Рембо, Элюар, Лорка с цитатами и комментариями

Изо: четвёрка алкашей - в жёлтый домик направляются



Рембо , Элюар, Лорка

"Одно лето в аду" -
Какой-то диковатый сученок... Типичная безотцовщина, много таких подростков - трудное взросление, все дела...(Представьте, я им, типа того, увлекался! Читал нараспев "Пьяный корабль"...)

Он вполне искренен и осмыслен во многих местах - и вполне талантлив. И он, кстати, бросил стишки  и занялся каким-то бизнесом в Африке - а что умер в 37, так у него был рак, саркома кости...

Нередко бывает такое, что пока человек молод и свеж, он талантлив, а потом всё загрязняется, стирается, запутывается, заморачивается. Он же родом был из деревни, а потом получился синтез с городом, всякий синтез богат - этим боком его история напоминает есенинскую... И это пример преимущества непрофессионала - он спонтанней, органичней, острее...

"Мораль - это слабость мозгов" - ну конечно же, они у нас у всех слабы - и у него, и у меня... До силы очень далеко... И "мораль" обычно заключается в штампованных правилах , в жёстком консерватизме, в пафосных, "ригористических" речах,   - изо дня в день, помногу часов...

"И словно с женщиной, с Природой счастлив буду." - У меня именно такие же ощущения от природы (отчего особенно люто презираю домашних баб...)

"Между колоколен протянул я канаты, между окон протянул гирлянды, от звезды к звезде - золотые цепи, и вот я танцую" - а вот такие цитаты говорят о том, что это был всего лишь маленький пацан... (Хотел носить золотые цепи как обычный гопник и уголовник?!)

"Нет более богов, стал богом человек, Но без любви сей бог - калека из калек." - замечательно. Но не хватает не только добра, но и ума и силы тоже - людишки всегда глупо переоценивают свой ум, свою доброту и силу...

"..Европу вижу я лишь лужей захолустной,
Где отражаются под вечер облака
И над которою стоит ребёнок грустный,
Пуская лодочку, что хрупче мотылька.." - а между тем, всё было впереди: две чудовищные войны, огромный материальный прогресс - да и последующая  история искусств огромна... Но написано опять очень хлестко и сильно

"Жизнь — это фарс, который играют все." - наповал...  Людишки всеми своими прогрессами занимаются с самыми серьезными лицами, но ведь и юмор процветает всё сильнее...

"Действительность была слишком тернистой для моей гордыни." - да, тут дело не в "стишках"... У него есть мысли... Зачем он уехал в Африку? Возненавидел "искусство"?

----

"Мне следовало бы иметь свой ад для гнева, свой ад — для гордости и ад — для ласки; целый набор преисподних." - ну да, и бог и дьявол недалеко от каждого из нас, просто людишки поразительно слепы, нечувствительны и неразумны...

"Я заносил в тетрадь тишину, ночь; я отмечал невыразимое. Я ловил головокружение." - все поэты таковы (по молодости я тоже занимался такой ловлей.... - а я долго был молод, хотя уже и несчастен как раз с 2000-го года...)

"Это - озаренный отдых, ни лихорадка, ни слабость, на постели или на поле.
Это - друг, ни пылкий, ни обессиленный. Друг.
Это - любимая, ни страдающая, ни причиняющая страданий. Любимая.
Мир и воздух, которых не ищут. Жизнь.
Так ли это все было?
И сновидение становится свежим." - а это наспех написано, лишь бы отметить свое особое состояние. В юности особых состояний может быть до фига, если не задохнулся в комнатах с самого начала, не перегружен работами с самого начала (а он вовсе не был перегружен, родился в зажиточной семье, но в деревне - идеально)

"Искательницы вшей

Когда на детский лоб, расчесанный до крови,
Нисходит облаком прозрачный рой теней,
Ребенок видит въявь склоненных наготове
Двух ласковых сестер с руками нежных фей.
Вот, усадив его вблизи оконной рамы,
Где в синем воздухе купаются цветы,
Они бестрепетно в его колтун упрямый
Вонзают дивные и страшные персты.
Он слышит, как поет тягуче и невнятно
Дыханья робкого невыразимый мед,
Как с легким присвистом вбирается обратно -
Слюна иль поцелуй? - в полуоткрытый рот...
Пьянея, слышит он в безмолвии стоустом
Биенье их ресниц и тонких пальцев дрожь,
Едва испустит дух с чуть уловимым хрустом
Под ногтем царственным раздавленная вошь...
В нем пробуждается вино чудесной лени,
Как вздох гармоники, как бреда благодать,
И в сердце, млеющем от сладких вожделений,
То гаснет, то горит желанье зарыдать." - слишком литературно , ни о чём - и с "невыразимым мёдом ". На Верлена вполне похоже.

