Заболоцкий, Жуковский с цитатами и комментариями
Николай Заболоцкий , Василий Жуковский
"Поэзия есть мысль, устроенная в теле.
Она течет, незримая, в воде —
Мы воду воспоем усердными трудами." - тут понятно, что он собирается усердно корпеть над рифмами, но вкладывать смысл, чтобы была не пустая вода.
"Тревожный сон коров и беглый разум птиц
Пусть смотрят из твоих диковинных страниц." - диковинный тревожный сон коров?! Вот ведь деревенщина - нет, чтобы фавнов предложить... Зато у него есть пресловутое "безмолвие миров"!
Дважды, настойчиво выступает против музыки:
"Где древней музыки фигуры...
Там не ищи, поэт, душе своей убранства."
"Коль музыки коснешься чутким ухом,
Разрушится твой дом и, ревностный к наукам,
Над нами посмеется ученик" - ему нужны не просто смыслы, а наука в стихах - и наука не дружит с музыкой... - ага... Но какие тогда это будут стихи?! Любая рифма - это музыка! В рифму выступать против музыки?! Хотя это 32-ой год - и не такая херня могла присниться...
"Признание":
"Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!" - я поперхнулся уже на первом слове! И колдун кто? - не сам ли автор? Между прочим любитель науки, а не колдовства...
Дальше идёт намёк на ветреность, но это что - ниже названа звездою сумасшедшею...
Самая интересная строчка - про оковы... Видимо, раз это восточная, темная женщина, то она не слишком раскрепощена!
"И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую." - необычным способом, со слезами и стихотворениями, он хочет ею завладеть, уже обнимает колени, уговаривает...
"Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые"
"Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется..." - типа, тебя же не убудет...
И в конце он задаёт риторические вопрос "чего же ты плачешь, красавица?" - снасильничал и задаёт такие вопросы...
"Гроза идёт" - абсолютно пустой стих, упражнение в рифмовке. Вообще, с рифмами у него полный порядок, а вот смыслов нет, хоть шаром покати - но так и полагается...
"Портрет": призывает поэтов любить живопись! Надо же... - у него против музыки что-то личное?!
"Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно." - обратите внимание на слово "единственной"
В остальном совершенно пустой стих, бла-бла-бла
"Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя." - природа всегда похожа на саму себя! Это он сам находится в болезненном мраке и не похож на себя под влиянием сталинизма...
"История моего заключения" - оказывается, и он посидел в сталинских лагерях! Пишет про это совершенно банально - но содержание-то как раз есть, ещё какое, и его не могло не быть...
"Сквозь рты, желудки, пищеводы,
Через кишечную тюрьму
Лежит центральный путь природы
К благословенному уму" - ха, материалисты так и мыслят... К благословенному говну...
"Лодейников склонился над листами,
И в этот миг привиделся ему
Огромный червь, железными зубами
Схвативший лист и прянувший во тьму,
Так вот она, гармония природы,
Так вот они, ночные голоса!
Так вот о чем шумят во мраке воды,
О чем, вдыхая, шепчутся леса!
Лодейников прислушался. Над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы." - в цитатах легче отыскать островки его содержательных стихов. Да, природа это две силы, а не одна - страшное зло земли и могучее добро неба и солнца. Тысячи смертей и тысячи жизней...
Но думал он наверняка про сталинизм...
"Лодейников" - многие места как будто у Платонова списаны:
"Блестя прозрачными очками,
По лугу шел красавец Соколов,
Играя на задумчивой гитаре.
Цветы его касались сапогов
И наклонялись. Маленькие твари
С размаху шлепались ему на грудь
И, бешено подпрыгивая, падали,
Но Соколов ступал по падали
И равномерно продолжал свой путь.
Лодейников заплакал. Светляки
Вокруг него зажгли свои лампадки,
Но мысль его, увы, играла в прятки
Сама с собой, рассудку вопреки." - он сам с собой в прятки играет, как его растолкуешь? При том, что и без того достаточно темный человек...
"Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!" - трудится должны тело и разум, душа должна только жить (наверное, ее страдания можно назвать "трудом ") Он был деревенский, а деревенские помешаны на труде...
"Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка." - великолепный стих, лучший, действительно задевший за душу (только в конце дурацкие рассуждения про красоту надо выкинуть)
----
"Коты на лестницах упругих,
Большие рыла приподняв,
Сидят, как будды, на перилах,
Ревут, как трубы, о любви.
("На лестницах")" - ну, не знаю... Не похоже.
"Во многом знании — немалая печаль,
Так говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?" - при усатом пожил...
"Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной, — Не я один. Нас много" - да, я тоже словно бы прожил несколько жизней, штук пять или семь, и они все были достаточно разные...
"Глаза упали точно гири,
бокал разбили - вышла ночь,
и жирные автомобили,
схватив под мышки Пикадили,
легко откатывали прочь." - любил рифмы; типа, с хорошими звонкими рифмами любой набор слов за авангард прокатит. Наверное, стих эпохи НЭПа...
"Ночь легла
Вдоль по траве, как мел бела.
Торчком кусты над нею встали
В ножнах из разноцветной стали,
И тосковали соловьи
Верхом на веточке.
Казалось,
Они испытывали жалость,
Как неспособные к любви." - раньше попадались железные деревья... Видимо, технический прогресс всё же наполнял его ужасом... И , конечно, нет соловьев, не способных к любви - они тосковали о не способных к любви людях
"А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?" - ее обожествляет пропаганда цивилизации, а на самом деле действительно надо различать красоту внешнюю, формальную и внутреннюю , содержательную...
"Я руки положу на подоконник - они спокойнее и тише станут, их ночью звёзды обольют, к ним утром зори прикоснутся." - похоже, ценил свои руки, многое умел делать руками...
"Суровой осени печален поздний вид.
Уныло спят безмолвные растенья.
Над крышами пустынного селенья
Заря небес болезненно горит.
Закрылись двери маленьких избушек,
Сад опустел, безжизненны поля,
Вокруг деревьев мерзлая земля
Покрыта ворохом блестящих завитушек,
И небо хмурится, и мчится ветер к нам,
Рубаху дерева сгибая пополам.
О, слушай, слушай хлопанье рубах!
Ведь в каждом дереве сидит могучий Бах
И в каждом камне Ганнибал таится..." - опять: пишет о своих настроениях через описания природы. Напрямую говорить никто бы не дал. "Уныло спят безмолвные растения" - конечно, это о людишках и о себе. И т.д.
"В краю чудес, в краю живых растений,
Несовершенной мудростью дыша,
Зачем ты просишь новых впечатлений
И новых бурь, пытливая душа?
Не обольщайся призраком покоя:
Бывает жизнь обманчива на вид.
Настанет час, и утро роковое
Твои мечты, сверкая, ослепит" - хотел бы жить, ведь природа прекрасна, но при сталинизме опасается, мудрости может не хватить.
"Качался клён, и выстрелом ума Казалась нам вселенная сама. ("Начало осени")" - нет, природу он, конечно, любил, просто слишком близко выстрелы, железо...
Грустная, унылая история без большого содержания...
--------------
Жуковский
"Марьина роща":
Достаточно сказать, как зовут главного героя: Услад! Наивная романтика - но можно читать просто как юмор и вообще детское творчество умилительно. Видимо, это развлекательное чтиво той поры?
"Кот в сапогах" - оказывается, Жуковский - автор! А почему об этом мало разговору? Отличная притча о предприимчивости - сам автор был таков?
"Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье". - как литература не впечатляет, но это действительно девиз смельчака, авантюриста... (Романтики все смельчаки? У них ведь только с умом проблема...)
Стихи у него, однако, невозможно читать... - ситуация как с Фетом?
"Но скажите мне, добрые
люди,
Все ли сбывается так на земле, как надежда сулит
нам?
