Дракула. История и мифология о вампирах
© Обидина Ю. С., 2017 МИФ О ВАМПИРАХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Ю. С. Обидина
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Это миф, который уходит корнями в историю народов, населявших Балканы в древности, и превосходит как эпоху,так и регион, в котором он зародился. Возможно,
одна из самых интересных характеристик мифа о вампирах – неутомимая настойчивость, с которой человечество трансформирует его в современную форму, и он актуален и для текущего времени.
Христианская церковь эксплуатировала миф о вампире, чтобы приобрести большее влияние в обществе.
Итак, в средневековом фольклоре вампир – это оживший мертвец или фантом недавно умершего человека, который сохраняет свой прежний, живой вид, когда он выходит из могилы на ночь, чтобы пить кровь людей. Физические характеристики вампиров описываются как отсутствие разложения или сурового окоченения, бледность лица,
острые выступающие клыки.
Эти существа должны сосать кровь людей или млекопитающих для пропитания, их жертвы сами превращаются в вампиров, после укусов они вынуждены пить кровь
живых существ. На рассвете вампир должен вернуться в свою могилу или гроб.
Само слово «вампир» не встречается в английском языке до середины XVIII в. Исследователи отмечают, что, несмотря на то, что слово «вампир»
не входило в английский лексикон до 1734 года,оно встречается в различных текстах, потому что существо, именуемое вампиром, является хорошо зарекомендовавшим себя персонажем средневекового фольклора в Европе.
Ричард Дорсон, в своей
книге «Британские фольклористы отмечет , что «Появление европейского фольклорного вампира отражало в основном особенности, с помощью которых предполагалось отличать вампира от обычного трупа, когда была обнаружена могила подозреваемого вампира. Вампир имеет «здоровую» внешность и румяную кожу, он часто пухлый, его ногти и волосы выросли, и, прежде всего, он/она не разлагается или совсем не бледен» .Dorson R. M. The British Folklorists. A History. London: Routledge, Kegan Paul, 1968.
Дорсон отмечает, что вампиры, как полагают, «превращаются» в самых разнообраз-
ных животных, таких как волки, крысы, мотыль-ки и пауки. Кроме того, вампиры не имеют души, чтобы они не могли отбросить тень или отражение в зеркале. В некоторых традициях вампиры не могут войти в дом, если не приглашены, но, как только они будут приглашены, они могут прийти и вести себя по своему усмотре-
нию. Кроме того, Дорсон упоминает, что римско - католическая церковная традиция утверждает,что вампиры не могут войти в церковь или какое-либо святое место, потому что они слуги дьявола;однако он не ссылается на источник этих утверждений
Происхождение слова «вампир» столь же неясное, как и происхождение самой легенды. В своей статье «История слова вампир» профессор Катарина Уилсон пишет о четырех ясно заметных теориях касательно этимологии вампира».
Первая теория подразумевает, «что слово вампир и его славянские синонимы являются производными от турецкого слова «убер» – ведьма».
Вторая теория предполагает, что возможным источником происхождения слова вампир является греческое слово «;; ;;;;», что означает «пить».
Третья теория, которая сейчас является наиболее общепринятой, ссылается на славянское происхождение, объясняя, что «коренное существительное, лежащее в основе этого термина, считается сербским словом bamiur». Этимологи, однако,
не могут прийти к общему мнению о том, какое славянское однокоренное слово является источником вампира.
Четвертая группа лингвистов
выступает за то, что слово «вампир» – венгерского происхождения .
В Древней Греции философ Филострат упоминает тип демона, который принимает
тело человека в «Жизни Аполлония Тианского (ок. 170–247): «Эта прекрасная невеста – один из вампиров, то есть тех существ, которых мно-
гие считают ламиями... они посвящены Афродите, но особенно охочи до плоти людей... она призналась, что она вампир, и откармливала Мениппа [своего нового мужа] с удовольствием,прежде чем пожрать его тело, потому что это была ее привычка питаться молодыми и красивыми телами, так как их кровь чиста и сильна»
Этот тип вампирического существа назывался ламия, двусмысленная и второстепенная фигура в греческой мифологии. Римский писатель Апулей, автор книги «Метаморфозы, или Золотой осел», упоминает о Мерое, который высасывал жизненную силу .