"Направлюсь вечером я прямо в синеву ;
Колосья соблазнят мечтателя щекоткой ;
Коснётся ветер щёк, и я примну траву ,
Беспечно странствуя стремительной походкой.
Пойду, не думая о том, чего не жаль ;
Впервые утолив мой пыл нетерпеливый ,
Кочевника прельстит изменьчивая даль:
Природа , я в пути любовник твой счастливый!" - любовь к природе - это важное достоинство, но ничего другого, ничего особенного тут нет. Пыл, как полагается, "нетерпеливый", даль "изменчивая", походка "стремительная". Чепуха. Понравилось только "прямо в синеву" - это юношеская прямота, максимализм...

"Продаются тела - бесценные, вне какой-либо расы, происхождения, мира и пола! Богатства, которые брызжут при каждом движенье! Бесконтрольная распродажа брильянтов!
Продается анархия для народных масс; неистребимое удовольствие для лучших ценителей; ужасная смерть для верующих и влюбленных!
Продаются жилища и переселения, волшебные зрелища, спорт, идеальный комфорт, и шум, и движенье, и грядущее, которое они создают!
Продаются точные цифры и неслыханные взлеты гармоний. Находки и сроки ошеломительны: незамедлительное врученье!
Безумный и бесконечный порыв к незримым великолепьям, к непостижимым для чувств наслажденьям, - и его с ума сводящие тайны для любого порока, - и его устрашающее веселье и смех для толпы.
Продаются тела, голоса, неоспоримая роскошь - то, чего уж вовек продавать не будут. Продавцы далеки от конца распродажи! Путешественникам не надо отказываться от покупки!" - трудно сказать, что всё это значит. Наверное, он чувствовал предстоящий материальный прогресс, потребительство, сексуальную революцию... И он стал путешественником, на путешествия променял стишки, потому что жаждал встретить нечто невероятное, как и полагается мальчишке... Но, повзрослев , встретил лишь бизнес, торговлю, пусть и экзотическую , с неграми... И, отталкиваясь от ханжей, легко залетел в другую крайность - в пороки, грубость и т.д.

"Глухими тропами, среди густой травы,
Уйду бродить я голубыми вечерами;
Коснется ветер непокрытой головы,
И свежесть чувствовать я буду под ногами.
Мне бесконечная любовь наполнит грудь.
Но буду я молчать и все слова забуду.
Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь!
И словно с женщиной, с Природой счастлив буду" - то же самое, любовь к природе и путешествиям, совершенно нормальные для мальчишки (только с появлением виртуального мира, компьютеров этот мир поблек - природа отдалилась,  все путешествия  доступны прямо на диване...)

"Сколько нас проклятых на этом свете! Как много времени я среди них! Я знаю их всех. Мы всегда узнаем друг друга и надоели друг другу." - сколько нас, проклятых мальчишек... И как быстро нам всё надоедает...

"Изгнанные голоса назиданий... Горестно угомонившаяся физическая наивность... Адажио. О, бесконечный отроческий эгоизм и усидчивость оптимизма: как наполнен был мир в то лето цветами! Умирающие напевы и формы... Хор, чтобы утешить пустоту и бессилье... Хор стеклянных ночных мелодий... В самом деле, нервы скоро сдадут" - набор фраз... Он был слишком ранний (где-то начитался стихов в своей деревне - а какие ещё там могли быть впечатления?) и в голове его поднялся хаос - и он ему самому действовал на нервы (причем, каждая частица хаоса - это обычная околопоэтическая банальность , сдобренная юношеским оптимизмом и максимализмом)

"...Верим в яд. Жизнь умеем свою отдавать целиком, ежедневно. Наступило время Убийц." - наступило бы и время чтения соответствующей кровожадной и страшной литературы или просмотра кино, если бы они были. Воинственность тоже мальчишкам присуща.

