Киберагрессия подростков-новая для человечества де
Г.У. Солдатова. Е.И. Рассказова, С.В. Чигарькова
МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Конспект
Возникла новая форма социализации – цифровая социализация, в рамках которой технологии опосредуют различные области деятельности человека, в том числе особенно значимую для подростков и молодежи коммуникативную деятельность
Цифровое пространство, в первую очередь,социальные сети становятся неотъемлемой частью самопрезентации и общения в подростковой и молодежной среде.
Конструирование нового коммуникативного пространства связано не только с обретением различных возможностей, но и со столкновением с рисками, в том чи-
сле с киберагрессией.
Присущая человеку агрессивность,веками ограничивались параллельно с развитием культуры и цивилизации.В подростковом периоде ребенок в силу специфических особенностей психиче-ского развития демонстрирует агрессивность, которая по степени выраженности может превышать агрессивность взрослых (Бандура, Уотерс, 2000; Реан, 1996).
В процессе социализации усваиваются культурные нормы, которые ограничивают деструктивные поведенческие проявления. В рамках исторического развития
человечества возникают и формируются различные культурные формы поведения,
которые имеют возрастную специфику и определяются социальной ситуацией
развития (Выготский, 1982). Фигура взрослого, в первую очередь, родителя, игра-
ет здесь основополагающую роль, задавая репертуар культурных практик, в том
числе, практик совладания с агрессией,осваиваемых детьми в процессе социализации.
Современный контекст цифровой социализации характеризуется значительным разрывом между родителями и детьми в освоении цифрового пространства, что не может не отражаться на особенностях конструирования культурных норм онлайн. Так, цифровое пространство как часть социальной ситуации развития подростка оказывается вне привычных механизмов передачи культурного опыта от взрослых к детям, что может
обуславливать специфику агрессивного поведения в сети.
Таким образом, важным исследовательским вопросом становится
соотношение агрессии как части человеческой природы и специфичности ее проявления в онлайн-пространстве.
Определение и понимание киберагрессии невозможно без обращения к определению агрессии в офлайн. Агрессия в психологии рассматривается как мотивированное деструктивное поведение,противоречащее нормам совместного существования людей в социуме, приносящее вред, физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Однако в случае с онлайн-агрессией некоторые из обозначенных в определении особенностей утрачиваются или приобретают иные формы.
Онлайн-агрессия, опосредствованная электронными устройствами и виртуальным пространством, может не оказывать на личность непосредственного физического воздействия. Место физического ущерба здесь могут занять «цифровые повреждения»,
которые незаметны для окружающих, но способны оказывать продолжительное негативное воздействие на психологическое
состояние жертвы (Aricak, Ozbay, 2016;
Kowalski et al., 2014; Mart;nez-Monteagudo
et al., 2019; Wright, Wachs, 2020).
Как правило, онлайн-агрессоры и их жертвы дистанцированы друг от друга,и нередко онлайн-агрессоры сохраняют свою анонимность. В онлайн-пространстве присутствуют, за исключением физической, практически все выделяемые виды агрессии (вербальная, прямая, косвенная, инструментальная, враждебная).
Большинство исследователей выделяют ряд ключевых характеристик киберагрессии: безнаказанность, анонимность, непрерывность, отсутствие пространственных границ, увеличение количества свидетелей, незаметность для взрослых,отсутствие аффективной обратной связи
(Бочавер, Хломов, 2014; Heirman, Walrave,
2008; Kowalski et al., 2014; Panumaporn et
al., 2020; Zimmerman, Ybarra, 2016).
Часть этих характеристик, обусловленных спецификой онлайн-пространства, приводят
к эффекту «токсичного онлайн-растормаживания» («online disinhibition»), когда
при общем владении культурными коммуникативными нормами человек может
не соблюдать их онлайн (Suler, 2004;
Lapidot-Lefler, Barak, 2012).
В целом, киберагрессию можно определить как «намеренный вред, причиняемый посредством использования электронных устройств одному человеку или группе людей вне зависимости от возраста и воспринимаемый как оскорбительный, уничижитель-
ный, приносящий ущерб или нежеланный» (Grigg, 2010, Р. 152).
Изучение феномена киберагрессии достаточно новая область исследований,
насчитывающая всего пару десятков лет и находящаяся на этапе интенсивного развития.
В контексте этой темы популярны исследования, изучающие осо-
бенности и механизмы различных видов киберагрессии . Нередко эти виды дублируют друг друга, основания их выделения нечетко определены,что происходит, в том числе и по причине постоянного расширения диапазона деструктивных коммуникативных практик в сети и трансформации их содержания
Наиболее важные в контексте деструктивной коммуникации в сети виды киберагрессии: флейминг, хейтинг, троллинг, киберсталкинг и кибербуллинг.
