Конкурс - Метаморфозы жанра в июне 2024
Итак, ИЮНЬ - 2024 объявляется месяцем жанра:
ПОЭТИЧЕСКИЙ СКЕТЧ или ЭКСПРОМТ-НАБРОСОК
Скетч — слово, пришедшее к нам из греческого языка, которое означает «сделано экспромтом». В наши дни так называется многое, включая быстро сделанный рисунок. В чём же его отличие от эскиза? Эскиз не считается законченной работой. Обычно он служит целому ряду целей: быстро зарисовать то, что видит художник; зафиксировать на бумаге идею для последующего использования или используется как быстрый способ графической демонстрации идеи или принципа.
Что важно, ранее термин «скетч» использовался только для названия литературного жанра — очень короткая история или пьеса с двумя-тремя героями. Но сейчас это полноценный художественный жанр изобразительного искусства, рисунок создаваемый здесь и сейчас.
Скетч (англ. sketch, буквально — эскиз, набросок).
Если рассматривать СКЕТЧ именно как литературный жанр - то это короткая одноактная пьеса с малым (обычно 2-3) количеством персонажей, характерным динамичным сюжетом, быстрым развитием. Слово образовано от английского "sketch" - "набросок", и примерно то и обозначает. Некий "набросок" события, какая-то одна ситуация, рассмотренная и обыгранная в пьесе. Чаще всего комического характера.
В виду весьма сжатых объёмов, скетч является довольно насыщенным по содержанию и эмоциональному посылу. Моментальное развитие, резкие повороты сюжета, неожиданный конец - всё это неизменно содержится в скетче, ибо именно для того он и пишется. Ведь если написать просто один акт пьесы с нудным перечислением повседневных забот (проснулся, умылся, позавтракал, пошёл за компьютер работать) - это не будет скетчем, это будет неоконченное произведение без толку и смысла. А если под конец вдруг окажется, что, например, модем съела коза и доступа к работе через интернет нет - вот тогда уже можно считать за самодостаточную пьесу, со своим развитием событий и неожиданным концом.
Сегодня скетч используется на эстраде в виде комедийного шоу с миниатюрами продолжительностью не более 10 минут. Такие шоу регулярно появляются на телевидении Британии, США и России. Известные программы-примеры на ТВ – «Нереальная история», «6 кадров», «Наша Russia».
Скетч – литературный жанр, являющийся больше зарисовкой и эскизом (планом, шаблоном, наброском), краткой яркой мыслью с двумя, максимум – тремя персонажами.
Для чего нужен скетч? Как правило, поймав волну вдохновения, автор записывает часть будущего произведения краткими схематичными сценками – впоследствии они являются своеобразными точками, которые надо соединить и собрать полноценную картину. Иногда бывает так, что в одно произведение собирают несколько совсем разных скетчей, написанных в разное время и на разные темы, но под влиянием одной авторской линии они находят свои места в общем сюжете. Также сюда можно отнести зарисовки, выражающую одну идею: зачастую времени написать всё не хватает, но чтобы не потерять вдохновение и сохранить приглянувшейся стиль автор ограничивается скетчем, отразив в нём самую суть того, что надеется потом развить.
С развитием телевидения широкое распространение получил жанр, называемый скетч-шоу (англ. Sketch show, Sketch comedy). Это телепередача с некоторым количеством скетчей — коротких комедийных сценок, являющихся законченным художественным произведением, не связанных сюжетной линией с другими скетчами. Ярким примером скетч-шоу являются телепередачи «Летающий цирк Монти Пайтона», «Шоу Кэтрин Тейт», «Шоу Фрая и Лори». Аналогичные программы на российском телевидении: «Джентльмен-шоу», «Городок», «6 кадров», «Наша Russia», «ДаЁшь молодЁжь!», «Одна за всех», «Нереальная история», «ХБ», «Сашатаня», и ряд других.
В прозаических художественных произведениях к скетчу можно отнести короткие рассказы Антона Павловича Чехова.
Хороший рассказчик не должен постоянно разрабатывать и пополнять список второстепенных действующих лиц и мудрить с внесюжетными линиями, тогда как хороший новеллист склонен менять точку зрения, описывать одни и те же события под разными углами, постоянно наталкивая читателя на важные детали.
