1224. Ночь России

                1224.НОЧЬ РОССИИ.

                1

        В этом году есть смысл вспомнить, что ровно 800 лет назад состоялась историческая битва на реке Калке, которая положила начало окончательного распада  государства Киевская Русь и зависимости русских земель от Золотой Орды. Случилось это 240 лет спустя после создания первого восточнославянского государства, которое было сформировано в девятом веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен под властью князей династии Рюриковичей. Европейский князь-язычник Рюрик очень успешно начал править языческими племенами, создавая языческое государство. За  короткий срок он объединил племена и расширил площадь земли росов с 300 тысяч квадратных километров до 1 200 000 (площадь империи Каролингов в Европе) – от Старой Ладоги до Киева. И уже на этой территории в одиннадцати княжествах потомки Рюрика спустя сто двадцать лет после начала его правления начали строить христианское государство по примеру Европы, в которой новая вера к тому времени существовала уже почти тысячу лет. Русские язычники, переступив тысячелетнюю историю своего существования при вере в идолов, ринулись к европейскому прогрессу.
        Очень преуспел в этом сын крестителя Руси Владимира Святославича и его языческой жены Рогнеды Ярослав Владимирович (Мудрый). Он родился еще до крещения, но за несколько десятилетий правления сделал очень много по пути к культуре  и экономике прогрессивной Европы. При нем на Руси начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, применялись  более совершения орудия производства в земледелии, выросла численность населения, Киев стал богатейшим городом. Был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда». Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы. Ярославу удалось победоносно завершить русско-печенежские войны и вернуть захваченные Польшей Червенские города в состав Киевской Руси.
              Но то, что было, на взгляд этого замечательного правителя, успешными государственными решениями, стало на самом деле дорогой к гибели молодой страны. Главной ошибкой было доверие князя европейским правящим домам,  с которыми Ярослав породнился, отдав в мужья и жены своих сыновей и дочерей европейским принцам, принцессам и кролям. Его дети переезжали в Европу, там рождались их дети, и они все уже не были русскими. Хотя Ярослав представлял правление княжествами сыновьями и внуками как совместное, на  деле получились вражда и войны.
          К тому времени Европа  прошла свой путь междоусобиц и раздробленности и продолжала идти по нему и дальше – Каролингская империя, которая занимала площадь в 1 200 000 квадратных километров (как и Киевская Русь) еще в начале 9 века распалась на несколько государств, в том числе – Францию, Германию, Италию. Однако на месте империи была создана Священная Римская империя, которая взяла на себя множество вопросов государственного и политического управления вновь созданных государств под эгидой Римской католической церкви. Это давало ей безопасность от вторжения с востока и из Азии. То есть, уже в те далекие времена существовала организация наподобие нынешнего Евросоюза. На территории же разваливающейся Киевской Руси из-за жесточайшей родственной междоусобицы было невозможно создать союза даже двух княжеств. Войны шли постоянно, и княжества грабили и ослабляли друг друга, все шире и шире распахивая двери для внешних врагов как с запада, так и с юга.
          Как бы ни было удивительно, изучая сложнейшие процессы вхождения представителей правящего дома Киевской Руси в Европейские правящие дома, а затем начавшиеся в это же время  многочисленные и губительные  междоусобные войны, можно лучше понять события сегодняшнего дня на Украине и грядущие перспективы для нее, России и Европы. А именно этого понимания нынче хочет каждый.

