Демьян Бедный с цитатами и комментариями

Изо: стрелок из лука и его собачка



Демьян Бедный

"Брату моему" - в целом, понравилось, хорошие деревенские стихи, и автор совсем не глупый. Над бедным (!) Демьяном принято смеяться - дебилы, вы его не читали...

"Как поле, рдеющее маками,
Как в блеске утреннем река,
Сверкает огненными знаками
Моя неровная строка." - шикарно. И в целом этот стих - "Бывает час: тоска" - хорош и содержателен.

"Баня" - опять великолепно. Энергии в нем было море! Но в политике, конечно, слишком легко обмануться, деревенским туда нельзя...

"В огненном кольце" - в 18 году написано, и очень зажигательно (мог быть героем Платонова?! По сути, и был им!) Нельзя винить деревенских за политические ошибки - ошибкой для них является политика как таковая... Ведь разве нельзя понять нелюбовь к помещикам и фабрикантам?!   Он  был искренен - просто ошибался, горячий. И ещё он был удалой -  мог и сознательно повернуть себя как коня на новую линию партии. Революционное время всех смельчаков сделало авантюристами! Он  отличается удалью, недоступной кабинетным ботаникам, особой удалью, вызывающей зависть. Тем более, жил в Кремле, лапоть! Его из зависти "литераторы" сживали со света, он был "неправильный", слишком громкий, грубый и ловкий...

"Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна": направлено против попов, а не против Иисуса и правильно многое говорит. И углы не замазывает, а наоборот выпячивает. По сути, он тут говорит как Лев Толстой! Но, разумеется, всё рассматривает и через призму "классовой борьбы", т.е. несправедливости деления людей на рабов и господ - я и тут со всем, кроме насилия, согласен...  Есенин его за это богоборчество, конечно, ловко отдубасил, но это разборка деревенских между собою, у каждого своя правда и  драчка от её, у каждого, неполноты... - но я полностью на стороне именно Демьяна, ведь, по сути, Есенин просто ругается (не по христиански!), называет боровом, пьяным, Иудой и т.д.

В целом, это простой народный поэт - простота, конечно, бывает хуже воровства и народ не надо обожествлять, он и быдло - понятия смежные, но ведь и достоинства огромны у простоты и народа - а главное, разве много у него конкурентов?! Получается, наоборот, он чуть ли не один такой... - учитывая его ловкость и талант... Обычно хрен пробьёшься - только революция вывезла...

---

"БРАТУ МОЕМУ.
Порой, тоску мою пытаясь превозмочь,
Я мысли черные гоню с досадой прочь,
На миг печали бремя скину, —
Запросится душа на полевой простор,
И, зачарованный мечтой, рисует взор
Родную, милую картину:
Давно уж день. Но тишь в деревне у реки:
Спят после розговен пасхальных мужики,
Утомлены мольбой всенощной.
В зеленом бархате далекие поля.
Лучами вешними согретая, земля
Вся дышит силою живительной и мощной.
На почках гибких верб белеет нежный пух.
Трепещет ласково убогая ракитка.
И сердцу весело, и замирает дух,
И ловит в тишине дремотной острый слух,
Как где-то стукнула калитка.
Вот говор долетел, — откуда, чей, бог весть!
Сплелися сочный бас и голос женский, тонкий,
Души восторженной привет — о Чуде весть,
И поцелуй, и смех раскатистый и звонкий.
Веселым говором нарушен тихий сон,
Разбужен воздух бодрым смехом.
И голос молодой стократно повторен
По всей деревне гулким эхом.
И вмиг всё ожило! Как в сказке, стали вдруг —
Поляна, улицы и изумрудный луг
Полны ликующим народом.
Скликают девушки замедливших подруг.
Вот — с песней — сомкнут их нарядно-пестрый круг,
И правит солнце хороводом!
Призывно-радостен торжественный трезвон.
Немых полей простор бескрайный напоен
Певцов незримых звучной трелью.
И, набираясь сил для будущих работ,
Крестьянский люд досуг и душу отдает
Тревогой будничных забот
Не омраченному веселью.
…О брат мой! Сердце мне упреком не тревожь!
Пусть краски светлые моей картины — ложь!
Я утолить хочу мой скорбный дух обманом,
В красивом вымысле хочу обресть бальзам
Невысыхающим слезам,
Незакрывающимся ранам.
1909" - кроме восхищения (не только автором, но и описанной картиной) такие стихи ничего не вызывают. По-моему, любые пушкины тут отдыхают и пишут ни о чём... Рай находится именно в той, деревенской стороне...

"Ну, настали времена,
Что ни день то чудо,
Спирт уж гонят из говна
Четвертную с пуда
Русский ум изобретает
К зависти Европы,
Так что водка потечёт
Прямо в рот из жопы.
И сумели власть забрать
Мы над новым миром
Чистым спиртом будем срать
И пердеть эфиром.
И тогда мужик наш русский
Преотлично заживёт.
Все сортиры перестроит
В винокуренный завод.
Будет чем платить нам,
Будет чем кормить семью.
Спирто-трест протянет ноги,
Закрыв лавочку свою.
Пердунов обложат сбором,
На говно акциз введут
И по слухам очень скоро,
Жопы пробками заткнут.
26.01.1926" - ну, падение нравов разительное, но вообще Высоцкого напоминает - и по сути верно, весь технический прогресс к чему-то подобному сводится...

