Насильно свободным

ПРОЛОГ

Отказ от рабства должен быть свободным выбором человека.
             Талмуд

Человека можно «заставить быть свободным»
      Жан Жак Руссо, «Общественный договор»


Два мнения и две теории
Даны в эпиграфах вверху.
А результаты очень многие
Познали на своём веку.

У социальных революций,
К которым всех Руссо нас звал,
Террор был самой важной функцией
Тем, кто свободы не желал. 

От гильотины до подвалов,
Расстрельных стенок и тайги
Интеллигенты шли навалом
И буржуа, и от сохи. 

Кто выжил - были ли свободны?
Или их рабская душа
Не позволяла понять голос,
Сказать:  «Я против, я не за!»

Другой пример приведен в Торе, -
Ушел из рабства весь народ.
Ушел, представьте, добровольно, -
Он больше жить, как раб, не мог.

Ушел  и после очень долго
В себе раба искоренял.
Чтобы понять, что значит «вольно»,
И вырастить, кто кнут не знал. 

Всех тех, кто истинно свободен,
К свободе маршем не вели. 
В рогоже может быть иль в тоге -
В них это чувство изнутри. 


6-16-24


РАЗНЫЕ РАБЫ

"От трех трясется земля, четырех она не может носить:
Раба, когда он делается царем,
Глупого, когда он досыта ест хлеб,
позорную женщину, когда она выходит замуж,
и служанку, когда она занимает место госпожи своей".
              - Книга притчей Соломоновых Гл. 30, стихи 21-23


Рабы бывают разных видов:
С клеймом на лбу и на душе,
К галерам в кандалах прибитым
И в смокинге.  И в неглиже.

Раб может быть героем в битве,
А позже целовать сапог,
Своею окружённый свитой
Других, приниженных рабов.

Раб не ярлык, не положение,
А состояние души.
Пусть грудь в крестах, но сожаление,
За что кресты те получил.

За то, что сам невинных мучил
По приказаниям свысока?
Брал дочек чьих то, чьих то внучек
Кто "враг народа" был тогда?

Раб честно выполнял приказы
И даже перевыполнял.
Служил рабом не для показу,
Душою рабство принимал.

Рабы бывают разных видов,
Но страшен тот, кто раб в душе.
То на арене друга в спину....
То в жизни всех продал уже.





СЧАСТЛИВЫЙ РАБ

Известно случаев немало -
Хозяину был предан раб
И жизнь свою так отдавал он,
Как будто рабству был он рад.

Он с радостью носил оковы,
Гордился рабским он клеймом,
Был сыт. Всегда в обносках новых
Лакеем рьяным был во всём.

Всегда к утру была похлёбка,
Очерчен круг его забот.
Раб равный средь других холопов
И равной жизнью жизнь ведёт.

Он восхвалял и кнут, и пряник,
Ждал зрелищ, где других рабов
Друг с другом драться заставляли
Всех обезглавив их потом.

Гордился тем, что жил он в самой
Рабовладельческой стране,
Где все от края и до края
Слагали песни о царе.

Тот раб считал себя свободным,
Что мог он восхвалять сполна,
Среди других себе подобных.
Зачем им воля. Не нужна.





НАВЕРНО САМЫЙ ЛУЧШИЙ РАБ

Мечтает не о воле раб,
А о своих рабах.
             Юрий Нестеренко,
              «Поэма пощёчин»

Наверно самый лучший раб
Тот, кто считает, что свободный.
Он пропаганде хитрой рад,
Работать будет за похлёбку.

Он разрушает старый мир -
Ему не жаль, не он же строил,
И на руинах правит пир,
Но новый мир он не построит.

Он научился говорить,
Вождей цитируя пристрастно,
"Врагов народа” уличить
Врагов своих, пусть непричастных.

Стуча багровым кулаком,
Пошлёт других рабов в забои.
Серпом и молотом, пером
Всё воспевать  и только строем.

Идея главная нужна, -
Чтоб хорошо потом, для внуков
И чтобы пела вся страна:
“Как хорошо…”    Какая скука.





ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ

Все четверо - проклятье нам,
Но все же в списке том   
Авгур поставил раньше всех
Раба, что стал царем.
       Стихи Редьярда Киплинга
       в переводе Льва Блуменфельда


Мечтает не о воле раб,
А о своих рабах.
             Юрий Нестеренко,
              «Поэма пощёчин»


Так было испокон веков -
Под именем другим
Боролся яростно холоп,
Чтоб стал сам господин.