                2

          После объединения восточнославянских племён в Русскую землю вся она стала считаться владением рода Рюриковичей. Разделы русских земель между детьми Святослава и Владимира подразумевали не раздел страны, а форму совместного управления Русской землёй членами рода Рюриковичей. Но попытка организовать подобное совместное управление на принципах старшинства в роду (европейский «лествичный принцип») многочисленными наследниками Ярослава Мудрого привела к затяжным кровавым усобицам. В ходе них князья оспаривали власть над волостями – исторически сложившимися территориальными единицами Русского государства.
            К середине XII века Русь раскололась на 15 удельных княжеств, которые лишь формально зависели от Киева. Приостановить этот процесс удалось в годы княжения Владимира Мономаха (1113–1125) и его сына Мстислава (1125–1132). Восстановив систему оборонительных сооружений на границах Руси (Змиевые валы) и дав отпор кочевникам, они снова объединили под своей властью земли Киевщины, Переяславщины, Смоленщины, Новгорода, Волыни, Туровщины и др. Однако после смерти Мстислава ослабление централизованной власти продолжилось.
       В 1169 году произошло разграбление Киева владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским, что окончательно подорвало роль города как главного центра Руси. В течение 1146–1246 гг. власть в Киеве менялась 47 раз. В начале XIII века существовало уже около 50 удельных княжеств.
        Однако в процессе раздробления Киевской Руси были свои плюсы, как ни странно. Таким образом начиналось формирование феодализма на наших землях. В ходе междоусобиц становилось больше владельцев земельных владений, которые включались в производственные, налоговые  и торговые отношения. Поэтому если задать вопрос, как народ переносил эти войны, то ответ, возможно, будет такой: народ шел на войну князей, чтобы получить от них свое вознаграждение в виде земельного удела и военной добычи. Крестьяне становились служилым народом, и это было что-то вроде службы по контракту. То есть, многочисленные междоусобные  войны на Руси были своего рода  промыслом, некоей экономической субстанцией, которая давала заработки и развивала жизнь внутри  княжеств.
         Но все это было до времени – в 1224 году подобное «устройство» жизни Руси обрушило ее и поставило под угрозу исчезновения. Было проиграно сражение с монголами на реке Калке, которые там производили разведку боем, готовясь завоевать русские земли полностью, без оглядки на разделенные княжества. Воюющие князья попытались противостоять монголам, но у них ничего не получилось, потому что не было единой армии, не было лидера и единого командования. После смерти Ярослава Мудрого на Руси долго не было  сильного лидера, они появлялись на недолгий срок, но это не решало проблемы государственной раздробленности. Поскольку дети и внуки Ярослава Мудрого уже не были русскими людьми, они были рождены от европейцев и многие из них исповедовали католичество, то они пытались решать проблемы владения удельными княжествами с помощью своих европейских родственников. Большое участие в решении  проблемы объединения княжеств и поиска лидера принимал папа Римский. Дело дошло до того, что в 1075 году Изяслав Ярославич и его сын  Ярополк Изяславич получили буллу от папы Римского на правление в России. То есть, они приняли вассальство от  папы Григория Седьмого и стали киевскими королями. Но это была государственная измена и так напугала отца и сына, что они даже не решились показать эту буллу в Киеве. Однако о событии узнали русские князья, в частности, его двоюродный брат Владимир Мономах, и в 1086 году Ярополк Изяславич был коварно убит.
       То, что не удалось сделать киевским князьям и папе Римскому, сделала Золотая Орда, захватившая Русь в 1237 году. 75-тысячное войско хана Батыя вторглось в русские пределы.
Нашествие монголо-татар на Русь было стремительным и беспощадным. В декабре 1237 года армия Батыя сожгла Рязань, 1 января 1238 года под натиском врага пала Коломна. В течение января — мая 1238 года монголо-татарское вторжение испепелило Владимирское, Переяславское, Юрьевское, Ростовское, Ярославское, Углицкое и Козельское княжества. В 1239 году был уничтожен Муром, год спустя с бедой нашествия монголо-татар столкнулись жители городов и селений Черниговского княжества. В сентябре — декабре 1240 года был покорен и древний стольный град Руси — Киев.

