Смирение

СМИРЕНИЕ.

Отсутствие гордости и высокомерия. Смирение — это не слабость, а настрой ума, угодный Богу.

В Еврейских Писаниях мысль о смирении передают несколько слов, образованных от глагола «ана» (означает «быть униженным; быть смирённым; быть угнетённым»). Они переводятся как «смирение», «кротость», «бедствие», «страдание». Также мысль о смирении передают еврейские глаголы «кана» (буквально «подчинить [себя]») и «шафел» (буквально «быть низким; стать низким»). В Христианских Греческих Писаниях словами «смирение» и «смирение ума» переводится слово «тапейнофросине. Оно образовано от слов «тапейноо» (означает «понижать») и «френ» (означает «ум»).
Человек может развивать смирение, размышляя о своём положении перед Богом и ближними в свете библейских принципов, а затем применяя то, чему научился.

В Притчах 6:3 выражением «смири себя» передано слово «хитраппес», которое буквально можно перевести как «затопчи себя». Это слово хорошо подходит для описания действия, о котором упоминает мудрый автор книги Притч: «Сын мой, если ты поручился за своего ближнего... если ты опутал себя словами уст... ты попался в руки своему ближнему: пойди, смири себя [затопчи себя] и настойчиво умоляй своего ближнего. [...] Спасайся» (Пр 6:1—5). Другими словами, нужно оставить гордость, признать ошибку, уладить дело и постараться получить прощение. Иисус сказал ученикам, что человеку нужно смирить себя перед Богом, уподобившись ребёнку, и служить братьям, не стремясь к видному положению (Мф 18:4; 23:12).

Кроме того, человек может быть смирён жизненными обстоятельствами. Бог сказал израильтянам, что он учил их смирению, когда 40 лет водил по пустыне, чтобы испытать их и узнать, что было у них в сердце, и чтобы они поняли, что «не только хлебом живёт человек, но и каждым словом, выходящим из уст Господа, живёт человек» (Вт 8:2, 3). Без сомнения, многие израильтяне извлекли из этого тяжёлого испытания урок и научились смирению. (Сравните Лв 26:41; 2Лт(Паралипоменон) 7:14; 12:6, 7.) Если какой-либо человек или народ не желает развивать смирение или отвергает наставление, цель которого научить его смирению, то в своё время он будет унижен (Пр 15:32, 33; Иса 2:11; 5:15).

Смирение очень ценно в глазах Бога. Бог ничем не обязан человечеству, но по своей незаслуженной доброте он с милосердием и благосклонностью относится к тем, кто смиряет себя перед ним. Своим поведением такие люди показывают, что не полагаются на себя и не превозносят себя, а ищут его руководства и желают исполнять его волю. Под вдохновением от Бога Иаков и Пётр написали, что высокомерным Бог противится, а к смиренным проявляет незаслуженную доброту (Иак 4:6; 1Пт 5:5).

Бог слышит даже тех, кто в прошлом совершал злые дела, но потом смирил себя перед ним и стал умолять его о милосердии. Насаждая в своём царстве ложное поклонение, иудейский царь Манассия «совращал Иуду и жителей Иерусалима, и они поступали хуже тех народов, которые Господь уничтожил перед сыновьями Израиля». Когда же Бог позволил ассирийскому царю взять Манассию в плен, тот «глубоко смирился перед Богом своих предков. Он молился ему, и он услышал его мольбу. Он услышал его просьбу о благосклонности и возвратил его в Иерусалим, вернув ему царскую власть. И Манассия узнал, что Господь — истинный Бог». Так Манассия научился смирению (2Лт 33:9, 12, 13; ср. 1Цр 21:27—29).

Тот, кто смиряет себя перед Богом, может ожидать, что Бог будет давать ему руководство. На Ездре лежала огромная ответственность: он должен был возглавить возвращение из Вавилона в Иерусалим остатка израильтян — а это более 1 500 мужчин, помимо священников, нефинеев, женщин и детей. К тому же при них было много золота и серебра, которое предназначалось для украшения храма в Иерусалиме. В пути им была нужна защита, но Ездра не хотел просить охрану у персидского царя, чтобы не сложилось впечатление, что он полагается на людей. Кроме того, ещё раньше он сказал царю: «Рука нашего Бога во благо всем, кто ищет его». Поэтому Ездра объявил пост, чтобы люди смирились перед Богом. Они просили Бога защитить их во время опасного путешествия. Он услышал их и избавил от вражеских засад, так что они благополучно добрались до Иерусалима (Езд 8:1—14, 21—32). Пророк Даниил, находясь в плену в Вавилоне, смирил себя перед Богом и искал его руководства и понимания. Поэтому Бог проявил к нему благосклонность, послав ангела с видением (Дан 10:12).