Чтобы других, таких как он,
В ярмо своё загнать,
Заставить их пахать под стон...
Ему ль его не знать!

Он много лучше кандалы
И лучше плеть создаст.
И улучшение тюрьмы
И лагерей каркас.

Из тех, которых сам бежал,
Закроет выход, брешь.
Науку в Шушенском познал,
Таких попробуй, срежь.

Страшнее нет того раба,
Кто вырвался в князья.
А было так не раз, не два...
То помним вы и я.

2-25-18




ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ


Мы сделаем свободными всех.
А тех, кто не захочет, порубим на куски и скормим акулам
           -  автор неизвестен



Мечтой не тешьте себя зря -
Россию ту, что Вам мила,
Клянут, боятся, матерят
В тех странах, где она была.

Для них - вторая оккупация
Длинною в сорок с лишним лет...
"Освобождение", "демократия"
Для них - лишь смена эполет.

Понятней раньше им, чем Вам
Вся ложь тирад, речей, воззваний
Как бы из карт и из тирад
Рассыпался. И нет стенаний.

Нельзя насильно полюбить.
И заверения в "вечной дружбе"
Всё было ложью.  Им "не быть"
Милее было, чем "прислужник".

Ещё есть след от сапога,
Стоят "хрущёбы", как проклятие,
Тирана, Бухарест, Белград
Стремятся к западу в объятия.

По крови братья вдруг враги,
Прибалты и Кавказ тем более.
Лишь поколение сменив,
Гордятся все свободой, волей.

Я видел это лично сам,
Я это слышал персонально.
От братства больше нет следа
И вспомнить это даже странно.

Привык гордится той страной,
Сейчас, что больше ненавидят.
Виновен в этом бывший строй,
А также свежие обиды.

5-25-17






ПСИХОЛОГИЯ РАБА

Чем психология рабов
Так отличается от многих -
Всё начинается с основ
В душе заложенных - убогих.

Возможно быть рабом привычек,
Уютной тёплой сытой жизни,
Рабом вельможей или нищим
И от рождения скудной мысли.

Раб унизителен пред властью,
А тех, кто ниже - унижает.
Своим болотом горд со страстью,
А из другого - презирает.

Он верит новостям эфира,
И горячо их повторяет...
Всегда созвучна его лира
И с властью мнение меняет.

Во всех невзгодах - есть виновный!
Не он, конечно, а другой -
Желательно, чтоб инородный
И чтобы веры был иной.   

Не жаждет перемен он вовсе,
Ну разве лучшего царя...
И может водки много больше,
Все остальные споры зря.

Он первым пнёт ногой и плюнет
В того, кого он обожал,
Лишь убедившись силе пули,
Ударившей под сердце льва.

Чем психология рабов
Так отличается от многих -
Всё начинается с основ
В душе заложенных - убогих.




НАДО ПОКОЛЕНИЕ

Мы знаем, надо поколение
Свободу в рабство превратить:
Сменить режим, ограничения
К учебе, к прессе применить.
Создать секретную охрану
Всех запугать и затравить...
И пропаганду, пропаганду
Из рупоров, экранов лить.
Создать надежные застенки
Для тех, кто посмотрел не так,
Слезам не верить, сразу к стенке
И знать - палач всегда есть прав.
Взрастить надежные резервы
Что верят в божество вождя,
Всегда готовых встать на смену
Тех, кто расстреливать устал.

Намного дольше и труднее
Освободиться от раба...
Пророк когда-то иудеев
В пустыне сорок лет держал.
Кто раб в душе - им не поможет
В законе новая статья,
Вождя все ждут, мол он все сможет,
Зачем же надрывать себя.
Пусть в клетке, но тепло и сыто,
Пусть духота, но запах свой.
Пусть двери все на ключ закрыты,
Не нужен берег нам чужой.

Пока ещё не научились
От рабства душу излечить.
Но способ есть - попробуй вылезть
Туда, где мир под словом "жизнь”.




СМЕНИТЬ РУБИЩА НА ТОГИ

Демократия должна требовать для граждан равного старта,
а не равного финиша.            
             - Роджер Прайс

За равенство боролось много:
Мол "все равны, даешь дележ",
И свои рубища на тоги
Сменить им было невтерпеж.