Овидий определяет стригов как вампиров, которые превращаются в плотоядных птиц, летящих ночью сосать кровь детей и пожирать их тела
Вместо игнорирования этого мифа или его замены Церковь приписала вампиру дьявольские функции.
Августин Блаженный (354–430), философ и богослов, один из отцов церкви, рассуждая в «Граде Божьем» о том, как демон может использовать
тело в злых целях, пишет: «Подобно тому, как[демон] может из воздуха формировать тело любой формы и принять его так, чтобы явиться
в нем,
( Может уже тогда имели место комьютерные технологии ?? 3д изображения принимались за духов ???)
таким же образом он может одеть любую телесную вещь с любой телесной формой, чтобы появиться в ней» . Августин Аврелий. О граде Божьем. URL: https: //azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/ (дата обраще-
ния: 20.11.2017).
В конечном счете, Августин привносит миф о вампирах в христианство, делая вампира антитезой добра.
Кроме того,в 1215 году на IV соборе Папой Иннокентием III
было заявлено, что «Дьявол и другие демоны были созданы Богом добрыми по природе, но сами по себе они стали злыми» .
Так как вампиры были трупами, реанимированными дьяволами сатаны,соответственно, они стали злыми, и вампиризм стал божественным наказанием за грехи.
(Тут у меня вопросы у Сатаны были сотрудники дьяволы ? )
ответа пока не нашла
Что говорится в Библии
В Библии Сатана представлен как реальная личность, которая находится в невидимой для нас духовной сфере (Иов 1:6). В ней говорится, что он злобен, жесток и с яростью нападает на других (Иов 1:13—19; 2:7, 8; 2 Тимофею 2:26). Кроме того, в Библии приводится разговор Сатаны с Богом и Иисусом (Иов 1:7—12; Матфея 4:1, 11).
Как появилось это злое существо? Задолго до того как Бог сотворил человека, он создал своего Сына, первенца, который впоследствии стал известен как Иисус (Колоссянам 1:15). Со временем были сотворены и другие «сыновья Бога», названные ангелами (Иов 38:4—7). Все они были совершенными. Но один из них стал Сатаной.
Спустя несколько сотен лет после Августина философ и богослов Фома Аквинский (1225–1274)поддерживает утверждения Августина, используя аристотелевскую логику.
Аквинский отвечает непосредственно Августину: «Согласно католической вере, воля добрых ангелов подтверждается в добре, а воля демонов упирается во зле»
Возникает вопрос: зачем богослову доверять такому мифу?
Ответ кроется в сходстве между основными убеждениями христианства и вампиризма.
Жизненной основой обоих является кровь. Не может человек существовать без
крови; это суть жизни.
Некоторые народы полагали, что душа жила в крови; другие считали, что кровь была источником жизни.
Воины пили кровь своих убитых врагов, чтобы набраться сил. Кровь была по существу священна и играла заметную роль в ритуале поклонения богам и жертвоприношениях – на протяжении веков боги требовали крови, и, чтобы умилостивить их, человек послушно подчинялся.
По словам антрополога Рея Тэннахилла, доисторический человек представлял кровь как жизненную силу жизни . С помощью крови лечили болезни, использовали кровь для укрепления фундамента зданий, с ее помощью искали убийц, а с XIII века кровь начинает активно использоваться в колдовстве.
Исторически кровавая жертва считалась важной частью поклонения любому божеству. Использование Гомером крови, чтобы вернуть психеям память в «Одиссее», – всего лишь один пример того, какую важную роль играла кровь в ритуалах древних греков.
Первоначально Церковь воспринимала кровь как скверну, «теологически оправ-
дывая ее связь с кровопролитием и грехом», но в Средние века растет популярность веры, которая была сосредоточена на крови. Эта вера включала кровь святых, мучеников и Христа.
Вера заключалась в том, что святая кровь творит чудеса, такие как исцеление слепоты, паралича и проказы.
Следовательно, кровь всегда рассматривалась как источник жизни .
Питье крови врага древний способ поглотить суть этого человека
Об этом, согласно Библии, Христос просит своих последователей – вспомнить его, через вкушение его крови.
Согласно Евангелию от Иоанна: «Кто съест мою плоть и выпьет мою кровь, будет
иметь жизнь вечную.
Тот, кто питает мою плоть
и пьет мою кровь, обитает во мне, а я в нем»-Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / изд. подг. Е. Г. Рабинович; отв. М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1985. с. 54–57.