                3


          Нашествие монголо-татар на Русь характеризуется историками  как начало золотоордынского периода русской истории, эпоха владычества восточной деспотии, угнетения и разорения русского народа, период упадка русской экономики и культуры. Все это верно, как и при любой колонизации. Но, как и в междоусобных войнах, в ордынском «иге» есть свои очень серьезные особенности. Можно ли их назвать «плюсами» завоевания Руси?
        Со времени нашествия страна больше не делилась, и междоусобных войн в ней не было – Орда не позволяла. С момента завоевания  ее хан был главой Руси, и никаких иных лидеров для нее он не допускал. Однако русская армия в стране была и постоянно сражалась – за общие границы Руси. Это Орда весьма поощряла и даже помогала, не желая, чтобы западные земли страны завоевали шведы или немцы.
        Есть еще один важный момент – национальный. Из-за нашествия монгол Европа больше не горела желанием принимать и дальше в свою семью русских князей – международные династические браки прекратились. Национальная «окраска» русских  «европеизированных» князей стала меняться, они  «обрусели». Через некоторое время после завоевания Руси Ордой  ее великие князья  стали русскими, брачуясь внутри страны. Правда,  теперь в княжеских родах появились татаро-монголы. Но это было и осталось  после ига почетным фактом, возвышавшим роды. В 1614 году в России избрали русского царя, начавшего новую династию – Романовых. И так продолжалось до Петра Первого, который возродил династические браки, что в конце концов привело к замене династии Романовых на Гольштейн-Готторпскую, когда среди  правящих монархов не стало русских людей.
        Со времени правления Ярослава Мудрого Киевская Русь развивала земледелие, культуру и образование параллельно Европе, они были точно такими же, как и там. С началом междоусобицы и монгольского разорения Руси ее образовательное и культурное развитие сильно понизилось. Завоеватели не запрещали русским людям образовываться, но на это были нужны средства. До завоевания образование и культура распространялись через церковные школы, видимо, через государственное финансирование. Теперь же из-за высоких налогов средств стало не хватать, об образовании и культуре в России татаро-монголы не заботились. Они в это время принимали ислам и полностью посвятили свою жизнь новому вероучениию, науке, образованию. Все русское они не уважали и не интересовались им. Хуже всего было то, что они постоянно забирали лучших русских мастеров и вывозили их в свои города, которые активно развивали и благоустраивали. Вот эти факты создали для нашего население  такое сильное отставание от Европы, что мы не могли восстановить культуру и образование на Руси до времени правления Петра Первого, который делал все сам, опираясь на европейский опыт, потому что никто кроме него в государстве просто не знал, как к этому приступить.
          Но зато был один очень положительный момент – земледелие. К счастью, им тоже татаро-монголы не интерсовались и не забирали в виде дани главное для русских – хлеб. Они предпочитали  брать деньгами – серебром. То есть, их волновали: целостность территории захваченного ими государства, действие их законов на его территории, полная подчиненность князей в управлении, сбор дани  деньгами, мастерами и воинами.
        Почему же поработители не брали хлеб? Он им бы совсем не нужен – они его не ели. Более того, к хлебу у них было, возможно, особое негативное, на уровне религии, отношение. Чтобы вырастить пшеницу или рожь, нужно землю вспахать, а у монголов был на это строгий запрет: землю не только не разрешалось пахать, но даже царапать ее или втыкать в нее палки. Степь была неприкосновенна, потому что именно она давала монголам все. Вопрос питания особенный у каждой нации и расы. То, что ели одни, не переносили другие. Этот вопрос  разделял русских и монгол глубокой пропастью. Если славяне тысячелетиями спасали свою жизнь «чистой пищей» - хлебом, то монголы ели конину,  кобылье молоко, даже солому и падаль, но не хлеб. Правда, было у них особое отношение к просу, которое они даже сами сеяли (но, видимо, без пахоты). А когда  оно вызревало,  убирали, скашивая столько, сколько им было нужно, остальное просто бросали в поле.
        Неизвестно, что было бы с русским народом, попавшим в рабство к монголам, если бы не эта разность в питании, которая и спасла жизнь нашей нации в очередной раз в истории. Яркий пример такого спасения был в лагерях Атиллы в империи гуннов в пятом-шестом веках, когда славяне жили на юге будущей Киевской Руси под властью гуннов, но со своими обычаями, включая обустройство жилья и питание.
         Весь этот трудный путь столетий – от  конца правления Ярослава Мудрого до правления Ивана Третьего – можно назвать мучительным путем к  российской монархии под эгидой православной церкви. Монархия была нам нужна как спасительный путь правления огромным государством, и только люди глубоко  безграмотные, делавшие в 1917 году революцию под лживыми лозунгами большевиков, могли расстреливать  тех, кто перед смертью осенял себя крестом и  благословлял  монархию, молился о спасении царя и Отечества. Конечно, монаршее правление было во многом и провальным, и безжалостным в отношении крестьян. За что и поплатилось. Но что с нами сделали те, кому мы поверили?  Они построили огромное государство, которое по ими же придуманному закону могло распасться в любое время, они наплодили такую армию бюрократов и безжалостных воров, которую еще не видели нигде в мире. Я была свидетельницей того, как в семидесятые годы всего лишь одна женщина, начальница общепита в сельском райцентре, украла 90 тысяч (90 миллионов на «наши») рублей государственных субсидий и потребительских выплат. Она одна сделала так, что в поселке не было ни дорог, ни тротуаров, в магазинах не было продуктов, а в больнице врачей и медикаментов, в аптеке лекарств. Там невозможно было жить вообще никому. Её осудили всего на четыре года, после чего она вышла из тюрьмы и продолжила «трудиться».
        После  Октябрьской революции у нас не было ни одного лидера (кроме Сталина, разумеется) – до правления нынешнего Президента. Все они были барчуки неизвестного происхождения и записные лодыри. При них так расплывчато описывали в учебниках роль личности в истории, что ничего нельзя было понять. И не случайно – роль личности в истории СССР эти  хитрюги «отдали»  народу и назначили его ответственным за все их  преступления.
        В многотысячной истории человечества такое происходило постоянно и несло гибель народам и государствам. Когда Китай потерял своего сильного лидера,  страну захватили монголы. Они очень истязали ее,  гораздо сильнее, чем Россию. Но постепенно и монголы стали утрачивать своих лидеров, и в 1368 году Китай скинул  монгольское иго, победив их в сражении. А это открыло русским  путь к победе на Куликовом поле в 1380 году.
        Как видим, в той давней истории много похожего на сегодняшний день. Печаль в том. что Европой в 1240 году правила Священна Римская империя, а нами – чужая нам, враждебная, убийственная Золота Орда. Сегодня Европа снова объединилась и пытается наступать на восточные земли. Но теперь ею управляют заокеанские хозяева, которые хотят  повторить с нами опыт Орды.