""Баня»
Жена у Прова Кузьмича
Не зла, да больно горяча, —
Где праздник, уж орет заране:
«Отмой-ка, пентюх, грязь ты в бане!»
«Иду — чего уж там? — иду!»
Кузьмич с женой всегда в ладу;
Не то чтоб был мужик покорный,
Да бабий норов знал он вздорный:
Перепечет в сердцах кулич,
А виноват, мол, Пров Кузьмич.
В предбаннике хвативши чару
— И не одну, поди! — винца,
Пров с полки кличет молодца:
«Поддай-ко-сь, милый, пару!»
Вконец разнежившись в пару,
Пров стонет: «Сем-ка, подбодрюся,
Водой холодной окачуся,
Силенок свежих наберу.
Всамделе, стал тетюхой слабой:
Сдаю изрядно перед бабой».
Что ж вышло, братцы, с мужиком?
С того ль, что был он под хмельком,
С того ль, что думал про хозяйку,
Бедняк, не ту схвативши шайку,
Весь окатился… кипятком!
*
Хотя ты мне ни кум, ни сват,
А все скажу я: бюрократ,
Не брезгуй, брат, моим уроком.
Бог весть, что будет впереди?
На новых выборах — гляди! -
Не обвариться б ненароком!
1912" - очень даже актуальная в политике история. Во все времена и во всех странах. Как раз кипятком неоднократно и окатились, стремясь "отмыться" - выбирали и большевичков, и Гитлера, и Ельцина...
И опять живописует очень ярко...

"Еще не все сломили мы преграды,
Еще гадать нам рано о конце.
Со всех сторон теснят нас злые гады.
Товарищи, мы — в огненном кольце!
На нас идет вся хищная порода.
Насильники стоят в родном краю.
Судьбою нам дано лишь два исхода:
Иль победить, иль честно пасть в бою.
Но в тяжкий час, сомкнув свои отряды
И к небесам взметнув наш алый флаг,
Мы верим все, что за кольцом осады
Другим кольцом охвачен злобный враг,
Что братская к нам скоро рать пробьется,
Что близится приход великих дней,
Тех дней, когда в тылу врага сольется
В сплошной огонь кольцо иных огней.
Товарищи! В возвышенных надеждах,
Кто духом пал, отрады не найдет.
Позор тому, кто в траурных одеждах
Сегодня к нам на праздник наш придет.
Товарищи, в день славного кануна
Пусть прогремит наш лозунг боевой:
«Да здравствует всемирная коммуна!»
«Да здравствует наш праздник трудовой!»
1 мая 1918" - а вот тут обманулся Демьян, но честно обманулся - да и не полностью: большевички ещё 70 лет достаточно успешно спекулировали на социалистических идеях, защите угнетенных и так далее...

"ВПЕРЁД И ВЫШЕ.
На ниве черной пахарь скромный,
Тяну я свой нехитрый гуж.
Претит мне стих языколомный,
Невразумительный к тому ж.
Держася формы четкой, строгой,
С народным говором в ладу,
Иду проторенной дорогой,
Речь всем доступную веду.
Прост мой язык, и мысли тоже:
В них нет заумной новизны, —
Как чистый ключ в кремнистом ложе,
Они прозрачны и ясны.
Зато, когда задорным смехом
Вспугну я всех гадюк и сов,
В ответ звучат мне гулким эхом
Мильоны бодрых голосов:
«Да-ешь?!" — «Да-ешь!" — В движенье массы.
«Свалил?" — «Готово!" — «Будь здоров!»
Как мне смешны тогда гримасы
Литературных маклеров!
Нужна ли Правде позолота?
Мой честный стих, лети стрелой —
Вперед и выше! - от болота
Литературщины гнилой!
1924" - жизнерадостный, здоровый, рабочий человек, никаких тебе Айседор Дункан, я уж не говорю о всей прочей серебряновековой мертворождённой братии...

Простые крестьяне и рабочие никогда не будут в чести в "искусстве", которое изначально существует для богачей и элит - а с другой стороны они и дать ничего не могут, кроме ловкости, жизнерадостности и всяческого здоровья (хотя, как по мне, это вовсе немало и  выбор между простаками и декадентами  для меня очевиден)

... Ведь лозунги у большевичков были самые прекрасные, а что не исполнили ничего, зато занялись демагогией и репрессиями по любому поводу, так не Демьян в том виноват . И, конечно, ему приходилось публично славить Сталина (за глаза он крыл и его и всю верхушку)...

Он, кстати, хохол, с Украины, там народ простой, политически их и сегодня обмануть нетрудно, как известно... (А где трудно? В Москве, в которой за Ельцина 90 процентов было голосов?)

Я бы ввел Демьяна и в школьную программу и куда угодно, потому что речь народная развивалась бы с таким примером, и дух жизнерадостности и оптимизма распространялся... (Два огромных плюса)

Ещё раз заглянул в "Евангелие от Демьяна " и опять поразился тому какое оно огромное, раз, сколько в нем компетенции какой-никакой (совсем немаленькой) , два и каков уровень рифмовки, три. Этот уровень у него вообще невероятный, просто как у фокусника - учитывая, что и точность изложения при этом вовсе не страдает, наоборот, речь его самая остроумная и образная...  Такое ощущение, что дай ему любой текст и он его мигом на бойкие рифмы переложит, сделает ярким и хлестким... Как пропагандист он, конечно, ценность имел невероятную (хотя, наверное, потом нашлась целая куча подражателей -  и они во многом обесценили оригинал, и заменили его и спародировали... )

Ненависть к богачам у него была самая натуральная - родом из самых низов, папаня грузчиком на вокзале работал, богачам чемоданы носил за копейки... И тех же зиновьевых и бухариных он мог воспринимать как новую элиту, новых богачей - по крайней мере, никакого родства с ними не чувствовал...


Рецензии