Таким образом, христиане пьют кровь Христа, так как она является частью его как духовного пропитания, а вампиры вынуждены пить «кровь» других для физического питания.
Принимая Христа, люди живут вечно как слуги Бога;
после же укусов вампира, люди живут вечно, как нежить.
Итак, оба способа потребления крови предлагают вечную жизнь в той или иной форме.Сходство функции крови в мифе о вампирах и христианстве объясняет, почему Церковь предпочла не устранить миф о вампире, а использовать его в качестве примера антитезы добра.
Благодаря учению Августина Аврелия и Фомы Аквинского, Церковь твердо определилась с догмой о демонах, что вампир может быть существом дьявола, и, следовательно, имеет реальное существование. Как религиозное учреждение,
Церковь является не только местом общения с Христом, но и местом утешения от зла и искупления греха. Именно благодаря этой функции средневековая церковь признала в вампире возможность использовать миф как инструмент для укрепления своей силы.
Большинство историй о вампирах в Европе происходит из одного географического района – Балкан. Самый известный человек, связанный с миромвампиров, – это Влад III, который родился в Трансильвании и правил Валахией.
Он не был вампиром, а был безжалостным правителем, который дважды не думал, убивая своих врагов. Он также является прототипом самого известного персонажа Брэма Стокера – Дракулы.
Если бы не Стокер, Влад III не был бы столь широко известен за пределами Балкан именно в таком амплуа.
Отец Влада III – Влад II, князь Валахии, региона, который сейчас является частью Румынии.Влад II правил с 1436 по 1447 годы. Он получил кличку Дракула в 1431 году, когда император Священной Римской империи Сигизмунд Люксембургский, наградил его орденом Дракона за храбрость в борьбе с турками.
Орден Дракона был рыцарским орденом, учрежденным сербской знатью и посвященный защите христианства от исламских турок. Дракула планировал получить политическую помощь от католической церкви и обеспечить защиту Валахии от Османской империи.
Его средним сыном и был Влад III.
Его также звали Владом, сыном Дракона, который на румынском языке звучит как Дракула .
Несмотря на то, что Дракула родился в Трансильвании, у него были претензии на трон Валахии. Он получал и терял трон трижды.Дракула воевал против мусульманских турок в Валахии и за ее пределами. Причем получал поддержку как от католической, так и от православной церквей. В 1459 году папа Пий II призвал христиан бороться с турками в крестовый поход против султана Мехмеда. Из-за внутренних дрязг
по всей Европе большинство правителей проигнорировали призыв Папы Римского, за исключением Дракулы, который немедленно ответил.
Конечно, Папа высоко оценил его мужество и лояльность. В письме королю Матьяшу от 11 февраля 1462 г. Дракула пишет о своих подвигах:
«[Мы убили] 23, 884 турков и булгар без учета тех, кого мы сжигали в домах или чья голова была отрезана солдатом» .
Памфлеты, выпущенные венгерским судом, после заключения Дракулы в тюрьму, где он провел время с 1462 г. до своей смерти в 1476 г., изображали Дракулу как:... сумасшедшего психопата,садиста, ужасного убийцу, мазохиста, одного из
худших тиранов в истории, гораздо хуже, чем самые развращенные императоры Рима, такие как Калигула и Нерон.
Среди преступлений, приписываемых Дракуле,варка живьем, сожжение обезглавливание и расчленение...
Один писатель описал Дракулу как окунающего хлеб в кровь своей жертвы, которые технически делают его живым вампиром... он также заставлял других
есть человеческую плоть.
Закономерен вопрос о правдивости этих описаний. Особо смущает то обстоятельство, что Папа,получив эти отчеты, не принял никаких мер по осуждению этих действий.
Поскольку Влад III отвечал на призыв Папы Римского к борьбе против турок, Церковь в конечном итоге несет ответственность за жестокие пытки, совершенные
Владом. Поэтому Церковь благодаря своему политическому влиянию и помогла создать исторического вампира.
Фольклорный вампир не был сексуально привлекательной фигурой; он был мертвым человеком, который пил кровь живых людей, т. е. он был монстром, который убивал окружающих.