                4




         Главная похожесть тех событий и нынешних состоит в том, что  княжествами Киевской Руси стали править иностранцы под русскими именами - европейские короли, потомки Ярослава Мудрого. Именно так произошло в России после правления Петра Первого, когда на трон вступали поляки (или шведы) Скавронские,  с помощью династических браков  поменявшие фамилию, национальность и династию Романовых  на Гольштейн-Готторпскую (начиная с Петра Третьего). А затем после Октябрьской революции 1917 года, когда к правлению вновь созданной страны СССР пришли совершенно неизвестные люди, с неизвестными (выдуманными) биографиями и именами, бывшая империя  была разделена на части, потеряв при этом немало территорий. Тогда Россия по воле всего лишь одного человека –Ленина, о котором мы и сегодня ничего не знаем и не понимаем - утратила свои южные земли Киевской Руси. А через 70 лет в ослабленной неизвестными никому правителями стране такому же неизвестному и управляемому Западом президенту оставалось лишь подписать незаконный договор о прекращении государства СССР.
         Этот процесс подмены удивительно напоминает изображенных на стенах усыпальниц в пирамидах Древнего Египта языческих богов: человеческие тела с головами зверей и птиц. Боги изображались в наголовниках, под которыми  мог скрываться кто угодно, хотя бы и инопланетянин! Но им поклонялись, им служили, их слушались. И что-то мистическое и закономерное есть в том, что один из таких «богов»  до сих пор лежит в саркофаге гробницы в центре Москвы. Если древних языческих богов звали Гором или Зевсом, то имя этому – Лицемерие, покровитель новой религии – атеизма.
             В 11-м веке правящая верхушка Киевской Руси вследствие династических браков, устроенных Ярославом Мудрым для своих детей, была принята в широко распахнутые двери европейских государств по  причинам, которые принесли бы ей пользу. Это и военная помощь, и выгодная торговля, и возможность присоединения русских земель по наследству.
         Давайте посмотрим, кем же  стали Рюриковичи в двенадцатом веке. Уже первая жена Ярослава Мудрого было норвежкой, ее похитил и навсегда увез заложницей в Польшу польский король Болеслав Храбрый, сыгравший большую роль в уничтожении языческой Древней Пруссии. Она не оставила потомства на Руси. А вот вторая жена Ярослава, дочь шведского короля Ингигерда, родила ему и сыновей, и дочерей. В нашей истории принято считать мудрым Ярослава, но современники этой супружеской пары оставили свидетельства об особом уме Ингигерды, ее значительной роли в политике мужа и государственных делах. Согласно «Саге об Эймунде», она лично  принимала участие в попытке убийства конунга Эймунда. Перед попыткой убийства Эймунд отзывался о ней так: «… Я ей не доверяю, потому, что она умнее Конунга (Ярислейфа = Ярослава), но не хочу уклоняться от беседы с нею». Эймунд выступал против Олафа Второго, короля Норвегии, по предположению их современников, любовника Ингигерды.
        Как пишут исследователи, она оказала большое влияние на отношения Руси со странами Северной Европы. После Владимира Святославича, женившегося на Анне Византийской,  брак Ярослава на иностранке был первым,  который позволил русскому князю вплотную приблизиться к политической жизни северных европейских стран и втащить в нее жизнь Киевской Руси и даже рулить в Европе. Хотя, возможно, и  не он принимал решения, а умница Ингигерда,  обладающая большим опытом коренной европейки.
         Вот эпизод, связанный с нею. После завоевания Англии датчанами в 1016 году сыновья английского короля Эдмунда Железнобокого и племянники короля Эдуарда Исповедника английские принцы Эдуард и Эдмунд бежали сначала в Ладогу (которую Ярослав подарил на свадьбу жене-шведке), потом в Новгород, затем в Киев к Ярославу и Ингигерде, а затем в Венгрию. В Новгороде же долго гостил её бывший жених, изгнанный норвежский король Олаф II с малолетним сыном. Как говорят, во время пребывания Олафа в Новгороде Ингигерда «имела с ним тайную любовную связь». Ингигерда убедила Олафа оставить его сына Магнуса на Руси,  а Ярослава – усыновить его. Принц Магнус вернулся на родину только тогда, когда княгиня убедилась, что норвежцы отдадут ему престол отца, погибшего сразу после возвращения в Норвегию в 1030 году (он был убит норвежской родовой знатью). Магнус I Благородный, или Добрый король Норвегии и Дании, сын Олафа Святого и его наложницы Альвхиль, получил трон при поддержке Ярослава Мудрого. После смерти Кнуда Великого норвежская знать, недовольная правлением сына Кнуда Свена, при поддержке Ярослава провозгласила Магнуса королём. После смерти датского короля Хардекнуда он, согласно договорённости, унаследовал еще и датскую корону. То есть, с подачи Киевской Руси в начале 11 века в Норвегии и Дании правил ее ставленник.
          Младший сын Ярослава Мудрого Всеволод  женился на греческой царевне, предположительно дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха, от брака с которой родился князь Владимир Мономах. (Дочь Всеволода Евпраксия, внучка Ярослава Мудрого,  стала императрицей Священной Римской империи, выйдя замуж за Генриха Четвертого). Дочь Ярослава Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового. А дочь Анастасия – женой короля Венгрии Андраша Первого. Ну и конечно, самый известный брак в этой семье – дочери Анны Ярославны и французского короля Генриха Первого.
           Вот при таких обстоятельствах Ярослав Мудрый, скончавшийся 20 января 1054 года, оставил сыновьям огромную централизованную державу, способную влиять на политику всей Европы, от Византии до Норвегии и Англии. При нем множество хронистов, включая и не слишком расположенных немецких, отмечали блеск Киева и его способность соперничать с Константинополем. Скандинавские скальды делали Ярослава героем своих саг, в которых "конунг Ярислейв" предстает правителем уровня Карла Великого и короля Артура, могущественным и великим.

