Четыре слона имажинизма. Конница бурь
Покраснела рябина
Посинела вода.
Месяц всадник унылый
Уронил повода.
Но незримые дрожди
Все теплей и теплей…
Помяну тебя в дождик
Я, Есенин Сергей.
Наступило время поэтических метаморфоз. Одними из первых почувствовали изменившуюся ситуацию поэты, вошедшие позднее в группу имажинистов. Поэт Рюрик Ивнев, не случайно оказался среди тесной группы пяти деятелей культуры на первом заседании, организованном Луначарским в Смольном по поручению ВЦИК. Тема заседания — налаживание связей между Советской властью и интеллигенцией. Именно Рюрик Ивнев в начале 1918 года становится личным секретарем наркома Просвещения Луначарского, работает в «Известиях», журнале «Красная новь», принимает активное участие в чтение лекций и формировании Всероссийского профессионального союза поэтов осенью 1918 года вместе с Вадимом Шершеневичем, Василием Каменским Н. Захаровым-Мэнским и др. Ивнев вспоминал, как через несколько месяцев после Октябрьской революции, кажется, в феврале 1918 года переехал в Москву, где встретил Есенина, которому посвятил следующие строки:
Есть столько радостей на свете,
Юнее будь душой, чем дети.
Едва ли это не судьба, —
Сегодня мы с тобою вместе,
Еще день, два, но с новой вестью
Нам станет тесною изба.
Игра страстей, любви и чести
Несет нам муки, может быть.
Умей же все переносить.
К началу же 1919 года (февраль) «созрела» декларация имажинистов, опубликованная в понедельничной газете «Советская Страна», подписанная Есениным, Мариенгофом, Шершеневичем, Ивневым, а также художниками — Якуловым и Эрдманом. Все заседания, предшествовавшие изданию декларации имажинистов, происходили на Петровке. Слон точнее четыре слона имажинизма, обретали опору в виде четырех ног:
Образ
Образ, образ и еще раз образ. Образ — в комбинации аналогий, параллелизмов, сравнений, противоположений, эпитетов сжатых и раскрытых, приложений политематического многоэтажного построения — вот орудие производства имажиниста. «Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. Что такое образ? Кратчайшее расстояние с наивысшей скоростью. Когда луна непосредственно вправляется в перстень, надетый на левый мизинец, а клизма с розоватым лекарством подвешивается вместо солнца». Для символиста образ (или символ) — это способ мышления; для футуриста — средство усилить зрительное впечатление, для имажиниста — самоцель.
Максимальное количество троп в стихе, когда буквально в каждом слове заключена тропа. Бойкот вымирающих видов троп, троп-дегенератов при обязательной новизна и оригинальность каждого использованного тропа. Конкретный образ вместо абстрактного образа.
Ритм
Основное в поэзии композиция образов. Весь прочий материал поэзии, включая ритм — второстепенно, подчинено композиции образов. Имажинисты отвергает существующий метр и ритм, который должен выявлять соответствие и взаимоотношение образов. Характер ритма можно уяснить себе только в цельном произведении или некотором отрывке, который рассматривается, как самостоятельный организм. Только при таких условиях есть взаимодействие частей, их соответствие друг другу, только при этом ритм становится живой и действующей силой. Вырвите отдельную строчку из любого произведения, и вы увидите, что она ритмически мертва.
Строфика
Определенная, в течение многих столетий сложившаяся строфика убийственна для поэзии. Для каждого произведения следует найти особое, свойственное духу данного произведения, строфическое построение. Произведение, созданное в тех строфических формах, какие поэт изобрел для данного словесного организма, живой цветок. Произведение в форме традиционного сонета или рондо — цветок гербаризированный.
Рифма
Едва заметное музыкальное касание одного слова о другое дает воспринимающему больше, чем фанфары старых точных рифм. Особым покровительством имажинистов пользовались до сих пор рифмы составные, обратные, рифмы и ассонансы на разноударные слова. Значительное внимание уделяется также амебам, которыми изобилуют наши стихи.
Из существенных свойств современной поэзии с неизбежностью вытекает смерть глагола: поэзия образна, глагол безличен, поэтому глаголу нечего делать. Иногда в конструкции фразы глагол отсутствует, и вы чувствуете только аромат отсутствующего глагола. Или ощущаете привкус глагола, которого не существует в языке, который следует еще изобрести. Есть уже несколько произведений, написанных без единого глагола, глагол у имажинистов в роли жалкого приживальщика: если он присутствует, его почти не замечают. Отсутствует, о нем мало беспокоятся и только иногда, в хорошем расположении духа, считают нужным снизойти до него. Примеров конструкции фразы без глагола, зачастую великолепных, можно найти у каждого имажиниста в значительном количестве. Иногда глагол подобно акушеру помогает рождению образа. Организует образ, резче очерчивает его.
Славь мой стих кто ревет и бесится,
Кто хоронит тоску в плече,
Лошадиную морду месяца
Схватить за узду лучей.
За седины твои кудрявые,
За копейки с златых осин,
Я кричу тебе «К черту старое!»
Непокорный разбойный сын.
Однако, наиболее дальновидные поэты начала двадцатых уже тогда понимали, что век имажинизма, как и ярко заявившего о себе футуризма, не говоря уже о более экзотических течениях, недолог, а на смену ему придет проверенная революцией «пролетарская» поэзия, а уже за нею в строительстве социализма будет участвовать твердый, монолитный, сплоченный, как партия большевиков Союз писателей. Однако до утверждения творческого единообразия и писательского единомыслия стране оставался еще целый десяток трудных и драматичных лет.
Свидетельство о публикации №124061102852