Галина Уланова. Больше, чем Судьба

"Бабушка  Джульетта" - лондонская пресса анонсировала гастроли Большого театра в Лондоне, зубоскаля над  выступлением примы -УЛАНОВОЙ (в свои  46 лет).

... «Идет спектакль, танцуем, безумный страх. И вот — конец, и тишина... Значит — провалились. И вдруг, внезапно, как лавина, обрушились аплодисменты! Дали занавес, весь зал стоит — ОВАЦИЯ!.. Кто-то посчитал, что длилась полчаса — не знаю, я была как в шоке», - из  мемуаров Галины  Сергеевны.(В почтенном возрасте  перевоплощалась на сцене в девочку, оставаясь легкой и юной).

НЕИСТВОвствовали чопорные пэры в зале, пуская слёзы, полчаса аплодируя СТОЯ, поЧУВСТВОвав своё, соКРОВенное в том танце русских!

Триумф "Ромео и Джульетты" Прокофьева в постановке Леонида Лавровского с Галиной Улановой в роли Джульетты ВНОВЬ вывел Большой балет на ведущие позиции в мире( после  Дягилевских "каникул").


...Незадолго до начала работы над образом Джульетты, Галина Сергеевна перенесла  тяжелую болезнь. На врача, который СПАС ее от смерти,  смотрела, как на Бога, испытывая чувство безграничного обожания, беззаветной преданности(те же чувства позже испытает ее Джульетта к своему Ромео).

...Волшебно-врачебное таинство! Оно по силе сродни высокому искусству во всех его проявлениях.
Не об этом ли писала в своем дневнике (опубликованном после смерти)  великая балерина?
Анализируя рождение образа Джульетты, она вспоминает тот  июньский солнечный день с раскрытым окном, цветущим садом и свой стремительный "полет" на прием... к ВРАЧУ!


"Буквы, знаки, мыслестоки,
Заключённые в слова -
Вести на хвосте сороки,
Сарафанная молва"…


ЕЁ постоянный партнер на сцене МАРИИНКИ (Кировского театра) Константин СЕРГЕЕВ всецело разделял состояние партнёрши - соавтора.
Великолепен был тот дуэт с вершиной их совместного творчества в «Ромео и Джульетте» — став и его финалом.
(Великая Отечественная война, пути ИХ разойдутся, НО, каждый оставит теплые ВОСПОМИНАНИЯ о партнере. Константин Михайлович  больше НЕ танцевал Ромео с другой балериной). По мнению коллег, знавших их обоих, между Улановой и Сергеевым было настоящее глубокое чувство( хотя танцовщик  называл Галину Сергеевну на ВЫ).
 Ударом  и для НЕЁ стало поВЫШЕние - приГЛАШЕНИЕ, перевод в столицу по просьбе ГЛАВКОМА – балерину разлучили одномоментно: с любимым городом;
любимым театром;
любимым человеком.


"Вместе нас свела фатальность,
Сил космических борьба.
Это меньше, чем случайность –
Это больше, чем судьба.

В отдаленье – грусть и скука,
А вблизи – сон наяву.
Это меньше, чем разлука –
Это больше «рандеву».

Дум заветных откровенье,
Мыслей сладостных обман.
Это меньше, чем томленье –
Это больше, чем роман.

Глаз взаимопониманье,
Уст взаимоколдовство.
Это меньше, чем слиянье –
Это больше, чем родство".


      Покинув сцену, Галина Сергеевна осталась в театре.
Больше тридцати лет работала  педагогом, отДАВАЯ знания, любовь и ДУШУ своим юным коллегам.
      «Дачи, автомобиля у меня никогда не было, зато есть УЧЕНИКИ, некоторые сами вполне заслужили  звонкие титулы», – говорила "Обыкновенная  Богиня"(Один только Николай Цискаридзе чего  стоит)!

Коллега, Рудольф Нуреев  вспоминал: «Только она, первая балерина мира, оказалась способна неуклонно идти своей дорогой, всегда непритязательная, скромно одетая, целиком поглощенная танцем и совершенно невосприимчивая ко всяким театральным интригам. Ее внутренняя сила, ее человеческие качества – вот причина того, почему она остается чистой, не развращенной бытом театра».
 