           Но  после  смерти Ярослава у его сыновей дела пошли плохо. Яблоком раздора стала позаимствованная в Европе и утвержденная им система наследования великокняжеского трона от старших потомков к младшим. Сыновья стали ссориться и воевать между собою за наследные русские княжества и киевский престол. Но как родственники представителей правящих европейских домов при этом они несли дополнительные нагрузки по европейским обязательствам. Зачастую это ослабляло их до смерти.
        Вот пример Изяслава, женившегося на сестре польского короля Казимира Первого Гертруде Польской— польской принцессы, дочери короля Польши Мешко II и Рыксы Лотарингской и в своей борьбе за киевский престол постоянно обращавшегося за помощью к Польше. Тем более, что в польскую королевскую семью вошла и дочь Изяслава, вышедшая замуж за королевича Мешко Болеславича, единственного сына Болеслава Второго Смелого. Но он был беженцем после того, как с польского престола свергли его отца. Семья бежала в Венгрию. В год смерти  Ярополка принц женился на его сестре Евдокии, но в 1089 был отравлен во время застолья.
        А за 16 лет до этого в борьбе за киевский трон Изяслав привел на Русь своих родственников поляков. В 1073 году младшие братья Святослав и Всеволод вступили в заговор против Изяслава. Святослав захватил Киев и княжил там до 1076 года, Всеволод перешёл в Чернигов, отдав Переяславль  Давыду Святославичу, а Изяслав вновь бежал в Польшу, где на сей раз был выдворен польскими властями, несмотря на родство, заключившими союз уже со Святославом и Всеволодом. При этом король Польши Болеслав II Смелый оставил у себя часть его драгоценностей. Тогда изгнанник Изяслав направился в Германию к императору Генриху IV и попросил у него помощи в борьбе против братьев, передав ему гигантские богатства; однако император, силы которого были отвлечены внутренней борьбой в Германии, также не поддержал его.
           Тогда Изяслав отправил в 1075 году своего сына, волынского князя Ярополка, в Рим, где тот посетил папу Григория VII, будущего противника Генриха IV. Папа короновал в Риме королевской короной Ярополка и предоставил ему лен святого престола Русское королевство (булла папы от 17 апреля 1075), по которой власть в Киеве должна была принадлежать Изяславу и его сыну Ярополку. Через три дня после написания этой буллы папа обратился с посланием к польскому королю Болеславу, в котором упрекал его за ограбление Изяслава. Реализовать эту попытку закрепления Киевской Руси за одной ветвью династии путём изменения порядка наследования не удалось. Сам Изяслав не рискнул обнародовать на Руси буллу Папы. Но факт остается фактом – папа Римский попытался оказать влияние на жизнь Киевской Руси, пытаясь своим законом закрепить в ней власть за Изяславом и его сыном, сделав его своим вассалом. Это была не что иное как  госизмена отца и сына русскому престолу и русской православной церкви.
            Под влиянием папы Болеслав был вынужден помириться с Изяславом, так как это стало одним из условий для получения им польской короны. 25 декабря 1076 года Изяслав с женой приняли участие в коронации Болеслава в Гнезно. О своей присяге папе Римскому, вернувшись в Киев, никому не сказали. Но тайной это не осталось и стоило Ярополку Изяславичу жизни. Историки считают, что заказчиком убийства князя-предателя мог  стать Владимир Мономах, его двоюродный брат.

