Бальмонт с цитатами и комментариями
Бальмонт
"Народные поверья":
Воспевает язычество в серебряно-вековом напыщенном стиле - это неплохо, хотя лучше бы деревню и природу воспевал... Всё же мечта о золотом прошлом сродни мечте о золотом будущем - а мечтать о нем надо.
"Заговор на посажение пчел в улей":
А вот и дружба с природой... Уже ясно, что чувак хороший, в правильную сторону смотрит - жаль, через призму "искусства", на самом деле, не нужны эти призмы ни разу... И у него в итоге двусмысленность: природа для искусства или искусство для природы? Второе ненужно - правда, только в конечном счёте, в конце пути, а первое неверно, ведёт к шаманству...
"Безглагольность" - плохое, упадническое у него было настроение - и природа не помогала. Но, разумеется, ты виноват, а не она, раз она тебе отказывает, дела плохи у тебя...
"Для прихоти твоей я душу погублю" - презренный подкаблучник.
Стихи слишком лозунговые - благие намерения серебряного века. За душу ни разу не берут. Несложный он чувачок.
----
"О, женщина, дитя, привыкшее играть
И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,
Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!
Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,
Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,
Для прихоти твоей я душу погублю,
Все, все возьми себе - за взгляд очей прекрасных,
За слово лживое, что истины нежней,
За сладкую тоску восторженных мучений!
Ты, море странных снов, и звуков, и огней!
Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!" - о, Бальмонт, о, член в штанах. Пафосу-то сколько... Но бабам нравится... (Бабы мужикам минеты делают, мужики к бабам на коленях ползут - ну что за чёрт...)
"Есть поцелуи — как сны свободные,
Блаженно-яркие, до исступления.
Есть поцелуи — как снег холодные.
Есть поцелуи — как оскорбление.
О, поцелуи — насильно данные,
О, поцелуи — во имя мщения!
Какие жгучие, какие странные,
С их вспышкой счастия и отвращения!
Беги же с трепетом от исступленности,
Нет меры снам моим, и нет названия.
Я силен — волею моей влюбленности,
Я силен дерзостью — негодования!" - всё то же... (Нынешние поколения, заморенные "учебными" заведениями и развращенные интернетами, вряд ли способны на такую страстность. Да и во все века только небольшой процент был способен - каждый или слишком задавлен или слишком ослаблен и развращен)
"Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,
Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле.
Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,
Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах,
ни во мгле.
Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно,
Я тебя увидал - как слепой вдруг расширит глаза
И, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна,
Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.
Помню. Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами.
Я спросил: "Хорошо, что в душе преломляется лед?"
Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами.
И люблю - и любовь - о любви - для любимой - поет." - читаю по диагонали эту лабуду, но не для меня и писано... Био: одновременно имел двух жён и любовницу; вообще, баб было достаточно... Также дважды выбрасывался из окна - кончал жизнь самоубийством (причем, в разные периоды!)
Похоже, это ходячая буря в стакане...
"Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая,
Все пойму, все возьму, у других отнимая." - самоцветные камни, переклички лесные, прозрачный ручей, играющий гром - неплохие вещи перечисляет - а чтобы жизнь медом не казалась, добавил изломы и отъемы...
"В душах есть всё, что есть в небе, и много иного. В этой душе создалось первозданное Слово!.. Небо — в душевной моей глубине" - опять неплохие вещи: душа, небо, глубина, некое "первозданное" слово - и даже "много иного" (а что смысла никакого, не так уж и важно - важно иметь дело с хорошими вещами)
"Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий ветер:
«Будь воздушным, как ветер, как дым!»
Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия.
Мне ответило звучное море:
«Будь всегда полнозвучным, как я!»
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»" - романтика для очень молодых, для школьников (или девушек), причем именно той романтической , революционной эпохи - он и сам участвовал во всяких митингах (а также путешествовал аж до Океании) Революцию не принял, но на самом деле и революционеры - романтики...
"В начале, если было начало, было Безмолвие, из которого родилось Слово по закону дополнения, соответствия и двойственности. Из безгласности – голос, из молчания – песня, из тишины – целый взрыв звуков, неизмеримый циклон шумов, криков, воплей, шепотов, грохотов, лепетов, жужжаний струны, зорь из Хаоса, красных цветов из черной ночи, рубиновых пожаров творческого дня, звезд, разбросанных всемирной метелью, бесконечность вьюжных дорог, соединившихся в единый Млечный Путь." - человек-фейерверк, но это хлопушка во многом пустая...
"Мир есть всегласная музыка. Весь мир есть изваянный стих." - весь мир видел только через призму культуры и искусства. Был трудягой на этой ниве и до того на ней сосредоточен, что никакой реальной жизни и никаких реальных трудяг не знал... Обычное городское сумасшествие... В городе можно быть либо глупым романтиком (его случай), либо злым циником (или сначала - романтиком, потом - циником: "поумнел, но озлобился"....)
"В домах
М. Горькому.
В мучительно-тесных громадах домов
Живут некрасивые бледные люди,
Окованы памятью выцветших слов,
;Забывши о творческом чуде.
Всё скучно в их жизни. Полюбят кого,
Сейчас же наложат тяжёлые цепи.
«Ну, что же, ты счастлив?» — «Да что ж… Ничего…»
;О, да, ничего нет нелепей!
И чахнут, замкнувшись в гробницах своих.
А где-то по воздуху носятся птицы.
Что птицы? Мудрей привидений людских
;Жуки, пауки и мокрицы.
Всё цельно в просторах безлюдных пустынь,
Желанье свободно уходит к желанью.
Там нет заподозренных чувством святынь,
;Там нет пригвождений к преданью.
Свобода! Свобода! Кто понял тебя,
Тот знает, как вольны разливные реки.
И если лавина несётся губя,
;Лавина прекрасна навеки.
Кто близок был к смерти и видел её,
Тот знает, что жизнь глубока и прекрасна.
О, люди, я вслушался в сердце своё,
;И знаю, что ваше — несчастно!
Да, если бы только могли вы понять…
Но вот предо мною захлопнулись двери,
И в клеточках гномы застыли опять,
;Лепечут: «Мы люди, не звери».
Я проклял вас, люди. Живите впотьмах.
Тоскуйте в размеренной чинной боязни.
Бледнейте в мучительных ваших домах.
;Вы к казни идёте от казни!" - я тоже против домов и унылых мещан, но путешественники не лучше... "И сам ты некрасивый и бледный!" И уж конечно сам в таком же доме. И никто не свободен от общества, от своего времени. Поэтому это очередные порывы, очередные революционные мечты. (Лавину, кстати, восславил - и разрешил ей губить! Ещё у него был стих с призывом к убийству царя... В итоге, сам прозябал в эмиграции)
В принципе, чувства добрые он лирой пробуждал - жаль, сейчас это уже не работает... Да и тогда пробужденные чувства без достаточной поддержки ума были обречены на обман, перерождение и гибель.
Свидетельство о публикации №124061402791