Партнер по многочисленным танцевальным партиям Юрий Жданов подчёркивал: «Поведение Улановой в театре тоже имело особенности, сильно повлиявшие на меня. Она НЕ ходила ни на какие собрания. Все ее время в театре и дома было отдано творчеству, проникновению в мир своих героинь. Я, тогда молодой, с интересом вглядывался в повседневную творческую жизнь великого мастера, многому учился и “мотал на ус”. То, что я постоянно работал с Улановой, в значительной мере уберегло меня и от растраты личности, когда невольно реагируешь на интриги, болезненные уколы и подковырки, которыми, к сожалению, так богаты театральные будни».

Коллега Улановой по цеху, солист Владимир Васильев, признавал: «Что-то такое было в улановском искусстве, что восприятие его становилось фактом биографии зрителя… отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни – редко появлялась на публике, держалась замкнуто. Пожалуй, нет ни одного человека, кто мог бы сказать: “Я знаю, что такое Уланова”. Ее тайну никто не разгадал и никогда НЕ разгадает. Потому что на самом деле она была одна и не пускала в свой мир никого.  “Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величавым”, – это формула, которой Уланова следовала всю жизнь. Не влезать ни в какие интриги, ни с кем не бороться – эти правила были для нее святыми».


"Наших душ соединённость,
Наших взглядов общих новь.
Это меньше, чем влюблённость –
Это больше, чем любовь…

Строк моих иносказанье,
Чувств лирических канва. –
Это меньше, чем признанье –
Это больше, чем слова"!

... Весна 1984-го, Стокгольм. Швеция. Памятник Галине  Сергеевне Улановой.
ОТКРЫЛИ в столице, перед единственным в мире Музеем танца. (Скульптура — бронзовая копия фигурки балерины в роли Одетты из «Лебединого озера», воплощённая в фарфоре на Ломоносовском заводе в 1951 году).

  Это был первый и единственный памятник РУССКОМУ за границей, поставленный при жизни.

«Почему Уланова?» – спросили журналисты у президента комиссии международного танца ЮНЕСКО Бенгдта Хеггера.

      «Галина Уланова – это самая высокая высота в искусстве, – ответил он. – Она не просто блестящая балерина – в мире много блестящих. Ее величие в том, что она в наш очень ЖЕСТОКИЙ   ВЕК, как никто другой, показала нам, как прекрасны простые естественные человеческие чувства – ДОБРО, ПРАВДА,   КРАСОТА».

Именуется композиция "Лебедь"( называть памятник именем ещё живущего, в Швеции нельзя).
...ПОЧЁТНАЯ   ГОСТЬЯ - УЛАНОВА на том празднике,прячась за спины собравшихся, на камеру сказала соКРОВенное: "Вы не думайте, это НЕ мне, это РУССКОМУ   БАЛЕТУ"!

Именем одной из величайших балерин XX века Галины Сергеевны УЛАНОВОЙ  названы: астероид, крупный алмаз, сорт голландских тюльпанов, сирени, а  ещё при жизни ЕЁ (дважды героя СССР, четырежды награждённой Сталинской  премией) - поставили памятники, в том числе её родном  Ленинграде (В московском  Парке Победы, на аллее ГЕРОЕВ).



Автор  ПОЭЗИИ: Валерий  СТАРОСТИН

 http://stihi.ru/2024/06/05/5447


ПОСТСКРИПТУМ:

"Прекрасное посвящение одной из величайших балерин 20 века, прима-балерине Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова и Большого театра СССР -
Галине Сергеевне Улановой.
Той самой Улановой, о которой восторженно отзывались многие мировые знаменитости:
- русский и советский композитор, народный артист РСФСР, Лауреат Ленинской премии и шести Сталинских - Сергей Прокофьев: «Она - гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия. Уланова придает своей интерпретации классических ролей глубину экспрессии, неслыханную в балете двадцатого века»;
- французский танцовщик и балетмейстер, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов XX века - Морис Бежар: «Галина Уланова - балерина, постигшая глубочайшие секреты искусства, она объединила чувства и их внешнее выражение в единое целое».
Наверное, это уже было больше, чем просто искусство. Майя Плисецкая об Улановой сказала так: «Она была ангелом и танцевала как ангел».

