***

Читая Тору
Недельная глава «Насо». Стремление к миру
Джонатан Сакс. ***
Перевод с английского Светланы Силаковой
10 июня 2024
***
На первый взгляд недельная глава «Насо» кажется пестрым собранием фрагментов, никак не связанных между собой. Вначале идет описание семейств Гершона и Мерари из колена Леви и порученного им дела — переноса частей Святилища при переходах сынов Израиля по пустыне. Затем, после двух лаконичных законов (о высылке нечистых из стана и о возмещении ущерба за грех), идет описание диковинных испытаний для соты — женщины, заподозренной мужем в прелюбодеянии.

Далее закон о назорее: человеке, который добровольно и обычно на установленный срок, налагал на себя особые ограничения — своего рода кодекс святости, в том числе воздерживался от вина и всего, приготовленного из винограда, не стригся, остерегался осквернить себя контактом с мертвыми телами.

За этим законом следует (вновь, казалось бы, без логической связи) молитва — одна из древнейших молитв, практикуемых непрерывно в истории и по сей день: священническое благословение. А затем необъяснимо монотонный отчет о приношениях вождей каждого колена для освящения жертвенника: череда пространных абзацев, где текст повторяется целых двенадцать раз, поскольку приношения всех вождей были абсолютно одинаковы.

Почему Тора тратит столько времени на описание события, о котором можно было бы рассказать вкратце, перечислив имена вождей и просто сообщив, что каждый из них принес одно серебряное блюдо, одну серебряную чашу и т. д.? Впрочем, эти вопросы меркнут перед главной загадкой: в чем логика этой, казалось бы, бессвязной череды отрывков?

Ответ подсказывает последнее слово священнического благословения: «шалом» («мир»). Пространно анализируя этот вопрос, рабби Ицхак Арама, комментатор, живший в Испании в XV веке, разъясняет: «шалом» — не просто отсутствие войны или раздоров. Это слово означает целостность, совершенство, слаженную работу сложноустроенной системы, гармоничное многообразие, состояние, когда каждый элемент занимает надлежащее место и существует в ладу с физическими и нравственными законами вселенной: «Мир — это нить милости, исходящая от Него, да прославится Он, соединяющая вместе всех существ, небесных, промежуточных и низших. Мир — основа и опора для реальности и уникального существования каждого из них» (Акедат Ицхак, глава 74).

Нечто похожее пишет Ицхак Абарбанель : «Б;г поэтому зовется “мир”, что именно Он связывает вселенную воедино и упорядочивает все вещи сообразно конкретному характеру и состоянию каждой. Ибо когда вещи будут расставлены в надлежащем порядке, воцарится мир» (комментарий к Авот, 2:12).

Такое представление о мире во многом навеяно картиной из Берешит, 1: Б;г создает порядок из «тогу ва;вогу» («хаоса»), творя вселенную, где у каждого предмета и формы жизни есть свое место. Мир царит там, где каждый элемент системы ценят как жизненно необходимую часть целого, а между элементами ни в чем нет разлада. Разные отрывки недельной главы «Насо» посвящены одной теме — установлению мира в вышеуказанном смысле.

Самый очевидный — упомянутый случай соты, женщины, которую муж подозревает в прелюбодеянии. Мудрецы находили самым поразительным в обряде с сотой тот факт, что он включал в себя соскребание Имени Б;га, ведь при любых других обстоятельствах уничтожать Имя Б;га категорически запрещено. Совершая этот обряд, священник произносил проклятие, в котором содержалось Имя Б;га, записывал это проклятие на пергаментном свитке, а затем растворял написанное в воде, приготовленной по особому рецепту . Отсюда мудрецы заключали, что Б;г готов отказаться от подобающих Ему почестей, допустив, чтобы Его Имя было стерто «ради мира между мужем и женой» , дабы снять подозрения с безвинной женщины. Хотя в конечном счете после разрушения Второго храма рабби Йоханан бен Закай отменил это испытание, закон напоминал: в еврейской иерархии ценностей мир в доме очень важен.

Обряд соты. Ян Лейкен Гравюра. 1703
Фото: Rijksmuseum / Wikipedia
Фрагмент о семействах Гершона и Мерари из колена Леви свидетельствует, что на них возложили почетную обязанность переносить части Святилища в походе народа по пустыне. Очевидно, они остались довольны этой почестью — не то что семейства Кегата, подробно описанные в конце предыдущей недельной главы. Корах, принадлежавший к семействам Кегата, в конце концов подговорил сообщников взбунтоваться против Моше и Аарона.

Точно так же длинный отчет о приношениях вождей двенадцати колен демонстрирует, что каждое из этих приношений сочтено достаточно важным, заслуживающим отдельного фрагмента в Торе. Ведь если люди сочтут, что их ущемляют, не признают их подлинной роли и заслуг, они начнут крушить все на своем пути. Это и доказывает вышеупомянутый случай Кораха и его союзников. Тора, справедливо воздавая почести и уделяя внимание семействам из колена Леви и вождям колен, учит, как важно заботиться о согласии в народе, воздавая почести всем.

Случай назорея — самый интересный во многих отношениях. Ведь в иудаизме есть внутренний конфликт: с одной стороны, твердо подчеркивается равное достоинство всех людей в глазах Б;га, а с другой — имеется религиозная элита в виде колена Леви в целом и коаним (священников) в особенности. По;видимому, закон о назорее был призван дать тем, кто не принадлежал к коэнам, возможность обрести специфическую святость, которая близка к святости самих коэнов, если не вполне тождественна ей. Это еще один способ не допустить, чтобы возникла деструктивная озлобленность, которая может зародиться, если человек обнаруживает, что из;за его происхождения ему недоступны некоторые формы статуса в общине.

Если наши рассуждения верны, то все законы и сюжеты в нашей недельной главе объединяет общая тема: необходимость прилагать усилия во имя сохранения или восстановления мира между людьми. Подорвать мир легко, а восстановить трудно. В остальных главах книги Бемидбар много места занимают всевозможные внутренние разногласия и раздоры. И в еврейской истории в целом — тоже.

Недельная глава «Насо» объясняет, что мы должны изо всех сил способствовать миру между мужем и женой, между руководителями общины, а также в среде обычных людей, стремящихся к недюжинной святости.

И вовсе не случайно, что священнические благословения, как и подавляющее большинство еврейских молитв, завершаются молитвой о мире. Мир, говорили законоучители Талмуда, одно из имен самого Б;га. А Маймонид пишет, что вся Тора дана, чтобы установить на свете мир (Законы о Хануке) . «Насо» — серия практических руководств, обучающих, как добиться того, чтобы каждый человек чувствовал себя признанным и уважаемым, а также как развеять и смыть все подозрения.

Ради установления мира мы должны прилагать усилия, как и молиться о нем.


Рецензии