Методика формирования 8Д творческого мышления

Методика формирования 8Д творческого мышления
Автор метода
Пятерикова С.Н.
учитель начальных классов
Тренер по развитию творческого мышления
Креативный специалист НФТМ
МБОУ «Эльдиканская СОШ им.А.А.Коснтантиновой»

 Цель Системно развивать у учащихся творческое (креативное) мышление как один из главных компонентов функциональной грамотности
Целевая аудитория
• Учащиеся 1-4, 5-11 классов
• Педагоги
• Заинтересованные родители
Краткое описание метода
Алгоритм формирования ключевых навыков творческого (креативного) мышления, как способ познавательной деятельности в процессе развития детской и взрослой креативности.
Назначение (Зачем?)
Обучить и натренировать в короткие сроки целевую аудиторию, чтобы
• Заложить основы функциональной грамотности,
• Раскрыть индивидуальные креативные способности,
• Формировать непрерывное творческое мышление,
• Применять в процессе обучения универсальную образовательную технологию 

Ожидаемый результат:
1. Знание одного из способов решения творческих учебных задач, чтобы применить его для решения жизненных проблемных ситуаций за пределами учебного пространства
2. Умение мыслить креативно (творчески), многомерно анализируя объект (предмет окружающего мира, отношения, сферу жизни, личность, учебную задачу, проблемную ситуацию, проект)
3. Навык гибкого владения авторский алгоритмом 8Д творческого мышления
4. Видение ценностной составляющей результата креативного мышления.

Описание понятия
8Д ТМ (автор Пятерикова С.Н.) – это 8 ступеней для формирования многомерного видения объекта, чтобы создавать результативные Действия на основе владения приёмами креативного (творческого)мышления

Описание этапов формирования 8Д ТМ:

1 этап. Восприятие
Линейное восприятие (то, что можно увидеть или понять сразу, глядя на предмет или вспоминая свои знания и опыт)
1. Прямой взгляд. Внешние явные признаки. Что вижу сразу? Общая картинка, которая бросается в глаза сразу. Из каких частей состоит? (Материал, особенность поверхности, состав, цвет, размер, форма, прямое назначение)
 Что ещё? Дополнительно: вкус, запах, температура
Упражнения «Кинотеатр» и МОПС ЦЕРАФОН
2. Со всех сторон. Реальность сейчас. 
Упражнение «Дрон(Квадракоптер)»
• Где находится?
• Когда здесь появился?
• Откуда здесь появился?
• Куда направлен?
• Что (кто) рядом?
• Как выглядит с другой стороны, глазами другого предмета?
• Что справа, слева, сверху, снизу? 
2 этап. Преодоление инерции мышления
Объёмное восприятие (то, что можно понять благодаря логическим выводам, имеющимся знаниям и полученному опыту)
3. Действия.
• Какое действие он сам воспроизводит?
• Что с ним могут сделать другие?
• При каких условиях будет бесполезным?
• Как использовать по-новому неисправный предмет?

4. Связи (Ассоциации, Похожести, Аналогии)
• С чем (кем), с какими предметами и как связано (будто нитями)?
• Сравнить на какой другой предмет похож?  (аналогии и ассоциации)
• Какими свойствами, действиями, состояниями похож и различается? Чем?

 5. Часть чего.
• Частью чего большего является сам? (Он часть большей системы, и в нём самом в нём есть подсистемы)
• Частью какого прошлого и какого будущего является? (Часть линии времени Развитие через Прошлое – настоящее – будущее…)
• Проследить, как меняются части системы в частях времени
3 этап. Масштабирование
Многомерное восприятие. Соединение линейного и объёмного восприятия для создания нового, значимого и полезного результата, который качественно меняет жизнь человека
6. Идеальный предмет.
• Как если бы предмет был с идеальными свойствами, которые бы удовлетворяли человека максимально то, как он выглядит?
• Какими функциями и свойствами обладает, какое действие идеально совершает?
• В чём его преимущество перед другими предметами этой системы?