Смирение направит человека на правильный путь и приведёт его к славе, потому что именно Бог возвышает одного и унижает другого (Пс 75:7). «Перед падением возносится сердце человека, а славе предшествует смирение» (Пр 18:12; 22:4). Тот, кто стремится к славе из высокомерия, не получит её. Пример тому — иудейский царь Озия, который стал самонадеянным и попытался сделать то, на что имели право только священники. «Когда он стал сильным, его сердце возгордилось, и это погубило его. Он проявил неверность по отношению к своему Богу и вошёл в храм Бога, чтобы сжечь фимиам на жертвеннике для сжигания фимиама». Когда Озия разозлился на священников, которые хотели его остановить, он был поражён проказой (2Лт 26:16—21). Потеряв смирение, Озия встал на неправильный путь, и это привело его к падению.

Смирение помогает переносить трудности. Когда приходит беда, оно помогает человеку не падать духом и терпеть, не прекращая служить Богу. В жизни царя Давида было много испытаний. Ему приходилось скрываться от царя Саула. Но он никогда не роптал на Бога и не превозносился над помазанником Господа (1Царей 26:9, 11, 23). Когда Давид согрешил против Бога, вступив в безнравственную связь с Вирсавией, и Божий пророк Нафан сурово его обличил, он смирился перед Богом (2Царей12:9—23). Позднее, когда вениамитянин по имени Шимей стал при всех осыпать Давида проклятиями, Давид проявил смирение и сказал военачальнику Авессе, который хотел убить Шимея за неуважение к царю: «Если мой собственный сын, который рождён от меня, ищет моей души, тем более этот вениамитянин! [...] Может быть, Господь увидит своими глазами и воздаст мне Господь добром за то, что сегодня Шимей меня проклинает» (2Царей 16:5—13). Спустя какое-то время Давид вопреки воле Бога сосчитал народ. В Библии говорится: «После того как Давид сосчитал народ, его сердце стало терзать его, поэтому Давид сказал Господу: „Я тяжело согрешил, сделав это. ...Я поступил очень глупо“» (2Царей24:1, 10). Хотя Бог наказал Давида, он не отверг его как царя. В том, что Давид смог вновь обрести благосклонность Бога, большую роль сыграло его смирение.

Смирение — одно из качеств Бога. То, что ему присуще это качество, не означает, что он ниже кого-то или должен кому-то подчиняться. Смирение Бога проявляется в том, что он с милосердием и сочувствием относится к смиренным грешникам. Уже тот факт, что Бог имеет дело с грешниками и отдал своего Сына в жертву за грехи людей, свидетельствует о его смирении. Бог около 6 000 лет терпит существование зла и, несмотря на грех первого человека, Адама, позволил появиться человеческому роду. По своей незаслуженной доброте Бог проявил милосердие к потомкам Адама, дав им возможность жить вечно (Рм 8:20, 21). Во всём этом наряду с другими прекрасными качествами Бога проявляется и его смирение.

Царь Давид видел, как в незаслуженной доброте Бога к нему отражалось Божье смирение, и ценил это. Когда Бог избавил Давида от рук всех врагов, он сказал: «Ты дашь мне щит спасения; твоё смирение возвеличивает меня» (2Царей 22:36; Пс 18:35). Хотя Бог в своём величии восседает на небесах небес, о нём говорится: «Кто подобен Господу, нашему Богу, который обитает в вышине? Он наклоняется, чтобы посмотреть на небо и землю, поднимает нищего из праха, возносит бедного из пепла, чтобы посадить его со знатными, со знатными из его народа» (Пс 113:5—8).

