Конкурс 45. Лепестки сакуры Приправа к хайку

 Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости, продолжаем наш проект, открытый для всех любителей, опытных и начинающих познавать тонкости редкого уникального жанра! Начинаем новый, долгожданный для многих, конкурс!

   Нам привычно сравнивать хайку с живописью. И это у нас хорошо получается. Но мы не будем на этом останавливаться. И на этот раз сравним хайку с кулинарией. Поэтическая кухня пейзажной лирики минимализма содержит много рецептов и рекомендаций. Но в начале задумайтесь: с чем вы хотите её сравнить - с фастфудом или с дорогим, очень дорогим, изысканным национальным ресторанным блюдом? Думаю, ответ очевиден. Тогда вспомним, как мы до этого конкурса подходили к такому важному вопросу, как наличие киго? Искали ли мы то, что лежало на поверхности и быстро определялось? А если нет? Спешили ли мы выносить вердикт, что киго нет. И торопились занижать оценку? Признаемся, что частенько такое огорчало многих. Ну что же, пришло время разобраться более обстоятельно и поработать в данном направлении. Вопросу наличия Киго в тексте хайку и его определению был посвящён 9-ый конкурс из серии "Лепестки сакуры". С кратким конспектом "Нервный узел хайку" можно ознакомиться по ссылке: http://stihi.ru/2020/05/25/9479

   Хорошо, когда в текстах упоминается цветение какого либо растения - здесь не поспоришь, киго определяется легко. Но писать хайку только о цветах, клумбах и шмелях, было бы скучно. Образы повторяются. К хайку возвращаться не хочется. В ответ некоторые отказываются заморачиваться по этому поводу и вообще отказываются от сезонных слов. Но мы ведь имеем в виду классический подход к хайку, а значит, должен быть пейзаж. А пейзаж без сезона - не пейзаж вовсе. Поговорим немного о теории...

  Киго (яп., сезонное слово) — в классическом японском хайку, рэнга и рэнку — слово или выражение, указывающее на время года, к которому относится изображаемая в тексте картина. Некоторые киго явным образом привязывают текст к времени года, для других же такая соотнесенность обусловлена только традицией: так, образ «луна в дымке» относит стихотворение, в котором он употреблен, к весне, хотя само по себе данное природное явление может встречаться в любое время года. Для того, чтобы и поэты, и читатели легче ориентировались в сезонных словах, составлялись словари киго — сайдзики.

            История киго

   Представление и отсылка к сезонной теме всегда являлись важной частью японской культуры вообще и поэзии в частности. Древнейшая японская антология Манъёсю содержит несколько разделов, посвящённых временам года. Ко времени появления первой придворной японской антологии Кокинсю, разделы, посвящённые временам года стали уже значительными частями антологии Манъёсю.

    Традиция составления «сцеплённых строк»-рэнга возникла к середине периода Хэйан и развивалась в течение всего Средневековья. К XIII веку существовал набор жёстких правил написания рэнга; строго определялась необходимость для части строф отсылать слушателя к определённому времени года, в зависимости от места этих строф в структуре рэнга. В соответствии с этими правилами, хокку (первая, открывающая строфа рэнга) должно было содержать обозначение времени года, в которое и была написана рэнга.

    В XV веке возникла менее строгая форма рэнга — хайкай-но рэнга («шутливые сцепленные строки»). Затем первая строфа рэнга, всё ещё именуемая «хокку», превратилась в самостоятельную форму. К концу XIX века Масаока Сики переименовал хокку в хайку.

    Использование киго

   Для хайку эпохи Басё использование киго было обязательным. В новой японской поэзии и в хайку западных стран необходимость сезонных слов остается под вопросом...
   _____

    А для нас, дорогие участники, конкурса? Остаётся данный вопрос актуальным?  И насколько? В свете кулинарной темы, сравним киго с ПРИПРАВОЙ  к изысканному блюду. И надо обладать вкусом, чтобы распознать её. Бывает, на уровне чувств мы улавливаем конкретный сезон, но не можем это объяснить, настойчиво утверждая, что это может происходить в другое время года. Здесь мы упираемся в пласт исторических и традиционных ценностей. Но нарочитое указание на какую нибудь знаменательную дату года не всегда решает вопрос, когда остальной текст не погружает нас в атмосферу описываемого момента. Речь идёт о тонком плане.