Они не равенства хотели,
А поменять места свои
Стать власть имущими на деле...
Права качали лишь свои.

За перемену мест боролись
Спартак, плебеи и рабы.
А строй устраивал их вроде,
Девиз их был: "рабы не мы".

Свободу, равенство и братство
Трубил Руссо, Монтень, Вольтер,
Нигде оно не состоялось,
И негде мне найти пример.

Маркс поступил умнее сразу -
Он гегемона возбудил:
На диктатуру пролетариата
Он братский лозунг перешил.

И даже это не свершилось,
Другой элитой у руля,
И строй любой как лыком шитый,
Есть избранные, а есть тля.

От перемены мест мы знаем
Тот результат неизменим...
А мы политику латаем:
"Равны, равнее, уравним".

Так с каждой новой революцией
Ужесточается режим.
Нет, не становится нам лучше,
Коль бывший раб наш господин.




СМЕРТЕЛЬНА ПЕРЕМЕНА МЕСТ


Призывы к равенству звучали
Во всех краях, во всех веках
И первыми к нему взывали
Те, кто внизу к тем, на верхах.

В системе той - материальной
Для уравнений передел -
Твоё - моё, как ни печально
Бывало. Есть у нас пример.

Но схеме разума и знаний,
И интеллекта - уравнять
Возможно, утолив желание
Лишь тем, что гениев убрать.

Под гильотину иль в изгнание
Намного проще их послать,
Чем тех, вопящих о признании
Немного умственно поднять.

Им можно звания, зарплату
И почести поднять легко,
Но не закрыть и не заплатать
Нехватку тех, "кому дано".

Лавуазье нашёл кончину
На гильотине. Нет его.
Вавилова толчками в спину
В Сибирь.  Но это для чего?

Расчистить Лысенкам дорогу,
Невеждам, жаждущих наград.
Загнать Эйнштейнов всех в берлогу
И указать - "один из нас".

А ведь они - продукт творения
Тысячелетий.   Равных нет.
Не возродить приказом гения.
Смертельна перемена мест.






ЧТО БЫЛО НОРМОЙ

Что кажется сегодня диким,
Во всё былые времена
Считалось правильным. Возникшим
С веления Высшего сполна.

Считалось рабство просто нормой.
Считал хозяин так и раб.
Желания были и не спорны -
«Царя бы доброго». Вот так.

Рабы из Африки - те позже,
Но был Египет, был Исход.
Славяне в рабство были гоже
Для греков, римлян, на восток.

Шли как разменная монета
На Шелковом Большом Пути.
И в Византии знали это -
Пенька, пушнина и ... они.

Религия не возражала -
«Раб божий» - хорошо звучит.
И в гены, в душу проникало...
Воспитывался инвалид.

Профессиональный раб душевный!
Как много я таких встречал,
Не «За», не «Против»... всюду средний
Царя б получше - идеал!





ПРЕДСТАВИТЬ МОЖНО ГОСУДАРСТВО

Представить можно государство,
Где добровольно гражданин
Дела с другим решает каждым
Без принуждения и обид.

Не так, как раб или хозяин,
Не так, как жертва и палач,
А как свободный горожанин
Кому нельзя всё приказать.

Задача - бенефит взаимный,
Без силы, власти и угроз.
Где государство укрепило
Свободу слова, всё без розг.

Где сила в применении только
К преступникам, врагам извне…
А к экономике нисколько
Не применяется нигде.

Как строй такой вы назовёте?
Он идеальный, знаю я…
Но приближается в расчёте
К капитализму.   Так друзья.

Учили нас - эксплуатация,
И там друг другу каждый волк…
Слова фальшивы, провокация...
Коллективизм - вот рабства столп.   

Слова стираются, меняют
Свой смысл, идею и без прав
Все применяют их не зная,
Бездумно логику поправ.




РАБ - РАБОТА

Заметил я, случайно, мигом,
Что корень раб-работа тот же
Лишь в русском языке великом
В других - ты их смешать не можешь.

Как получилось, так некстати,
Что у других славян - народов
Другие корни отличают
Рабов от всех других, свободных?