                5

         Связи между киевским престолом и Европой развивались интенсивно и драматично. Конечно, более развитые страны стали школой для Киевской Руси во всем,  она  встала на рельсы развития и даже старалась идти в ногу. Поэтому в то время образование, ремесленничество, земледелие на Руси были такими же, как европейские. Зарождались феодальные отношения – в ходе многочисленных войн все больше крестьян и служилых людей становились владельцами земли. Но политические европейские интриги, в которые оказывались замешанными русские князья, создавали большие проблемы и для них самих, и для страны.
            Потомки Ярослава Мудрого, вступая в международные династические браки, рассчитывали на различные выгоды и возвышение, но  вместо этого, вступив в  правящие европейские семьи, получали тяжелейшие удары. Показательна здесь не только печальная судьба Изяслава и его предательски убитого сына Ярополка, но и  двух  женщин – высочайших европейских правительниц.
           Анна Киевская известна как «дочь короля Руси Анна». По этому поводу в отечественной истории написали много восторженного, поражаясь, как из отсталой и дикой страны французы  решились взять жену своему королю! И это мнение, скорее всего, неправильное. Во-первых, Анна не была русской, она была по отцу датчанкой, по матери шведкой. Новую королеву привезли из дальних земель, потому что поблизости от Франции не было принцесс королевской крови, которые бы не состояли в слишком близком родстве с Генрихом, а церковь боролась с кровосмесительными браками. Заметим: искали принцессу королевской крови, а Анна имела датских и шведских королевских предков да еще приписывала к своему роду и византийскую принцессу Анну. Во-вторых, Генриха привлекала политическая позиция  Киевской Руси в системе антигерманских союзов: французский король враждовал со Священной Римской империей, созданной на основе Бургундии, некоторых областей Франции, Германии, Италии, образовавшихся после падения Каролингской империи в 962 году и существовавшей по 1806 год.
           Как утверждают специалисты, Ярослав (но, скорее, с подачи Ингигерды) организовал цепь антигерманских союзов, к которым и примкнул французский король Генрих, брак с русской принцессой как политический ход здесь был очень кстати ( в его территориальных претензиях на Лотарингию в противовес Нормандии). Этот брак  не был счастливым и обошелся Анне очень дорого. Она была моложе мужа на 17 лет (ему было 43, ей 26), родила ему четверых детей, в том числе, будущего короля Филиппа.  Как это и бывает с молодыми женами, после смерти мужа вышла замуж незаконно за двоеженца, регента своего сына-принца Филиппа. Он был не разведен, но женился, несмотря на протесты двора и недовольство папы Римского. Однако оба они были очень богаты, поэтому могли позволить себе все, что хотели. Умерла Анна Ярославна в возрасте  40 или 50 лет.
               На самом деле обстоятельства правления и жизни всех детей Ярослава Мудрого и шведки Ингигерды  в Европе и в Киевской Руси были весьма и весьма плачевными, если не сказать хуже.  В Европу их отдавали просто на заклание в смертельных интригах тамошних правителей. Следующей  после Анны «женской» жертвой политических решений Киева была внучка Ярослава Мудрого, сестра Владимира Мономаха, Евпраксия Всеволодовна, дочь Всеволода Ярославича, которую отдали замуж за короля Священной Римской империи Генриха Четвертого, «сатану на троне», как называли его в европейских правящих домах. Эта страшная история киевской мученицы – императрицы Священной Римской империи Евпраксии - была как бы предвестием будущих мучений уничтожаемой русскими князьями  самой Киевской Руси. Несчастные потомки Ярослава Мудрого, «калибра Карла Великого и короля Артура», не только оказывались с погубленными судьбами, но и лишались жизни, как это произошло с Ярополком Изяславичем, просившим о помощи европейских родственников и соратников, но втянутым в тяжелейшую политическую государственную интригу между папой Римским и европейскими правящими домами, которая довела его до государственной измены.
           По-настоящему ужасной оказалась судьба  внучатой племянницы королевы Анны Евпраксии. Она прибыла в Европу двенадцатилетней девочкой  13 лет спустя после смерти Анны – в 1083 году. Приехала  в Германию, отягощенная богатейшим приданым, в качестве невесты  Генриха Штадена, маркграфа Саксонской Северной марки (с которым князья Киевской Руси имели традиционный союз). Генрих был родственником жены великого князя киевского Святослава Ярославича, Оды: её мать Ида фон Эльсдорф усыновила отца Генриха Удо. Исследователи предполагают, что этот брак был нужен отцу Евпраксии Всеволоду для усиления своих позиций перед Европой в противостоянии с племянником Ярополком, который был женат на немецкой графине Кунигунде.
           К 1075 году, когда Изяслав изменил Руси, отправив сына Ярополка за помощью к папе Римскому, правление Анны во Франции было закончено, она умерла в 1075 году, когда Францией  уже семь лет правил ее сын Филипп Первый. Интересно, что  стилем своего правления он был очень похож на своих дядюшек из Киева – постоянно расширял  владения Франции за счет ослабевших владений и преуспел в этом. Он крепко сидел на троне, так как во Франции и других европейских странах была давно уже узаконена монархия.  А первая же попытка последовать этому примеру, когда Изяслав и его сын Ярополк получили буллу папы Римского на правление в Киеве, закончилась, даже не начавшись, смертями обоих.
         Будущему мужу еще не родившейся Евпраксии Генриху Четвертому было 25 лет и он отчаянно боролся за утраченные его матерью германские земли. Разразилась тяжелейшая европейская интрига, в которую были втянуты  киевские князья, которые, кстати говоря, уже не были по рождению русскими, а являлись близкими родственниками европейских королей и королев, а киевская княжна Евпраксия  вообще стала императрицей Священной Римской империи. Правда, случилось это в 1089 году, когда она вышла замуж за императора Генриха Четвертого.
       Как-то совпали даты начала  самостоятельного жестокого правления злодея Генриха и предательства Изяслава и Ярополка. Именно в этом году Генрих отказал  им в помощи, и они отправились на поклон к его жесточайшему противнику папе Римскому Григорию Седьмому. Который  оказал помощь, столкнув с пути истинного и толкнув Ярополка на путь к смерти.
        У Генриха было очень тяжелое детство. Его мать-регентша упорно боролась за императорский престол и раздавала земли  приглашенным ею защитников сына. А в 1062 году, в двенадцатилетнем возрасте, он был похищен архиепископом Кёльна Анно Вторым, который после этого стал править в империи. Наследный принц в отчаянии бросился с палубы корабля в реку, пытаясь сбежать, и едва не утонул, но был спасен. Однако сердце ребенка, видимо, очерствело. Он стал непреклонным противником Римского престола и, увы,  безжалостным сексуальным садистом. Отказав в помощи Изяславу в 1075 году, Генрих и не предполагал, к какой трагедии приведет  его более близкое знакомство с киевской семьей. На свое и ее горе  в 1088 году он влюбился в юную вдову Евфросинью, у которой только что скончался ее муж Генрих Штаден, маркграф Саксонской Северной марки, за которого ее выдали едва ли не в 14 лет.
         Если Анна Ярославна была моложе своего мужа на 16 лет, то Евфросинья  Всеволодовна моложе Генриха Четвертого на 21 год. В пятнадцать лет она стала  бездетной вдовой после смерти Генриха Штадена.
        14 августа 1089 года магдебургский архиепископ Гартвиг в Кёльнском соборе венчал 39-летнего Генриха IV и молодую киевлянку Евпраксию, после обращения в католичество принявшую имя Адельгейда (Аделаида). Коронация королевы Адельгейды произошла вскоре после Рождества 1089 года в Кёльне. Этот брак, казалось, укрепил связи императора с саксонскими правителями, которых после смерти первого мужа представляла Евпраксия.  Но между супругами быстро наступило охлаждение, стремительно принимая скандальные формы на фоне ожесточённой борьбы за инвеституру (право назначать на должность чиновников). Киевская принцесса в 18 лет вступила на путь ожесточенных политических игр между правящими  европейскими домами и даже заняла лидирующее положение, перейдя на сторону противников своего второго мужа и играя на стороне папы Римского в отличие от ее княжеской родни  в Киеве.
           В том же году, благодаря удачной дипломатии римского папы Урбана II, противники Генриха IV заключают политический и военный союз — 43-летняя Матильда Тосканская вступает в брак с 17-летним Вельфом V. Здесь, как видим, разница в возрасте уже 26 лет. Причем старше – невеста. В марте 1090 года Генрих IV возвращается в Италию, чтобы вмешаться в борьбу между Климентом III и Урбаном II и продолжить войну против Матильды. В апреле 1090 года Генрих IV прибыл в Верону, куда чуть позже перебрался и его двор. Евпраксия вплоть до 1093 года оставалась в Вероне, где в 1092 году умер её новорождённый сын и где происходили основные события осложнения отношений с Генрихом. К папе Римскому примкнул и сын Генриха Конрад и стал королем Италии. В «Штаденских анналах»  указывается: «Конрад, сын Генриха от первого брака, восстал против своего отца по следующей причине. Король Генрих возненавидел королеву Адельхайду, свою жену, да так, что ненависть была ещё сильнее, чем страсть, с которой он её прежде любил. Он подверг её заключению, и с его позволения многие совершали над ней насилие. Как говорят, он впал в такое безумие, что даже упомянутого сына убеждал войти к ней. Так как тот отказывался осквернить ложе отца, король, уговаривая его, принялся утверждать, будто он не его сын, а одного герцога, на которого названный Конрад был чрезвычайно похож лицом».
              И из источников известно, что Генрих очень ревновал свою красавицу  жену и плохо с ней обращался. Одно из таких свидетельств приводит Н. М. Карамзин: «Желая испытать целомудрие Агнесы, Генрих велел одному барону искать её любви. Она не хотела слушать прелестника; наконец докуками его выведенная из терпения, назначила ему время и место для тайного свидания. Вместо барона явился сам император, ночью, в потемках, и вместо любовницы встретил дюжину слуг, одетых в женское платье, которые, исполняя приказ императрицы, высекли его без милосердия, как оскорбителя её чести. В мнимом бароне узнав своего мужа, Агнесса сказала: „Для чего шел ты к законной супруге в виде прелюбодея?“ Раздраженный Генрих, считая себя обманутым, казнил барона, а целомудренную Агнессу обругал с гнусной жестокостью: нагую показал молодым людям, велев им также раздеться».
          Существует версия, что происходило это потому, что Генрих входил в секту николаитов, практиковавших оргии. В свою очередь, Г. Альтхофф считает, что поскольку брак императора с Евпраксией был частью мирного соглашения с саксонскими правителями и она являлась своеобразной заложницей, то его отношение к жене поменялось после того, как у него начались осложнения с саксонцами. То, что Генрих приказывал насиловать жену, по мнению Альтхоффа, было наказанием заложницы, представлявшей сторону, не выполнившую своих обязательств. А ведь за этими отвратительными последствиями стоял отец Евфрасиньи Всеволод Ярославич, который родством с Саксонским двором  с помощью династического брака своей четырнадцатилетней дочери хотел встать над  противником Ярополком.

