Фолиант
Под обложкой, под сенью форзаца
Вся механика тонкая слов,
Что умеют и в память врезаться,
И становятся темой для снов.
Зреет образ и грезится фраза.
Этот замысел полностью твой?
Или сверху просыпали пазл,
В час назначенный, щедрой рукой?
У которой сияние в перстне
И печатного яда секрет
И в открывшейся бездне ты сверстник
Фолианту в полтысячи лет!
И загадки его, и отсылки
Серебристым пунктиром в глуши
Остывающей ночи и пылкий
Всполох искры в потёмках души.
Свет от лампы упал на фигуру,
Где страницы на старом бюро,
Словно птицы свой трепет авгуру
Прошептали, роняя перо.
Дальше-больше и звуки тимпана
Прозвучали, блестело стекло
Еле-еле, тогда из тумана
Вышел месяц и стало светло.
Атмосферою библиотечной
Был наполнен блистающий зал.
Сколько в жизни своей быстротечной
Ты волшебного текста узнал?
Есть незримая власть аромата
Чёрной сажи с олифой простой,
И пергамента тает фермата
И формата заманчив простор.
Время ночи — безумцам и совам,
А ещё для оккультных наук,
Для алхимии средневековой,
Где тинктуры расплавленный звук.
В этой матрице, в сотах, в нектаре
Скрытых смыслов и будущих книг,
В сущем тартаре и в дортуаре
Просыпается разум на миг.
Было утро нежней перламутра
Но важнее всего — вдалеке
Промелькнула «Алмазная сутра»,
Улыбаясь библейской строке.
Так моста многогранная призма
Жгучим солнцем венчает пролёт
И горит, и сияет, как линза,
И неведомый знак подаёт.
Всё там было окутано мифом:
И в судах затяжная война.
И, любуясь готическим шрифтом,
Он пригубил немного вина.
И допустим, что это был рислинг:
Нотка лайма, чуть-чуть абрикос,
Капля мёда и лёгкие мысли
И бокала остывший мороз.
И тогда, как хмельная отрада,
Разыгрался фантазии бес —
Не зелёная гроздь винограда,
А бумага ложится под пресс.
Это было прозреньем по меркам
Того века охоты на ведьм,
Того времени в клетках фахверка,
Того мига, где сера и медь,
И свинец превращаются в краску,
В чёрный оттиск, в застывший урок,
И в библейскую притчу, и в сказку,
И в шпалеры готических строк.
Руки фартуком медленно вытер
И застыл в изумленье немой
Над подвижною магией литер
С оловянно-свинцовой сурьмой.
Но о мастере не было строчки
Достоверной, вопрос почему
Шапка та, с меховой оторочкой
Мономаха, досталась ему?
И зачем борода пилигрима,
Воротник из соседних эпох?
На портретах всё кажется мимо:
То ли выдумка, то ли подвох.
Что там было в пятнадцатом веке
Здесь не ясно ещё до сих пор.
Всё смешалось в одном человеке:
Инженер, ювелир и гравёр.
Только ступишь на улицы Майнца,
Посмотреть, где стоит Иоганн
У собора и как ему мнятся
Века нашего шум и орган;
Века прошлого гром куролесил,
Фолианты его не спасли
От разрухи. Трамвайные рельсы
В эту площадь рубцами вросли.
По которым чудесная конка
Заложила смертельный вираж,
Чёрный кучер покрикивал звонко,
Приближая баварский пейзаж
Акварельный; и в шляпе из фетра,
Пока час перемен не настал,
Живописец, ещё не ефрейтор,
Чувства нежные к краскам питал.
Он не сгинул ни в бойне при Ипре,
Ни в путчистской пивной, ни в тюрьме;
Словно чёрт, в этой мрачной палитре,
Мракобесил себе на уме.
И однажды, слоняясь без цели,
Через век, в разношёрстной гурьбе,
В книжной лавке заметишь бестселлер
Для безмозглой толпы, о борьбе!
Мы же лучше вернёмся к курфюрстам,
Насладиться, как первый листок
Повернулся, с пергаментным хрустом
Остывающих в вечности строк.
И, казалось, дубовые двери
В каземате тюремном рычат,
Когда Петер, его подмастерье,
Проворачивал туго рычаг.
И на аверсе гульдена, лапой
Золотой, геральдический лев
Его в самое сердце царапал,
Тайной завистью вмиг одолев.
Ни свидетельств, ни записей — пусто,
Всё догадки, мираж и туман:
Как с Кристиною, дочкою Фуста,
Он затеял случайно роман.
Там под сводами стрельчатых арок,
Испещрённых рельефом резным,
Он воспринял её, как подарок
Преисполненный светом иным.
Сколько опыта в этом приёме:
И смущенье, и локон витой,
И косился в витражном проёме,
Как свидетель, стеклянный святой.
И в мерцании солнечной пыли,
Что впитала палитру окна,
Он застыл и мечтал о Псалтире,
О любви, и бокале вина.
Жизнь мелькнула и тщась о престиже,
Или это затменье ума,
Фуст уехал в Париж и в Париже
В это время случилась чума.
Гутенберга не стало и месса
Для события слишком суха…
В Нюренберге девица Агнеса
С чувством смешанным ждёт жениха.
Тем прекрасна веков поволока,
Что загадочен каждый нюанс:
Дюрер, с веточкой чертополоха,
Вряд ли знал, что уже Ренессанс.
И лохматый берет, и накидки
Серый цвет, и косящийся глаз,
Всё серьёзно, ни тени улыбки —
Он намерен разглядывать вас.
Если долго смотреть, то по коже
Пробирает морозом, а вид
У Альбрехта такой, что похоже
Твой двойник в зазеркалье сидит.
Если б зрел гравированный рыцарь
Весь в броне, от макушки до пят,
Как глаза козлорогого рыльца
Любопытством животным горят.
Шелестела песочная осыпь
Сквозь стеклянную колбу и вот
Вся обвитая змеями особь
В предвкушенье разинула рот.
Здесь предчувствие факельных шествий,
По испугу сравнимо оно
С осязанием заячьей шерсти
И зрачком, где мерцает окно.
Любознательный чёрт меня дёрнул
Разглядеть живописный кусок:
Акварель травянистого дёрна,
Остролистые стебли осок.
Этот мир — целый остров аптечный:
Подорожник, собачий язык —
Яд курареподобный, как вечный
Привкус тайн и дворцовых интриг.
Маргаритка и тысячелистник
Ожидают нашествие пчёл.
Одуванчик судьбу, словно мистик,
В дуновении ветра прочёл.
Этих снадобий горьких рецепты
И татарского плена урок
Выживания, в разуме цепком,
Неизвестный целитель берёг.
И попробуй отсюда прицелься,
Разглядеть врачевателя тень,
В красной шапке лицо Парацельса
И берет меховой набекрень.
И, в скитаньях своих коченея,
Он запутал реальность и миф,
Добавляя в канву сочиненья
Саламандр, пигмеев и нимф.
Жгучий нимб филосовского камня,
Панацеи неведомый вкус
В тёмном омуте вечности канут,
Призывая в свидетели Муз.
И тогда, сговорившись про цену
Заблужденья, я книги читал,
Ты всю жизнь поливала драцену,
Что я пальмовой ветвью считал.
20.05 — 12.06.2024
Свидетельство о публикации №124061202958
Плутенко Илья 16.06.2024 22:06 Заявить о нарушении