"Есть птица в лесу, чье пение вас останавливает и заставляет вас покраснеть.
Есть на башне часы, которые не отбивают время. Есть овраг, где скрываются белые звери. Есть собор, который опускается в землю, и озеро, в котором вода поднялась.
Есть небольшой экипаж, оставленный на лесосеке или быстро катящийся вниз по тропе и украшенный лентами.
Есть маленькие бродячие комедианты, что видны на дороге, сквозь листву на опушке леса.
Наконец, есть кто-то, кто гонит вас прочь, когда вас мучают голод и жажда." - впечатление произвели только белые звери в овраги, но в целом видно, что ему словно бы мерещились съёмки фильма! Да, попозже он бы снимал кино...

"Жужжали магические цветы. Баюкали склоны. Бродили сказочно изящные звери. Тучи собирались над морем, сотворенным из вечности горьких слез." - нынешнюю китчевую кинофантастику он бы тоже любил

"Тоска не будет больше моей любовью. Ярость, распутство, безумие, я знаю все их порывы и знаю их поражения,-это бремя сбросил я с плеч. Оценим спокойно, как далеко простирается моя невинность." - он не был испорченным или безумным мальчишкой - вполне это всё в нем перегорело.

----------------

Элюар

Ранние стихи ("Вполголоса", "Малышка-девчушка", "Мои последние стихи", "Ну что ж, старина...") - впечатление такое, что он издевается, водит за нос, намеренно юморит и играет - это стихи не всерьез, деконструкция, игра с напыщенными идиотами. Фокус - но интересен он только поэтам, а остальных не особо касается...

Другой период: "Панорама":
Тот же метод, но уже мертвые руины, уже не юмор и даже не игра. Тень и подобие прежнего. Бессмысленные огрызки и остатки... Но изредка всё же может словесный фокус, выверт показать - и этого достаточно, когда ты уже признан...  Хотя этот уровень уже совершенно типичен, он сразу сливается с огромной массой западных поэтов, одного от другого смогут отличить лишь специалисты.

---

"К стеклу прильнув лицом как скорбный страж
А подо мной внизу ночное небо
А на мою ладонь легли равнины
В недвижности двойного горизонта
К стеклу прильнув лицом как скорбный страж
Ищу тебя за гранью ожиданья
За гранью самого себя
Я так тебя люблю что я уже не знаю
Кого из нас двоих здесь нет" - "скорбный страж", "грань ожиданья" - бесконечно они оперируют штампами подобной пафосной лирики! Бессмыслица! Покоритель небес и равнин, блин, в роли обычного подкаблучника....

"Дождливые, медлительные дни,
Дни треснувших зеркал, потерянных иголок,
Дни тяжких век в ограде горизонта,
Часов безликих дни, глухого плена дни.
Мой дух, еще вчера сверкавший средь цветов,
В густой листве, - сегодня гол, как чувство,
И позабыл зарю, и головой поник,
Глядит на плоть свою, послушную, чужую.
Однако видел я прекрасные глаза,
Серебряных богов, в руках сапфир державших,
Да, истинных богов, крылатых птиц земли
И ясных вод, я видел их, я видел.
И крылья их - мои. Ничто во всей вселенной
Не существует, только их полет,
И он мои печали прочь несет,
Полет планет, земли, и звезд полет, и камня,
И мысль моя на жизни и на смерти -
На двух крылах, на двух волнах плывет." - подобную  поэзию  можно гнать километрами, когда рука набита... Плывет, полет, несёт... Серебряные боги, крылатые птицы - или наоборот, серебряные птицы и крылатые боги... Тонкости тут, конечно, есть, но ничего толстого и существенного. Музыка словесная, шум волн. Кого-то интересуют скучные звуковые рулады "классической" музыки, кого-то - словесные рулады классических высокопарных стихов.

"...благоразумная девица не должна пускаться в разговоры с незнакомыми лягушками." - благоразумная лягушка не должны пускаться в разговоры с незнакомыми девицами. Юморок, знакомый многим ещё с детского сада...