                6

           Будучи фактически узницей в Вероне, Евпраксия бежит оттуда в конце 1093 года под покровительство Папы Римского. У стен Вероны её встретил отряд во главе с Вельфом V и успешно доставил её в Каноссу к Матильде Тосканской. На церковном соборе в Констанце (апрель 1094) и на синоде в Пьяченце (март 1095) Евпраксия свидетельствовала против Генриха, обвинив его в принуждении к супружеским изменам, в частности, к сожительству со старшим сыном Конрадом, а также обвинила императора в оргиях и сатанизме. Папа Урбан II вновь предал Генриха анафеме. Жалоба Евпраксии была признана справедливой, и она получила отпущение грехов.
       Тяжкие страдания киевской великомученицы были окончены. Некоторое время после этого Евпраксия жила в Италии, по-видимому, при дворе сына Генриха Конрада. Но около 1096—1097 гг., как полагают, она отправилась в Венгрию, «где у неё было много родственников», но там не задержалась и около 1099 года вернулась в Киев, где жила её мать. После смерти Генриха в августе 1106 года Евпраксия постриглась в монахини (6 декабря 1106 года) и умерла в 1109 году. Похоронена в Печерском монастыре.
         Трудно представить, что отец Евпраксии Всеволод Ярославич не знал о горькой судьбе дочери, которую в детском возрасте отдал в Европу как сексуальную и политическую  игрушку на растерзание тамошних титулованных извращенцев. Он скончался в 1093 году, уже после того, как в Вероне умер  новорожденный сын Евпраксии и разворачивались трагические события ее противоборства с Генрихом Четвертым.
         Но и ее матери Анне Половецкой в Киеве пришлось выполнять сложные политические поручения. Возможно, она была дочерью половецкого хана, в крещении получила имя Анна. Дата рождения, имена её родителей и её половецкое имя неизвестны. В 1068 году стала второй женой (после смерти первой жены в 1067 году) великого князя Киевского (с 1076) Всеволода Ярославича. После его смерти в 1093 году осталась жить в Киеве, где, по-видимому, пользовалась уважением у местных жителей. Когда в 1097 году её пасынок Владимир Мономах вместе с черниговскими князьями осаждал князя Святополка Изяславича в Киеве, именно её и митрополита Николая киевляне попросили стать посредниками в переговорах между враждующими сторонами. Летопись целиком приводит речь, с которой Анна обратилась к Владимиру Мономаху: «Моли ся, княже, тобе и братома твоима, не мозете погубити Русьские земли. Еще бо возмете рать межю собою, погании имуть радоватися и возмуть землю нашю, иже беша стяжали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбрьством, побарающе по Русьские земли, ины земли приискываху. А вы хочете погубити землю Русьскую». В летописи отмечается, что Владимир Мономах почитал Анну как мать, поэтому её слова воспринял со слезами и пообещал выполнить просьбу. В итоге распря завершилась миром.
          Евпраксия при жизни матери вернулась домой. В конце жизни Анна ушла в Андреевский монастырь. Умерла 7 октября 1111 года, похоронена в этом монастыре.
          Оправдывала ли она побег дочери с престола императрицы Священной Римской империи или посчитала неправильным неподчинение мужу? Как знать, какими были бы отношения Киевской Руси и Европы, усиди на троне Священной Римской империи Евфросинья. Но осуждать ее за недальновидность  и политическую и дипломатическую неграмотность невозможно, ведь она была еще ребенком и удивительно, что как-то выжила в обстоятельствах, в которые вверг ее муж - сексуальный садист и тиран, трижды отлученный от церкви.