7. Фантастика. (Глубинное воображение, основанное на всех предыдущих сведениях)
• Представить, что объект говорит, видит, слышит, чувствует, ощущает?
• Какое фантастическое действие можем представить себе в его исполнении?
• Что умеет делать ещё?
• О чём думает, понимает?
• Что предлагает сделать?
8. Невероятность +.
• Изменяем (приписываем, добавляем, убираем) какое-то свойство, действие или характеристику. (Добавили цвет, убрали размер, изменили форму, усилили составные части, уменьшили скорость, объём  и т.д.) 
• Соединяем с другим предметом? Даём название миксу с другим предметом. Определяем новые свойства.  Полезность нового предмета.
• Как это могло бы отразиться в сегодняшней реальности?

4 уровень. Связь с реальностью (возвращаемся из зоны восприятия и воображения для того, чтобы создать новое видение или знание об объекте. Значимость, полезность, новизна – есть главные критерии результата творческого мышления)
1. Ради чего большего может существовать этот объект? (значимость)
2. Какое новое знание о предмете получено благодаря 8Д мышлению? (новизна)
3. Как эти новые знания о предмете можно использовать  в будущем? (польза)
4. Благодаря чему становится понятно, что новый и полезный предмет существует в реальности? (критерии реальности)

Инструкция для педагога
Вариант 1:
Возьмите для анализа любой предмет, который учащиеся реально могут увидеть. Начните анализировать  его задавая вопросы по плану.
Поощряйте все ответы учащихся, особенно фантастические, без добавления своей личной оценки из серии «так не бывает». Позволяйте ребёнку мыслить во всех направлениях.
Обязательно заканчивайте занятие созданием нового: рисунок, описание. Хотя бы небольшого формата, чтобы научиться фиксировать результат.
Вариант 2:
Распределите каждый шаг мышления на 8 занятий и рассматривайте  их последовательно. Здесь для примера можно брать максимально возможное количество разных предметов.
Вопросы завершающие:
5. Ради чего большего может существовать этот предмет? (значимость)
6. Какое новое знание о предмете получено благодаря 8Д мышлению? (новизна)
7. Как эти новые знания о предмете можно использовать  в будущем? (польза)
8. Благодаря чему становится понятно, что новый и полезный предмет существует в реальности? (критерии реальности)


Описание программы «Креативное мышление в образовании» (для педагогов), 12 часов практики.

Занятия Тема Содержание
Раздел 1. Креативное мышление в образовании (3 часа)
1 Функциональная грамотность Метафора функциональной грамотности с помощью алгоритма 8Д ТМ
2 Креативное (творческое) мышление Ключевые понятия, знание которых помогает открыть креативные способности каждого человека
Нейробиология мышления
3 Практика 1. Тест-оценка параметров креативности Эллиса Пол Торренса
2. Мышление элементарное, линейное, расходящееся
Раздел 2. Метод 8Д творческого мышления (Автор SN5) (3 часа)
4 Преодоление инерции мышления Познакомить с понятием «психологической инерции мышления». Задания для преодоления инерции. Приёмы латерального мышления
5 Метод 8Д ТМ (Автор SN5) Мастер-класс «Знакомство с элементами метода»
6 Практика 1. Практика «Креативный анализ»
Раздел 3. Противоречия мышления как творческая задача (3 часа)
7 Работа с противоречиями в творческом мышлении Знакомство с понятием противоречия в НФТМ и способами работы с ним.
Практика «Работа с противоречиями»
8 Работа с противоречиями в образовании Применение творческого шаблона «Работы с противоречиями» на уроке
9 Творческий эксперимент Работа в творческих группах «Противоречия на уроках»
Раздел 4. Творческий эксперимент в обучении (3 часа)
10 Открытые вопросы Формулирование открытых расширяющих сознание вопросов
11 Генератор творческих идей и открытых вопросов Фокусировка, Генерация, Фильтрация
12 Творческий «МИКС» План урока с алгоритмом креативного мышления

Что развивать с детства:

1. Объёмность  мышления (без особых усилий видеть предмет, его контекст, назначение и возможные связи с другими объектами и состояниями)
2. Умение создавать новый (предметы, способы действий, проекты), значимый и полезный результат.
3. Логику, фантазию, метафорическое (образное) мышление, творческое мышление.

Зачем?

• С целью развития логики,
• Для переключения внимания,
• В качестве простого алгоритма для анализа. 
• Как способ генерации идей и вариантов,
• Чтобы интеллектуально развлечься,
• Как возможность качественно улучшить жизнь.


Рецензии