Флейминг (flaming) можно определить как деструктивную онлайн-коммуникацию в виде агрессивных вербальных выпадов одного или нескольких участников
онлайн-дискуссии
Флейминг приводит к разжиганию в интернете спора между собеседниками, включающего публичные оскорбления и эмоциональный обмен ре-
пликами между участниками (O’Sullivan,Flanagin, 2003).
По мнению исследователей, флейминг возникает импульсивно из-за невозможности сдержать собственные эмоции и может являться защитной реакцией на воспринимаемое оскорбление (не обязательно, чтобы собеседник действительно подразумевал оскорбление) или неприемлемое мнение, выраженное другими (Voggeser et al., 2017).
Наиболее распространенным местом «разжигания войны эмоций» («flame war») становятся комментарии к различному онлайн-контенту, а триггерами перехода дискуссии во флейминг зачастую становятся демонстрируемые другими комментаторами негативные нормы коммуникации, в первую очередь, нецензурная или грубая лексика
(Moor, 2007).
Еще одной характеристикой является относительная ограниченность этого вида киберагрессии во времени, подобно пламени, онлайн-спор может быть ярким, но не длительным.
Феномен троллинга (trolling) получил широкую известность в последнее десятилетие Троллинговое поведение разнообразно и продолжает постоянно развиваться
Троллинг представляется неоднозначным явлением и может связываться как с просоциальными по своим целям (привлечь внимание к проблеме, обнажить социальные
конфликты, бросить вызов, призвать к ис-правлению, обучить), так и асоциальными
(злоупотребить информацией, обмануть,причинить вред) действиями по отноше-
нию к другим пользователям интернета. В этом смысле троллинг может быть созвучен архетипу трикстера и продолжать традиции карнавальной смеховой культуры, описанной М.М. Бахтиным, воссоздавая в онлайнпространстве практики пародирования,иронии, скоморошества и шутовства (Булатова, 2017).
Тем не менее, троллинг в большей степени исследуется как деструктивная онлайн-деятельность и может определяться как «процесс размещения на виртуаль-
ных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания
конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса интернет-взаимо-
действия». При этом троллинг может как носить достаточно грубый и примитивный характер,так и становиться своего рода искусством, воплощая мастерство, креативность и преданность делу (Dynel, 2016).
Существенной характеристикой троллинга является отсутствие потребности в диалоге,основной целью становится привлечение внимания для получени эмоциональной реакции со стороны окружающих на высказывание тролля (March et al., 2017; Sest,March, 2017).
Исследователи связывают троллинг с такими психологическими
механизмами, как энергетический вампиризм
Так, в исследовании связи троллинга и бытового садизма было показано, что, во-первых,и тролли, и бытовые садисты склонны преуменьшать вред, наносимый их пове-
дением, поскольку рационализация (снижение в глазах тролля степени причи-
няемых жертве страданий) помогает им сохранить позитивный образ себя, во-
вторых, и те, и другие действительно испытывают удовольствие от наблюдения за
страданием жертвы, а чувство вины снимается опять же, благодаря рационализации (Buckels et al., 2018).
Хейтинг (hate, cyberhate) представляет собой совершение или пропаганду с помощью инфокоммуникационных технологий ненавистнических действий, направленных против какой-либо группыили лица по признаку их пола, сексуаль-
ной ориентации, физических особенностей, расы, этнического происхождения,
национальности или вероисповедания
Обычно поводом для хейтинга становится какая-либо социальная активность самого
человека – его пост в социальной сети, выложенное фото, видеоролик или простой
комментарий.
Хейтинг может выражаться в оскорбительных, злобных или угрожающих высказываниях в таких онлайн-форматах, как сообщения, комментарии, видеоролики или фотографии
Несмотря на то, что проявления ненависти – не новая для человечества деструктивная практика,в онлайн-пространстве данная форма агрессивного поведения набирает небывалый размах, затрагивая повседневно широкую аудиторию без возрастных границ(Wachs et al., 2020).
Хейтинг выступает инструментом подавления инаковости как основы разнообразия в мире и, с эволюционной точки зрения, представляет особую опасность для массового сознания,в формировании которого в современном мире значительную роль играет онлайн-контент.
Киберсталкинг (cyberstalking) можно определить как использование электронных средств для преследования жервы через повторяющиеся сообщения или звонки, вызывающие страх, тревогу и раздражение (Marcum, 2017; Sheldon,
Rauschnabel, Honeycutt, 2019).