"В сети жизни твоей попалась природа.
Дерево - твоя тень - обнажает плоть свою небо.
У дерева голос песка, жесты ветра.
И всё, что ты говоришь, у тебя за спиною дышит." - набитая рука продолжает работать, с лёгкостью конструирует наборы слов. Опять могло быть и наоборот: "у ветра голос песка"; или: " в сети жизни твоей попалось небо"; или: "за спиною дышит твоя тень" (а если "в сети попалось дерево" или "за спиною дышит дерево", то это уже пародия, карикатура)

"воде нужны круги мозги твоя еда дада дада отдай долги" - это он уже дальше пошёл, к абсурдизму (карикатуре и пародии?!) В принципе, в мире, намертво забитом штампами, такое движение имеет свой смысл - хотя штамп и абсурд стоят друг друга... Т.е. абсурд лишь выравнивает лодку, спасает мир от смерти от заштампованности, но никакой жизни, цели и смысла он не даёт... Это второй груз - с его помощью лодка выровнена - но и перегружена...
"Кругам нужны вода, мозги..." "Мозгам нужна вода, круги..."

"Ты столько мне снилась,
я столько ходил, разговаривал, спал с твоей тенью,
что осталось мне только быть тенью в этом мире теней
и по солнечным вечным часам твоей жизни
бродить с упоеньем" - и этот с упоеньем, как и полагается бездарю, лезет под каблук, превращается в тень (правда, стих из сборника - может, и не его... Точно - это некий Роберт Деснос)

"Откровенность порывов,
Легкость близости,
Ласка волос.
Без подозрительности, без тревоги
Твои глаза отдаются всему, что видят,
И на виду у всего, на что они смотрят." - бабы без тормозов и авангардисты без тормозов - совпадение вкусов, характеров. Бабы (****и) любят авангард, авангардисты (ебари) любят баб.

"В мире нет беспросветных ночей
Вы мне верить должны если я говорю
Если я утверждаю
Что всегда даже в самой кромешной печали
Есть открытое настежь окно озаренное светом
В мире есть мечта начеку
Есть желанье которое нужно исполнить
Есть голод который нужно насытить
В мире есть благородное сердце
И пожатье надежной руки
И внимательные глаза
И жизнь которая хочет
Чтоб ее разделили с другими." - обращаться к бабам с заумью не стоит, поэтому это вполне традиционный, банальный стих про -морковь. Опять же, можно набить руку и гнать эти выспренности и высокопарности километрами. Их уже десятки тысяч километров выработано легионом работничков на "поэтической ниве"... (Но бабам по-прежнему нравится, чего же боле)

"Поэтически Тцара резюмировал то, что, следует считать его доктриной, в знаменитом афоризме: "Мысль образуется во рту", имея в виду, что здание Разума есть всего лишь пустопорожняя болтовня, что наша мыслительная деятельность сводится к дурной привычке пространно изъясняться. Но имея в виду и другое: мысль поэта действительно заключается в словах, в их звуке и отзвуках, в их вкусовых качествах, в способе, каким они формируются во рту, наполняются человеческим теплом, отливаются по форме внутренних органов - и являются на свет, далёкие от геометрии, сухой ввиду её отвлечённости." - есть певцы ртом, есть и мыслители ртом. Не из мозга выходят их "мысли", они рождаются прямо на поверхности, булькают как пузырьки на воде (но сколько отзвуков и вкусовых качеств у этих словесных бульканий) Здание разума... - нет, сначала пустопорожняя болтовня о здании, потом - о разуме, потом - о здании разума, потом - о разуме здания, потом - о пустопорожней болтовне, т.е. о самой себе.... Но всё наполнено человеческим теплом, ага; это человеческая слюна, а не сухая геометрия...

Бессмысленно продолжать его рассматривать - это все равно, что комментировать волны, причем вода этих волн солёная, для питья  непригодная - хотя в нее и бухнули неимоверное количество сахара...

-------------

Лорка

"Потерял я ключи от шкафа, и зарос он мхом первозданным." - может, уже и лес внутри? Или жуки...

В общем, бесконечная болтовня и графомания...

"Когда хочешь кричать и нельзя — сойти с ума недолго" - придурок...

Поражаюсь я некоторым знаменитостям...

"... чем в доме чище, тем на сердце хуже." - это ещё из наиболее осмысленного... Хоть на свинью похож, а то ведь и вовсе ноль без палочки...

----

"Есть души, где скрыты
увядшие зори,
и синие звёзды,
и времени листья;
есть души, где прячутся
древние тени,
гул прошлых страданий
и сновидений.