В русском языке это термины «упырь» и «вурдалак». В албанском – «штрига». Только в греческом языке присутствуют «гелло», «драко», «дракаена»,«ламия», «вриколак», «брыкилак», «барбалак» и «бурдалак».
Легенды о вампирах появляются из-за страха смерти или страха перед тем, что происходит после смерти. Даже сегодня смерть воспринимается с ужасом, а не как естественный и неизбежный процесс. Страх смерти универсален. Смерть – это неотвратимый личный опыт,который никогда не может быть полностью понят или известен и неопределенность в том, что происходит вовремя и после смерти, является основой страха.
Европейская традиция по данному вопросу начинается с Гомера. Гомер иллюстрирует важность погребальных обрядов в «Илиаде», когда фактические боевые действия прекратились на нескольких дней для того, чтобы были соблюдены ритуалы и обряды во время похорон Патрокла .(Гомер. Илиада; Одиссея / пер. с древнегреч. В. В. Вересаева. М.: Просвещение, 1987)
Еще более пронзительный сюжет – когда Приам,царь Трои, умоляет Ахилла, убийцу своего сына,отдать ему тело Гектора для погребения, и Ахилл,нарушая главные моральные принципы своего времени – верность мужской дружбе, тело Гек-
тора возвращает.
Исследователи также говорят о возможности мести мертвых, которая присутствует как в древнегреческих верованиях, так и в современном греческом фольклоре – страх перед телесным возвращением после смерти доходил до такой степени,
что убийцы часто калечили трупы своих жертв,отрезая конечности, чтобы они не могли вернуться и отомстить.
Доказательства существования вампирических существ в древнем мире, похоже, идут дальше,чем утверждение необходимости в погребальных обрядах. Во II тысячелетии до н. э., в вавилонских и ассирийских текстах встречаются описания вампирических существ.
Среди них бесплотный демон utukku и ekimmu, который был душой мертвого человека, неспособного найти покой после смерти.
Вампироподобные существа женского пола, такие как ламия, хотя и были уродливыми в своей истинной форме, имели возможность принять внешность красивой девушки, чтобы заманивать мужчин.
С фантастическими вампирами совершенно другая история. Брэм Стокер, автор Дракулы, превратил вампира в секс символ. То есть к элементу насилия добавился еще элемент эротизма. Идея телесного контакта между смертными и сверхъестественными существами стара как мир; однако Церковь использовала и эту идею в своих целях.
Августин был первым, кто в полной мере рассмотрел, могут ли ангелы, поскольку они являются духами, телесно общаться с женщинами .
Вслед за ним Фома Аквинский внес свой вклад в обоснование этой идеи, считая, что общение между демонами и людьми возможным. Примерно с 1340 по 1653 гг. было
много споров о том, как демоны или дьявол могут сочетаться с людьми. Затем церковь, через «Молот ведьм», использует теории Аквинского,и вампир превращается в метафизического козла отпущения.
Таким образом, во многом именно христианству вампир обязан своей, казалось бы, бессмертной жизнью.
Используя миф о вампире для утверждения своего влияния на Балканах, христианская церковь «воплотила» вампира во вполне исторического персонажа, князя Дракулу и сохранила его для массовой культуры эпохи модерна, превратив едва ли не в секс-символ эпохи.
Где находится родина вампиров?
Замок Бран (рум. Castelul Bran; То;рксвар, венг. T;rcsv;r; То;рцбург, нем. T;rzburg) — замок в Румынии в местечке Бран, расположенном в 30 км от Брашова, на границе Мунтении и Трансильвании.
Какая болезнь у вампиров?
Порфири;я, или порфириновая болезнь (греч. ;;;;;;;; — «багряный; пурпурный»), — почти всегда наследственное нарушение пигментного обмена с повышенным содержанием порфиринов в крови и тканях при усиленном их выделении с мочой и калом.
Как называются дети вампиров?
Ребёнок от человека и такого вампира называется дампиром. Первые дампиры появились недавно, в конце 80-х — начале 90-х годов XX века.
Почему вампиров не видно в отражении?
Вампир - это инопланетное существо с абсолютно чёрной поверхностью. То есть, его кожа или что-то, покрывающее вампира, просто не отражает лучи, поэтому мы его и не увидим. Вернее, то, что мы видим - это галлюцинация, а сам вампир является абсолютно чёрным телом, впитывающим все лучи света, не отражая их.
Свидетельство о публикации №124060803308