Хитрая Власть, стерегущая нас для погибели нашей,
Сладкие песни, чудные сказки подмеченной жертве
На ухо часто поет, чтоб ее убаюкать. Напротив,
Часто спасительный божий посланник громко и
страшно
В двери наши стучится." - как только речь о смыслах, сразу он становится интересен... Наверное, писать романтическую любовную поэтическую лабуду было модно, востребовано теми же бабами... В России эта попса была внове в то время...
Но у него везде какой-то особенно добрый и приятный тон, очень он славный... Был нужен словесный лимонад - вот он его и производил, наладил производство...
"Счастлив тот, чей дом украшен
Скромной верностью жены!
Жены алчут новизны:
Постоянный мир им страшен." - всё верно, хотя в тихом омуте тоже черти водятся...
"Смертный, силе, нас гнетущей,
Покоряйся и терпи;
Спящий в гробе, мирно спи;
Жизнью пользуйся, живущий." - восхитительно просты были люди тех веков, деревенские по своей природе...
"Дважды сердцу не любить" - я раз десять-то любил, это точно... (В горячке он сказанул)
Ещё у него есть "Ундина" забавная...
----
"Ничто не вызовет почивших из гробов." - у него очень часто фигурируют гробы да могилы - это настораживает. Хотя смерть тогда со всеми была...
"И взоры тусклые, навеки угасая,
Еще стремятся к ним с последнею слезой;
Их сердце милый глас в могиле нашей слышит;
Наш камень гробовой для них одушевлен;
Для них наш мертвый прах в холодной урне дышит,
Еще огнем любви для них воспламенен." - опять... Для меня могилы ровным счетом ничего не значат, потому что я верю в душу. В могиле сложены только местные инструменты...
"Ах! Зара как серна стыдлива была;
Как юная пальма долины цвела;
Но Зара пришельца пленилась красою
И скрылась… ты, спутник, остался со мною." - пленяются ли бабы красою... - на самом деле, этот вопрос для меня слишком сложен. Может, по совокупности достоинств и богатств они делают свой выбор? И учёт собственной цены и собственных изъянов тоже имеется... Конъюнктура на рынке...
"Но в старинной церкви замка,
Где пылали ярко свечи,
Где во гробе Изолина
Под душистыми цветами
Бледноликая лежала,
Всех проник незапный трепет:
Оживленная, из гроба
Изолина поднялася...
От бесчувствия могилы
Возвратясь незапно к жизни
В гробовой она одежде,
Как в уборе брачном, встала;
И, не зная, что с ней было,
Как объятая виденьем,
Изумленная спросила:
«Не пропел ли здесь Алонзо?..»
Так, пропел он, твой Алонзо!
Но ему не петь уж боле:
Пробудив тебя из гроба,
Сам заснул он, и навеки.
Там, в стране преображенных,
Ищет он свою земную,
До него с земли на небо
Улетевшую подругу...
Небеса кругом сияют,
Безмятежны и прекрасны...
И, надеждой обольщенный,
Их блаженства пролетая,
Кличет там он: «Изолина!»
И спокойно раздается:
«Изолина! Изолина!» —
Там в блаженствах безответных." - ещё один комедиант. Забавник из дурдома...
"И скоро, при гласе великого дня,
Из пыльного гроба исторгнув меня,
Величествен, гордый, с бессмертной красою,
Ты пламенной солнца помчишься стезею." - гробы очень густо идут. И фантастические фильмы для массового, непритязательного зрителя. Лубок для дебилов...
"Мой верный соратник в бою и трудах,
Он, бодрый, при первых денницы лучах,
Стрелою, покорен велению длани,
Летал на свиданья любови и брани." - фильмы тогда не снимали ещё, но уже воображали - приключения, фантастика, любовные драмы...
"Я в сердце твой приемлю глас;
Я пью любовь в твоем дыханье…
Восторги, кто постигнет вас,
Тебя, души очарованье?" - наив, детство, заря, самое начало развития...
Свидетельство о публикации №124061301042