Поэма Чума

** **            
               
ЧУМА
(по мотивам лекций доктора
богословия, профессора А.И. Осипова)

                Ах, две души живут в больной груди моей,
                Друг другу чуждые, – и жаждут разделенья!
                И.В. Гёте
1

Пришла беда ползучая и к нам,
Подкрадываясь хитроумной ведьмой.
Народ укрылся в страхе по домам,
Осиротела и в церквах обедня.
Коварно прибирала стариков,
Но, как ни странно, не страдали дети.
Растерянность повсюду и запреты.
Хозяйкой стала многих городов,
Уверенно шагая по планете.
2
Коронавирус Лавру охватил
Зловещей хваткой накануне Пасхи.
В жару лежали многие без сил,
В страстной пяток на скорбных лицах маски.
Сломила многих пришлая беда,
И множились смертельные исходы.
Нагрянули и новые невзгоды:
Скандалила паломников орда
У врат закрытых, сотрясая своды.

3

И вот прорвались, просьбе вопреки
Наместника и воле Патриарха.
Взорвали карантин здоровяки.
Ни состраданий на лице, ни страха.
И тут «чума» лукаво по пятам
Вползла с толпою тихо и упрямо,
Усугубляя внутреннюю драму,
И зацвела по кельям тут и там
Под томный запах свеч и фимиама.

4

Толпе важней пасхальный ритуал
(В язычестве сильны свои устои).
И потому печален был финал –
В порыве дерзком ощущалось злое.
Не христиане были то, а сброд,
И заповедь главнейшую не чтили –
Любовь и состраданье позабыли.
Старались делать всё наоборот.
Настало торжество бесовской силы.

5

…И вот из Лавры к старцу своему
Пришёл послушник в тихую обитель.
Пришёл с вопросом:
– Отче, почему
Навёл на мир болезнь Господь-спаситель?
Мы каждый день в молитвенных трудах,
Постимся, причащаемся – и что же?
Наказаны, как все, и даже строже.
Напасть приобрела такой размах,
Что всюду мор. Скажи, за что?..
О Боже!..

6

Закончил речь и голову склонил
Взволнованный сей резкостью паломник.
А со стены Архангел Михаил
Смотрел на них в пределе полутёмном.
Отчаянный, тревожный монолог
Не прерывал седоволосый старец.
Вопрос был в чём-то дерзок и коварен
И очень тонок, словно волосок...
Согбенно замер молодой скиталец.

7

Скалой казалась мрачная стена
В пустом, пропахшем фимиамом зале.
Потрескивали свечи у окна,
И огоньки в подсвечниках дрожали…
Закрытые глаза монах открыл,
Смотрел в себя как будто взгляд застывший.
Могильный холод в тишине нависшей
Тревогою томительной давил.
Вот наконец промолвил еле слышно:

8

– Ты говоришь о том, что никогда
Земля не знала нынешних страданий…
Напасти были горше – вот беда!
О том гласит священное писанье:
Смывал людей губительный потоп,
Содом сгорал до пепла и Гоморра.
Бывало в мире и другое горе,
Когда рыдали многие взахлёб
От страшных войн и подлого террора.

9

Бог никого не может наказать,
И поощрений за добро не ждите.
Хотя лишь в Нём любовь и благодать,
А если и даёт, то по молитве.
Как может тот, кто пострадал за нас,
Уничтожать своих детей нещадно!
Такое утверждение нескладно.
Сквозит на сердце от подобных фраз,
А на душе темно и безотрадно.

10

Мы все вольны в поступках на земле,
Имеет каждый полную свободу.
Никто не остановит, даже в зле,
Защиты нет в болезнях и невзгодах.
Мы сами выбираем в жизни путь,
Но сдерживают нас земные путы:
Клеветники, погромщики да плуты.
Мешают независимо вздохнуть
То революция в стране, то смуты.

11

Бог – врачеватель душ, а не палач.
Всё, что ни делает для нас, – во благо.
Мы ро;пщем на Него от неудач,
К дарам земным стремимся, вот досада!
Хотим награду получить сейчас,
Духовное богатство не в почёте.
Нажива и корысть – одно заботит,
И верим в то, что нам не нужен Спас.
Кто мы без Бога?..
Жалкие сироты!..

12

Перекрестившись, старец замолчал.
Повисло в гулком храме ожиданье.
Коптила прогоревшая свеча,
А у дверей шептались прихожане…
– Теряю веру, отче, вот беда?
Из-за чего мы Богом позабыты?
В страданиях не чувствуем защиты,
Хотя идём за Господом всегда.
Как правильно молиться?
Научите!

