Гиппиус с цитатами и комментариями

Изо: мчусь на рейс



Гиппиус

"Живые лица":
Эту даму я всегда считал не иначе как ядовитой змеёй - но вынужден признать, что пишет она достаточно содержательно и даже благонамеренно - в частности, против большевиков... Правда, по-женски пишет и силы нет...

"Роман" - рассказ, очень женский, силы никакой, но бабам читать можно...

"Часы стоят" - надеялся, что вот, сейчас в стихах она провалится - но опять-таки нет! Содержательный, интересный стих, даже не так заметна женская слабость.

"Пыль" - да, она толковая... А что про мрак пишет - так как пророк, хорошо чувствовала атмосферу...

---

Проза у неё точно  слабая, сразу  на выброс... Многословие всех женщин губит (по-моему, не существует ни одной стоящей писательницы прозы?! На всем свете, за все времена!)

"Если гаснет свет – я ничего не вижу.
Если человек зверь – я его ненавижу.
Если человек хуже зверя – я его убиваю.
Если кончена моя Россия – я умираю." - бредит, но её горе понятно

"Все кругом
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе." - концептуальный стих, с идеей и хорошо исполненный, браво.

"Если бы ваш способ добывания денег был вам приятен, доставлял вам удовольствие – вы были бы вполне правы. Если бы даже он вам был безразличен – ну, куда ни шло, ничего. Но так как вы вечно дергаетесь, мучаетесь, нервничаете, глядите совсем в другую сторону – то, ей-Богу, глупо так над собой насильничать. До того навинтились, что уж о самопрезрении заговорили. А себя крепко любить надо. Поняли?" - как сильная баба , поучает какого-то мужичонку... Я думаю, в любой работе есть сразу всё, все три составляющие - но соотношение, конечно, разное, и тут можно спорить и прочее. Не уважала она данного мужичка и я бы на его месте не стал бы с ней общаться...

"Но меня как-то вся моя жизнь мучит. И, право, не с кем слова сказать." - вот сама всё и меняй, раз такая сильная... Но вообще понять  и посочувствовать можно

Дама была такая активная, прожила так долго, что всю её не охватить. К примеру, она бывала и сионисткой, и антисемиткой (последнее - в связи с большевичками). И даже ее семейную жизнь не разобрать - вроде бы её Мережковский был геем и  жил с Философовым, а она крутили романы (с евреями, кстати). Но любила именно мужа!  Постоянно лезла в политику, философии, религии - под его влиянием вроде бы, а вроде бы и сама креативила ещё больше... - прекраснодушные  идеи... Очень умная и талантливая - но всё-таки всего лишь баба...

„Беспощадна моя дорога,
Она меня к смерти ведёт.
Но люблю я себя, как Бога, —
Любовь мою душу спасёт.“ -  беспощадная дорога публицистики и любовь с верой в бога.... В себе надо чувствовать бога, обязательно! (А в то время эта фраза вызвала большой скандал - да и сейчас её никто не поймет)

„Боль оскорбления, чем глубже, тем отвратительнее, она похожа на тошноту, которая должна быть в аду.“ - возмущаться она умела, я уже заметил. Боевая тетка

"Петербург

Твой остов прям, твой облик жёсток,
Шершавопыльный – сер гранит,
И каждый зыбкий перекресток
Тупым предательством дрожит.
Твое холодное кипенье
Страшней бездвижности пустынь.
Твое дыханье – смерть и тленье,
А воды – горькая полынь.
Как уголь, дни, – а ночи белы,
Из скверов тянет трупной мглой.
И свод небесный, остеклелый
Пронзен заречною иглой.
Бывает: водный ход обратен,
Вздыбясь, идет река назад…
Река не смоет рыжих пятен
С береговых своих громад,
Те пятна, ржавые, вскипели,
Их ни забыть, – ни затоптать…
Горит, горит на темном теле
Неугасимая печать!
Как прежде, вьется змей твой медный,
Над змеем стынет медный конь…
И не сожрет тебя победный
Всеочищающий огонь, –
Нет! Ты утонешь в тине черной,
Проклятый город, Божий враг,
И червь болотный, червь упорный
Изъест твой каменный костяк.
1909" - нет, это всё никуда не годится. Уверяла, что не декадентка, но на самом деле это самый типичный "серебряный век", реализм тут очень плохой и слабенький, зато нелепого пафоса выше крыши... "Неугасимая печать" и "всёочищающий огонь"...(С другой стороны, любую неприязнь к городам я одобряю!)