Живя на земле, Иисус Христос подал величайший пример в том, что значит быть смиренным служителем Бога. Вечером перед смертью Иисус, опоясавшись полотенцем, вымыл и вытер ноги всем 12 апостолам, хотя обычно это делал слуга или раб (Ин 13:2—5, 12—17). Ранее Иисус говорил ученикам: «Тот, кто возвышает себя, будет смирён, а тот, кто смиряет себя, будет возвышен» (Мф 23:12; Лк 14:11). Апостол Пётр, который был с Иисусом в ту ночь, запомнил прекрасный пример Иисуса, всегда поступавшего в согласии со своими словами. Позднее Пётр призывал соверующих: «Все же вы опояшьтесь смирением ума по отношению друг к другу... ...Смиритесь под могучую руку Бога, чтобы он возвысил вас в своё время» (1Пт 5:5, 6).

Апостол Павел побуждал христиан мыслить так же, как мыслил Иисус Христос. Он показал, что до прихода на землю Сын Бога занимал высокое положение, находясь со своим Отцом на небе, и что он с готовностью «лишил себя всего и принял образ раба, уподобившись людям». Также Павел написал: «Оказавшись в облике человека, [Иисус] смирил себя и был послушен до самой смерти, до смерти на столбе мучений». Слова Иисуса о том, что смирение вознаграждается, в полной мере исполнились на нём самом, как видно из сказанного Павлом далее: «Поэтому Бог ещё больше возвысил его и даровал ему имя, которое выше всякого имени» (Фп 2:5—11).

Ещё более поразительно то, что, заняв такое высокое положение и получив «всю власть на небе и на земле», чтобы исполнить волю Бога в отношении земли (Мф 28:18; 6:10), в конце Тысячелетнего правления Христос по-прежнему будет смиренным. В Библии говорится: «Когда же всё будет покорено ему, тогда и сам Сын покорится Тому, кто покорил всё ему, чтобы Бог был всем для всех» (1Кр 15:28).
Иисус Христос сказал о себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). Когда он предстал перед жителями Иерусалима как их Царь, он исполнил пророчество, в котором о нём говорилось: «Твой царь идёт к тебе. Он праведный. Он спасённый. Он смиренный и едет верхом на осле, сыне ослицы» (Зх 9:9; Ин 12:12—16). И когда Иисус, занимающий высокое положение на небе, выступит против врагов Бога, он исполнит пророческое повеление: «В своем великолепии устремись к победе, скачи верхом ради истины, смирения и праведности» (Пс 45:4). Это даёт смиренным людям повод для радости — даже если их, возможно, притесняют и угнетают те, кто горд и высокомерен. Они могут находить утешение в словах: «Ищите Господа, все кроткие земли, исполняющие его законы, ищите праведность, ищите кротость. Может быть, вы укроетесь в день гнева Господа» (Сф 2:3).

В словах Бога, сказанных Израилю перед уничтожением Иерусалима, для смиренных людей прозвучало не только предупреждение, но и утешение, ведь Бог заверил их, что в своё время он будет действовать ради их блага: «Тогда я удалю из тебя тех, кто высокомерно ликует, и ты больше никогда не будешь вести себя высокомерно на моей святой горе. Я оставлю посреди тебя народ смиренный и простой, и они найдут убежище в имени Бога» (Сф 3:11, 12). Благодаря смирению многие будут спасены, как написано: «Смиренных ты спасёшь, а надменных унизишь взглядом» (2Царей 22:28). Всё вышесказанное убеждает в том, что Царь Иисус Христос, который скачет верхом ради истины, смирения и праведности, спасёт свой народ, который смиряется перед ним и перед его Отцом.

Призывая христиан облечься в личность, которая «обновляется по образу Сотворившего её», апостол Павел сказал: «Как Божьи избранные, святые и возлюбленные, облекитесь в нежные чувства сострадания, доброту, смирение ума, кротость и долготерпение» (Кл 3:10, 12). Ссылаясь на превосходный пример Христа, он призывал их: «По смирению ума считайте других [служителей Бога] выше себя» (Фп 2:3). Кроме того, он побудил их: «О других думайте так же, как о себе, в мыслях не будьте высокомерны, но руководствуйтесь тем, что скромно. Не будьте благоразумными в собственных глазах» (Рм 12:16).