  Но здесь есть опасность учти настолько глубоко в тонкие намёки, что читатель может возмутиться по поводу определения. Надо обращаться в справочники, интересоваться многим. А стоит ли? Другое дело, когда мандарины и мишура на ёлках точно позволяют погрузиться в атмосферу праздника, а другое дело такая хайку, от нашеё постоянной участницы:

 нерест ряпушки
 в Плещеевом озере
    полнолуние        (автор Арина Шик)
*

  Полнолуние может быть в каждом месяце года, но вот редкая царская рыбка, которая недаром вошла в герб города Переславль-Залесского, потому что единственным местом обитания переславской ряпушки является Плещеево озеро, лежащее в южной части Ярославской области, является холодолюбивой рыбой, для комфортного существования температура воды не должна превышать 16—17 °С. Лето она проводит на дне, а вот когда осенью холодает у неё наступает нерест, она выходит на мелководье, известно, что десяти километровое озеро очень мелкое по береговой линии - на 2 км. И можно легко представить, как играют блики луны на водной глади - то ли от дуновения ветра, то ли самих спин этой исчезающей в наше время рыбки. Сезон определяется вплоть до недели, а именно - конец ноября!

 Знание нашей с вами родной природы обогащает и никогда не сделает жанр пейзажной лирики минимализма скучным.  Надо интересоваться, изучать, наблюдать и путешествовать! У нас такая огромная страна, что этому изучению не будет конца. Но вернёмся к нашей приправе...

   Приправы может быть много. Можно пересолить, переперчить, пересластить... А в хайку каждое слово на вес золота. Поэтому отдадим киго немного места - всего один штрих, но многоговорящий. И в этом наша задача.

   Были попытки составлять справочники киго для русской хайку, но они не увенчались успехом. Жанр хайку на русском языке развивается, и довольно молод, чтобы составлять устоявшиеся идиомы, относящиеся к конкретному сезону.

  Что будет нам в помощь? Наш многолетний жизненный опыт наблюдения, опыт увлечения хайку и... интуиция. Да-да, именно она верно подсказывает, производя послевкусия от прочтения. И не надо отбрасывать свои впечатления, не доверяя возникающим чувствам. Какая картинка предстаёт перед глазами по прочтению, тот сезон и есть. Доверяйте самому себе, своему восприятию, и, конечно, автору!


================

  Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над киго, как приправой к хайку, которой не может быть много. На этот раз желательно не делать её слишком заметной, как соль, которую только чувствуешь на вкус, и она не видна на поверхности. Наши тексты должны содержать только штрихи, переносящие читателя в рамки конкретного сезона! Это филигранная работа!

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
 
   Итак, задание для конкурса «ПРИПРАВА ДЛЯ ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ АВТОРУ НАЙТИ ПОДХОДЯЩЕЕ СЛОВО ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ХАРАКТЕРНОЕ ДЛЯ КОНКРЕТНОГО СЕЗОНА. ЧЕМ У'ЖЕ РАМКИ СЕЗОНА, ТЕМ ЛУЧШЕ. НО САМ СЕЗОН КОНКРЕТНО НЕ НАЗЫВАЕМ И СТАРАЕМСЯ УЙТИ ОТ БАНАЛЬНЫХ СЕЗОНОВ ЦВЕТЕНИЯ И УПОМИНАНИЯ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ И ПРАЗДНИКОВ. Картинка не должна быть просто красивой зарисовкой и всё.  Она должна быть взята из жизни и быть уникальной в своём роде. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда.  Помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю. Но и сами проверяйте, что видите по прочтению.

 Для настроения рекомендуется тема «СЕЗОН ДОЖДЕЙ», но совсем не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом сезоне, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

ВНИМАНИЕ!  Текст хайку в количестве от 1 до 2 (!) от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:

            ignattur@gmail.com

Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.

   За 3 дня до окончания срока приёма работ, если останутся вакантные места, будут приниматься от участников третьи хайку!!! Ниже по тексту сроки оговариваются.

Заявка принимается на почту ведущей по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:

1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двухчастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

   Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

С теорией хайку на основании прошлых конкурсов проекта "Лепестки сакуры" можно ознакомиться на личной страничке ведущей  в виде отдельных статей-конспектов с примерами призовых работ-победителей конкурсов в разделе "Учимся писать хайку. Лепестки сакуры" - с 1- 32 конкурсы. http://stihi.ru/avtor/ignattur

 С 33 по 44 конкурсами можно ознакомиться в папке "Пишем хайку. Лепестки сакуры" на нашей конкурсной площадке Маллар Ме.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 24 ИЮНЯ 2024 года или до 30 работ максимум! Но с 20 ИЮНЯ, если не будет набрано 30 хайку, откроется набор от участников ДО 3-Х ХАЙКУ! После чего будет объявлено голосование! Не упустите свою возможность!
________________

Принято на данный момент: 30 хайку.

Иллюстрация: Takahashi Shotei

Принимаю только неопубликованные хайку!

Открыт приём третьих хайку! У всех, кто прислал, принято!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование скоро начнётся...

Маллар Ме   23.06.2024 01:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.