Первые герои 6
Самый упорный: Михаил Водопьянов (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 6)
Михаил Водопьянов пришел в авиацию позднее всех остальных из «великолепной семерки». Впрочем, это как посчитать. Формально он только в 1928 году окончил летную школу «Добролета» (который позднее стал «Аэрофлотом»). Но еще в 1918 году Водопьянов, добровольцем пошедший в Красную армию, служил подвозчиком топлива в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец» в Липецке! А десять лет ушло на то, чтобы после демобилизации вернуться-таки к самолетам, так поразившим девятнадцатилетнего юношу из Липецка.
После этого летная карьера Водопьянова уверенно шла в гору. Сначала — летчик «Добролета», участвовавший в борьбе с саранчой в Средней Азии, затем — первопроходец пассажирской трассы на Сахалин. С 1931 года — пилот летного отряда «Правда», доставлявшего матрицу главной газеты СССР в крупнейшие города, прежде всего за Урал. А потом был испытательный перелет Москва — Петропавловск-Камчатский, авария на Байкале и тяжелейшие травмы, после которых только на голове у пилота осталось 36 (!) швов. С такими ранениями не то что в спасатели, челюскинцев в гражданскую авиацию могли не взять! Но Михаил Водопьянов добился своего: его включили в состав участников спасоперации и поручили участвовать в перегоне тройки самолетов — двух ПС-3 и одного Р-5 — из Хабаровска в Ванкарем. Вместе с Водопьяновым летели пилоты Иван Доронин и Виктор Галышев, который командовал перелетом. Преодолев 6000 километров, тройка летчиков добралась до Анадыря, где у самолета Галышева отказал мотор. В Ванкарем прилетели только Водопьянов и следом за ним Доронин. За три полета к челюскинцам Водопьянов вывез 10 человек, доказав, что не зря настаивал на своем включении в состав отряда спасателей. Он же, кстати, был и участником последнего полета на льдину 13 апреля — вместе с Николаем Каманиным и Василием Молоковым.
Водопьянов Михаил Васильевич родился 18 ноября 1899 г. в селе Большие Студёнки (сейчас часть города Липецка), в семье крестьянина. В феврале 1918 г. добровольно вступил в Красную Армию. Служил обозным в дивизионе воздушных бомбардировщиков «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне, воевал против Колчака и Врангеля. Сначала был кучером, подвозил бензин на аэродром, стал помощником шофёра, шофёром, авиационным мотористом, затем бортмехаником. В 1928 г. окончил лётную школу «Добролёта», через год Московскую лётно-техническую школу. Был бортмехаником, пилотом. Летал над Кубанью, на Северном Кавказе и в Казахстане на лёгком биплане, обрабатывал химикатами поля, заражённые саранчой. В 1929 г. первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. С 1931 г. работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва – Ленинград, Москва – Иркутск, на Сахалин. Зимой 1933 г. в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а М.В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).
Узнав о трагедии в Чукотском море, где оказалось зажатым льдами научно-исследовательское судно «Челюскин», Водопьянов обратился к правительству с просьбой разрешить ему участвовать в спасении экипажа и членов экспедиции. Получил разрешение и вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем (Чукотский полуостров) на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Одним из первых прилетел в лагерь челюскинцев, посадив самолёт на крохотную ледяную площадку. Взял на борт четырёх человек. Из Анадыря трижды летал к бедствующим людям и вывез оттуда 10 человек. Все лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, стали Героями Советского Союза. Двадцатого апреля 1934 г. это высокое звание получил и Михаил Водопьянов – за умелое использование достижений советской авиации в малоизученных условиях Ледовитого океана, за исключительно инициативную, чёткую и самоотверженную работу, обеспечившую успешное выполнение операции по спасению челюскинцев.
Четвёртого ноября 1939 г. М.В. Водопьянову была вручена медаль «Золотая Звезда» №6.
В 1936–1937 годах М.В. Водопьянов совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. Двадцать первого мая 1937 г. на самолёте АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3), во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север-1», впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса.Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» – СП-1 (научно-исследовательской станции И.Д. Папанина). За это лётчик был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).
В 1937–1946 гг. М.В. Водопьянов – депутат Верховного Совета СССР. Участвовал в советско-финской войне 1939–1940 гг. в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени.
Когда началась Великая Отечественная война, Водопьянову поручили командование 81-й авиадивизией бомбардировщиков. Первое боевое задание поставил сам Верховный Главнокомандующий – произвести воздушный налёт на Берлин. Ночью 10 августа 1941 г. самолёты вылетели по направлению к немецкой столице. Флагманский Пе-8 вели Михаил Водопьянов, второй пилот Эндель Пусеп и штурман Александр Штепенко. В люках каждого самолёта было по 4 тонны бомб. В 20 минутах от цели на высоте 7 тысяч метров у флагманского самолёта заглох правый мотор. Было принято решение идти дальше на трёх двигателях. Задание было выполнено. Самолёт Водопьянова был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта Михаил Васильевич вернулся к своим. За большие потери он был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик. Кроме бомбардировок Водопьянов совершал и опасные рейсы к партизанам. День Победы лётчик встретил в поверженном Берлине.
М.В. Водопьянов награждён четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени. После Победы генерал-майор авиации (1943) Водопьянов продолжал летать на воздушных линиях в Арктике. Уйдя в отставку в 1946 г., занялся литературной деятельностью, стал членом Союза писателей CCCР. Вышло около 25 его книг. Его пьесы ставились в различных городах СССР. Жил Михаил Васильевич в Москве. В 1948–1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север-1» и «Север-2». В 1949 г. был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).
Позже М.В. Водопьянов жил в Ногинском районе рядом с Купавной, в доме на берегу Бисеровского озера, где он любил купаться и рыбачить. Встречался со школьниками Ногинского района. Двери его дома были постоянно открыты и для давних друзей-полярников, и для бывших фронтовиков, и для купавинских ткачей, а почтовый ящик всегда был полон корреспонденции. Михаил Васильевич был частым гостем на пионерских сборах, активным участником педагогического совета и родительских собраний в купавинской школе. Пионерская дружина с гордостью носила его имя. По его приглашению на встречу с ребятами приезжали полярники, военные, артисты, писатели, космонавт Павел Попович… Ребята даже сочинили песню:
Наша школа любит Водопьянова –
Дедушку купавинских ребят.
От его вниманья постоянного
Звонче песни юности звонят.
Мы горды его дорогой славною,
Он её как коммунист прошёл.
Ярче, шире небо над Купавною,
Если дружат юность и орёл!
Михаил Васильевич скончался 11 августа 1980 г. в Москве, похоронен там на Троекуровском кладбище. Именем Водопьянова названы улицы в Москве, Липецке, Красноярске, Екатеринбурге, совхоз в Саратовской области.
Сегодня его имя носит и школа № 25 в Старой Купавне, здесь планируют открыть музей героя. Сохранился и дом с мемориальными вещами, летом здесь по-прежнему отдыхают члены семьи Михаила Васильевича.
Свидетельство о публикации №124061201723