Есть души другие:
в них призраки страсти
живут. И червивы
плоды. И в ненастье
там слышится эхо
сожжённого крика,
который пролился,
как тёмные струи,
не помня о стонах
и поцелуях.

Души моей зрелость
давно уже знает,
что смутная тайна
мой дух разрушает.
И юности камни,
изъедены снами,
на дно размышления
падают сами.
"Далёк ты от Бога", –
твердит каждый камень." - первые две части - ну, полное зеро, ничего не смог представить, а вот последняя содержит достаточно интересное признание:  не думается ему, им, как черви, овладели сны и он чувствует, что далек от бога. Смутно подозревает, что бездарь и это разрушает его дух, его самоуверенность...

"Ты думаешь, что время лечит, а стены скрывают все, но это не так. Что проникает в сердце, того уж не вырвешь!"  - время не лечит, если болезнь пустила глубокие корни - а скрыть болезнь можно, но Лорка не из скрытных и не из любителей сидеть за стенами

"Молча сгорать — это самая страшная кара, какой мы можем подвергнуть себя." - он будет сгорать и орать

"и тот, кто чувствует боль, непрестанно чувствует боль,
и тот, кто боится смерти, носит смерть на плечах." -  - боль и смерть  первой половины 20-го века

"Мало любить умом, когда тело - будь оно проклято! - молчит." - насчёт любви в нашем теле только член разговаривает.  Может, умом "полюбил" соратницу по борьбе, но член-то не встал

"Трудно, ах, как это трудно - любить тебя и не плакать!" - любить тебя и не плеваться...

"Злой язык никаким враньем не побрезгует!" - похоже, Лорка не злой и не врун (но скорее всего он просто дурак)

"Прочитав столько романов, я должен был знать, что мужчинам все женщины нравятся, но не все мужчины нравятся женщинам" - жирные,  старые уродины всем нравятся в его романах?

"Лучше плакать от живого человека, хоть бы он и разбил мне сердце, чем тосковать по призраку, который столько лет сердце точит." - реальный человек старательно разбивает ему сердце, а виртуальный одновременно его же точит

"Быть радостным - необходимость и долг. И это я говорю тебе сейчас, когда мне очень тяжело. Но даже если вечно будут мучить меня любовь, люди, устройство мира, я ни за что не откажусь от моего закона - радости." - радость это не закон, необходимость и долг, а когда твоя команда гол забивает... (Ему очень тяжело - и радостно, ага. Я же говорю - дурак, нелепый горемыка)

"Люди шли за летом,
осень - следом.
Люди шли
зелеными лугами.
Шли с гитарами
и петухами.
По владеньям
ливней и лучей.
Медлила река,
звенел ручей.
Сердце,
бейся горячей!
Люди шли
зелеными лугами.
Осень шла
с лимонною звездой,
птичьим плачем,
вздрогнувшей водой.
Свесясь на манишку
головою.
Тише,
сердце восковое!
Люди шли за летом,
осень - следом." - набор слов, свесясь на манишку головою. Спекуляция; наверняка подражал коллегам и старшим товарищам. Видимо, изображал загадочный эпос. Люди не шли, они яйца чесали и пили лимонад с птичьим плачем... ("Сердце восковое, бейся горячей..." Или:  "Бьёт по воску сердце - месит словно глину")

"И я знаю, что два - не число и числом не станет,
это только тоска вдвоем со своею тенью,
это только гитара, где любовь хоронит надежду,
это две бесконечности, недоступные друг для друга." - хотел залезть под каблук, но дурак никому не нужен, его дурость отбрасывает слишком очевидную тень. Трагедия, украшенная, приправленная гитарой (стихами)
(Чёрт, оказывается, это очередной пидор из богатой  семьи... Хотя про трах-тибидах с бабами у него тоже есть высеры...)

"Прорытые временем
Лабиринты
Исчезли.
Пустыня
Осталась.
Немолчное сердце —
Источник желаний —
Иссякло.
Пустыня
Осталась.
Закатное марево
И поцелуи
Пропали.
Пустыня
Осталась.
Умолкло, заглохло,
Остыло, иссякло,
Исчезло.
Пустыня
Осталась." - похоже, уже совсем пустым и пустынным его убивали, так что горевать не о чем.


Рецензии