Цветовой спектр Серебряного века

Творенья Пушкина и Лермонтова строки
Влились в век Золотой поэзии России.
Век девятнадцатый – в картины катастрофы, 
Грядущих перемен, мятущейся стихии…

В тот век* Серебряный  (длиной в тридцатилетье!)
Писали Мережковский, Сологуб и Брюсов –
Поэты-символисты рубежа столетий,
Законодатели всех новомодных вкусов.

А Белый, Блок, ИвАнов, Соловьёв и Эллис
Идеалистами ворвались авантюрно. 
В цветах Жар-птицы вместе с птицей Феникс
Взялись из пепла возрождать литературу.

Чем дальше в лес, тем тяжелее бремя рока.
Убийственно дышать духами и туманом.
И появился чёрный в цветоспектре Блока:
Винтовок ремни, небо, вечер, ночь капканом… 

Двенадцать… Шёл отряд на стыке дня и ночи – 
«Огни, огни, огни» и звёзды над кострами…
И в Красной гвардии служить есть тьма охочих,
Чтоб мировой пожар раздуть…  Земля – на грани!

В финале белый цвет для очищенья нужен:
Он в «белом венчике из роз» Исуса виден. 
И среди ночи «снежной россыпью жемчужной»
Ведёт Христос с собой заблудших как спаситель. 

Три цвета у поэмы: чёрный, красный, белый, –
То отражения: вчера, сегодня, завтра.
«Двенадцать» как прогноз для века – слишком смелый,
Клокочущий огнём, тревогой и азартом.

Добавили к оттенкам цветового спектра
Имажинисты, акмеисты – цветотени,   
Всплеск футуризма, боль «крестьянского» поэта –
Владимир Маяковский и Сергей Есенин

* — когда обычно говорят о веке, то проводится параллель
длиною в столетие. Тем не менее, границы «серебряного века»
принято определять всего лишь тридцатилетием: 1890–1921 гг. 
Связывают это с гибелью Блока (7 августа) и Гумилёва (26 августа) в 1921 г.


15.06.2024


Рецензии