СПАСИБО, уважаемая Надежда, за бережное напоминание нам строками эссе о нашем «русском ангеле» балетного искусства и за обращение к созвучной авторской лирике!!

С искренней признательностью и теплом созвучной русской души,
Валерий (Чёрный Водолей)".

Валерий Старостин   15.06.2024 19:15

PS:
 
ЭТО ВСЁ ВАШИ "Слова", уважаемый ВАЛЕРИЙ, ВДОХновившие к написанию наПОМИНАНИЯ!

Галина Сергеевна Уланова — легендарная балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на БОЖЕСТВЕННЫЙ уровень. Ею восхищались, ей подражали.

Анна Ахматова вспоминала об увиденном явлении по имени ГАЛИНА: «У каждой великой балерины было какое-то выдающееся качество, какой-то дар природы: у одной – редкая красота, у другой – изумительные ноги, у третьей – царственная осанка, у четвертой – сверхъестественная неутомимость.
У Улановой не было ничего этого, была скромной и незаметной Золушкой среди них.
Но, как Золушка победила всех своих сестер, так и поднялась на особую, недоступную остальным КРАСОТУ».

СПАСИбо ВАМ за соЗВУЧИЕ СОАВТОРА, удивительный по силе и высоте творческий ПОЛЁТ ДУШИ талантливого ПИИТА, уважаемый ВАЛЕРИЙ, спасиБО!!

Искренне, с признательностью, придыханием и благодарностью!

Включаю в текст, отправляя в тираж. Читателю на заМЕТКУ.


Надежда  Зернова


Рецензии
Прекрасное посвящение одной из величайших балерин 20 века, прима-балерине Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова и Большого театра СССР -
Галине Сергеевне Улановой.
Той самой Улановой, о которой восторженно отзывались многие мировые знаменитости:
- русский и советский композитор, народный артист РСФСР, Лауреат Ленинской премии и шести Сталинских - Сергей Прокофьев: «Она - гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия. Уланова придает своей интерпретации классических ролей глубину экспрессии, неслыханную в балете двадцатого века»;
- французский танцовщик и балетмейстер, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов XX века - Морис Бежар: «Галина Уланова - балерина, постигшая глубочайшие секреты искусства, она объединила чувства и их внешнее выражение в единое целое».
Наверное, это уже было больше, чем просто искусство. Майя Плисецкая об Улановой сказала так: «Она была ангелом и танцевала как ангел».

СПАСИБО, уважаемая Надежда, за бережное напоминание нам строками эссе о нашем «русском ангеле» балетного искусства и за обращение к созвучной авторской лирике!!

С искренней признательностью и теплом созвучной русской души,
Валерий (Чёрный Водолей).

Валерий Старостин   15.06.2024 19:15     Заявить о нарушении
ЭТО ВСЁ ВАШИ "Слова", уважаемый ВАЛЕРИЙ, ВДОХновившие к написанию наПОМИНАНИЯ!

Галина Сергеевна Уланова — легендарная балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на БОЖЕСТВЕННЫЙ уровень. Ею восхищались, ей подражали.

Анна Ахматова вспоминала об увиденном явлении по имени ГАЛИНА: «У каждой великой балерины было какое-то выдающееся качество, какой-то дар природы: у одной – редкая красота, у другой – изумительные ноги, у третьей – царственная осанка, у четвертой – сверхъестественная неутомимость.
У Улановой не было ничего этого, была скромной и незаметной Золушкой среди них.
Но, как Золушка победила всех своих сестер, так и поднялась на особую, недоступную остальным КРАСОТУ».
СПАСИбо ВАМ за соЗВУЧИЕ СОАВТОРА, удивительный по силе и высоте творческий ПОЛЁТ ДУШИ талантливого ПИИТА, уважаемый ВАЛЕРИЙ, спасиБО!!

Искренне, с признательностью, придыханием и благодарностью!

Включаю в текст, отправляя в тираж. Читателю на заМЕТКУ.

Надежда Зернова   15.06.2024 20:43   Заявить о нарушении