Б. Шпицберг и Г. Хублер предложили четыре критерия определения киберсталкинга: повторяющиеся действия,вторжение в личную жизнь жертвы, наличие угрозы жертве,
наличие угрозы значимым социальным контактам жертвы, включая семью, дру-
зей, домашних животных или имущество(Spitzberg, Hoobler, 2002).
Авторы описы-
вают 24 действия в рамках киберсталкинга, среди которых навязчивая отправка
знаков внимания, попытки настоять на личной встрече, отправка непристойных
изображений, отправка угроз, сексуальное домогательство, предоставление личной
информации жертвы другим людям, попытки взломать компьютер жертвы и др.
В другом исследовании представлена классификация киберсталкеров (McFarlane,
Bocij, 2003) – «мстительные киберсталкеры» (особо агрессивные, использую-
щие самый широкий спектр технических средств для преследования: взлом почты,
спам и т.п), «сквозные киберсталкеры» (активно угрожают, не пытаются установить
отношения с жертвой, но хотят причинить ей боль), «интимные киберсталкеры»
(пытаются «завоевать» чувства и/или привлечь внимание, могут быть и бывшими
друзьми/партнерами, и незнакомцами);«коллективные киберсталкеры» (группа
людей, совместно преследующих жертву)(McFarlane, Bocij, 2003).
Одним из наиболее сложных и привлекающих внимание исследователей является феномен кибербуллинга. Во многом применение термина «кибербуллинг» связано с изучением изменившегося в связи с развитием информационно-коммуникативных технологий феномена буллинга как особого типа агрессии, отличающегося преднамеренностью, повторяемостью и дисбалансом власти и силы.
Согласно наиболее общепринятому определению,кибербуллинг – это агрессивные, умышленные, продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или
одним лицом с использованием электронных форм контакта и повторяющиеся неоднократно в отношении жертвы, которой трудно защитить себя (Солдатова,
Ярмина, 2019; Patchin, Hinduja, 2006; Smithet al., 2008; Tokunaga, 2010).
Хотя и отмечается, что названные критерии кибербуллинга являются дискуссионными, многие исследователи кибербуллинга придерживаются позиции, что он является особым типом агрессивного поведения, представляющего одну из форм киберагрессии
в целом (Zych et al., 2016). Существует также мнение, согласно которому во многихисследованиях, посвященных кибербуллингу, на самом деле изучается более широкий феномен киберагрессии . На наш взгляд, кибербуллинг необходимо рассматривать как отдельный вид киберагрессии, поскольку он имеет ряд специфических характеристик, дополняющих перечисленные выше особенности
агрессии в онлайн-пространстве: непредказуемость и неожиданность совершаемых агрессивных действий в связи с неограниченным и повсеместным доступом
онлайн и одновременным использованием широкого спектра онлайн-платформ;
достаточность совершения всего лишь одного агрессивного акта для достижения
эффекта систематической травли; изолированность свидетелей друг от друга и
от жертвы, что частично воспроизводит и придает свою специфику известному
в психологии «эффекту свидетеля», определяющему одиночное противостояние
жертвы агрессивным действиям со стороны обидчика; стимулирование механизма
инверсии в ролевой структуре – агрессор становится жертвой, а жертва – искусным
агрессором, свидетели могут стать как жертвами, так и агрессорами; неравенст-
во сил в онлайн-пространстве, определяющееся, в том числе различиями в уров-
не развития цифровой компетентности участников ситуации (Солдатова, Ярмина,
2019).
в конце статьи идут результаты исследования- Ниционльный психологический журнал - номер 2 (38) 2020
Психология виртуальной реальности
-Кибербуллинг в таком виде оказывается наиболее эмоционально значимым событием – и подростки, и молодые люди говорят о крайне сильной или сильной эмоциональной реакции почти в половине случаев . При такой крайней эмоциональной значимости даже редкие столкновения с кибербуллингом могут быть важным и драматичным событием
- агрессия в межличностных коммуникациях, к сожалению, остается некой нормой взаимодействия
Распространенность различных видов киберагрессии и степень эмоциональной
реакции на них требует выработки дифференцированных подходов как к профилактике разнообразных ситуаций киберагрессии, так и к конструированию специфических стратегий совладания при столкновении с ними.
В исследовании приняли участие 3395 человек: 1029 подростков в возрасте от 14
до 17 лет, 525 подростков в возрасте от 12 до 13 лет, 736 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет и 1105 родителей подростков 12–17 лет из 8 федеральных округов РФ.
Свидетельство о публикации №124061205426