Раб – Работа (рус)
Slave –Job (англ)
Esclavo – Trabajo (исп)
Servus – Officium (лат)
Esclave – Emploi  (франц)
Sklave – Arbeit  (нем)
Schiavo – Lavoro (итал)
Rab – Pracy  (пол)
Раб – Праца  (белорус)
Раб – Праця (укр)
Sklavo – Laboro (есперанто)




МЫ НЕ РАБЫ!

Мы вспоминаем каждый год
Исход от рабства из Египта,
Как уходил тогда народ.
Он шёл в пустыню, полной риска.

Кто мог, тот шёл. Детей несли.
Больных и дряхлых - на повозке.
Похоже все тогда ушли,
Не все дошли - идти то вёрсты.

Не знали, хватит ли воды,
А шли в пустынные барханы.
Но главное - “Мы не рабы…”
Себе твердили все упрямо.

Назад закрыты все пути,
Не видеть предков их могилы,
Им остаётся лишь идти,
А ветер то в лицо, то в спину.

“Мы не рабы!” - причина та
Вела людей через пустыню.
Из царства, там где Нил, вода
И кущи райские и ныне.

Их сорок лет водил пророк,
Ждал поколения другое.
Не верил в “…не рабы”  урок,
Свободным лишь родиться стоит!



ЭПИЛОГ

Многие бумеранги не возвращаются.
Выбирают свободу.
           —  Станислав Ежи Лец

Нет ничего страшнее
Исчадия из тьмы,
Когда идут зверея
Восставшие рабы.
У них нет страха смерти,
Им жизнь не дорога
О них не плачут дети
И их не ждет жена.
И не проси пощады,
Порвавши кандалы
Они свободе рады
От воздуха пьяны.
Смерть их не на арене
Иль в шахтах Воркуты,
Или в Варшавском гетто...
Восставшие рабы.
И будь то Стенька Разин,
Спартак иль Пугачев,
Вождя народов жертвы -
Прощение их не ждет.
И смерть или победа
Одна на всех - вперед
Распятию подвергнут,
На дыбу иль в костер.
И без заград-отрядов,
Медали не нужны,
Идут, идут в атаку
Восставшие рабы.

К тиранам всех окрасок
Вопрос:   Готовы вы
На суд прийти, где судьи
Восставшие рабы?


«В 1949 году на станции Обязь заключенные восстали, разоружили охрану, побили всех и направили в сторону Воркуты освобождать каторжников-шахтеров.
Восставшие прошли около 80 километров с боями, освобождая лагерь за лагерем.
К ним примыкали все новые и новые силы из освобожденных лагерей, и, в конце концов, число восставших достигло более 70 тысяч…

Были приняты меры. Самолетами высадили десант, "подтянули" минометы, артиллерию, и началось уничтожение этих заключенных с воздуха и земли. Две недели шли бои, пока всех их не уничтожили».


(Из статьи, подготовленной Ринатом Саитовым по материалам  журнала "Ямальский Меридиан", газеты "Красный Север", документов из архива Окружного краеведческого музея ЯНАО http://www.yamal.org/501/doc/5.htm)


Рецензии
Оскар, на ваш вопрос я бы однозначно ответила "нет", как и мой отец!
Генетики подтверждают мои жизненные выводы, что гены побеждают воспитание!
Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, но, глядя на наших олигархов, понимаешь, что они все равно остались рабами денег! Тоже самое можно сказать о русских, глядя на наших чиновников. Сколько бы университетов у них не было за спиной, но остались холопами.
Огромное спасибо за стихи - это великий труд, который все считают почему-то талантом.
С улыбкой и с восхищением, Таня

Татьяна Воронцова   15.06.2024 08:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна!
.
Когда то Моисей - пророк,
Согласно Ветхому Завету,
Народу преподал урок,
Что должен быть подарком Свету.

Не убеждение фараона,
Мол: «Отпусти ты мой народ!»
Не десять казней, приговора
Не покорения моря вод.

Те чудеса неповторимы
С тех давних пор, сомнения нет.
Но есть ещё одно, что зримо
Повыше рангом на земле.

Как убедил он весь народ
Тельца забыть, избрать скрижали.
Вот самый чудный поворот
Во всей истории морали.
.
Из: "Время торгаша", http://stihi.ru/2024/04/19/474
.
С уважением,

Оскар Хуторянский   16.06.2024 21:53   Заявить о нарушении