Хороший рассказчик никогда не упустит ничего из технических средств повествования (сюжет, точка зрения, главная тема, стиль языка, выразительность, символика). В рассказе всё связано между собой крайне тесно. Главная тема в удачном рассказе неразделимо связана с действиями персонажей, но её невозможно угадать во всех других аспектах повествования, даже в используемом языке. По значимости языка и соотношению звучания и смысла рассказ сравним с поэзией. Например, поэтическая метафора света и смерти в рассказе Хемингуэя «Чистое, хорошо освещённое место» перекликается с Шекспировскими сонетами по богатству языка и символике конфликта добра и зла. Вообще, нужно отметить, что язык в рассказе имеет первостепенное значение. Язык создаёт стиль написания, отвечает за авторский тон, используется для создания определённой атмосферы и настроения, предзнаменовывает некоторые повороты сюжета и, безусловно, зависит от точки зрения, с которой написана история.
Хороший рассказ обязательно должен содержать в себе незаметный на первый взгляд гармоничный переход от общего к частному, а также неотъемлемую связь всех частей, каждого предложения с предыдущим, что нечасто встретишь в других прозаических жанрах. Всё-всё должно работать и взаимодействовать. Предыдущее должно преувеличивать последующее и быть неотделимым от него!
Так почему не применить это всё к поэтической миниатюре, поэтическому наброску, тем более, что некоторые называют свои стихи скетч зарисовками и даже присваивают им номера? В силу сомнительной ценности не будем приводить примеры с нашего сайта Стихи.ру, а остановимся на стихотворениях с названием "Набросок":
Набросок
Александр Блок
Надо мной гроза гремела,
Ветер вкруг меня шумел,
Вся душа оледенела,
В сердце холод каменел…
Но внезапно нега счастья
Заменила рокот бурь…
Вместо шумного ненастья —
Надо мной Твоя лазурь.
1898 г.
Июневый набросок
/Стихотворение Игоря Северянина, написанное в 1910 году/
Взгляни-ка, девочка, взгляни-ка!
В лесу поспела земляника,
И прифрантился мухомор -
Объект насмешек и умор...
О, поверни на речку глазы
(Я не хочу сказать: глаза...):
Там утки, точно водолазы,
Ныряют прямо в небеса.
Ты слышишь? Чьи-то голоса
Звучат так весело-задорно
Над онебесенной рекой?
Дитя, послушай,- успокой
Свою печаль; пойми, все вздорно
Здесь, на земле... Своей тоской
Ты ничего тут не изменишь,
Как нищего не обезденежь,
Как полдня ты не олунишь...
Взгляни вокруг себя, взгляни ж!
Оно подобно мигу, лето...
Дитя, ты только посмотри:
Ведь мухомор - как Риголетто,
Да не один еще,- их три!
Набросок
/Иосиф Бродский/
Холуй трясется. Раб хохочет.
Палач свою секиру точит.
Тиран кромсает каплуна.
Сверкает зимняя луна.
Се вид Отечества, гравюра.
На лежаке — Солдат и Дура.
Старуха чешет мертвый бок.
Се вид Отечества, лубок.
Собака лает, ветер носит.
Борис у Глеба в морду просит.
Кружатся пары на балу.
В прихожей — куча на полу.
Луна сверкает, зренье муча.
Под ней, как мозг отдельный,— туча.
Пускай Художник, паразит,
другой пейзаж изобразит.