"Петухи
П. С. С.
Ты пойми, – мы ни там, ни тут.
Дело наше такое, – бездомное.
Петухи поют, поют…
Но лицо небес еще темное.
На деревья гляди, – на верхи.
Не колеблет их близость рассветная…
Всё поют, поют петухи, –
Но земля молчит, неответная…
1906" - больше понравилось, понял, о чем речь и сравнения хорошие...


"Брачное кольцо
Над темностью лампады незажженной
Я увидал сияющий отсвет.
Последним обнаженьем обнаженной
Моей душе – пределов больше нет.
Желанья были мне всего дороже…
Но их, себя, святую боль мою,
Молитвы, упованья, – всё, о Боже,
В Твою Любовь с любовью отдаю.
И этот час бездонного смиренья
Крылатым пламенем облек меня.
Я властен властью – Твоего веленья,
Одет покровом – Твоего огня.
Я к близкому протягиваю руки,
Тебе, Живому, я смотрю в Лицо,
И, в светлости преображенной муки,
Мне легок крест, как брачное кольцо.
1905" - опять не нравится! Опять возобладал умозрительный пафос. Всё мертво, искусственно, но на котурнах пафоса. Муженёк, наверное, так плохо влиял... "Бездонное смирение" и "преображенная мука"...
В общем, я понял: там, где она прорывалась к себе, к жизни, к реальности, сразу становилось хорошо, но с таким муженьком и окружением она вечно была в теориях и концепциях -  и всё это мертвое и безумное дерьмо натягивала на себя  как примерная жена, с одной стороны и ответственная руководительница, с другой... Хотела как лучше, но получалось как всегда...


"К ней
О, почему Тебя любить
Мне суждено неодолимо?
Ты снишься мне иль, может быть,
Проходишь где-то близко, мимо,
И шаг Твой дымный я ловлю,
Слежу глухие приближенья…
Я холод риз Твоих люблю,
Но трепещу прикосновенья.
Теряет бледные листы
Мой сад, Тобой завороженный…
В моем саду проходишь Ты,
И я тоскую, как влюбленный.
Яви же грозное лицо!
Пусть разорвется дым покрова!
Хочу, боюсь – и жду я зова…
Войди ко мне. Сомкни кольцо.
1905" - и даже о любви можно писать надуманно, искусственно, абстрактно. "Шаг твой дымный", блин. Прямо хочется составить коллекцию нелепостей! (Не потяну - она оказалась  бы безмерна, много раз весь земной шар собой покрыла) . Как чума людишками завладевают местные мороки, поветрия, моды... - вдруг пафос тогда на всех напал...
Хотя и обычную бабу, обычную бабскую программу тут прекрасно видно: войди, явись, трепещу прикосновенья, сомкни кольцо и так далее... (Тоже, конечно, читать неинтересно, скучно, неудобно и противно - примерно, как разглядывать нелепое бабское нижнее белье...)

"Узел
Сожму я в узел нить
;;Меж сердцем и сознаньем.
Хочу разъединить
;;Себя с моим страданьем.
И будет кровь не течь –
;;Ползти, сквозь узел, глухо.
И будет сердца речь
;;Невнятною для духа.
Пусть, теплое, стучит
;;И бьется, спотыкаясь.
Свободный дух молчит,
;;Молчит, не откликаясь.
Храню его полет
;;От всех путей страданья.
Он дан мне – для высот
;;И счастья созерцанья.
Узлом себя делю,
;;Преградой размыкаю.
И если полюблю –
;;Про это не узнаю.
Покой и тишь во мне.
;;Я волей круг мой сузил.
. . . . . . . . . .
Но плачу я во сне,
;;Когда слабеет узел…
1905" - хороший стих; правдиво о важном - о том же самом: ради головы, душила душу и  настоящей становилась редко...

"Земле
В рассветный вечер окно открою
Навстречу росам и ветру мглистому.
Мое Страданье, вдвоем с тобою
Молиться будем рассвету чистому.
Я знаю: сила и созиданье
В последней тайне, – в ее раскрытии.
Теперь мы двое, мое Страданье,
Но будем Два мы, – в одном совитии.
И с новым ликом, без рабства счастью,
В лучах страданья, в тени влюбленности,
К рассветным росам пойдем со властью,
Разбудим росы от смертной сонности.
Сойдем туманом, веселым дымом,
Прольемся в небе зарею алою,
Зажжем желаньем неутолимым
Больную землю, сестру усталую…
Нет, не к сестре мы – к Земле-Невесте
Пойдем с дарами всесильной ясности.
И если нужно – сгорим с ней вместе,
Сгорим мы трое в огне всестрастности.
1905" - опять амбициозная химера... Только окно успела открыть в реальности, а дальше уже улетела... Не давали ей покоя амбициозные химеры...

Ладно, вроде бы понятна её основная коллизия.


Рецензии