:58   Заявить о нарушении