13

То был порыв истерзанной души
Сомнения раскаяньем очистить.
Почтенный старец молвить не спешил,
Обняли аналой худые кисти.
Сказал он так:
– Не верим, что умрём!
И не желаем говорить о смерти.
Обыденность рисуем на мольберте,
Не смотрим вдаль, живём одним лишь днём
И маемся в бурлящей круговерти.

14

А вспомни двух злодеев со Христом
(Так промыслительно по нашим меркам).
Один и рвёт, и мечет. О земном
Лишь помыслы. Иисусу молвит дерзко:
«Ты многих исцелял, спаси и нас!»
Другой сказал:
«Нам по заслугам место!»
Библейские события известны:
Его, последнего, Спаситель спас.
И рай обещан в Царствии Небесном.

15

Мы разучились выдержке совсем.
Носимый крест тяжёл и слишком давит.
«За что Ты наказал нас?» – вопием
И в полное отчаянье впадаем.
Другие терпят череду невзгод
И молятся с усердием смиренно.
Просимое получат непременно,
Когда созреет их духовный плод,
Пред Господом покаявшись согбенно.

16

Закон Божественный гласит о том
(Мы с ним по жизни все века шагаем):
Добро к добру, а зло вернётся злом.
Вот почему так часто мы страдаем.
Уж слишком много накопилось зла
И раскалилось огненной лавиной.
Когда рванёт заложенная мина,
Испепелив живое всё дотла…
Придёт расплата к нам неотвратимо.

17

Аккумулирует в себе Земля
Энергию людского негатива,
Планете катаклизмами суля, –
Грядущих дней печальна перспектива.
Взорвётся ли кальдера иль вулкан?
Землетрясенье?.. Ураган?.. Цунами?..
Что ожидает нас?..
Виновны сами!
Ведь радость от греха всегда обман!
Людское зло смывается слезами!..

18

…Окончил старец проповедь свою,
Ходок склонился пред его очами.
Ещё вчера был где-то на краю,
Теперь вернётся твёрдыми шагами.
Поцеловал Евангелье и крест,
Сложил ладошки для благословенья.
Рассеялись как дым его сомненья.
Вот духовник свершил привычный жест,
Предвосхитив надежду пробужденья.

19

Духовных аксиом не изменить,
Вот и болезнь нагрянула расплатой.
Любое зло меняет жизни ритм,
Теперь «короной» будем мы распяты.
Страх перед смертью отрезвляет ум,
И, осознав, мы руки тянем к небу
И чаще ходим в церковь на молебен,
Чтоб не погибнуть от своих безумств.
Насущному так рады будем хлебу.

20

Поймём ли наконец причину зла,
Чтоб жить всегда по Божеским законам?
Тогда лишь только растворится мгла
И не достать нас никаким «коронам».
Идёт борьба веками двух начал:
Добра и зла… Всегда сильней злодеи,
Мы в стане их, когда бываем злее,
Пусть даже оступившись сгоряча,
Копытами забьём и орхидеи.

21

Жить по любви – какой простой завет,
Заложенный в основу мирозданья.
В нём жизни смысл – идти на Божий свет,
Чтоб наступила эра процветанья!
Гармония с природой велика,
Там торжествует мир и справедливость.
Пусть будет из угроз – гроза и ливень,
А радость в мире будет на века,
И пусть цветут прекрасные оливы".

"
Оливы символизируют мир, победу, радость, изобилие, чистоту, целомудрие и бессмертие.


Рецензии
Архистратиг Михаил
Беспокойство мурашками звал
Проверял чистоту он души,
Мощь и величие своё показал...

...и оттого скажу я многим,
Что время выбора идёт,
Душой ты к "чёрным" или "белым",
В добра стан или зла,
Определись.

Валера, понравилась твоя поэма! В такое непростое время живём, когда победа добра или зла зависит от выбора внизу, простого человека. И по выбору своему жить потом будем, укрытые выбранным "войском". Но уже стало намного светлее, дышать легче... Правильный выбор значит у большинства, поживём ещё...
С добром

Наташа Ко   22.06.2024 05:08     Заявить о нарушении
Спасибо,Наташа,за добрые слова!
Да, выпало нам прожить тревожное время. Не успели отойти от короны,а тут
война... И не видно ей ни конца, Николая, вот уже третий год!..
С теплом моей души!

Валерий Тёркин   27.06.2024 23:23   Заявить о нарушении
ни конца, ни края...

Валерий Тёркин   27.06.2024 23:25   Заявить о нарушении