Анализ стихотворения «Набросок» Бродского
В «Наброске» Иосифа Александровича Бродского, как в калейдоскопе, мелькают фантасмагорические, лубочные картинки о России. Стихотворение датируется 1972 годом. Поэту в эту пору исполнилось 32 года, весной власти ему поставили ультиматум: эмиграция или новое преследование за антисоветизм. Летом он покинул СССР. В жанровом отношении – едкая сатира, рифмовка парная, 4 строфы. Стихотворение навеяно впечатлениями о жизни на Родине. Поданы они в интонации раешного, народного театра. Лирический герой словно рассматривает диковинные, фантастические картинки. На них обезличенные персонажи, собирательные образы, где каждый в своем амплуа. Холуй вечно унижен и на все согласен, Раб, которому нечего терять, и вовсе нагл, Палач занят своей секирой, а Тиран, олицетворяющий закон, каплуном (то есть, раскормленным петухом). Над абсурдом сверкает не просто зимняя, а еще и равнодушная, глупая луна. «Се вид Отечества»: расхожая бравая фраза из лубочных листков. Уже ставшие архетипическими образы Солдата и Дуры, болвана и юродивой. Третью строфу открывает фразеологический оборот про собаку, подчеркивающий абсурд происходящего. «Борис у Глеба»: видимо, имеются в виду древнерусские святые. Их образы также причудливо перевернуты, стали персонажами фольклора, сказки, а не жития. Затем перед мысленным взором поэта возникает типичный XIX век с его балами. Впрочем, как всегда, возвышенное соседствует с низким, натуралистичным: «в прихожей – куча на полу». Распад смыслов, логических связей, сила стереотипов и инерции восприятия. Поэт ничему не удивляется, просто констатирует факты, даже не пытаясь их истолковать. В заключительном четверостишии композиция словно становится кольцевой, возвращается образ луны. Теперь рядом с ней еще и туча, похожая на вынутый у мертвеца мозг (кстати, сравнение). В финале – обращение автора к Художнику. Сам поэт стоит как бы вне изображенного мира. Роль же Художника, судя по всему, состоит в эстетическом обслуживании его обитателей. Он несвободен, более того, может быть автором «лубка». Уничижительный эпитет «паразит» — издевка и над собой, художником слова, которого также не раз просили изобразить «другой пейзаж» (более социалистический) в своих стихах. Поэту и самому тошно видеть такой «пейзаж», но «другим», как ему кажется, он быть и не может. Кстати, в самом названии стиха есть и надежда: набросок еще не картина, возможно, законченное полотно будет не в столь мрачных, в духе И. Босха и П. Брейгеля, тонах. Возвышенная лексика вперемешку с просторечной, даже грубой. Ритм отрывистый, ряд энергичных тире в строфах. Динамизм. Инверсия: кружатся пары. Эпитетов практически нет.
В произведении «Набросок» И. Бродского изображен мир неживой, карикатурный, убивающий душу.
*
Как видим, едкая сатира в виде наброска весьма красноречива. Воспримем его как гротеск жанра и не будем столь категоричны к вынесению вердикта по поводу творчества известного "художника" слова. Создайте своё, приемлемое, ёмкое и не менее красноречивое!
ИТАК, постараемся выявить некоторые особенности ЖАНРА ПОЭТИЧЕСКИЙ СКЕТЧ:
• представляет собой идею или событие в сжатой форме; стиль и подача свободные, нет обязательных элементов к исполнению (будь то время или место, как в видениях);
• комический характер, сатира, элементы юмора желательны
• отсутствие детальной прорисовка окружающего мира и персонажей (второго плана), всего того, что является второстепенным набросано схематично;
• по сути своей скетч сродни краткому очерку, как правило, герой здесь статичен – он не успевает измениться за тот короткий промежуток времени, какой обычно описывается.
• Расчёт на внешний эффект, эпатаж
• Отсутствие философии, состояния созерцательности и чего-то меланхоличного
• наличие короткой сюжетной линии предпочтительно, выявляющей самую суть, выхваченную из жизни
• лёгкость слога и простота, включая ритмическую организацию
• скудные средства выразительности, но вот образная линия предпочтительна! Сюрреалистические зарисовки в виде символов, но читаемых, понятных читателю.
Удачи и вдохновения!
По объёму, форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений! Но не забываем, что речь идёт о миниатюре. Поэмы не пишем!
******************************************************
Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ИЮНЕ 2024-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ, на усмотрение автора.
Объём произведения - без ограничений!
Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, которое можно отнести к ЖАНРУ ПОЭТИЧЕСКИЙ СКЕТЧ или ЭКСПРОМТ-НАБРОСОК, ОПУБЛИКОВАННОГО В ИЮНЕ, и не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.
Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение опубликованное в ИЮНЕ 2024 года. Будем внимательны! Принимаются стихи ИЮНЯ, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии требуемому жанру.
Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.
Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!
Порядок заявки:
Имя автора - название стихотворения - ссылка.
Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.
Приём стихов будет осуществляться до конца ИЮНЯ. Затем 1 ИЮЛЯ 2024 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от участия в голосовании, к следующему конкурсу не будут допущены.
Премиальный фонд конкурса:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)
Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!
БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.
**
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
Иллюстрация: Фредерик Форест, мастер картин одной линией
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №124061200320
Не проходите мимо! Голосование открыто для всех!
Маллар Ме 02.07.2024 04:23 Заявить о нарушении