                7


            Генрих Четвертый больше не женился. Он низложил своего мятежного сына Конрада, короновав 12-летнего младшего сына  Генриха соправителем, взамен взяв с него обещание никогда не восставать против отца. Конрад же был коронован папой Урбаном II в Милане и вместе с ним в 1095 году принял управление Кремоной. Однако вся его деятельность в Италии была неэффективной: Конрад очень быстро потерял даже то небольшое влияние, которое имел, был смещён Урбаном II и умер во Флоренции в июле 1101 года. После смерти Урбана II папой был избран в августе 1099 года Пасхалий II. На синоде в 1102 году он снова отлучил Генриха IV от церкви.
          И второй сын, Генрих, принес императору разочарования. Он нарушил клятву и отрёкся от отца, опасаясь, что папа римский откажется короновать сына трижды преданного анафеме императора. Как и старший брат, молодой Генрих также примкнул к сторонникам папы римского, после чего получил заверение нового папы, Пасхалия II, что коронация состоится.
         Неожиданно для всех Генрих IV заболел и 7 августа 1106 года скончался в возрасте 55 лет. Как символ прощения и примирения он послал своему сыну меч и кольцо — регалии императорской власти, которые оставались у него до последнего момента, отцовское благословение и просьбу похоронить его в Кафедральном соборе Шпайера, рядом со своими предками.Однако изначально погребение состоялось в соборе Льежа. Епископ Отберт Льежский проводил императора в последний путь со всеми почестями. Но немецкие прелаты протестовали и предали собор анафеме, объявив его оскверненным — оскверненным ровно до того момента, пока в нём находится тело отлученного от церкви короля. 3 сентября 1106 года состоялось перезахоронение в Кафедральном соборе Шпайера — уже по настоянию молодого императора Генриха V. Но и собор в Шпайере постигла та же участь. Гроб вторично перенесли, и на протяжении пяти лет тело Генриха покоилось в капелле св. Афра шпайерского Кафедрального собора.
     И капелла не стала последним и окончательным пристанищем беспокойного короля. В 1111 году Генрих V, во время встречи с Папой Пасхалием II в Риме, обратился к тому с просьбой посмертно снять анафему с отца и позволить похоронить его по церковным обрядам. Пасхалий пошёл навстречу и 7 августа 1111 года, в пятую годовщину смерти Генриха IV, гроб с его телом был в третий раз извлечён и торжественно перенесён в фамильный склеп. Последняя просьба Генриха IV была выполнена. Заметим, что это событие произошло в год смерти матери Евпраксии Анны Полоцкой.
         Что касается маркграфини Матильды Тосканской, которая, как считается, втянула в свою борьбу против Генриха Четвертого Евфросинью. Она дважды тайно вступала в брак по политическим мотивам. Была пламенной союзницей папы Григория VII и его неразлучным другом. Он укрывался в её замке Каносса от Генриха IV, который в 1077 году приходил к нему туда на покаяние. Когда в 1081 году Генрих напал на Григория, Матильда воспрепятствовала полному поражению последнего и после смерти Григория продолжала враждовать с Генрихом. Позже Матильда поддерживала восстания Конрада и Генриха V против их отца. Она пережила и Генриха Четвертого, и Евфросинью, умерла в 1115 году. Наследницей своих ленных земель и поместий Матильда назначила римскую церковь.
           Тем самым она уже после смерти «продолжила» борьбу между императором и папами за это так называемое наследие Матильды, которая продолжалась до XIII века. Но во время этой междоусобицы тосканские города быстро развились и достигли такой же независимости, как и города Ломбардии.


Рецензии
м да... история руси это неясное пятно...
нас учат истории египта рима греции вавилона евреев (библия) но о руси мизер...
с уважением Юрий.

Юрий Кузнецов Дмитриевич   14.06.2024 14:59     Заявить о нарушении
Напротив, сейчас выложено в Сети очень много текстов на тему Древней Руси, если все читать, устанешь. Потому что, как вы правильно заметили, раньше мы свою историю практически не изучали. Нас не подпускали и формировали неправильные представления. Но теперь народ быстро все схватывает. Видно, понимает, в жизни любой опыт пригодится, тем более, опыт предков. Но почему в СССР нас этого спасительного или поучительного опыта хотели насовсем лишить - непонятно. Вот это - отдельная тема, начнешь разбираться и утонешь!

Татьяна Алексеевна Щербакова   14.06.2024 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.