Педсовет. Зонтик или крыша?

              Давать советы – дело, говорят, неблагодарное. Поэтому это не нравоучения, а  скорее раздумья, рекомендации и выводы из наблюдений над совмещением себя-педагога и себя-мамы. А совмещение это имеет уже солидный стаж. И всё равно порой чувствуешь сапожником без сапог – тогда обращаешься к опыту коллег. Отсюда – ПЕДСОВЕТ.
Все знают, что воспитание – это работа на перспективу. И всем хочется и для себя и для детей благополучного будущего. И не только в финансовом плане, но в моральном. А здесь мораль одна: ребёнка нужно правильно воспитывать. И желательно родителям. Отдавая дитя в руки нянь, воспитателей, гувернёров, учителей, некоторые мамы и папы ожидают необыкновенного результата в формировании своего чада. А если такового не случилось, предъявляют список требований к чужим умениям-неумениям, забывая прописную истину: родитель – самый главный воспитатель.
             Да, мы заняты на работе. Порою очень. И нам кажется, что именно дети должны понимать, для кого мы стараемся. Но вот не понимают! И оценки плохие приносят, и поведение пугает, а ещё секретики какие-то у них появляются. Нам надо решать проблемы масштабные! – а тут этой мелочёвкой приходится заниматься.  Но, дорогие мои, «мелочёвка» эта как раз масштабнее будет многого иного.
Прошу: находите время (хоть в маршрутке) для чтения книг  известных психологов и педагогов: Д.Карнеги, Вл. Леви, А Реана, У.Диксона, В.А. Сухомлинского и др.
В будни планируйте «мини-свидания», когда вы с детьми проводите вместе хоть полчаса за  прогулкой или беседой (но не нравоучительной лекцией!). Время выходных распределите вместе.
            Договоритесь заранее, что дети будут оставлять для вашего контроля раскрытые тетрадки с домашним заданием (с условием, что утром они соберут портфель сами). Но иногда выдавайте ребёнку – особенно подростку – кредит доверия («забудьте» проверить, но не забудьте об этом сказать!)
           Готовя ужин, убирая квартиру (желательно, вместе с ребёнком), выясните, что  сегодня его волновало больше всего. Формулируйте вопросы так, чтобы получать развёрнутые ответы. Рассказывайте ему и о своей работе, спрашивайте совета.
               
                ***               
"Хотите вы иль не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего мы родители,
А всё остальное – потом.
Потом - агрономы, потом - астрономы,
Врачи и шахтёры – потом".               
       Вот вспомнилась песня и навела на размышления...
       Зачастую забываются эти прописные истины. Плохо, когда мы «живём» работой. Ведь наши родные ждут нашего внимания. И понимания. Мы же порой смещаем акценты и хотим только, чтобы понимали нас. А после терзаемся чувством вины. Особенно перед подростками…
Но взрослее – значит, мудрее. Мудрый делает шаг навстречу первым. Наша сегодняшняя тропка к пониманию детей будет состоять из семи шагов.
Шаг первый: не вымещай на детях свои неудачи на работе. Строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не иди на поводу школьных оценок низкого уровня – напротив, не скупись на похвалу.
Шаг 2-й: не бей лежачего. Низкий балл, полученный детьми в школе – достаточное наказание, его не нужно усугублять. Лучше разобраться в причинах «двойки» (а для кого-то – «четвёрки»).
Шаг 3-й: ищи в море ошибок ребенка островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя. Оценивать труд детей надо очень дробно: это у тебя получается, а над этим нужно поработать.
Шаг 4-й: чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечай их не все сразу. «Опять грязь в тетради! И мусор не вынес! И с братом подрался! И…». Знай меру.
Шаг 5-й: твоя оценка должна иметь точный адрес. Хвали – исполнителя, критикуй – исполнение. «5» - умнице Даше или идеальной записи в её тетради? Учитель оценивал работу по школьным нормам: по количеству ошибок. Но ты – родитель!
Шаг 6-й: не ставь перед детьми глобальных задач. После «3» не требуй сразу «5» - вместе порадуйтесь «четвёрке».
Шаг 7-й: не сравнивай сына или дочь с их друзьями. Сравнивай вчерашние неудачи ребенка с его сегодняшними успехами. Ибо, как сказал писатель Пётр Павленко в книге «Счастье», «все победы начинаются с победы над самим собой».


Рецензии