В том же духе Павел написал христианам в Коринфе: «Хотя у меня нет ни перед кем обязательств, я для всех сделался рабом, чтобы приобрести как можно больше людей. Так, для иудеев я стал как иудей, чтобы приобрести иудеев; для людей под законом я стал как человек под законом (хотя сам я не под законом), чтобы приобрести тех, кто под законом. Для людей без закона я стал как человек без закона (хотя я не без закона перед Богом, но под законом перед Христом), чтобы приобрести тех, кто без закона. Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых. Я стал всем для людей всякого рода, чтобы хоть как-нибудь спасти некоторых» (1Кр 9:19—22). Для этого требуется настоящее смирение.

Смирение содействует миру. Смиренный христианин не будет ссориться с братьями по вере, настаивая на своих правах. Апостол Павел писал, что он был вправе делать всё, что хотел, однако стремился делать только то, что содействовало укреплению, и, если какие-то его действия задевали бы совесть брата, он стал бы от них воздерживаться (Рм 14:19—21; 1Кр 8:9—13; 10:23—33).

Смирение также необходимо, чтобы сохранять мир, применяя совет Иисуса прощать людям их грехи (Мф 6:12—15; 18:21, 22). Если один человек обидел другого, смирение обидчика проявится в том, что он послушается повеления Иисуса подойти к обиженному, признать свою ошибку и попросить прощения (Мф 5:23, 24). А если обиженный сам подойдёт к нему, то обидчик будет побуждён признать ошибку и сразу же разрешить проблему, только если у него есть любовь и смирение (Мф 18:15; Лк 17:3; ср. Лв 6:1—7). Результаты, которые принесёт его смирение — мир с человеком,— намного перевесят чувство унижения. Кроме того, проявляя смирение, человек ещё больше укрепит и разовьёт в себе это прекрасное качество.

Смирение помогает христианину быть довольным тем, что у него есть, а также сохранять радость и уравновешенность. Слаженность христианского собрания, которую с помощью яркого примера описал апостол Павел в 12-й главе Первого письма коринфянам, основана на послушании, смирении и подчинении порядку, установленному в Божьей организации. Поэтому, хотя мужчинам в собрании говорится: «Кто стремится получить обязанности надзирателя, доброго дела желает», им также даётся предостережение не стремиться к ответственному положению — например к положению учителя в собрании — из честолюбия, поскольку те, кто наделен ответственностью, будут «судимы более строго» (1Тм 3:1; Иак 3:1).

Все — и мужчины, и женщины — должны подчиняться тем, кто берёт на себя руководство, а также ждать, когда Бог даст назначение или ответственное задание, ведь они исходят именно от него (Пс 75:6, 7). Сыновья Корея пели: «Лучше буду стоять на пороге в доме моего Бога, чем жить в шатрах нечестия» (Пс 84:10). Чтобы развить такое смирение, нужно время. Когда в Библии перечисляются требования для тех, кого назначают надзирателем, в ней говорится, что надзиратель не должен быть новообращённым, чтобы он «не возгордился и не подпал под суд, который вынесен Дьяволу» (1Тм 3:6).

Христиане предостерегаются от того, чтобы проявлять показное смирение. Тот, кто находит удовольствие в притворном смирении, может без причины превознестись своим плотским умом. По-настоящему смиренный человек не будет думать, что Царство Бога, или возможность войти в него, зависит от того, что; он ест или пьет, а от чего отказывается. Библия показывает, что человек может что-либо есть и пить или отказываться от какой-либо пищи ради здоровья или по велению совести. Однако, если он думает, что хорошие отношения с Богом зависят от того, ест ли он что-то или нет, пьёт или нет, прикасается к чему-либо или нет, соблюдает религиозные праздники или нет, то он не понимает, что «создаёт лишь видимость мудрости в своевольном поклонении и притворном смирении, в изнурении тела» и что в борьбе с желаниями плоти все это бесполезно (Кл 2:18, 23; Рм 14:17; Гл 3:10, 11).

Ложное смирение иногда приводит к тому, что человек становится высокомерным. Это происходит потому, что он может думать, будто праведен на основании своих дел, или же потому, что, как ему кажется, он всегда добивается чего хочет. Однако он не осознает, что Бога невозможно обмануть. В своё время высокомерный человек будет смирён самым неприятным для него образом. Он будет унижен, что в итоге может привести его к гибели (Пр 18:12; 29:23).


Рецензии